СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя школа № 77»



Утверждаю

Директор __________/И.И. Иванкин/

МБОУ СШ № 77

«____»____________________2020г.

Рассмотрено на заседании

МО учителей ест.- научного цикла

МБОУ СШ № 77

Протокол №____ от_______2020г.







Рабочая программа

по биологии 10-11 классы

(базовый уровень)



разработала Нивина О.И.,

учитель биологии и географии,

высшая квалификационная категория





Срок реализации 2020-2022 учебный год




Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 10 - 11 классов составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе:

  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии и авторской программы И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – 5-е изд., стереотип.. – М.: Дрофа, 2010

  • Основной образовательной программы предмета биология МБОУ СШ № 77 г. Архангельска.

  • Списка учебников образовательного учреждения, соответствующему Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2020 - 2021 уч. год, реализующих программы общего образования в соответствии с ФГОС.



Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;


  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;


  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;


  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;


  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


Место предмета в учебном плане:

В соответствии с учебным планом школы на изучение биологии в 10 и в 11 классах отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Данная программа реализуется с помощью учебника: Биология. Общая биология. Базовый уровень.10 класс. Авт. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова М.: Дрофа. 2020 г. Биология. Общая биология. Базовый уровень.11 класс. Авт. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова М.: Дрофа. - 2020 г.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.


Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетам являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.

В 10 и 11 классах предусматривается продолжение изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В 10 классе изучаются разделы «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм»; в 11 классе – «Вид», «Экосистемы».

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные авторской программой и Примерной программой. При составлении календарно – тематического планирования проведено соотнесение лабораторных и практических работ авторской линии и Примерной программы.

Лабораторные и практические работы по биологии делятся на две группы: направленные на формирование у учащихся общих учебных умений и навыков, обобщенных способов деятельности; направленные на определение уровня готовности обучающихся на практике применять полученные знания.

Планируемые результаты освоения курса биологии.


Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих результатов: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения.

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

  • осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

  • постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

  • учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

  • Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

  • Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

  • Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

  • Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.


Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника


Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:


  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

  • Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

  • Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

  • Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

  • Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

  • Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

  • Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).


Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;

  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

  • Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

  • Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

  • Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

  • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.


Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал.


Коммуникативные УУД:

  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

  • Учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.


Результаты изучения курса «Общая биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.


Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:


  • текущая аттестация (предъявление групповых проектов, тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

  • аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

  • аттестация по итогам года;

  • формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)


Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:


  • создание оптимальных условий обучения;

  • исключение психотравмирующих факторов;

  • сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;


Условие формирования компетенций является внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющегося, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Учебно-методическая литература. В.И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология. Базовый уровень. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 9 е изд. –М. : Дрофа, 2020.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 10 КЛАССА


ГЛАВА1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (3 часа)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы1. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

ГЛАВА 2. КЛЕТКА (10 час)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.


Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Хромосомы

Характеристика гена

Удвоение молекулы ДНК

Лабораторные и практические работы:

  • Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

  • Сравнение строения клеток растений и животных

  • Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗМ (21 час)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).


Демонстрации

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации

Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Исследования в области биотехнологии

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Составление простейших схем скрещивания

Решение элементарных генетических задач

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии









СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 11 КЛАССА (Базовый уровень)


Глава 1. ВИД (21 час)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации

Критерии вида

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию

Выявление изменчивости у особей одного вида

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

Глава 2. ЭКОСИСТЕМЫ (12 часов)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Экосистема

Агроэкосистема

Биосфера

Круговорот углерода в биосфере

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России

Лабораторные и практические работы

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Решение экологических задач

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

+ 1 час обобщение и систематизация знаний по курсу 11 класса






Учебно – тематический план

10 класс


Тема

Количество

В том числе

часов

Практические работы

лабораторные работы

экскурсии

Обобщение и систематизация знаний

1

Глава 1. Биология как наука. Методы научного познания.

3





2

Глава 2. Клетка

10

1

2


1

3

Глава 3. Организм.

21

1

4


1


ИТОГО

34

2

6


2


11 класс


Тема

Количество

В том числе

часов

Практические работы

лабораторные работы

экскурсии

Обобщение и систематизация знаний

1

Глава 1. Вид.

21

2

3


1

2

Глава 2. Экосистемы

12+1

1

5


1


ИТОГО

34

3

8


2













Распределение часов практической части

Рекомендуется минимум лабораторных и практических работ по биологии в 10 классе – 8 работ; в 11 классе – 11 работ (базовый уровень)


Раздел Клетка. Лабораторные и практические работы:

  • Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

  • Сравнение строения клеток растений и животных

  • Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений


Раздел Организм. Лабораторные и практические работы:

- Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

- Составление простейших схем скрещивания

- Решение элементарных генетических задач

- Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

- Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии


Раздел Вид. Лабораторные и практические работы:

- Описание особей вида по морфологическому критерию

- Выявление изменчивости у особей одного вида

- Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

- Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

- Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека


Раздел Экосистемы. Лабораторные и практические работы:

- Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

- Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

- Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

- Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

- Решение экологических задач

- Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения





Календарно – тематическое планирование по биологии 10 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки

Домашнее задание

Глава 1. Биология как наука. Методы научного познания – 3 ч.

1

Краткая история развития биологии. Система биологических наук


1


Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Биологические системы.

Уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности самого ученика; единство живой и неживой природы, родство живых организмов.

§ 1 стр.6

2

Сущность жизни и свойства живого.


1


Основные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция.

Знать (понимать): признаки биологических объектов; сущность биологических процессов.

Уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения.

§ 2 стр.8

3

Уровни организации и методы познания живой природы.


1


Основные уровни организации живой природы.

Уметь объяснять: единство живой и неживой природы, родство живых организмов.

§ 3 стр.21

Глава 2. Клетка – 10 ч.

4

История изучения клетки. Клеточная теория.


1


Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Знать: основные положения клеточной теории.

§ 4 стр.30

5

Химический состав клетки.

Неорганические вещества клетки.

1


Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Химическая организация клетки., воды и других неорганиче­ских веществ. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства

Знать: роль катионов и анионов в жизнедеятельности клетки; особенности строения молекул воды в связи с ее важнейшей ролью в жизнедеятельности клетки.


§ 5 ,6 стр.36

6

Органические вещества. Липиды. Углеводы и белки.

1


Взаимосвязь строения и функций белков, нуклеиновых кислот, уг­леводов, липидов, АТФ.

Знать: особенности строения белка; ферменты – биологические катализаторы; свойства белков. Строение и функции полисахаридов

Уметь: объяснять строение и свойства белков; механизмы взаимодействия белков – катализаторов с молекулами органических и неорганических веществ

§ 7 ,8 стр.48

7

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.


1


ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; биологи­ческая роль ДНК.

Знать: особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров; их роль в хранении и передаче наследственной информации;

Уметь: схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному

§ 9 стр.63

8

Строение эукариотической и прокариотической клеток.


Л.р.№1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание (обучающая)

Л.р.№2 Сравнение строения клеток растений и животных (обучающая)

1


Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Основные части и органоиды клетки, их функции. Доядерные и ядерные клетки.

Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом, их описание. Сравнение строения клеток растений и животных.

Знать строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом.

Знать: представление о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической; особенности строения клеток прокариот и эукариот.

Уметь: сравнивать, анализировать, делать выводы


§ 10 стр.69

9

Ядро. Хромосомы, их строение и функции.

Практическая работа №1 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений (оценочная)

1


Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельно­стью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная обо­лочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Карио­плазма.

Знать: о ядре как о важнейшем компоненте эукариотической клетки; важнейшие структуры ядра.

Уметь: объяснять функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава

§ 11

10

Прокариотическая клетка. Распространение и значение бактерий в природе.

1


Прокариотические клетки; форма и размеры. Стро­ение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Основы систе­матики; место и роль прокариот в биоценозах.


Знать строение и жизнедеятельность прокариотической клетки.

§ 13

11

Реализация наследственной информации.

Генетический код, его свойства.


1


Гены и хромосомы. Строение и функции хромосом.

Дифференциальная активность генов; эухроматин.


Знать: признаки генов и хромосом.

§ 14

12


Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.


1


Вирусы – неклеточная форма жизни. Возбудители и переносчики заболеваний.

Профилактика вирусных заболеваний. Способы борьбы со СПИДом.

Знать: заболева­ния животных и растений, вызываемые вирусами.

Особенности внутриклеточного паразитизма.

§ 15

13

Обобщение и систематизация знаний теме Строение эукариотической и прокариотической клеток. (тестирование)

1





Глава 3. Организм – 21 ч.

14

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.


1


Сходство и различие одноклеточных, многоклеточных. колониальных организмов.

Знать: сходства и различия одноклеточных и многоклеточных организмов.

Уметь: различать живые организмы


15

Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен.

1


Обмен веществ и превращения энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности.

Знать: сущность обмена веществ и превращения энергии.

Уметь: объяснять сущность, особенности и значение катаболизма, его взаимосвязь с пластическим обменом


16

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Пластический обмен. Фотосинтез. Схемы

1


Способы питания организмов; понятие о фотосинтезе – как одном из процессов метаболизма; две фазы фотосинтеза; представление о хемосинтезе.


Понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии.

Уметь: характеризовать фазы фотосинтезе; космическую роль зеленых растений


17

Размножение.

Деление клетки. Митоз.

1


Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления. Размножение кле­ток. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразо­вания хромосом; биологический смысл и значение ми­тоза.

Знать: механизм митотического и мейотического цикла, их биологическую роль; особенности протекания каждой фазы; этапы создания и основные положения клеточной теории.

Уметь: объяснять механизмы обеспечивающие генетическую идентичность дочерних клеток;


18

Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

1


Половое и бесполое размножение.

Знать сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение.


19

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз.

1


Мейоз и оплодотворение — основа ви­дового постоянства числа хромосом.


Знать: механизм мейотического цикла; его биологическую роль; особенности протекания каждой фазы мейоза.

Уметь: характеризовать механизм мейоза; фазы мейоза; приводить примеры.


20

Оплодотворение. Биологическое значение оплодотворения.

1


Оплодотворение, его значение.

Уметь сравнивать: половое и бесполое размножение и делать выводы на основе сравнения.


21


Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Прямое и непрямое развитие. Причины нарушений развития организмов.

1


Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

Знать: закономерности постэмбрионального развития живых организмов.

Уметь: характеризовать два типа постэмбрионального развития раскрывая их значение для сохранения видов; видеть общность различных явлений, процессов; рассматривать их с позиции общих законов биологии


22


Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Л.р. №3 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства (обучающая)

1


Причины нарушений развития организмов. Последствия влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Уметь объяснять: отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Уметь сравнивать: зародыши человека и других млекопитающих, делать выводы на основе сравнения.


23

Наследственность и изменчивость. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Мендель – основоположник генетики.

1


Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Знать: сущность законов Менделя, закономерностей изменчивости. Основные генетические понятия и термины.


24

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.

1


Закономерности наследования, установленные Г.Менделем.

Знать: опыты Менделя; законы Менделя; полное и неполное доминирование, промежуточное наследование при неполном доминировании; закон чистоты гамет.


25

Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание.

Л.р.№4 Составление простейших схем скрещивания (обучающая)

1


Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независи­мого комбинирования признаков.


Уметь: правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом; давать объяснения законам Менделя. Уметь решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания.


26

Практическая работа №2 Решение элементарных генетических задач (оценочная)

1


Закономерности наследования, установленные Г.Менделем.

Уметь решать: элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания.

Решение задач

27

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

1


Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Знать: основные положения хромосомной, ее становление и развитие; сущность явления сцепленного наследования признаков – закон Моргана;

Уметь решать: элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания.


28

Современное представление о гене и геноме

1





29

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для медицины.

1


Значение генетики для медицины и селекции.

Знать: причины некоторых генетических болезней; механизм определения пола; особенности половых хромосом и аутосом


30


Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутации. Мутагенные факторы.

Л.р5 № Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм (оценочная)


1


Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Уметь объяснять: влияние мутагенов на организм человека, причины мутаций.

Выявлять: источники мутагенов в окружающей среде.


31


Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

1


Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с по­лом.


Знать причины некоторых генетических болезней.


32

Основы селекции. Биотехнология.

1


Селекция. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Знать: методы селекции, гибридизации

Уметь: объяснять сущность селекции, гирбидизации


33

Биотехнология. Генная инженерия. Клонирование. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Л.Р.№6 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии (обучающая)

1


Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


34

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общебиологические закономерности»

1










Календарно-тематическое планирование курса «Общая биология» 11 класс.


п/п

Содержание учебного материала


Кол-во часов

Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки выпускников

Домашнее задание

Раздел 4. Вид – 21 ч.


1

История эволюционных идей

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея.

1


Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

знать /понимать

основные положения биологических теорий; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;


2

Значение работ Ж.Б. Ламарка, теории Ж Кювье.

1


Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка

знать /понимать

основные положения биологических теорий; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;


3

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

1


История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.


4

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в развитии современной естественнонаучной картины мира.


1





Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. История эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч.Дарвина.

знать /понимать

основные положения биологических теорий - эволюционная теория Ч.Дарвина;

сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов


5

.Современное эволюционное учение.

Вид, его критерии.

Критерии вида

Лабораторная работа №1 Описание особей вида по морфологическому критерию (оценочная)

Практическая работа №1 Выявление изменчивости у особей одного вида (оценочная)

1


Вид, его критерии. Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию.

Уметь описывать особей видов по морфологическому критерию;



6

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции.


1


Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.

Знать: понятие и структуру популяции

Уметь: объяснять сущность, особенности и значение популяции


7

Движущие силы эволюции; их влияние на генофонд популяции.


1


Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

знать /понимать

сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора

уметь

объяснять: роль экологических факторов на организмы;

взаимосвязи организмов и среды; причины эволюции, изменяемости видов, необходимости сохранения многообразия видов;

выявлять приспособления организмов к среде обитания


8

Движущий, дескриптивный и стабилизирующий естественный отбор.

1




9

Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора.

Практическая работа№2

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (оценочная)


1


Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Проведение биологических исследований: выявление приспособлений организмов к среде обитания.




10

Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.


1


Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.


уметь

объяснять: необходимости сохранения многообразия видов;

знать /понимать

сущность биологических процессов: образование видов


11

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса.


1


Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.


уметь

объяснять: необходимости сохранения многообразия видов;


12

Доказательства эволюции органического мира.


1


Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

уметь

объяснять: вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; родство живых организмов; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции;


13

Происхождение жизни на Земле.

Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотезы о происхождении жизни.

Лабораторная работа №2

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни (обучающая)

1


Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции


уметь

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека


14

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна.

1


знать /понимать

сущность биологических процессов: вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;


15

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.


1


Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

Уметь анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека


16

Обобщение и повторение темы «Современное эволюционное учение».

1


Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека. Проведение биологических исследований: анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.


Уметь

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека


17

Происхождение человека

Гипотезы происхождения человека.

Лабораторная работа № 3

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека (обучающая)


1


Данные сравнительной анатомии, эмбриологии. Сходства и отличия человека и человекообразных обезьян

Знать: место человека в живой природе

Уметь: находить сходства и различия человека с другими животными


18

Положение человека в системе животного мира.


1


Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.


знать /понимать

сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов


19

Эволюция человека. Основные этапы.

Движущие силы антропогенеза

1



Уметь находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;


20

Расы человека. Происхождение рас. Видовое единство человечества.


1


Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека. Проведение биологических исследований: анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.


Уметь

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека


21

Обобщение и повторение теме «происхождение жизни на Земле. Происхождение человека».

1





Раздел 5 Экосистема – 12 ч.+1ч.обобщение и систематизация знаний

22

Экологические факторы

Организм и среда. Предмет и задачи экологии.

1


Среда обитания и экологические факторы. Закономерности влияния экологических факторов на организм.

Знать: сущность среды обитания и экологиеских факторов

Уметь: объяснять влияние экологических факторов на организм человека


23

Абиотические факторы среды, их значение в жизни организмов.


1


Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.


Уметь находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;


24

Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.


1


Экологические факторы, их значение в жизни организмов.


уметь

объяснять: единство живой и неживой природы, родство живых организмов; влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;


25

Структура экосистем

Видовая и пространственная структура экосистем.

Лабораторная работа №4

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум) (оценочная))

1


Проведение биологических исследований: сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум);


знать /понимать

строение биологических объектов: экосистем (структура);


26

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

Пищевые цепи и сети

Лабораторная работа №5

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) (оценочная)

1


Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.


Уметь изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;



27

Причины устойчивости и смены экосистем.

1


Причины устойчивости и смены экосистем.

уметь

объяснять: причины устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;


28

Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.

Лабораторная работа №6

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности (оценочная)


1


Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум);


уметь

объяснять: причины устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать: природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности) и делать выводы на основе сравнения;


29

Биосфера – глобальная экосистема Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы.


1


Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы.

знать /понимать

основные положения биологических теорий учение В.И.Вернадского о биосфере; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;


30

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода)..

Практическая работа№3

Решение экологических задач (оценочная)

1


Биосфера – глобальная экосистема. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы.


Знать и понимать

сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

уметь решать элементарные биологические задачи;


31

Биосфера и человек


1


Биосфера – глобальная экосистема. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.


Уметь находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;


32

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Лабораторная работа №7

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения (оценочная)

1


Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.


уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; единство живой и неживой природы; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;


33

Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.


Лабораторная работа №8

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (оценочная

1


Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.


уметь

объяснять: причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: правил поведения в природной среде; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;


34

Обобщающее – повторительный урок по курсу биологии 11 класса

1







КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


  1. Оценка устного ответа.

Отметка «5» :


  • ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

  • материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

  • ответ самостоятельный.

Ответ «4» ;

  • ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;


  • материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требо ванию учителя.


Отметка «З» :


  • ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный. Отметка «2» :


  • при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые уча щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:


  1. правильно определил цель опыта;


  1. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;


  1. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;


  1. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;


  1. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).


  1. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.


Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;


5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Отметка "3" ставится, если ученик:


1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;


2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;


3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

Отметка "2" ставится, если ученик:


  1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;


  1. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;


  1. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";


  1. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.



Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:


  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;

  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;


  1. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Отметка "2" ставится, если ученик:


  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";


  1. или если правильно выполнил менее половины работы.

  • ».


6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

  • соблюдение требований к его оформлению;

  • необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

  • умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;


  • способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на ни




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


    • результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать /понимать


  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;


  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);


  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;


  • биологическую терминологию и символику;


  • уметь


  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;


  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);


  • описывать особей видов по морфологическому критерию;


  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;


  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;


  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;


  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;


  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;


  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;


  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;


  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,

искусственное оплодотворение).


Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


Литература

Агафонова И.Б. Биолгия. Общая биолгия. Базовый уровень. 10-11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2012


Мультимедийное проиложение к учебнику В.И.Сивоглазова и др. Биология 10-11 классы. ООО «Дрофа», 2011 ЦОР Экология. Учебное пособие. Под. ред. Ахлебина А.К., В.И. Сивоглазова. ЗАО «1С», 2009

ООО «Дрофа», 2009


Козлова Т.А., Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. «Методическое пособие к учебнику «Общая биология. Базовый уровень. 10—11 кл. М.: Дрофа, 2009

Агафонова И.Б. Биолгия. Общая биолгия. Базовый уровень. 10-11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2012


Мультимедийное проиложение к учебнику В.И.Сивоглазова и др. Биология 10-11 классы. ООО «Дрофа», 2011 ЦОР Экология. Учебное пособие. Под. ред. Ахлебина А.К., В.И. Сивоглазова. ЗАО «1С», 2009

ООО «Дрофа», 2009


Козлова Т.А., Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. «Методическое пособие к учебнику «Общая биология. Базовый уровень. 10—11 кл. М.: Дрофа, 2009




1