Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии для 11 класса на 2012-2013 учебный год |
составила: учитель биологии Гаджимурадова А.М Количество часов в неделю: 1 Всего часов: 34 Составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И.Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5класс. Биология 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009// Учебник: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин. «Общая биология» 10-11класс.- М.:Дрофа, 2002. |
Рабочая программа по биологии для 10-11 классов составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов авторов И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М. Дрофа, 2009.) Пояснительная записка
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии 1 часа в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10-11 классы).
Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.
При двухгодичном курсе биологии в 10 классе изучаются разделы «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», а в 11 классе – «Вид», «Экосистемы». Резервное время в количестве 8 часов, предусмотренное в программе, использовано на проведение экскурсий и обобщающих уроков, которые позволяют обобщить и систематизировать знания, а также применить умения приобретенные на уроках.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин «Общая биология» М., Дрофа, 2002
а также методических пособий для учителя:
1. В.И. Сивоглазов, Т.С. Сухорукова, Т.А. Козлова «Биология. Общие закономерности» Книга для учителя. М., «Школа-Пресс», 1996
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. – М. Дрофа, 2009
3. Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М. Дрофа, 2006
дополнительной литературы для учащихся:
1. Д.К.Беляев, Г.М. Дымшиц «Общая биология» учебник для 10-11 класса, М., «Просвещение», 2003
2. Биологический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1989
3. Биология. Под ред. Проф. В.Н. Ярыгина. М., Медицина, 2001
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
Знать /понимать
· Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
· Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;
· Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
· Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
· Биологическую терминологию и символику;
Уметь
· Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции;
· Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистеме;
· Описывать особей вида по морфологическому критерию;
· Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
· Сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;
· Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
· Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, научно-популярных изданиях, компьтерных базах данных, ресурсах Интернета) и практически их использовать;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· Соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде;
· Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
· Оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии.
№ | Наименование разделов | Всего часов | Сроки | № урока | Краткое содержание урока | Учебные пособия | Тип урока | Дом. задание |
1 | История эволюционных идей | 4 | 1 неделя сентября | 1 | Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея | | вводный | Гл. 4.1 вопросы семинара и индивидуальные задания |
| | | 2 неделя сентября | 2 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка | | семинар | Гл. 4.2 вопросы семинара и индивидуальные задания |
| | | 3 неделя сентября | 3 | Предпосылки развития теории Ч.Дарвина | Доклады учащихся | семинар | Гл. 4.3,4.4 вопросы семинара и индивидуальные задания |
| | | 4 неделя сентября | 4 | Эволюционная теория Ч.Дарвина | Доклады учащихся | семинар | Повт. По учебнику 9 класса понятия «вид», «популяция» |
2 | Современное эволюционное учение | 9 | 1 неделя октября | 5 | Вид. Критерии и структура | | комбинированный | Гл. 4.5, составить конспект |
| | | 2 неделя октября | 6 | Популяция – структурная единица вида и эволюции | | комбинированный | Гл. 4.6, 4.7 |
| | | 3 неделя октября | 7 | Факторы эволюции | Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида» | комбинированный | Гл. 4.8, отчет о Л.р. |
| | | 4 неделя октября | 8 | Естественный отбор – главная движущая сила эволюции | | комбинированный | Гл. 4.9 |
| | | 1 неделя ноября | 9 | Адаптации организмов к условиям обитания | Лабораторная работа «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» | комбинированный | Гл. 4.10 отчет о Л.р. |
| | | 2 неделя ноября | 10 | Видообразование | | комбинированный | Гл. 4.11 |
| | | 3 неделя ноября | 11 | Сохранение многообразия видов | | комбинированный | Гл. 4.12, творческое задание (по желанию) |
| | | 4 неделя ноября | 12 | Доказательства эволюции органического мира | Тезисный конспект | Урок комплексного применения знаний | Подготовиться к зачету |
| | | 1 неделя декабря | 13 | Зачет №1 «Основные закономерности эволюции» | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах | Урок контроля и оценки знаний | |
3 | Происхождение жизни на Земле | 3 | 2 неделя декабря | 14 | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле | К.п | Урок изучения нового материала. лекция | Гл. 4.14, 4.15 вопросы семинара, индивидуальные задания |
| | | 3 неделя декабря | 15 | Современные представления о возникновении жизни | Доклады учащихся | Семинар | Гл. 4.15, 4.16 вопросы семинара, индивидуальные задания |
| | | 4 неделя декабря | 16 | Развитие жизни на Земле | таблица | Семинар | Гл. 4.16, таблица в тетради |
4 | Происхождение человека | 5 | 2 неделя января | 17 | Гипотезы происхождения человека | Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Гл 4.17, 4.18 отчет о П.р., индивидуальные задания |
| | | 3 неделя января | 18 | Положение человека в системе органического мира | Доклады учащихся | комбинированный | Гл. 4.18, 4.19 вопросы семинара, индивидуальные задания |
| | | 4 неделя января | 19 | Эволюция человека | Доклады учащихся | семинар | Гл. 4.19, 4-20 вопросы семинара, индивидуальные задания |
| | | 1 неделя февраля | 20 | Человеческие расы | Доклады учащихся | семинар | Подготовиться к зачету |
| | | 2 неделя февраля | 21 | Зачет №2 «Происхождение человека» | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах | Урок контроля и оценки знаний | |
5 | Экосистемы | 12 | 3 неделя февраля | 22 | Организм и среда. Экологические факторы | | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Гл. 5.1 индивидуальные задания |
| | | 4 неделя февраля | 23 | Абиотические факторы среды | | комбинированный | Гл. 5.2 |
| | | 1 неделя марта | 24 | Биотические факторы среды | | комбинированный | Гл.5.3 составить конспект |
| | | 2 неделя марта | 25 | Структура экосистем | | комбинированный | Гл. 5.4 индивидуальные задания |
| | | 3 неделя марта | 26 | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах | Таблица | комбинированный | Гл. 5.5 творческое задание: составить схемы передачи вещества и энергии в разных экосистемах |
| | | 1 неделя апреля | 27 | Причины устойчивости и смены экосистем | Практическая работа «Решение экологических задач» | комбинированный | Гл. 5.6 творческое задание (по желанию) найти в окружающей местности примеры изменения в экосистемах |
| | | 2 неделя апреля | 28 | Влияние человека на экосистемы | Практическая работа «Сравнительная характеристика природных и агроэкосистем» | комбинированный | Гл. 5.7, отчет о П.р. |
6 | Биосфера – глобальная экосистема | 2 | 3 неделя апреля | 29 | Биосфера – глобальная экосистема | Таблица | комбинированный | Гл. 5.8 |
| | | 4 неделя апреля | 30 | Роль живых организмов в биосфере | Рис. 170-171 учебника | комбинированный | Гл. 5.9 творческое задание: составить схему круговорота азота и фосфора |
7 | Биосфера и человек | 3+1 | 1 неделя мая | 31 | Биосфера и человек | Практическая работа «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде» | комбинированный | Гл. 5.10 вопросы семинара, индивидуальные задания |
| | | 2 неделя мая | 32 | Основные экологические проблемы современности и пути их решения | Научно-популярная литература, статьи, Интернет-ресурсы | Семинар | Гл. 5.11, 5.12 |
| | | 3 неделя мая | 33 | Зачет №3 «Экосистема» | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах | Урок контроля и оценки знаний | подготовить буклеты, мини-проекты, мультимедийные презентации |
| | | 4 неделя мая | 34 | Обобщающий урок по теме «Роль биологии в будущем» | Буклеты, мини-проекты, мультимедийные презентации | Круглый стол | |