СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 3 ИМЕНИ А.И. ПОКРЫШКИНА»
«РАССМОТРЕНО» | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДЕНО» |
|
руководитель методического объединения протокол № ____ от _______ ________________________ | заместитель директора по УВР _________________________ | приказ директора школы № ______ от ___________ _______________________
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Биология |
Класс 5-9 |
Учебный год 2020-2021 |
Срок реализации программы 2020-2025 |
Учитель (ФИО) Дементьева Оксана Владимирова |
г. Муравленко
2020
Пояснительная записка
Программа по биологии для основной школы предназначена для учащихся 5-9 классов МБОУ ”Школа №3 им. А.И. Покрышкина”, изучающих предмет на базовом уровне.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, является частью основной образовательной программы МБОУ “Школа №3 им. А.И. Покрышкина”, составлена на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования, авторской программы В.В. Пасечника.
Выполнение программы реализуется на базе УМК “Линия жизни” под редакцией профессора В.В. Пасечника.
В программе также учитываются основные идеи и положения программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования преемственность с программой начального общего образования.
Цели и задачи курса:
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционно Ч. Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и ненаследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни;
овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдение за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов;
освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Содержание обучения рассчитано на 245 часа. Из них:
5 класс - 35 часов
6 класс - 35 часов
7 класс - 35 часов
8 класс - 70 часов
9 класс - 70 часов
Планируемые результаты
личностные результаты | метапредметные результаты | предметные результаты |
1) воспитание российской и гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знания языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6)развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видов деятельности; 8)формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9)формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 10)осознания значения семьи в жизни человека общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничества и совместную деятельность с учителем и сверстникам, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликт на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11)формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий; развитие мотивации к овладению культурной активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12)формирование и развитие экологического мышления, умения, применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. | 1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мир; 2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах явлениях закономерностях, об основных биологических теориях экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере наследственности, и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; 3) приобретение опыта использования методов биологической науки проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; 4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установкии в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биобразования и природных местообитаний видов растений и животных; 5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; 6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труд и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. |
Планируемые результаты изучения курса биологии
Живые организмы
Учащиеся научатся:
выделять существенные признаки биологических объектов(клеток и организмов растений и животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать родство различных таксонов растений, животных. грибов и бактерий, приводить доказательства;
аргументировать различия растений, животных, грибов и бактерий, приводи доказательства;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примере сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи межу особенностям строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Учащееся получат возможность научится:
находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной форм в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, ухода за домашними животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению. к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Человек и его здоровье
Учащиеся научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
аргументировать взаимосвязь человека и окружающей среды, родство человека с животными, приводить доказательства;
аргументировать отличия человека от животных, приводить доказательства;
аргументировать необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний, проводить доказательства;
объяснять эволюцию вида человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
выявлять примеры и объяснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять результаты;
знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
анализировать и оценивать влияние факторов на здоровье человека;
описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Учащиеся получит возможность научится:
объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожения, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной форм в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной научно-популярной литературе, интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформить ее в виде устных сообщений и докладов;
анализировать и оценивать целевые смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную. деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Общие биологические закономерности
Учащиеся научатся:
выделять существенные признаки биологических объектов (вид, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
аргументировать необходимость защиты окружающей среды, приводить доказательства;
аргументировать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды, приводить доказательства;
осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрыть роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результат;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, уход за ними в агроценозах;
находить в учебной научно-популярной литературе, интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Учащиеся получит возможность научится:
понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению. к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, интернет - ресурсах, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системы моральных норм и ценностей по отношению кобъектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей(признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение объектам живой природы);
создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетике, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание курса биологии
5 класс
Биология - наука о живых организмах-5 часов
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мир и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологически объектов. Правила работы в кабинет биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость)
Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов -11 часов
Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Увеличительные приборы. Химический состав клетки. Строение клетки. Особенности строения клеток. Пластиды. Жизнедеятельность клеток. Деление и рост клеток
Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.
Многообразие организмов – 19 часов
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы. Строение многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Строение и многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека. Характеристика царства Растения. Водоросли. Лишайники. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи). Семенные растения. Голосеменные растения. Покрытосеменные, или Цветковые растения. Общая характеристика царства Животные. Подцарство Одноклеточные. Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. Позвоночные животные.
6 класс
Жизнедеятельность организмов -17 часов
Многообразие организмов. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма.Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращения энергии почвенное питание и воздушное питание(фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Питание бактерий и грибов. Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. Плотоядные и всеядные животные. Транспорт веществ. Движение. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Прием выращивания и размножения растений и уход за ними.
Строение и многообразие покрытосеменных растений - 18 часов
Строение семян. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней. Побег и почки. Строение стебля. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения побегов. Строение и разнообразие цветов. Соцветия. Плоды. Размножение покрытосеменных растений. Классификация покрытосеменных растений. Класс Двудольные растения. Класс Однодольные растения. Многообразие живой природы. Охрана природы.
Царство Животные
7 класс
Введение. Повторение за курс 6 класса – 2 часа
Строение и многообразие покрытосеменных растений
Жизнедеятельность растений
Многообразие организмов, их классификация - 3 часа
Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных(раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.
Многообразие животного мира - 25 часов
Общая характеристика простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Тип Кишечнополостные
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа кишечнополостные. Регенерация. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Типы червей.
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании.
Тип Моллюски
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в природе и жизни человека
Тип Членистоногие.
Общая характеристикака типа Членистоногиех. Среды жизни. Охрана членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значений в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи-переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые- вредители. Насекомые-переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Тип Хордовые
Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика Надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения процессов жизнедеятельности у рыб в связи с образом жизни. размножение и развитие, миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыболовство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространения земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение, развитие земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Происхождения птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатур млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие-переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы животных. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие пород домашних млекопитающих. Приемы выращивания домашних млекопитающих ухода за ними.
Эволюция животных, и их охрана -2 часа
Этапы эволюции органического мира. Освоение суши растениями и животными
Экосистемы -3 часа
Экосистема. Искусственные экосистемы. Среда обитания организмов. Экологические факторы.
Лабораторные работы по разделу “Живые организмы”
Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними
Приготовление микропрепарата кожицы лука (мякоти плода томата)
Изучение органов цветкового растения
Изучение строения позвоночного животного
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений
Изучение внешнего строения папоротника
Изучения внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений
Изучение внешнего строения покрытосеменных растений
Определение признаков класса в строении растений
Изучение строения плесневых грибов
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения
Изучение внешнего строения насекомого
Изучение типов развития насекомых
Изучение внешнего строения и передвижения рыб
Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц
Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих
Человек и его здоровья
8 класс
Повторение за курс 7 класса – 2 часа
Многообразие животного мира
Введение в науки о человеке – 3 часа
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходство и различия человека и животных. Особенности человека как социального существа.
Общие обзор организма человека – 3 часа
Клетка- основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека их строение и функции. Организм человека как биосистема.
Опора и движение – 7 часов
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рос. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямо хождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Внутренняя среда организма – 4 часа
Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Свертываемость крови. Переливание крови. Группы крови. Иммунитет. Нарушение иммунной системы человека. Вакцинация.
Кровообращение и лимфообращение – 5 часов
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Состав крови. Форменные элементы крови. Группы крови. Свертываемость крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение и функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечении.
Дыхание – 4 часа
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасение утопающего, отравлении угарным газом.
Пищеварение - 6 часов
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строении и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад И.П. Павлова в изучении пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.
Обмен веществ и превращение энергии – 4 часа
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминоза и авитаминозов и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела.
Выделение продуктов обмена – 3 часа
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.
Покровы тела человека – 3 часа
Поддержание температуры тела. Покровы тела Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Прием оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика
Нейрогуморальная регуляция функций организма – 8 часов
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Нарушения деятельности нервной систем и их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.
Органы чувств. Анализаторы – 4 часа
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушение зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органы слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность - 6 часов
Высшая нервная деятельность человека. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысление, восприятие, словесно-логическое мышление, способность к накоплению передаче информации из поколения в поколение. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека
Размножение и развитие человека – 4 часа
Половая система: строение и функции. Оплодотворение внутриутробное развитие. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Человека и окружающая среда – 4 часа
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Человек и окружающая среда. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Лабораторные работы по разделу “Человек и его здоровье”
Выявление особенностей строения клеток разных тканей
Выявление нарушения осанки и наличие плоскостопия
Сравнение микроскопического строения крови лягушки и человека
Подсчет частоты пульса в разных условиях
Изучение строения и работы органов зрения
Общие биологические закономерности
9 класс
Введение. Биология в системе наук – 2 часа
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы.
Основы цитологии – науки о клетки – 12 часов
Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Деление клетки-основа размножения, роста и развития организмов. Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии- признак живых организмов
Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов -6 часов
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Основы генетики – 9 часов
Генетика как отрасль биологической науки. Методы исследования наследственности. Наследственность и изменчивость- свойства организмов. Хромосомная теория наследственности. Наследственная и ненаследственная изменчивость Приспособленность организмов к условиям среды.
Генетика человека – 3 часа
Методы изучения наследственности человека Генотип здорового человека
Основы селекции и биотехнологии – 3 часа
Основы селекции. Достижение мировой и отечественной селекции. Биотехнологии: достижения и перспективы развития
Эволюционное учение – 9 часов
Учение об эволюции органического мира. Вид. Критерии вида. Популяционная структура вида. Видообразование. Борьба за существование и естественный отбор. Адаптация как результат естественного отбора
Возникновение развитие жизни на Земле – 6 часов
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.
Ввзаимосвязи организмов и окружающей среды – 18 часов
Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема(биогеоценоз). Агроэкосистема как искусственное сообщество организмов. Биосфера- глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространения и роль живого вещества в биосфере. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. современные экологические проблемы, и влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Лабораторные работы по разделу “Общие биологические закономерности”
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах.
Выявление изменчивости организмов
Выявление приспособлений у организмов среде обитания (на конкретных примерах)
Тематическое планирование
№ | тема/раздел | количество часов |
5 класс (35 часов, 1 час в неделю) | ||
Биология - наука о живых организмах-5 часов | ||
1 | Биология - наука о живой природе | 1 |
2 | Методы изучения биологии | 1 |
3 | Как работают в лаборатории | 1 |
4 | Разнообразие живой природы | 1 |
5 | Среды обитания организмов | 1 |
Клетка- основа строения и жизнедеятельности организмов - 11 часов | ||
1 | Увеличительные приборы | 1 |
2 | Химический состав клетки. Неорганические вещества | 1 |
3 | Химический состав клетки. Органические вещества | 1 |
4 | Строение клетки. | 2 |
5 | Лабораторная работа “Приготовление и рассматривание микропрепарата кожицы чешуи лука под микроскопом” | 1 |
6 | Особенности строения клеток. Пластиды. Хлоропласты | 1 |
7 | Жизнедеятельность клетки | 1 |
8 | Деление и рост клеток | 1 |
9 | Обобщении и систематизация знаний по теме “Клетка - основа строения жизнедеятельности” | 1 |
10 | Контрольная работа по теме “Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов” | 1 |
Многообразие организмов - 19 часов | ||
1 | Классификация организмов | 1 |
2 | Строение и многообразие бактерий | 1 |
3 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 |
4 | Строение и многообразие грибов | 1 |
5 | Лабораторная работа “Особенности строения мукора и дрожжей” | 1 |
6 | Роль грибов в природе и жизни человека | 1 |
7 | Характеристика царства Растения | 1 |
8 | Водоросли | 1 |
9 | Лишайники | 1 |
10 | Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи) | 1 |
11 | Семенные растения. Голосеменные растения | 1 |
12 | Покрытосеменные, или Цветковые растения | 1 |
13 | Общая характеристика царства Животные | 1 |
14 | Подцарство Одноклеточные | 1 |
15 | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные | 1 |
16 | Позвоночные животные | 2 |
17 | Обобщение и систематизация знаний по теме “Многообразие организмов” | 1 |
18 | Контрольная работы по теме “Многообразие организмов” | 1 |
6 класс (35 часов, 1 час в неделю) | ||
Жизнедеятельность организмов - 17 часов | ||
1 | Многообразие организмов | 2 |
2 | Клетка- основа строения и жизнедеятельности организма | 1 |
3 | Обмен веществ - главный признак жизни | 1 |
4 | Почвенное питание растений. Удобрения | 1 |
5 | Фотосинтез. Значение фотосинтеза | 1 |
6 | Питание бактерий и грибов | 1 |
7 | Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. | 1 |
8 | Плотоядные и всеядные животные. | 1 |
9 | Дыхание растений и животных | 1 |
10 | Передвижение веществ у растений | 1 |
11 | Передвижение веществ у животных | 1 |
12 | Выделение у растений и животных | 1 |
13 | Размножение организмов, его значение. | 1 |
14 | Рост и развитие - свойства живых организмов | 1 |
15 | Обобщение и систематизация знаний по теме “Жизнедеятельность организмов” | 1 |
16 | Контрольная работа по темам “Жизнедеятельность организмов” | 1 |
Строение и многообразие покрытосеменных растений - 18 часов | ||
1 | Строение семян | 1 |
2 | Виды корней и типы корневых систем | 1 |
3 | Видоизменения корней | 1 |
4 | Побег и почки | 1 |
5 | Строение стебля | 1 |
6 | Внешнее строение листа | 1 |
7 | Клеточное строение листа | 1 |
8 | Видоизменения побегов | 1 |
9 | Строение и разнообразие цветов | 1 |
10 | Соцветия | 1 |
11 | Плоды | 1 |
12 | Размножение покрытосеменных растений | 1 |
13 | Классификация покрытосеменных | 1 |
14 | Класс Двудольные растения | 1 |
15 | Класс Однодольные растения | 1 |
16 | Многообразие живой природы. Охрана природы. | 1 |
17 | Обобщение и систематизация знаний по темам “Строение и многообразие покрытосеменных растений” | 1 |
18 | Контрольная работа по темам “Строение и многообразие покрытосеменных растений” | 1 |
7 класс (35 часов, 1 час в неделю) | ||
Повторение за курс 6 класса -2 часа | ||
1 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 1 |
2 | Жизнедеятельность растений | 1 |
Многообразие организмов, их классификация - 3 часа | ||
3 | Многообразие организмов, их классификация | 1 |
4 | Классификация организмов. Вид. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы | 1 |
5 | Среды обитания и сезонные изменения в жизни животных | 1 |
Многообразие животного мира - 25 часов | ||
6 | Одноклеточные животные, или Простейшие | 1 |
7 | Паразитические простейшие. Значение простейших | 1 |
8 | Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных. Беспозвоночные животные. | 1 |
9 | Тип Кишечнополостные | 1 |
10 | Многообразие Кишечнополостных | 1 |
11 | Общая характеристика червей. Тип Плоские черви | 1 |
12 | Тип Круглые черви и Тип Кольчатые черви | 1 |
13 | Тип Моллюски. Класс Брюхоногие и Класс Двустворчатые | 1 |
14 | Класс Головоногие моллюски | 1 |
15 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные | 1 |
16 | Класс Паукообразные | 1 |
17 | Класс Насекомые | 1 |
18 | Многообразие насекомых | 1 |
19 | Обобщение и систематизация знаний по темам “Простейшие” и “Беспозвоночные животные” | 1 |
20 | Тип Хордовые (Позвоночные) | 1 |
21 | Строение и жизнедеятельность рыб | 1 |
22 | Приспособление рыб к условиям обитания. Значение рыб | 1 |
23 | Класс Земноводные | 1 |
24 | Класс Пресмыкающиеся | 1 |
25 | Класс Птицы | 1 |
26 | Многообразие птиц и их значение. Птицеводство | 1 |
27 | Класс Млекопитающие, Звери | 1 |
28 | Многообразие млекопитающих | 1 |
29 | Домашние млекопитающие | 1 |
30 | Обобщение и систематизация знаний по темам “Тип Хордовые, или позвоночные” | 1 |
Эволюция животных, и их охрана -2 часа | ||
31 | Этапы эволюции органического мира. | 1 |
32 | Освоение суши растениями и животными | 1 |
Экосистемы -3 часа | ||
33 | Экосистема. Искусственные экосистемы | 1 |
34 | Среда обитания организмов. Экологические факторы | 1 |
35 | Обобщение и систематизация знаний по темам “Эволюция животных, и их охрана” и “Экосистема” | 1 |
8 класс (70 часов, 2 часа в неделю) | ||
Повторение за курс 7 класса | ||
1 | Многообразие животного мира | 2 |
Введение. Наука о человеке - 3 часа | ||
2 | Науки о человеке и их методы | 1 |
3 | Биологическая природа человека. Расы человека | 1 |
4 | Происхождение и эволюции человека. Антропогенез | 1 |
Общий обзор организма человека - 3 часа | ||
5 | Строение организма человека | 2 |
6 | Регуляция процессов жизнедеятельности | 1 |
Опора и движение - 7 часов | ||
7 | Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей. | 1 |
8 | Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы | 1 |
9 | Скелет туловища. Скелет конечностей и их пояса | 1 |
10 | Строение и функции скелетных мышц | 1 |
11 | Работа мышц и ее регуляция | 1 |
12 | Нарушение опорно -двигательной системы. Травматизм. | 1 |
13 | Зачёт по теме “Опорно -двигательная система” | 1 |
Внутренняя среда организма - 4 часа | ||
14 | Состав внутренней среды организма и ее функции | 1 |
15 | Состав крови. Постоянство внутренней среды | 1 |
16 | Свертываемость крови. Переливание крови. Группы крови | 1 |
17 | Иммунитет. Нарушение иммунной системы человека. Вакцинация. | 1 |
Кровообращение и лимфообращение - 5 часов | ||
18 | Органы кровообращения. Строение и работа сердца | 1 |
19 | Сосудистая система. Лимфообращение | 2 |
20 | Сердечно-сосудистые заболевания. первая помощь при кровотечении | 1 |
21 | Зачет по темам “Внутренняя среда организма” и “Кровообращение и лимфообращение” | 1 |
Дыхание -4 часов | ||
22 | Дыхание и его значение. Органы дыхания | 1 |
23 | Механизм дыхания. Жизненная емкость легких | 1 |
24 | Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды | 1 |
25 | Заболевание органов дыхания, их профилактика. Реанимация. | 1 |
Пищеварение - 6 часов | ||
26 | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции | 1 |
27 | Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод | 1 |
28 | Пищеварение в желудке и кишечнике | 1 |
29 | Всасывание питательных веществ в кровь | 1 |
30 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания | 1 |
31 | Зачет по темам “Дыхание” и “Пищеварение” | 1 |
Обмен веществ и превращение энергии - 4 часа | ||
32 | Пластический и энергетический обмен | 1 |
33 | Ферменты и их роль в организме человека | 1 |
34 | Витамины и их роль в организме человека | 1 |
35 | Нормы и режим питания. нарушение обмена веществ. | 1 |
Выделение продуктов обмена - 3 часа | ||
36 | Выделение и его значение. Органы мочевыделения | 1 |
37 | Заболевания органов мочевыделения | 1 |
38 | Зачет по темам “Обмен веществ и превращении энергии” и “Выделение продуктов обмена” | 1 |
Покровы тела человека - 3 часа | ||
39 | Наружные покровы тела. строение и функции кожи | 1 |
40 | Болезни и травмы кожи | 1 |
41 | Гигиена кожных покровов | 1 |
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности - 8 часов | ||
42 | Железы внутренней секреции и их функции | 1 |
43 | Работы эндокринной системы и ее нарушения | 1 |
44 | Строение нервной системы и ее значение | 1 |
45 | Спинной мозг | 1 |
46 | Головной мозг | 1 |
47 | Вегетативная нервная система | 1 |
48 | Нарушение в работе нервной системы и их предупреждение | 1 |
49 | Зачет по темам “Покровы тела человека” и “Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности” | 1 |
Органы чувств. Анализаторы - 4 часов | ||
50 | Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор | 1 |
51 | Слуховой анализатор | 1 |
52 | Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание | 1 |
53 | Вкусовые и обонятельные анализаторы. Боль | 1 |
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность - 6 часов | ||
54 | Высшая нервная деятельность. Рефлексы | 1 |
55 | Память и обучение | 1 |
56 | Врожденные и приобретенное поведение | 1 |
57 | Сон и бодрствование | 1 |
58 | Особенности высшей нервной деятельности человека | 1 |
59 | Зачет по темам “Органы чувств. Анализаторы” и “Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность” | 1 |
Размножение и развитие человека - 4 часа | ||
60 | Особенности размножения человека | 1 |
61 | Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение | 1 |
62 | Беременность и роды | 1 |
63 | Рост и развитие ребенка | 1 |
Человек и окружающая среда - 4 часа | ||
64 | Социальная и природная среда человека | 1 |
65 | Окружающая среда и здоровье человека | 1 |
66 | Обобщающий урок по теме “Окружающая среда и здоровье человека” | 2 |
9 класс (70 часов, 2 часа в неделю) | ||
Введение. Биология в системе наук -2 часа | ||
1 | Биология как наука | 1 |
2 | Методы биологических исследований. Значение биологии | 1 |
Основы цитологии - науки о клетке - 12 часов | ||
3 | Цитология- наука о клетке | 1 |
4 | Клеточная теория | 1 |
5 | Химический состав клетки | 2 |
6 | Строение клетки | 3 |
7 | Особенности клеточного строения организмов. Вирусы. | 1 |
8 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез | 1 |
9 | Биосинтез белка | 1 |
10 | Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке | 1 |
11 | Обобщение и систематизация знаний по темам “Основы цитологии - науки о клетке” | 1 |
Размножение и индивидуальное развитие(онтогенез)организмов - 6 часов | ||
12 | Формы размножения организмов. | 1 |
13 | Бесполое размножение. Митоз | 1 |
14 | Половое размножение Мейоз | 1 |
15 | Индивидуальное развитие организма(онтогенез) | 1 |
16 | Влияние факторов внешней среды на онтогенез | 1 |
17 | Обобщение и систематизация знаний по темам “Размножение и индивидуальное развитие(онтогенез)организмов” | 1 |
Основы генетики - 9 часов | ||
18 | Генетика как отрасль биологической науки | 1 |
19 | Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип | 1 |
20 | Закономерности наследования | 1 |
21 | Решения генетических задач | 2 |
22 | Хромосомная теория наследственности. Генетика пола | 1 |
23 | Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость | 1 |
24 | Комбинативная изменчивость | 1 |
25 | Фенотипическая изменчивость | 1 |
Генетика человека - 3 часа | ||
26 | Методы изучения наследственности человека | 1 |
27 | Генотип здорового человека | 1 |
Основы селекции и биотехнологии - 3 часа | ||
28 | Основы селекции | 1 |
29 | Достижение мировой и отечественной селекции | 1 |
30 | Биотехнологии: достижения и перспективы развития | 1 |
Эволюционное учение - 9 часов | ||
31 | Учение об эволюции органического мира | 1 |
32 | Вид. Критерии вида | 1 |
33 | Популяционная структура вида | 1 |
34 | Видообразование | 1 |
35 | Борьба за существования и естественный отбор - движущие силы эволюции | 2 |
36 | Адаптация как результат естественного отбора | 1 |
37 | Урок- семинар “Современные проблемы теории эволюции” | 2 |
Возникновение и развитие жизни на Земле - 6 часов | ||
38 | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни | 1 |
39 | Органический мир как результат эволюции | 1 |
40 | История развития органического мира | 2 |
41 | Урок семинар” Происхождение и развитие жизни на Земле” | 2 |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды- 18 часов | ||
42 | Экология как наука | 2 |
43 | Влияние экологических факторов на организмы | 2 |
44 | Экологическая ниша | 1 |
45 | Структура популяции | 1 |
46 | Типы взаимодействия популяций разных видов | 1 |
47 | Экосистемная организация живой природы. Компоненты. экосистемы | 1 |
48 | Структура экосистем | 1 |
49 | Поток энергии и пищевые цепи | 1 |
50 | Искусственные экосистемы | 1 |
51 | Экскурсия “Сезонные изменения в природе” | 2 |
52 | Экологические проблемы современности | 2 |
53 | Итоговая конференция “Взаимосвязи организмов и окружающей среды” | 3 |
Критерии оценивания по биологии
Общедидактические :
Оценка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае:
1. Знания всего изученного программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае:
1.Нет ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений, обучающихся за устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка "3" ставится, если ученик
1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированное, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае:
1.Нет ответа.
Примечание. — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
Оценка тестовые работы (на основе рекомендаций, представленных В.В. Пасечник «Диагностические работы»)
Для перевода баллов в традиционную школьную отметку используется следующая шкала:
Отметка «5»: выполнено 80-100%
Отметка «4»: выполнено 60-79%
Отметка «3»: выполнено 40-59%
Отметка «2»: выполнено менее 40%
Отметка «1»: не приступил к выполнению.
Критерии и нормы оценки знаний и умений, обучающихся за практические и лабораторные работы.
Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Оценка «1» ставится в случае:
1.Нет ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.
Нормы оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ | Максимальное количество баллов |
Титульный слайд с заголовком | 5 |
Минимальное количество – 10 слайдов | 5 |
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) | 5 |
Использование эффектов анимации | 5 |
Вставка графиков и таблиц | 5 |
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных | 10 |
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы | 10 |
Слайды представлены в логической последовательности | 10 |
Красивое оформление презентации | 5 |
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: | 60 |
«5» - 55 – 60 баллов
«4» - 45 – 54 балла
«3» - 30 – 44 балла
«2» - менее 30 баллов
«1» - учащийся не приступал к работе.
Оценка проекта
Таблица 1. Критерии оценивания проекта в целом.
Баллы | Критерии и уровни |
| Целеполагание и планирование |
0 | Цель не сформулирована |
5 | Определена цель, но не обозначены пути её достижения |
10 | Определена и ясно описана цель, и представлено связное описание её достижения |
| Сбор информации, определение ресурсов |
0 | Большинство источников информации не относится к сути работы |
5 | Работа содержит ограниченное количество информации из ограниченного количества подходящих источников |
10 | Работа содержит достаточно полную информацию, использован широкий спектр подходящих источников |
| Обоснование актуальности выбора, анализ использованных средств |
0 | Большая часть работы не относится к сути проекта, неадекватно подобраны используемые средства |
5 | В работе в основном достигаются заявленные цели, выбранные средства относительно подходящие, но недостаточны |
10 | Работа целостная на всём протяжении, выбранные средства использованы уместно и эффективно |
| Анализ и творчество |
0 | Размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода |
5 | Есть попытка к размышлению и личный взгляд на тему, но нет серьезного анализа, использованы элементы творчества |
10 | Личные размышления с элементами аналитического вывода, но анализ недостаточно глубокий, использован творческий подход |
15 | Глубокие размышления, собственное видение и анализ идеи, и отношение к ней |
| Организация письменной части |
0 | Письменная работа плохо организована, не структурирована, есть ошибки в оформлении |
5 | Работа в основном упорядочена, уделено внимание оформлению |
10 | Четкая структура всей работы, грамотное оформление. |
| Анализ процесса и итогового результата |
0 | Обзор представляет собой простой пересказ порядка работы |
5 | Последовательный обзор работы, анализ целей и результата |
10 | Исчерпывающий обзор работы, анализ цели, результата и проблемных ситуаций |
| Личная вовлечённость и отношение к работе |
0 | Работа шаблонная, мало соответствующая требованиям, предъявляемым к проекту |
5 | Работа отвечает большинству требований, в основном самостоятельная |
10 | Полностью самостоятельная работа, отвечающая всем требованиям. |
Таблица 2. Критерии оценивания доклада проекта
Баллы | Критерии и уровни |
| Качество доклада |
0 | Композиция доклада не выстроена, работа и результаты, не представлены в полном объёме. |
1 | Композиция доклада выстроена; работа и её результаты представлены, но не в полном объёме. |
2 | Композиция доклада выстроена; работа и её результаты представлены достаточно полно, но речь неубедительна. |
3 | Выстроена композиция доклада, в нем в полном объёме представлена работа и её результаты; основные позиции проекта аргументированы; убедительность речи и убежденность оратора. |
| Объём и глубина знаний по теме |
0 | Докладчик не обладает большими и глубокими знаниями по теме; межпредметные связи не отражены |
1 | Докладчик показал большой объём знаний по теме, но знания не глубокие; межпредметные связи не отражены. |
2 | Докладчик показал большой объём знаний по теме. Знания глубокие; межпредметные связи не отражены. |
3 | Докладчик показал большой объём знаний по теме, знания глубокие; отражены межпредметные связи. |
| Педагогическая ориентация |
0 | Докладчик перед аудиторией держится неуверенно; регламент не выдержан, не смог удержать внимание аудитории в течение всего выступления; использованные наглядные средства не раскрывают темы работы. |
1 | Докладчик держится перед аудиторией уверенно, выдержан регламент выступления; но отсутствует культура речи, не использованы наглядные средства. |
2 | Докладчик держится перед аудиторией уверенно, обладает культурой речи, использовались наглядные средства, но не выдержан регламент выступления, не удалось удержать внимание аудитории в течение всего выступления. |
3 | Докладчик обладает культурой речи, уверенно держится перед аудиторией; использовались наглядные средства; регламент выступления выдержан, в течение всего выступления удерживалось внимание аудитории |
| Ответы на вопросы |
0 | Не дает ответа на заданные вопросы. |
1 | Ответы на вопросы неполные, нет убедительности, отсутствуют аргументы. |
2 | Докладчик убедителен, даёт полные, аргументированные ответы, но не стремиться раскрыть через ответы сильные стороны работы, показать её значимость. |
3 | Докладчик убедителен, дает полные, аргументированные ответы на вопросы, стремится использовать ответы для раскрытия темы и сильных сторон работы. |
| Деловые и волевые качества докладчика |
0 | Докладчик не стремится добиться высоких результатов, не идёт на контакт, не готов к дискуссии. |
1 | Докладчик желает достичь высоких результатов, готов к дискуссии, но ведёт её с оппонентами в некорректной форме |
2 | Докладчик не стремиться к достижению высоких результатов, но доброжелателен, легко вступает с оппонентами в диалог. |
3 | Докладчик проявляет стремление к достижению высоких результатов, готов к дискуссии, доброжелателен, легко идёт на контакт. |
Таблица 3. Критерии оценивания компьютерной презентации.
Баллы | Критерии и уровни |
| Информационная нагрузка слайдов |
0 | Не все слайды имеют информационную нагрузку |
1 | Каждый слайд имеет информационную нагрузку |
| Соблюдение последовательности в изложении |
0 | Не соблюдается последовательность в изложении материала |
1 | Соблюдается последовательность изложения материала |
| Цветовое оформление слайдов |
0 | В оформлении слайдов используется большое количество цветов |
1 | Количество цветов, использованных для оформления слайда, соответствует норме (не более трех) |
| Подбор шрифта |
0 | Величина шрифта, сочетание шрифта не соответствует норме |
1 | Величина шрифта, сочетание шрифта соответствует норме |
| Таблицы и графики |
0 | Таблицы и графики содержат избыток информации. Плохо читаемы |
1 | Таблицы и графики содержат необходимую информацию, хорошо читаемы |
| Карты |
0 | Отсутствует название карты, не указан масштаб, условные обозначения |
1 | Карта имеет название, указан масштаб, условные обозначения |
| Иллюстрации |
0 | Иллюстрации, фотографии не содержат информацию по теме |
1 | Иллюстрации, фотографии содержат информацию по теме |
| Анимация |
0 | Мешает восприятию информационной нагрузки слайдов |
1 | Усиливает восприятие информационной нагрузки слайдов |
| Музыкальное сопровождение |
0 | Мешает восприятию информации |
1 | Усиливает восприятие информации |
| Объем электронной презентации |
0 | Объём презентации превышает норму – 7 Мб |
1 | Объём презентации соответствует норме |
Все группы навыков, представленные в таблицах – это не случайный набор, а элементы системы. Если исключить хотя бы один элемент, система учебной деятельности рассыплется, и, следовательно, проект не может быть выполнен.
Количество набранных учащимися баллов соотносим с «5» балльной шкалой оценок:
- 86 - 100 баллов - «5»
- 70 - 85 баллов - «4»
- 50 - 69 баллов – «3»
В соответствии с критериями оценивания неудовлетворительная оценка учебного проекта должна быть выставлена в следующих случаях:
-отказ от исполнения проекта;
-нет продукта (= нет технологической фазы проекта);
-нет отчета (= нет рефлексии);
-нет презентации (= нет коммуникации);
-проект не выполнен к сроку (= нет организационных навыков);
-проект выполнен без учета имеющихся ресурсов («хромают» организационные навыки).
Оценивание учебных проектов с помощью методики критериального оценивания позволяет снять субъективность в полученных оценках. После того, как баллы за проект выставлены, ученику следует дать возможность поразмышлять. Что лично ему дало выполнение этого учебного задания, что у него не получилось и почему (непонимание, неумение, недостаток информации и т.д.); если обнаружились объективные причины неудач, то как их следует избежать в будущем; если всё прошло успешно, то в чём залог этого успеха. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и других.
Приложение
Список используемой литературы для контрольных работ
Контрольно-измерительные материалы Биология 5 класс/сост. Березина. М: Вако, 2019-112с
Контрольно-измерительные материалы Биология 6 класс/сост. Березина. М: Вако, 2019-116с
Контрольно-измерительные материалы Биология 7 класс/сост. Березина. М: Вако, 2018-112с
Контрольно-измерительные материалы Биология 8 класс/сост. Березина. М: Вако, 2019-122с
Контрольно-измерительные материалы Биология 9 класс/сост. Березина. М: Вако, 2019-132с
Казарян, К. П. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Текущий и итоговый контроль. Контрольно-измерительные материалы / К.П. Казарян, А.Н. Криштопа. - М.: Русское слово - учебник, 2019. - 924 c.
Рохлов, В. С. Биология. 9 класс. 44 диагностических варианта / В.С. Рохлов, Н.В. Славина. - Москва: ИЛ, 2018. - 984 c.
Рохлов, В. С. Биология. 9 класс. Текущий контроль / В.С. Рохлов. - М.: Национальное образование, 2019. - 355 c.