СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена в соответствии ФГОС к учебнику Биология . 7 класс. ПасечникВ.В., СуматохинС.В., Калинова Г.С.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа составлена на основе:

- федерального компонента Государственного стандарта общего образования

- Приказ Министерства образования Рязанской области от 27.04.2017 г. № 487 «Об утверждении примерного учебного плана на 2017-2018 учебный год для общеобразовательных организаций Рязанской области»

- Приказ № 58, утвержденный МБОУ «Мосоловская СОШ», от 28.08.17 г.

- примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы общего образования по биологии для 10 класса общеобразовательных учреждений

- авторской программы В.В.Пасечник, С.В. Суматохин и другие «Биология. Предметная линия учебников « Линия жизни». 5-9 классы» М.: «Просвещение», 2011



Рабочая программа полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии и составлена с учетом технологии индивидуально-ориентированной системой обучения.

Курс биологии для 7 класса логично продолжает изучение биологии, начатое в 5 – 6 классах.

В 7 классе учащиеся:

Расширяют знания о разнообразии живых организмов;

Осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека;

Знакомятся с эволющией растений и животных;

Изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.

Преподавание ведётся по учебнику Биология 7 класс: учебник с приложением на электронном носителе (DVD) Линия жизни. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, М.: Просвещение, 2017.



Цели изучения биологии в основной школе:



- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы;

- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.

Для достижения поставленных целей в 7 классе необходимо решение следующих задач:

- создать условия для развития у учащихся познавательного интереса;

- учить работать с книгой и схемами;

- расширить знания учащихся о методах изучения природы;

- воспитывать культуру учебного труда;

- способствовать созданию в классе атмосферы открытости и ответственного сотрудничества











ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно–методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.

В курсе биологии 7 класса обучающиеся расширяют знания о разнообразии живых организмов, осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека, знакомятся с эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.



ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.

В соответствии с требованиями учебного плана ООП ООО (или НОО) предлагаемый курс биологии 7 класса рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю).



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами освоения учащимися программы по биологии являются:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

5) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметными результатами освоения учащимися программы по биологии являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

5) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

Предметными результатами освоения учащимися программы по биологии являются:

1) выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);

2) приведение доказательств (аргументация) зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и простудных заболеваний;

3) классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

4) различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов;

5) сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

6) выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Материал курса в 7 классе разделён на 5 глав, которым предшествует введение.

Во введении обучающиеся знакомятся с многообразием организмов и их классификацией. Выделяют существенные признаки вида.

Бактерии, грибы, лишайники

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Многообразие растительного мира

Царство Растения. Низшие растения. Высшие растения. Основные этапы развития растительного мира. Эволюция растений. Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоиды. Зеленые, бурые, красные водоросли. Значение водорослей в природе.

Высшие споровые растения. Основные признаки мхов. Основные признаки папоротников. Их многообразие.

Голосеменные растения. Особенности строения, появление семян, развитие корневой системы. Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы. Значение голосеменных.

Особенности строения покрытосеменных растений. Органы цветкового растения. Виды корней. Строение листьев. Жизненные формы. Строение семян. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Признаки класса Двудольных. Сельскохозяйственное значение растений. Признаки класса Однодольных. Редкие и охраняемые растения. Лекарственные и декоративные растения.

Строение покрытосеменных растений. Строение и функции корня. Ткани, образующие корень. Зоны корня. Побег. Строение почки. Виды почек. Видоизменения побегов. Особенности строения мякоти листа. Приспособления листьев к факторам освещенности и влажности. Строение цветка. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Функции плода. Сухие и сочные плоды. Способы распространения плодов.

Многообразие животного мира

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. Жгутиконосцы, Инфузории.
Ткани и органы многоклеточных. Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Тип Моллюски. Классы моллюсков. Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Тип Членистоногие. Ракообразные, Паукообразные. Класс Насекомые.
Тип Хордовые. Классы рыб. Класс Земноводные, или Амфибии. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Класс Птицы. Класс Млекопитающие, или Звери.

Эволюция растений и животных

Этапы эволюции органического мира. Освоение суши растениями и животными. Охрана растительного и животного мира

Экосистемы

Среда обитания организмов. Экологические факторы. Искусственные экосистемы





Учебно-тематический план



Содержание

Кол-во

часов

1

Введение

2

2

Бактерии, грибы, лишайники

6

3

Многообразие растительного мира

26

4

Многообразие животного мир

27

5

Эволюция растений и животных

3

6

Экосистемы

5

Итого:

70



ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ



Личностные универсальные учебные действия

Ученик получит возможность научиться:

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

выделять эстетические достоинства объектов живой природы;



Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов; проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические опыты и объяснять их результаты; описывать биологические объекты;

классифицировать живые организмы по царствам; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников.

Ученик получит возможность научиться:

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.



Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научиться:

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

работать в группе.

Ученик получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;



Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научиться:

проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;

давать определения понятиям;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Ученик получит возможность научиться:

самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения;

использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами









Календарно - тематическое планирование по биологии

для 7 класса (базовый уровень, 70 часов, 2 часа в неделю )

Учебник: В.В.Пасечник, С.В.Суматохин «Биология 7 класс» УМК « Линия жизни»



Тема урока

Характеристика основных

видов деятельности ученика

Плановые сроки

Скорректи-рованные сроки

Введение (2 час)

1

Многообразие организмов, их классификация.


Объяснять принципы клас-сификации организмов.



2

Вид – основная единица систематики

Выделять существенные признаки вида и представителей разных царств.



Бактерии, грибы, лишайники (6 часов)

3

Бактерии – доядерные организмы

Соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выделять существенные признаки бактерий. распознавать бактерии на таблицах. Сотрудничать с одноклассниками



4

Роль бактерий в природе и жизни человека

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе



5

Грибы – царство живой природы

Выявлять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Освоить приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека.



6

Многообразие грибов, их роль в жизни человека

Объяснять значение грибов в природе и жизни человека. Выделять существенные признаки съедобных, ядовитых и плесневых грибов. Различать на таблицах и муляжах. Сотрудничать с одноклассниками



7

Грибы – паразиты растений, животных и человека.

Определять паразитические виды грибов на основе знания особенностей их строения и жизнедеятельности. Соблюдать меры предупреждения распространения грибов - паразитов.



8

Лишайники - комплексные симбиотические организмы

Проверка знаний по темам «Бактерии, грибы, лишайники»

Выявлять существенные признаки лишайников. Распознавать лишайники на таблицах. Работать с текстом и рисунками учебника

Давать определение терминам. Выделять признаки царств..



Многообразие растительного мира (26 часов)

9

Общая характеристика водорослей

Выделять существенные признаки водорослей. Распознавать водоросли на таблицах



10

Многообразие водорослей

Лаб. раб. 1 «Строение зелёных водорослей»


Выделять существенные признаки водорослей. Проводить биологические исследования и объяснять результаты. Сотрудничать с одноклассниками.



11

Значение водорослей в природе и жизни человека

Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты водорослей от повреждений. Работать с текстом учебника. Заполнять схему «Значение водорослей»



12

Высшие споровые растения

Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Работать с текстом учебника.



13

Моховидные.

Лаб. раб.2 «Строение мха»

Определять существенные признаки мхов. Определять значение в природе и жизни организмов. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты.



14

Папоротниковидные

Лаб. раб.3 «Строение папоротника»

Определять существенныe признаки папротника. Определять значение в природе. Сравнивать с моховидными. Делать выводы на основе сравнения



15

Плауновидные.

Хвощевидные.

Выделять существенные признаки. Объяснять особенное строения. Сравнивать по заданным критериям. Объяснять значение в природе и жизни человека.



16

Голосеменные – отдел семенных растений

Сравнивать строение спор и семени, делать выводы на основе сравнения. Объяснять преимущество семенного размножения. Распознавать на живых объектах. Объяснять значение в природе.



17

Разнообразие хвойных растений.

Лаб. раб.4 «Строение хвои и шишек хвойных»

Определять на живых объектах Ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты. Сотрудничать с одноклассниками.



18

Покрытосеменные или Цветковые

Выделять существенные признаки. Объяснять особенное строения. Сравнивать по заданным критериям. Объяснять значение в природе.



19

Строение семян

Лаб. раб.5 «Строение семян двудольных растений».

Выделять существенные признаки семени двудольных. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Различать на живых объектах семена двудольных и однодольных растений.



20

Виды корней и типы корневых систем

Лаб. раб.6 «Стержневая и мочковатая корневые системы»

Определять виды корней и типы корневых систем. Объяснять взаимосвязь строения клеток различных зон корня с выполняемыми функциями. Сотрудничать с одноклассниками.



21

Видоизменения корней

Объяснять влияние никотина и алкоголя на развитие человека



22

Побег и почки

Лаб. раб.7 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

Определять особенности и преимущества полового размножения. Давать определение понятиям



23

Строение стебля

Лаб. раб.8 «Внутреннее строение стебля»

Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма. Объяснять согласованность всех процессов жизнедеятельности в любом живом организме. Описывать реакции растений и животных на изменения в окружающей среде



24

Внешнее строение листа

Лаб. раб.9 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Объяснять роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов



25

Клеточное строение листа. Лаб. раб.10 «Строение кожицы лука»

Объяснять роль нервной системы. Объяснять рефлекторный характер деятельности нервной системы



26

Видоизменения побегов

Лаб. раб. 11 «Строение корневища, луковицы»

Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Наблюдать и описывать поведение животных



27

Строение и разнообразие цветов.

Лаб. раб.12 «Строение цветка»

Объяснять причины врождённого поведения. Наблюдать и описывать поведение животных



28

Соцветия

Лаб. раб.13 «Строение соцветий»

Различать врождённое и приобретённое поведение. Наблюдать и описывать поведение животных



29

Плоды.

Лаб. раб.14 «Классификация плодов»

Различать врождённое и приобретённое поведение. Наблюдать и описывать поведение животных



30

Размножение покрытосеменных

Наблюдать и описывать движение различных организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения организма



31

Классификация покрытосеменных

Описывать способы передвижения многоклеточных организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения организма



32

Класс Двудольные


Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и развития, размножения



33

Класс Однодольные





Обобщение знаний по теме «Многообразие растительного мира»

Давать определение понятиям. Описывать процессы жизнедеятельности.

Давать определение терминам. Выделять признаки царств.



Многообразие животного мира (27 часов)

34

Общие сведения о животном мире

Выявлять признаки сходства и различия между животными, растениями, грибами. Устанавливать систематическую принадлежность. Находить информацию о животных.



35

Одноклеточные животные или Простейшие

Лаб. раб.15 «Изучение простейших»

выделять признаки простейших. Распознавать простейших на рисунках. наблюдать свободноживущих простейших под микроскопом. соблюдать правила работы с микроскопом.



36

Паразитические простейшие . Значение простейших.

Распознавать паразитических простейших на таблицах. Объяснять значение простейших в природе



37

Ткани, системы органов многоклеточных животных

Различать на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных. Объяснять взаимосвязь строения ткани, органа



38

Тип Кишечнополостные

Лаб. раб.16 «Изучение пресноводной гидры»

Устанавливать принципиальное отличие клеток многоклеточных животных от простейших. Ставить биологические эксперименты. Работать с микроскопом



39

Многообразие кишечнополостных

Различать на живых объектах и таблицах представителей Кишечнополостных. Обосновывать роль Кишечнополостных в природе. Систематизировать знания.



40

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви.

Выявлять характерные признаки червей. Приводить доказательства соблюдения мер профилактики заболеваний.



41

Тип Круглые и тип Кольчатые черви.

Лаб. раб.17 «Изучение внешнего строения дождевого червя»

Выделять существенные признаки типа. Объяснять значение в природе. Работа в парах



42

Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски

Выделять существенные признаки Моллюсков. Устанавливать систематическую принадлежность. Работать с разными источниками информации



43

Класс Головоногие моллюски

Выделять существенные признаки Головоногих. Объяснять принципы классификации. Объяснять значение в природе



44

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные

Выделять существенные признаки членистоногих. Объяснять принципы классификации. Объяснять значение в природе



45

Класс Паукообразные Лаб. раб.18 «Внешнее строение паука»




Выделять существенные признаки паукообразных. Объяснять принципы классификации. Объяснять значение в природе



46

Класс Насекомые

Выделять существенные признаки насекомых. Объяснять значение в природе. Работа в парах. Различать на живых объектах, в коллекциях.



47

Многообразие насекомых.

Лаб. раб.19 «Внешнее строение насекомого»

Работать с разными источниками информации. Освоение приёмов оказания первой помощи при укусах насекомых.



48

Обобщающий урок по теме «Роль Членистоногих в природе»

Находить информацию о членистоногих в разных источниках. Анализировать и оценивать информацию. Осуществлять сотрудничество друг с другом. Аргументированно отстаивать свою точку зрения.



49

Тип Хордовые

Выделять существенные признаки хордовых. Сравнивать строение беспозвоночных и позвоночных. Различать на живых объектах



50

Строение и жизнедеятельность рыб

Лаб. раб.20 «Внешнее строение рыбы»

Выделять существенные признаки рыб. Объяснять взаимосвязь внешнего и внутреннего строения рыб ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты



52

Приспособление рыб к условиям обитания. Значение рыб.

Объяснять приспособление рыб к местам обитания. Осуществлять сотрудничество друг с другом



53

Класс Земноводные

Выделять существенные признаки земноводных. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения земноводных от среды обитания. Различать на живых объектах и таблицах представителей земноводных. Объяснять значение земноводных.



54

Класс Пресмыкающиеся

Выделять существенные признаки пресмыкающихся. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся от среды обитания. Различать на живых объектах и таблицах представителей пресмыкающихся. Объяснять значение пресмыкающихся.



55

Класс Птицы

Лаб. раб.21 «Внешнее строение птицы»

Выделять существенные признаки птиц. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения птиц от приспособления к полёту. Устанавливать систематическую принадлежность птиц.



56

Многообразие птиц и их значение. Птицеводство

Различать на живых объектах и таблицах представителей птиц. Устанавливать систематическую принадлежность птиц. Соблюдать меры охраны птиц. Объяснять значение птиц.



57

Экскурсия «Знакомство с птицами леса»

Различать, наблюдать и описывать птиц леса. Оформлять результаты наблюдений. Находить информацию о птицах в научно - популярной литературе. Анализировать и оценивать информацию, переводить из одной формы в другую.



58

Класс Млекопитающие, или Звери

Выделять существенные признаки млекопитающих. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения млекопитающих от среды обитания. Различать на живых объектах и таблицах представителей млекопитающих. Объяснять значение млекопитающих.



59

Многообразие зверей

Различать на таблицах представителей млекопитающих. Объяснять принципы классификации млекопитающих. Устанавливать систематическую принадлежность. Объяснять роль млекопитающих. Анализировать и оценивать информацию, переводить из одной формы в другую.



60

Домашние млекопитающие

Освоить приёмы выращивания и размножения домашних млекопитающих. Соблюдать меры охраны млекопитающих. Объяснять значение млекопитающих.



61

Обобщающий урок по теме «Тип Хордовые»

Находить информацию о хордовых в разных источниках. Анализировать и оценивать информацию. Осуществлять сотрудничество друг с другом. Аргументированно отстаивать свою точку зрения.



Эволюция растений и животных (3 часа)

62

Этапы эволюции органического мира

Проводить доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных.



63

Освоение суши растениями и животными

Выяснить причины выхода растений и животных на сушу. Приводить доказательства взаимосвязи разных групп организмов с условиями среды. Проводить доказательства родства.



64

Охрана растительного и животного мира

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Использовать информацию разных видов и переводить её из одной формы подачи в другую.



65

Обобщение по теме «Эволюция растений и животных, их охрана»

Давать определение терминам. Находить информацию о эволюции в разных источниках. Выделять аспекты охранных мероприятий.




Экосистемы (5 часов)

66

Экосистема

Выделять существенные признаки экосистем, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах. Объяснять взаимосвязь организмов в экосистеме, значение круговорота веществ. наблюдать и описывать экосистемы своей местности.



67

Среда обитания. Экологические факторы

Объяснять приспособленность организмов к абиотическим факторам



68

Биотические и антропогенные факторы

Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере



69

Искусственные экосистемы

Определять особенности искусственных экосистем. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.



70

Обобщение по теме «Экосистемы»


























ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



Учебно - методическое обеспечение УМК «Линия жизни»



В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова. Биология 7 класс. М.: Издательство «Просвещение», 2017г.

В.В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 7 класс. М.: Издательство «Просвещение», 2017 г.

В.В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 7 класс (пособие для учителя) М.: Издательство «Просвещение», 2016 г.

Мультимедийное приложение к учебнику В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова. Биология 7 класс. М.: Издательство «Просвещение», 2017г.



Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса

СД «Репетитор по биологии» Кирилл и Мифодий

СД «Решебник . Биология» пособие для учителей. Дрофа

СД «Биология в школе» Просвещение Медиа

СД «Биология. Живой организм» 6 класс. Дрофа

СД «Уроки биологии. Животные 7 класс» Кирилл и Мифодий



Интернет ресурсы



httpHYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"://HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"schoolHYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"-HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"collectionHYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/".HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"eduHYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/".HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"ru

httpHYPERLINK "http://festival.1september.ru/"://HYPERLINK "http://festival.1september.ru/"festivalHYPERLINK "http://festival.1september.ru/".1HYPERLINK "http://festival.1september.ru/"septemberHYPERLINK "http://festival.1september.ru/".HYPERLINK "http://festival.1september.ru/"ru

httpHYPERLINK "http://www.bio-book.org/"://HYPERLINK "http://www.bio-book.org/"wwwHYPERLINK "http://www.bio-book.org/".HYPERLINK "http://www.bio-book.org/"bioHYPERLINK "http://www.bio-book.org/"-HYPERLINK "http://www.bio-book.org/"bookHYPERLINK "http://www.bio-book.org/".HYPERLINK "http://www.bio-book.org/"org



Перечень технических средств, имеющихся в кабинете



Компьютер

Мультимедиапроектор























Критерии и средства контроля.


Формы организации познавательной деятельности

  • Фронтальная;

  • Групповая;

  • Парная;

  • Индивидуальная.

 

Методы и приемы обучения

 Объяснительно-иллюстративный метод обучения;

  • Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;

  • Поисковый метод;

  • Проектный метод

  • Игровой метод

  • Метод проблемного обучения;

  • Метод эвристической беседы;

  • Анализ;

  • Дискуссия;

  • Диалогический метод;

  • Практическая деятельность.



Формы контроля:

  • тестирование;

  • устный контроль;

  • самоконтроль;

  • выполненные задания в рабочей тетради;

  • результаты лабораторных работ;



 Содержание контроля:

  • знание понятия, термины;

  • умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения.

  • умение использовать полученные знания на практике.

 Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии

Оценка теоретических знаний учащихся:

Отметка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объ­ёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы    научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

  • раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, от­вет самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, не­большие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, I опытов.

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного мате­риала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии недостаточ­но чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной тер­минологии, определении понятии.

Отметка «2»:

  • основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использо­вании терминологии.

Отметка «1»

  • ответ на вопрос не дан.



Оценка практических умений учащихся

  1. Оценка умений ставить опыты

Отметка «5»:

  • правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудо­вания и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулирова­ны выводы из опыта.

Отметка «4»:

  • правильно определена цель опыта; самостоятель­но проведена работа по подбору оборудования, объектов при зак­ладке опыта допускаются; 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

  • правильно определена цель опыта, подбор обору­дования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наб­людение, формировании выводов.

Отметка «2»:

  • не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его офор­млении.

Отметка «1»

  • полное неумение заложить и оформить опыт.



 2. Оценка умений проводить наблюдения

Учитель должен учитывать:

  • правильность проведения;

  • уме­ние выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.

Отметка «5»:

  • правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.

Отметка «4»:

  • правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные признаки; допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «3»:

  • допущены неточности, 1-2 ошибка в проведе­нии наблюдение по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объек­та (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «2»:

  • допущены ошибки (3-4) в проведении наблюде­ние по заданию учителя; неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «1»

  • не владеет умением проводить наблюдение.



 Оценка выполнения тестовых заданий:

Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 91 – 100%.

Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 – 90%.

Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 – 70%.

Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 51%.

Отметка «1»: учащийся не выполнил тестовые задания.