Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, программы «Биология. Рабочие программы предметной линии учебников «Линия жизни» 5-9 класс. Авторы: В.В. Пасечник, С.В. Суматохин и др. М., «Просвещение», 2014 г. и на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Леонтьевская СОШ»
В соответствие с учебным планом МБОУ «Леонтьевская СОШ» на изучениепредмета отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1. Учебник - Биология 5-6 класс под редакцией В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2014 г.
2. Рабочая тетрадь. - Биология. 5 класс. Автор В.В. Пасечник. – М.: Прсвещение, 2017 г.
3. Электронное приложение к учебнику Просвещение 2014 г.
4. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений под редакцией Пасечника В.В. М.: Просвещение 2012 г.
Основное содержание курса
Введение
Биология – наука о живой природе. Методы исследования биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Экскурсии: Многообразие живых организмов, осенние явления в природе.
Раздел 1. Клеточное строение организмов
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Лабораторные работы:
1. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Раздел 2. Многообразие организмов
Классификация живых организмов. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений: водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые растения. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Защита проектов. Летние задания.
Лабораторные работы:
1. Изучение строения плесневых грибов.
2. Изучение строения водорослей.
3. Изучение строения мхов.
4. Изучение строения папоротника.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение. Биология как наука. | 6 |
2 | Клетка – основа строения в жизнедеятельности организмов. | 10 |
3 | Многообразие организмов | 19 |
| Всего: | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт |
1 | Биология -наука о живой природе. | | |
2 | Методы изучения биологии. | | |
3 | Разнообразие живой природы. | | |
4 | Среда обитания организмов. | | |
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | | |
6 | Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных». | | |
7 | Устройство увеличительных приборов. | | |
8 | Химический состав клетки: неорганические вещества. | | |
9 | Химический состав клетки: органические вещества. | | |
10 | Клетка и ее строение. | | |
11 | Лабораторная работа №2«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука подмикроскопом». | | |
12 | Особенности строения клеток. Пластиды. | | |
13 | Процессы жизнедеятельности клетки. | | |
14 | Деление и рост клеток. | | |
15 | Единство живого. | | |
16 | Сравнение строения клеток различных организмов. | | |
17 | Классификация живых организмов. | | |
18 | Строение и многообразие бактерий. | | |
19 | Роль бактерии, в природе и жизни человека. | | |
20 | Грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. | | |
21 | Съедобные и ядовитые грибы. | | |
22 | Плесневые грибы и дрожжи. | | |
23 | Характеристика царства Растения. | | |
24 | Водоросли. | | |
25 | Лишайники. | | |
26 | Высшие споровые растения. | | |
27 | Голосеменные растения. | | |
28 | Покрытосеменные растения. | | |
29 | Общая характеристика царства Животные. | | |
30 | Одноклеточные животные. | | |
31 | Многоклеточные живоные. | | |
32 | Беспозвоночные животные. | | |
33 | Позвоночные животные. | | |
34 | Урок-проект «Многообразие и охрана живой природы». | | |
35 | Защита проекта «Многообразие и охрана живой природы». Обобщение материала. | | |
| Всего: | 35 | |
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности