МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РАССМОТРЕНО | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДЕНО» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
Уровень образования (класс): __основное общее образование (5-9 классы)
Составитель:
Согласовано с зам. директора по УВР: ________________/_____________________
Подпись Ф.И.О. куратора предмета
Программа разработана на основе
требований ФГОС основного общего образования;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования школы;
примерной программы основного общего образования по биологии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-11 классы. М.: Вентана-Граф, 2014 год )
авторской программы: И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5-11 классы: программа - М.: Вентана-Граф, 2014г) рекомендованной Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе;
г. Ханты-Мансийск, 2021 год
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Рабочая программа для курса биология 5-9 класс разработана на основе:
требований ФГОС основного общего образования,
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования школы,
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897
Примерной программы основного общего образования по биологии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-11 классы. М.: Вентана-Граф, 2014 год
Авторская программа И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5-11 классы: программа - М.: Вентана-Граф, 2014г) рекомендованной Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе;
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
Регулятивные: УУД:
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Личностные УУД:
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Познавательные УУД:
умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
социально-адаптивной (гражданственной),
когнитивной (познавательной),
информационно-технологической,
коммуникативной.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Выпускник основной школы научиться:
5-7 класс. Живые организмы
Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость.
Применять методы биологической науки для изучения клеток организмов, проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические явления и процессы;
Использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению живых организмов (проводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
Ориентироваться в системе познавательных ценностей, оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
8 класс. Человек и его здоровье.
Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека и их практическую значимость;
Применять методы биологической науки при изучении организма человека; проводить наблюдения за состоянием собственного организма измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
Использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными; сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями клеток, тканей и органов, систем органов и их функциями;
Ориентироваться в системе познавательных ценностей, оценивать информацию об организме человека получаемую из разных источников; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
9 класс. Общие биологические закономерности.
Характеризовать общие биологические закономерности и их практическую значимость;
Применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей; наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
Использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению общих биологических закономерностей свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, выделять отличительные признаки живых организмов, существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
Ориентироваться в системе познавательных ценностей, оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник основной школы получит возможность научиться:
Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
Использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных, работы с определителями растений, выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
Выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы)
Находить информацию о растения и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
Использовать на практике приемы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, рациональной организации труда и отдыха, проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
Выделять эстетические достоинства человеческого тела;
Реализовывать установки здорового образа жизни;
Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
(241 час)
Система органического мира
Царства живой природы
Вирусы — неклеточные формы.
Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии — возбудители заболеваний. Роль бактерий в природных сообществах (экосистемах).
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природных сообществах и жизни человека. Лишайники — симбиотические организмы, их экологическая роль.
Растения. Клетки и ткани растений. Процессы жизнедеятельности. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Значение растений в природе и жизни человека. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека, усложнение в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания.
Анатомия и физиология человека
Организм человека — целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов.
Нервная система и органы чувств. Нервная регуляция функций организма. Условные и безусловные рефлексы. Органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, равновесия. Высшая нервная деятельность. Темперамент. Поведение. Врожденные и приобретенные рефлексы. Познавательные процессы. Мышление. Работоспособность. Режим дня. Наркогенные вещества.
Эндокринная система: строение и функции. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения функционирования эндокринной системы.
Опорно-двигательная система: строение и функции. Движения человека, управление движениями. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
Кровообращение. Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Строение и работа сердца. Патологии системы кровообращения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Строение органов дыхания, механизм газообмена. Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Пищеварение. Пищеварительная система. Питание. Требования к полноценному питанию. Витамины. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Выделение. Строение и функции выделительной системы.
Обмен веществ и превращения энергии.
Покровы тела: строение и функции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Половая система. Оплодотворение, внутриутробное развитие, роды. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения.
Цитология и биохимия
Клеточная теория. Строение, функции и разнообразие клеток. Эукариоты и прокариоты. Химический состав клетки.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический и пластический обмен. Фотосинтез. Биосинтез белков. Ген, генетический код.
Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Соматические и половые клетки. Мейоз. Жизненные циклы у разных групп организмов. Индивидуальное развитие организмов.
Генетика
Наследственность и изменчивость. Генетическая терминология и символика. Гены и признаки. Законы наследственности Г. Менделя. Сцепленное наследование. Закон Т. Моргана. Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты.
Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость, ее виды. Мутации, мутагены. Меры профилактики наследственных заболеваний человека и защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами.
Эволюция
Теория эволюции Ч. Дарвина. Учение Ж.-Б. Ламарка об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Синтетическая теория эволюции. Генетика популяций. Микроэволюция и макроэволюция. Пути и направления эволюции.
Признаки живых организмов. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас, их единство.
Экология
Экологические факторы. Экологическая ниша. Экосистемы. Устойчивость и динамика экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Правила экологической пирамиды. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы
Формы контроля достижений обучающихся
Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах занятий по вопросам параграфа в виде тестирования, письменных ответов свободной формы, устных ответов, при выполнении лабораторных и практических занятий, при написании рефератов, сообщений, творческих заданий и т.д.
Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени. Проводится в устной или письменной форме, часто по смешанному варианту: ответ на один вопрос - устный, на второй – письменный. Широко используется тестирование.
Итоговый контроль проводится в конце изучения курса биология с целью выявления, на сколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания.
Место оценки знаний. Главным выводом о деятельности учащегося на любом уровне контроля является объективная оценка. Именно оценка вызывает радость и огорчение, благодарность учителю и обиду на него.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РАССМОТРЕНО | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДЕНО» . |
Тематическое планирование
по биологии
для учащихся 5 классов
(35 часов)
Учитель:
Согласовано с зам. директора по УВР: ______________ /_____________________
Подпись Ф.И.О. куратора предмета
г. Ханты-Мансийск, 2021
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Биология-наука о живом мире | 9 |
1. | Наука о живой природе. | 1 |
2. | Свойства живого | 1 |
3. | Методы изучения природы | 1 |
4. | Инструктаж по технике безопасности. Увеличительные приборы Лабораторная работа №1 «Изучение устройства микроскопа» | 1 |
5. | Строение растительной клетки | 1 |
6. | Строение клетки. Ткани. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений» | 1 |
7. | Химический состав клетки | 1 |
8. | Процессы жизнедеятельности. | 1 |
9. | Обобщение по теме «Биология – наука о живом мире» | 1 |
Многообразие живых организмов | 11 |
10. | Царства живой природы. Вирусы и бактерии | 1 |
11. | Контрольная работа по теме: Строение живых организмов | 1 |
12. | Растения. Общая характеристика и особенности строения | 1 |
13. | Многообразие растений на Земле | 1 |
14. | Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений» | 1 |
15. | Животные. Общая характеристика и особенности строения | 1 |
16.. | Многообразие животных на Земле | 1 |
17. | Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа№4 «Наблюдение за передвижением животных» | 1 |
18. | Грибы. Общая характеристика и особенности строения. Лишайники | 1 |
19. | Значение живых организмов в природе и жизни человека | 1 |
20. | Контрольная работа по теме: Многообразие живых организмов | 1 |
Жизнь организмов на планете Земля | 10 |
21 | Среды жизни планеты Земля | 1 |
22. | Экологические факторы. Приспособленность организмов к жизни на Земле | 1 |
23. | Природные сообщества | 1 |
24. | Природные зоны России | 1 |
25. | Жизнь на разных материках, в морях и океанах | 1 |
26. | Охрана живого мира на Земле | 1 |
27. | Обобщение по теме «Многообразие живых организмов. Жизнь на планете Земля» | 1 |
28. | Контрольная работа по теме «Жизнь организмов на планете Земля» | 1 |
29 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Науки о живой природе», «Значение биологии» | 1 |
30. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие организмов в природе», «Охрана природы» | 1 |
Человек на планете Земля. | 5 |
31. | Как появился человек на Земле | 1 |
32. | Изменение человеком окружающей среды | 1 |
33. | Важность охраны живого мира планеты | 1 |
34. | Обобщение и систематизация знаний по курсу биологии 5 класс | 1 |
35. | Проведение инструктажа по составлению и оформлению гербария | 1 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РАССМОТРЕНО | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДЕНО» |
Тематическое планирование
по биологии
для учащихся 6 классов
(35 часов)
Учитель:
Согласовано с зам. директора по УВР: ______________ /_____________________
Подпись Ф.И.О. куратора предмета
г. Ханты-Мансийск, 2021
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Наука о растениях - ботаника | 4 |
| Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика | 1 |
| Многообразие жизненных форм растений | 1 |
| Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки | 1 |
| Ткани растений | 1 |
Органы растения | 11 |
| Инструктаж по технике безопасности. Семя, его строение и значение. Лабораторная работа №1 «Строение семени фасоли» | 1 |
| Условия прорастания семян | 1 |
| Корень, его строение и значение. Типы корневых систем | 1 |
| Инструктаж по технике безопасности. Строение корня. Лабораторная работа №2 «Строение корня проростка» | 1 |
| Инструктаж по технике безопасности. Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа №3 «Строение вегетативных и генеративных почек» | 1 |
| Лист, его строение и значение. | 1 |
| Инструктаж по технике безопасности. Стебель, его строение и значение Лабораторная работа №4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы» | 1 |
| Цветок, его строение и значение | 1 |
| Плод Разнообразие и значение плодов | 1 |
| Обобщение по теме: «Наука о растениях – ботаника», «Органы растений» | 1 |
| Контрольная работа по теме: «Наука о растениях – ботаника», «Органы растений» | 1 |
Основные процессы жизнедеятельности растений | 5 |
| Минеральное питание растений и значение воды | 1 |
| Фотосинтез и дыхание растений | 1 |
| Размножение и оплодотворение у растений | 1 |
| Инструктаж по технике безопасности. Вегетативное размножение растений и его использование человеком Лабораторная работа №5«Размножение комнатных растений» | 1 |
| Рост и развитие растений | 1 |
Многообразие растительного мира | 11 |
| Понятие о систематике. Низшие и Высшие растения. Общая характеристика водорослей | 1 |
| Отдел Моховидные. Общая характеристика, размножение, значение | 1 |
| Плауны. Хвощи. Папоротники. Общая характеристика Размножение папоротников. | 1 |
| Инструктаж по технике безопасности Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения водорослей, мхов, папоротниковидных» | 1 |
| Отдел Голосеменные. Общая характеристика, размножение, значение | 1 |
| Инструктаж по технике безопасности Лабораторная работа №7 «Знакомство с многообразием голосеменных» | 1 |
| Отдел Покрытосеменные. Класс Двудольные растения | 1 |
| Класс Однодольные растения. Разнообразие и происхождение культурных растений | 1 |
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность и систематика растений» | 1 |
| Контрольная работа по теме: «Жизнедеятельность и систематика растений» | 1 |
Природные сообщества | 5 |
| Историческое развитие растительного мира | 1 |
| Понятие о природном сообществе. Биогеоценоз | 1 |
| Смена природных сообществ и ее причины | 1 |
| Обобщение и систематизация знаний по курсу биологии 6 класса | 1 |
| Проведение инструктажа по составлению и оформлению гербария | 1 |
| Всего за 6 класс 35 часов |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РАССМОТРЕНО | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДЕНО» . |
Тематическое планирование
по биологии
для учащихся 7 классов
(35 часов)
Учитель:
Согласовано с зам. директора по УВР: ______________ /_____________________
Подпись Ф.И.О. куратора предмета
г. Ханты-Мансийск,2021
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Общие сведения о мире животных | 2 |
| Зоология-наука о животных. История развития зоологии | 1 |
| Классификация животных. Взаимосвязи животных в природе. | 1 |
Строение тела животных | 2 |
| Строение животной клетки. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №1 «Строение животной клетки» | 1 |
| Ткани, органы и системы органов | 1 |
Подцарство Простейшие | 2 |
| Общая характеристика типа Саркодовые и Жгутиконосцы. Строение амебы и эвглены зеленой | 1 |
| Общая характеристика типа Инфузории. Строение ифузории-туфельки. Значение простейших в природе и жизни человека | 1 |
Тип Кишечнополостные | 2 |
| Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Строение гидры | 1 |
| Разнообразие кишечнополостных. | 1 |
Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 4 |
| Тип Плоские черви. Общая характеристика. Строение белой планарии | 1 |
| Многообразие плоских червей. Значение в природе и жизни человека | 1 |
| Общая характеристика типа Круглые черви. Строение аскариды. Значение в жизни человека | 1 |
| Общая характеристика типа Кольчецы. Классификация. Инструктаж по т.б. Лабораторная работа№2 по теме «Внешнее и внутреннее строение дождевого червя» | 1 |
Тип Моллюски | 2 |
| Общая характеристика типа Моллюски. Строение виноградной улитки | 1 |
| Многообразие моллюсков. Значение в природе и жизни человека | 1 |
Тип Членистоногие | 4 |
| Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. Строение речного рака | |
| Класс Паукообразные и Насекомые. Особенности строения и размножения | 1 |
| Значение насекомых. Инструктаж по т.б. Лабораторная работа№3 по теме «Знакомство с различными отрядами насекомых» | 1 |
| Контрольная работа по теме «Беспозвоночные» | 1 |
Тип Хордовые. Бесчерепные. Черепные. Надкласс Рыбы | 4 |
| Общая характеристика типа Хордовые. Бесчерепные. Строение ланцетника | 1 |
| Позвоночные. Особенности внешнего строения рыб. Инструктаж по т.б. Лабораторная работа№4 по теме «Внешнее строение рыбы» | 1 |
| Внутреннее строение и размножение рыб | 1 |
| Основные систематические группы рыб | 1 |
Класс Земноводные | 2 |
| Общая характеристика класса Земноводных. Особенности внешнего и внутреннего строения | 1 |
| Разнообразие и значение земноводных | 1 |
Класс Пресмыкающиеся | 2 |
| Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего и внутреннего строения | 1 |
| Многообразие пресмыкающихся. Значение в природе и жизни человека | 1 |
Класс Птицы | 3 |
| Общая характеристика класса Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения | 1 |
| Размножение птиц. Инструктаж по т.б. Лабораторная работа№5 по теме "Строение куриного яйца" | 1 |
| Многообразие птиц. Значение в природе и жизни человека | 1 |
Класс Млекопитающие или Звери | 6 |
| Общая характеристика типа Млекопитающие. Особенности внешнего и внутреннего строения | 1 |
| Классификация млекопитающих. Особенности размножения | 1 |
| Животноводство. Охрана животных | 1 |
| Контрольная работа по теме «Тип Хордовые» | 1 |
| Обобщение и систематизация знаний по курсу биологии 7 класса | 1 |
| Проведение инструктажа по ведению полевого дневника | 1 |
| Всего за 7 класс 35 часов |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РАССМОТРЕНО | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДЕНО» . |
Тематическое планирование
по биологии
для учащихся 8 классов
(70 часов)
Учитель:
Согласовано с зам. директора по УВР: ______________ /_____________________
Подпись Ф.И.О. куратора предмета
г. Ханты-Мансийск, 2021
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1: Организм человека. Общий обзор | 6 |
| Биологические и социальные факторы в становлении человека | 1 |
| Науки, изучающие человека. Место человека в природе | 1 |
| Строение животной клетки. Инструктаж по т.б. Лабораторная работы№1 по теме «Строение клетки человека» | 1 |
| Уровни организации организма. Рефлекторный принцип регуляции функций | 1 |
| Ткани человека. Особенности строения и функции | 1 |
| Ткани. Инструктаж по т.б. Лабораторная работа№2 по теме «Изучение клеток и тканей под микроскопом» | 1 |
Раздел 2: Опорно-двигательная система. | 9 |
| Опорно-двигательная система | 1 |
| Инструктаж по т.б. Лабораторная работа№3 по теме «Состав и строение костей» | 1 |
| Обзор скелета головы и туловища | 1 |
| Скелет поясов и свободных конечностей | 1 |
| Первая помощь при травмах скелета и мышц | 1 |
| Строение мышцы. Обзор основных мышц человека | 1 |
| Особенности строения скелета человека в связи с прямохождением. Плоскостопие. Нарушение осанки | 1 |
| Развитие опорно- двигательной системы. Практическая работа№1 по теме «Утомление мышц» | 1 |
| Контрольная работа№1 по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система» | 1 |
Раздел 3: Кровь. Кровообращение | 8 |
| Внутренняя среда организма. Кровь. Лимфа | 1 |
| Строение крови. Инструктаж по т.б. Лабораторная работа№4 по теме «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | 1 |
| Иммунитет. Классификация иммунитета. | 1 |
| Тканевая совместимость и переливание крови | 1 |
| Органы кровообращения. Сердце | 1 |
| Малый и большой круги кровообращения. Лимфатическая система | 1 |
| Движение крови по сосудам. Практическая работа№2 по теме «Подсчет пульса” | 1 |
| Болезни сердечно-сосудистой системы Первая помощь при кровотечениях | 1 |
Раздел 4: Дыхательная система | 6 |
| Значение дыхательной системы, верхние дыхательные пути | 1 |
| Обмен газов в легких и тканях | 1 |
| Гигиена дыхания. Профилактика заболеваний | 1 |
| Первая помощь при поражении органов дыхания | 1 |
| Обобщение по теме «Кровь, кровообращение и дыхание» | 1 |
| Контрольная работа №2 по теме «Кровеносная система и дыхание» | 1 |
Раздел 5: Пищеварительная система. | 5 |
| Значение пищи и ее состав Органы пищеварения | 1 |
| Инструктаж по т.б. Лабораторная работа№5 по теме «Действие ферментов слюны на крахмал» | 1 |
| Инструктаж по т.б. Лабораторная работа№6 по теме «Изучение действия желудочного сока на белки» | 1 |
| Пищеварение в кишечнике. Роль печени в пищеварении | 1 |
| Заболевание органов пищеварения и их профилактика | 1 |
Раздел 6: Обмен веществ и энергии | 3 |
| Обменные процессы в организме | 1 |
| Энергетическая емкость пищи. Практическая работа№3 по теме «Определение калорийности продуктов и составление рациона питания» | 1 |
| Витамины. Практическая работа №4 по теме «Определение витаминов в продуктах питания» | 1 |
Раздел 7: Мочевыделительная система | 2 |
| Строение органов мочевыделения, их значение | 1 |
| Предупреждение заболеваний почек | 1 |
Раздел 8: Кожа | 5 |
| Значение и строение кожных покровов | 1 |
| Нарушение кожных покровов Практическая работа№5 «Определение жирности кожи | 1 |
| Роль кожи в теплорегуляции | 1 |
| Обобщение по теме «Пищеварение и выделение» | 1 |
| Контрольная работа№3 по теме «Пищеварение, выделение» | 1 |
Раздел 9: Эндокринная и нервная системы | 7 |
| Железы. Роль гормонов | 1 |
| Нарушение работы эндокринной системы | 1 |
| Значение нервной системы и ее отделы | 1 |
| Функции автономного отдела. Нейрогуморальная регуляция | 1 |
| Строение и функции спинного мозга | 1 |
| Отделы головного мозга, их строение и функции. | 1 |
| Обобщение по теме «Эндокринная и нервная системы» | 1 |
Раздел 10: Органы чувств. Анализаторы | 4 |
| Органы чувств и анализаторы. Орган зрения. | 1 |
| Профилактика заболеваний глаз | 1 |
54 | Орган слуха, орган равновесия | 1 |
55 | Органы вкуса, обоняния и осязания. Обобщение по теме «Анализаторы» | 1 |
Раздел 11: Поведение и психика | 4 |
56 | Врожденные и приобретенные формы поведения | 1 |
57 | Закономерности работы головного мозга | 1 |
58 | Особенности высшей нервной деятельности человека | 1 |
59 | Воля. Эмоции. Работоспособность | 1 |
Раздел 12: Индивидуальное развитие организма | 11 |
60 | Женская и мужская половая системы. | 1 |
61 | Наследственные и врожденные заболевания. | 1 |
62 | Внутриутробное развитие. Развитие человека. Практическая работа№6 по теме «Измерение массы и роста своего организма» | 1 |
63 | Влияние наркогенных веществ на здоровье человека. Практическая работа№7 по теме «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» | 1 |
64 | Обобщение по теме «Эндокринная и нервная регуляция. Анализаторы. Поведение. Индивидуальное развитие» | 1 |
65 | Контрольная работа№4 по теме «Эндокринная и нервная регуляция. Анализаторы. Поведение. Индивидуальное развитие» | 1 |
66 | Повторение по теме «Особенности строения тела человека. Опорно-двигательная система» | 1 |
67 | Повторение по теме «Дыхательная и кровеносная системы» | 1 |
68 | Повторение по теме «Мочевыделительная и пищеварительная системы» | 1 |
69 | Обобщение и систематизация знаний за курс биологии 8 класс | 1 |
70 | Проведение инструктажа по подготовке проекта «Здоровый образ жизни-путь к долголетию» | 1 |
| Всего за 8 класс: 70 ч. |