Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 53 города Владивостока»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ № 53»
________________/И.С. Лунина/ ________________/Т.И. Гордова/
________________20___года _________________20____года
Рабочая программа
предмета «Биология»
(базовый уровень)
5 класс
2019 – 2020 учебный год
Составитель:
Бутковская Нина Николаевна
г. Владивосток
2019 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе. Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану. Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы по биологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2018 год, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение.
Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа» 2018 г., по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2018 г.
Согласно календарному графику учебное содержание курса включает 34 часа, 1 час в неделю (из 35 часов программы основного общего образования по биологии убран 1 час из резерва).
Планируемые предметные результаты изучения биологии в 5 классе
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
необходимости защиты окружающей среды;
объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
В эстетической сфере:
Промежуточная аттестация в форме теста.
Цели обучения
• освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы: работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.
Задачи обучения:
• формирование целостной научной картины мира;
• понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
• овладение научным подходом к решению различных задач;
• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
Требования
В результате освоения курса биологии 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
- оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;
- формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и понимать поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять - самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирать критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.).
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- объяснять приспособленность организмов на разных стадиях жизненных циклов;
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- перечислять свойства живого организма;
- различать (по таблице) основные группы живых организмов: доядерные (бактерии) и ядерные (растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные) и животных;
объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
- понимать смысл биологических терминов;
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); заболеваний: вызываемых растениями, слу, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма нарушения осанки, зрения ха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними:
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма
Содержание тем учебного курса
Биология. Введение в биологию. 5 класс
(35 часов – 1 ч. в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение ( 8 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Раздел 2. Многообразие живых организмов ( 14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов ( 6 ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы:
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.).
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы:
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Резерв - 1 час.
Календарно - тематическое планирование 5 класс
№ | Раздел/тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки |
план | факт |
Живой организм: строение и изучение | 8 | | |
1 | Введение. Живой организм | 1 | | |
2 | Наука о живой природе | 1 | | |
3 | Методы изучения природы | 1 | | |
4 | Увеличительные приборы | 1 | | |
5 | Живые клетки | 1 | | |
6 | Химический состав клетки | 1 | | |
7 | Вещества и явления в окружающем мире | 1 | | |
8 | Великие естествоиспытатели | 1 | | |
Многообразие живых организмов | 14 | | |
9 | Как развивалась жизнь на Земле | 1 | | |
10 | Разнообразие живого | 1 | | |
11 | Бактерии | 1 | | |
12 | Грибы | 1 | | |
13 | Растения. Водоросли | 1 | | |
14 | Мхи | 1 | | |
15 | Папоротники | 1 | | |
16 | Голосеменные растения | 1 | | |
17 | Покрытосеменные растения | 1 | | |
18 | Значение растений в природе и жизни человека | 1 | | |
19 | Животные. Простейшие | 1 | | |
20 | Беспозвоночные. | 1 | | |
21 | Позвоночные | 1 | | |
22 | Тест "Многообразие живых организмов" | 1 | | |
Среда обитания живых организмов | 6 | | |
23 | Три среды обитания | 1 | | |
24 | Жизнь на разных материках | 1 | | |
25 | Природные зоны | 1 | | |
26 | Жизнь в морях и океанах | 1 | | |
27 | Экскурсия в природу | 1 | | |
28 | Тест "Среда обитания живых организмов" | 1 | | |
Человек на Земле | 5 | | |
29 | Как человек появился на Земле. | 1 | | |
30 | Как человек изменил Землю. | 1 | | |
31 | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. | 1 | | |
32 | Здоровье человека и безопасность жизни | 1 | | |
33 | Тест «Человек на Земле» | 1 | | |
34 | Мир биологии. Обобщение знаний | 1 | | |
Состав УМК
Сонин Н. И., Захаров В.Б. Рабочая программа. Биология. 5-9 классы. М.: Дрофа,2018.
Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (концентрический курс). М.: Дрофа, 2018.
Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа. 2018.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2012.
Календарно – тематическое планирование
Дата план | Дата факт | Тема урока | Домаш-нее зада-ние | |
| | Тема: Живой организм: строение и изучение ( 8 часов) | | |
| | Что такое живой организм. Основные свойства живых организмов | № 1 | |
| | Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. | №2 | |
| | Методы изучения природы. Л.Р. № 1. «Знакомство с оборудованием для научных исследований». Л.Р.№ 2. «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» | №3 | |
| | Увеличительные приборы Л.Р.№ 3. «Устройство ручной лупы, светового микроскопа» | №4 | |
| | Клетка – элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и др. органоидов. Л.Р. № 4. «Строение клеток кожицы чешуи лука» | № 5 | |
| | Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Л.Р.№5 «Определение состава семян пшеницы». | № 6 | |
| | Вещества и явления в окружающем мире | № 7 | |
| | 8.Знаменитые естествоиспытатели (защита проектов). Обобщение знаний по теме. Тестирование. | № 8 | |
| | Тема 2: Многообразие живых организмов (14 часов). | | |
| | 1/9. Развитие жизни на Земле. | №9 | |
| | 2/10. Разнообразие живых организмов. | № 10 | |
| | 3/11. Бактерии. Строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль а природе и жизни человека. | № 11 | |
| | 4/12. Грибы. Особенности строения, жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | № 12 | |
| | 5/13. Царство - Растения. Водоросли | № 13 | |
| | 6/14. Мхи | №14 | |
| | 7/15. Папоротники. | № 15 | |
| | 8/16. Голосеменные растения. | №16 | |
| | 9/17. Покрытосеменные (цветковые)растения. | № 17 | |
| | 10/18. Значение растений в природе и жизни человека Контроль знаний – биологический диктант. | № 18 | |
| | 11/19. Царство – Животные. Простейшие. | № 19 | |
| | 12/20. Беспозвоночные животные. | № 20 | |
| | 13/21. Позвоночные животные. | № 21 | |
| | 14/22. Значение животных в природе и жизни человека. | №22 | |
| | Тема 3. Среда обитания живых организмов (6 часов) | | |
| | 1/23. Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. | №23 | |
| | 2/24.Приспособленность организмов к среде обитания. Пр.р. 1. «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания» | № 23 | |
| | 3/25. Растения и животные разных материков. Евразия. Северная Америка. Африка. Пр.р. 2. «Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации». | № 24 | |
| | 4/26.Растения и животные разных материков. Южная Америка. Австралия. Антарктида. | № 24 | |
| | 5/27. Природные зоны Земли. | №25 | |
| | 6/28. Жизнь в морях и океанах. | № 26 | |
| | Тема 4: Человек на Земле (5 часов). | | |
| | 1/29. Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека. | № 27 | |
| | 2/ 30. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. | №28 | |
| | 3/31. Биологическое, его обеднение и пути сохранения. | №29 | |
| | 4/32. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. | №30 | |
| | 5/33. Здоровье человека и безопасность жизни. Пр.р. 3. «Измерение своего роста и массы тела» 4. «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи». | № 31 | |
| | Обобщение (2часа) | | |