СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 53 города Владивостока»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ


Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ № 53»


________________/И.С. Лунина/ ________________/Т.И. Гордова/


________________20___года _________________20____года










Рабочая программа

предмета «Биология»



(базовый уровень)


5 класс





2019 – 2020 учебный год











Составитель:

Бутковская Нина Николаевна




г. Владивосток

2019 год


Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе. Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану. Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы по биологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2018 год, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение.  

Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа» 2018 г., по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2018 г.

          Согласно календарному графику учебное содержание курса включает 34 часа, 1 час в неделю (из 35 часов программы основного общего образования по биологии убран 1 час из  резерва).

Планируемые предметные результаты изучения биологии в 5 классе

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).

  •  необходимости защиты окружающей среды;

  • объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;

  • выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

  • освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

В эстетической сфере:

  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

         Промежуточная аттестация в форме теста.


Цели обучения


• освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы: работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.


Задачи обучения:


• формирование целостной научной картины мира;

• понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

• овладение научным подходом к решению различных задач;

• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.

Требования


В результате освоения курса биологии 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

- оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

- оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;

- формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и понимать поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять - самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель УД;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

- выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирать критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.).

- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

- определять роль в природе различных групп организмов;

- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

- объяснять приспособленность организмов на разных стадиях жизненных циклов;

- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

- перечислять свойства живого организма;

- различать (по таблице) основные группы живых организмов: доядерные (бактерии) и ядерные (растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные) и животных;

объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

- понимать смысл биологических терминов;

характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); заболеваний: вызываемых растениями, слу, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма нарушения осанки, зрения ха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма












































Содержание тем учебного курса


Биология. Введение в биологию. 5 класс

(35 часов – 1 ч. в неделю)


 Раздел 1. Живой организм: строение и изучение ( 8 ч)

        Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

        Лабораторные и практические работы:

        Знакомство с оборудованием для научных исследований.

        Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Раздел 2. Многообразие живых организмов ( 14 ч)

        Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов ( 6 ч)

        Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

        Лабораторные и практические работы:

        Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.).

Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)

        Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность   жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

        Лабораторные и практические работы:

        Измерение своего роста и массы тела.

        Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

 Резерв - 1 час.



Календарно - тематическое планирование 5 класс

Раздел/тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

план

факт

Живой организм: строение и изучение

8



1

Введение. Живой организм

1



2

Наука о живой природе

1



3

Методы изучения природы

1



4

Увеличительные приборы

1



5

Живые клетки

1



6

Химический состав клетки

1



7

Вещества и явления в окружающем мире

1



8

Великие естествоиспытатели

1



Многообразие

живых организмов

14



9

Как развивалась жизнь на Земле

1



10

Разнообразие живого

1



11

Бактерии

1



12

Грибы

1



13

Растения. Водоросли

1



14

Мхи

1



15

Папоротники

1



16

Голосеменные растения

1



17

Покрытосеменные растения

1



18

Значение растений в природе и жизни человека

1



19

Животные. Простейшие

1



20

Беспозвоночные.

1



21

Позвоночные

1



22

Тест "Многообразие

живых организмов"

1



Среда обитания

живых организмов

6



23

Три среды обитания

1



24

Жизнь на разных

материках

1



25

Природные зоны

1



26

Жизнь в морях и океанах

1



27

Экскурсия в природу

1



28

Тест "Среда обитания живых организмов"

1



Человек на Земле

5



29

Как человек появился на Земле.

1



30

Как человек изменил Землю.

1



31

Жизнь под

угрозой. Не станет ли Земля пустыней.

1



32

Здоровье человека и безопасность

жизни

1



33

Тест «Человек на Земле»

1



34

Мир биологии. Обобщение

знаний

1









Состав УМК

  1. Сонин Н. И., Захаров В.Б. Рабочая программа. Биология. 5-9 классы. М.: Дрофа,2018.

  2. Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (концентрический курс). М.: Дрофа, 2018.

  3. Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа. 2018.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2012.



























Календарно – тематическое планирование



Дата план

Дата

факт

Тема урока

Домаш-нее зада-ние




Тема: Живой организм: строение и изучение ( 8 часов)





  1. Что такое живой организм. Основные свойства живых организмов

№ 1




  1. Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук.

№2




  1. Методы изучения природы.

Л.Р. № 1. «Знакомство с оборудованием для научных исследований».

Л.Р.№ 2. «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»

№3




  1. Увеличительные приборы

Л.Р.№ 3. «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»

№4




  1. Клетка – элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и др. органоидов.

Л.Р. № 4. «Строение клеток кожицы чешуи лука»



№ 5




  1. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке.

Л.Р.№5 «Определение состава семян пшеницы».



№ 6




  1. Вещества и явления в окружающем мире

№ 7




8.Знаменитые естествоиспытатели (защита проектов). Обобщение знаний по теме. Тестирование.

№ 8




Тема 2: Многообразие живых организмов

(14 часов).





1/9. Развитие жизни на Земле.

№9




2/10. Разнообразие живых организмов.

№ 10




3/11. Бактерии. Строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль а природе и жизни человека.

№ 11




4/12. Грибы. Особенности строения, жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

№ 12




5/13. Царство - Растения. Водоросли

№ 13




6/14. Мхи

№14




7/15. Папоротники.

№ 15




8/16. Голосеменные растения.

№16




9/17. Покрытосеменные (цветковые)растения.

№ 17




10/18. Значение растений в природе и жизни человека

Контроль знаний – биологический диктант.

№ 18




11/19. Царство – Животные. Простейшие.

№ 19




12/20. Беспозвоночные животные.

№ 20




13/21. Позвоночные животные.

№ 21




14/22. Значение животных в природе и жизни человека.

№22




Тема 3. Среда обитания живых организмов

(6 часов)





1/23. Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов.

№23




2/24.Приспособленность организмов к среде обитания.

Пр.р. 1. «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»

№ 23




3/25. Растения и животные разных материков. Евразия. Северная Америка. Африка.

Пр.р. 2. «Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации».

№ 24




4/26.Растения и животные разных материков. Южная Америка. Австралия. Антарктида.

№ 24




5/27. Природные зоны Земли.

№25




6/28. Жизнь в морях и океанах.

№ 26




Тема 4: Человек на Земле

(5 часов).





1/29. Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека.

№ 27




2/ 30. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

№28




3/31. Биологическое, его обеднение и пути сохранения.

№29




4/32. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.

№30




5/33. Здоровье человека и безопасность жизни.

Пр.р. 3. «Измерение своего роста и массы тела»

4. «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».



№ 31




Обобщение (2часа)