СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии: пояснительная записка, календарное и поурочное планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, программы «Биология. Рабочие программы предметной линии учебников «Линия жизни» 5-9 класс. Авторы: В.В. Пасечник, С.В. Суматохин и др. М., «Просвещение», 2014 г. и на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Леонтьевская СОШ»

В соответствие с учебным планом МБОУ «Леонтьевская СОШ» на изучениепредмета отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.


Рабочая программа ориентирована на использование УМК:


1.  Учебник - Биология 5-6 класс под редакцией В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2014 г.

2.   Рабочая тетрадь.  - Биология. 5  класс. Автор В.В. Пасечник. – М.: Прсвещение, 2017 г.

3. Электронное приложение  к учебнику   Просвещение 2014 г.

4. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений под редакцией Пасечника В.В. М.: Просвещение 2012 г.

 

Основное содержание курса

Введение

Биология – наука о живой природе. Методы исследования биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Экскурсии: Многообразие живых организмов, осенние явления в природе.


Раздел 1. Клеточное строение организмов

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Лабораторные работы:

1. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Раздел 2. Многообразие организмов

Классификация живых организмов. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.


Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений: водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые растения. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Защита проектов. Летние задания.

Лабораторные работы:

1. Изучение строения плесневых грибов.

2. Изучение строения водорослей.

3. Изучение строения мхов.

4. Изучение строения папоротника.












Тематическое планирование


п/п

Тема

Количество

часов

1

Введение. Биология как наука.

6

2

Клетка – основа строения в жизнедеятельности организмов.

10

3

Многообразие организмов

19


Всего:

35


Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Дата план

Дата факт

1

Биология -наука о живой природе.



2

Методы изучения биологии.



3

Разнообразие живой природы.



4

Среда обитания организмов.



5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.



6

Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных».



7

Устройство увеличительных приборов.



8

Химический состав клетки: неорганические вещества.



9

Химический состав клетки: органические вещества.



10

Клетка и ее строение.



11

Лабораторная работа №2«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука подмикроскопом».



12

Особенности строения клеток. Пластиды.



13

Процессы жизнедеятельности клетки.



14

Деление и рост клеток.



15

Единство живого.



16

Сравнение строения клеток различных организмов.



17

Классификация живых организмов.



18

Строение и многообразие бактерий.



19

Роль бактерии, в природе и жизни человека.



20

Грибы. Особенности строения и жизнедеятельности.



21

Съедобные и ядовитые грибы.



22

Плесневые грибы и дрожжи.



23

Характеристика царства Растения.



24

Водоросли.



25

Лишайники.



26

Высшие споровые растения.



27

Голосеменные растения.



28

Покрытосеменные растения.



29

Общая характеристика царства Животные.



30

Одноклеточные животные.



31

Многоклеточные живоные.



32

Беспозвоночные животные.



33

Позвоночные животные.



34

Урок-проект «Многообразие и охрана живой природы».



35

Защита проекта «Многообразие и охрана живой природы». Обобщение материала.




Всего:

35




Планируемые результаты



Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.



Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).



Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности