СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для студентов СПО на 36 ч.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«Новосибирский машиностроительный колледж»









Комплект учебно-программной документации

по предмету «Биология»



уровень: базовый




по профессии среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена






















Новосибирск – 2016 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Биология»

для обучающихся на базе основного общего образования


























Новосибирск – 2016 г.

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта «Биология», рекомендованной «Федеральным институтом развития образования» (ФГАУ «ФИРО»). Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»











СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

15






паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Биология»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебного предмета «Биологи» является частью образовательной программы среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) среднего профессионального образования (далее – СПО) на базе основного общего образования по программе подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ), по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС), соответствующего профиля.

1.2. Место учебного предмета в структуре образовательной программы: дисциплина «Биология» входит в общеобразовательный цикл ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ, ППКРС) с учетом требований ФГОС и профиля профессионального образования.

1.3.Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Химия»:

1.3.1.Личностные требования включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Личностные результаты освоения дисциплиной «Химия» отражают:

  1. российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

  2. гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  3. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  4. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  5. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  6. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  7. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  8. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

  9. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.


1.3.2.Метапредметные требования

– осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических

явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных

научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками

информации;

− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том

числе с использованием современных информационно-коммуникационных

технологий;

− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой

природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов

состояния окружающей среды и рационального использования природных

ресурсов;

− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической

деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые

объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

− способность применять биологические и экологические знания для анализа

прикладных проблем хозяйственной деятельности;

− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке

естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

1.3.3. Предметные требования включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты

− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой при-

роде, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

− владение основными методами научного познания, используемыми при

биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных

изменений в природе;

− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим

проблемам и путям их решения.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебного предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 15 часов.





51

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета


2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося


15



2.2. Рабочий тематический план и содержание учебного предмета «Биология»




Наименование

разделов

и тем




Содержание учебного материала, практические и самостоятельные работы учащихся



Объем часов


Уровень

усвоения

Введение

Содержание учебного материала.

  • Признаки живых организмов и их многообразие.

  • Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей.

  • Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования

1

2

Самостоятельная работа:

  • Подготовка презентации «История становления биологии как науки»

1

Раздел 1. Учение о клетке






Содержание учебного материала.

  • Химическая организация клетки.

  • Краткая история изучения клетки.

  • Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

  • Строение и функции клетки.

  • Прокариотические и эукариотические клетки.

  • Вирусыкак неклеточная форма жизни и их значение.

  • Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)

  • Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

  • Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический

  • обмен.

  • Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации.

  • Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

  • Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.

  • Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.

  • Митоз. Цитокинез.

4

3














Практическая работа:

  • Строение клетки

  • Сравнение строения клеток растений и животных

2

Самостоятельная работа:

  • Подобрать материал к докладу «История развития цитологии », «Строение функции клетки», «Вирусы»

  • Подготовить презентацию «Строение эу- и прокариот»

3



Раздел 2. Организм. размножение и индивидуальное развитие организмов








Содержание учебного материала.

  • Размножение организмов. Организм — единое целое. Многообразие организмов.

  • Размножение — важнейшее свойство живых организмов.

  • Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

  • Индивидуальное развитие организма.

  • Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

  • Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.

  • Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека

4

2

Практическая работа:

  • Сравнение митоза и мейоза

  • Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

4

Самостоятельная работа:

  • Подготовить презентацию по теме: «Влияние вредных веществ на развитие зародыша человека»

4


Раздел 3. Основы генетики и селекции














Содержание учебного материала.

  • Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

  • Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

  • Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека.

  • Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.

  • Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

  • Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

2

3















Практическая работа:

  • Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

  • Решение генетических задач.

  • Анализ фенотипической изменчивости.

  • Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

4

Самостоятельная работа:

  • Про решать задачи по генетике

  • Составить коллективного проекта по разделу: «Основы генетики и селекции» используя дополнительную литература и интернет ресурсы

3

Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на земле. эволюционное учение

Содержание учебного материала.

  • Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни.

  • История развития эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

  • Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной

  • естественно-научной картины мира.

  • Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция —

  • структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая

  • теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании

  • (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции.

  • Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и

  • прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

2

3







Практическая работа:

  • Описание особей одного вида по морфологическому критерию.

  • Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной).

  • Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

2

Самостоятельная работа:

  • Критически осмыслить и подобрать информацию, используя ресурсы интернета с целью подготовки проекта «Гипотезы происхождения жизни»


2

Раздел 5. Происхождение человека

Содержание учебного материала.

  • Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.

  • Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас

  • Критика расизма

2

3

Практическая работа:

  • Анализ фильма и заполнение таблицы

2

Самостоятельная работа:

  • Критически осмыслить информацию, использую ресурсы интернета, по теме: «Происхождение человека»


2

Раздел 6. Основы экологии

Содержание учебного материала.

  • Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей

  • средой.

  • Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль

  • живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

  • Биосфера и человек

  • Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

6

2

Практическая работа:

  • Заполнение таблицы «Экологические факторы»

  • Написание контрольной работы

1

Самостоятельная работа:

  • Критически осмыслить информацию, использую ресурсы интернета, по теме «Экология», «Бионика»

  • Подготовка к Дифференцированному зачету

3


Всего:

Максимальная нагрузка

51


Обязательная нагрузка

36


в том числе практические работы

12


Самостоятельная работа

15


3. условия реализации рабочей программы предмета

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета «Биология»

Оборудование учебного кабинета:

Оборудование учебного кабинета:

-рабочие места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

- набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ;

- комплект учебно-наглядных пособий «биология»;

- наглядные и электронные пособия;

- методические разработки уроков и мероприятий.

Технические средства обучения:

1.Персональный компьютер

2.Проектор стационарный

3.Мультимедийная активная акустическая стереосистема


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: Каменский А.А. Биология М Дрофа 2014.

Дополнительные источники:

  • Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. —М., 2014.

  • Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.

  • Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.

  • Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ. Учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2014.

  • Никитинская Т.В. Биология: карманный справочник. — М., 2015.

  • Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.

  • Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень). 10—11 класс. — М., 2014

Для преподавателей

  • Биология: в 2 т. / под ред. Н. В. Ярыгина. — М., 2010.

  • Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. — М., 2010.

  • Дарвин Ч. Сочинения. — Т. 3. — М., 1939.

  • Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 2006.

  • Кобылянский В.А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. — М.,2010.

  • Орлова Э.А. История антропологических учений: учебник для вузов. — М., 2010.

  • Пехов А.П. Биология, генетика и паразитология. — М., 2010.

  • Чебышев Н.В., Гринева Г.Г. Биология. — М., 2010.

  • www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).

  • www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).

4. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета «БИОЛОГИЯ»

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения


В результате освоения учебной дисциплины «Биология» на базовом уровне обучающийся должен

Знать/понимать:

• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

Уметь:

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


В результате освоения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен уметь:

• называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

• определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;

• характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

• объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;

• выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

• проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

• определять возможность протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде

• оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы

• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лаборатоным оборудованием

• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников

Текущий контроль в форме:

  • самостоятельных работ;

  • практических работ;

  • тематических тестов;

  • биологических диктантов;

  • контрольных работ по темам учебной дисциплины.







Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно



7