Ростовская область, Егорлыкский район, х. Украинский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ново – Украинская основная общеобразовательная школа №14
«Утверждаю»
Приказ от «___» 20____ г. №_____
Директор МБОУ Н-У ООШ№14
----------------- (Кривоносова С.И.)
Рабочая программа
По БИОЛОГИИ
Основное общее образование 5 класс
Кол-во часов 34
Учитель: Рябухина Е.В.
Программа разработана на основе программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы
Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Издательство «Дрофа» 2015 год
Х. Украинский
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Нормативная база преподавания предмета:
- ЗаконРФ«Обобразовании»от 29.12.2013 №273-ФЗ;
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙГОСУДАРСТВЕННЫЙОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙСТАНДАРТОСНОВНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ, утвержденныйприказомМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерацииот«17»декабря 2010 г. № 1897;
- Учебный план МБОУ Ново-УкраинскойООШ№14 на2018– 2019учебныйгод
В основу рабочей программы положена программа В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, Г.Г. Швецова ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ 5-9 классы.-М. Дрофа 2015.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных мест обитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Биология в 5 классе открывает ряд естественнонаучных дисциплин. В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 5 классе отводиться 1 час в неделю, 35часов в год, при нормативной продолжительности года 35 учебных недель. В соответствии с образовательной программой школы, годовым календарным графиком МБОУН-УООШ№14 на 2018-2019учебныйгод, наличием выходных дней в 2018-2019 учебном году(5.11.18., 8.03.19, 1.05.19, 2.05.19, 3.05.19, 9.05.10.05.19)и расписанием учебных занятий МБОУН-УООШ№14 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по биологии 5 класс в 2018-2019 учебном году будет реализована в объеме 34часов.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ КУРСА«БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»
Личностными результатами изучения предмета«Биология»в 5 классе являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды–гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
РегулятивныеУУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
ПознавательныеУУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
КоммуникативныеУУД:
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
– осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснятьрольживыхорганизмоввкруговоротевеществэкосистемы.
– рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение–объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
3.СОДЕРЖАНИЕКУРСА«БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС.
Введение 6 часов.
Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии.
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Формы организации учебных занятий.
Урок.
Лабораторные работы.
Экскурсии.
Основные виды учебной деятельности:
Определение биологических понятий.
Составление плана параграфа.
Анализ и сравнение учебной информации.
Отработка навыка работы с текстом.
Раздел 1. Клеточное строение организмов 9 часов.
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань»,
Лабораторные и практические работы.
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним.
Изучение клеток растения с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука. Рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Формы организации учебных занятий.
Урок.
Лабораторные работы.
Основные виды учебной деятельности:
Определение биологических понятий.
Выделение существенных признаков объектов.
Проведение биологических экспериментов.
Работа с учебником, дидактическим материалом.
Раздел 2. Царство Бактерии 2 часа.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Формы организации учебных занятий.
Урок.
Основные виды учебной деятельности:
Выделяют существенные признаки бактерий.
Определяют биологические объекты.
Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.
Раздел 3. Царство Грибы 5 часов.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы.
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей.
Формы организации учебных занятий.
Урок.
2.Лабораторные работы.
Основные виды учебной деятельности:
Определяют биологические понятия.
Выделяют существенные признаки биологических объектов.
Готовят микропрепараты.
Готовят сообщения.
Раздел 4. Царство Растения 12 часов.
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые) Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. Лишайники. Их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Лабораторные и практические работы.
Строение зеленых водорослей.
Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща.
Строение спороносящего папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных ( на примере местных видов),
Формы организации учебных занятий.
Урок.
Лабораторные работы.
Основные виды учебной деятельности:
Определение биологических понятий.
Выделение существенных признаков биологических объектов.
Выполнение лабораторной работы.
Описание биологических объектов.
Объяснение роли биологических объектов в природе и жизни человека.
Работа с информацией в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках.
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | Факт |
Введение 6 часов |
1. | Биология – наука о живой природе. | 1 | 4.09 | |
2. | Методы исследование в биологии. | 1 | 11.09 | |
3. | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. | 1 | 18.09 | |
4. | Среды обитания живых организмов. | 1 | 25.09 | |
5. | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | 1 | 2.10 | |
6. | П.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений», экскурсия №1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных». | 1 | 9.10 | |
Раздел 1. Клеточное строение организмов 9 часов |
7. | Устройство увеличительных приборов. Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними». | 1 | 16.10 | |
8. | Строение клетки. Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы». | 1 | 23.10 | |
9. | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука Л.р. №3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом». | 1 | 13.11 | |
10. | Пластиды. Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника». | 1 | 20.11 | |
11. | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. | 1 | 27.11 | |
12. | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Л.р. №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи». | 1 | 4.12 | |
13. | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие, деление. | 1 | 11.12 | |
14. | Понятие «ткань». Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». | 1 | 18.12 | |
15 | Обобщающий урок. | 1 | 25.12 | |
Раздел 2. Царство Бактерии 2 часа |
16. | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. | 1 | 15.01 | |
17. | Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | 22.01 | |
Раздел 3. Царство Грибы 5 часов |
18. | Грибы, ихобщая характеристика,строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. | 1 | 29.01 | |
19. | Шляпочные грибы. П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов». | 1 | 5.02 | |
20. | Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей». | 1 | 12.02 | |
21. | Грибы-паразиты. | 1 | 19.02 | |
22. | Обобщающий урок. | 1 | 26.02 | |
Раздел 4. Царство Растения 12 часов |
23. | Ботаника – наука о растениях. | 1 | 5.03 | |
24. | Водоросли. Их многообразие, строение,среда обитания. Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей». | 1 | 12.03 | |
25. | Роль водорослей в природе и жизни человека. | 1 | 19.03 | |
26. | Лишайники. | 1 | 2.04 | |
27. | Мхи. Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах)». | 1 | 9.04 | |
28. | Папоротники, хвощи, плауны. Л.р.№10 «Строение спороносящего хвоща», л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника». | 1 | 16.04 | |
29. | Голосеменные растения. Л.р. №12 «Строение хвои и шишек (на примере местных видов)». | 1 | 23.04 | |
30. | Покрытосеменные растения. Л.р.№13 «Строение цветкового растения». | 1 | 30.04 | |
31-32 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | 2 | 7.05 14.05 | |
33. | Обобщающий урок | 1 | 21.05 | |
34. | Заключительный урок за курс Биология 5 класс | 1 | 28.05 | |
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания заместитель директора по УВР
Методического совета МБОУ Н-У ООШ№14
МБОУ Н-У ООШ№14 ______ _____________
№___от____________20____г. подпись Ф.И.О.
_______ __________ _______ 20____г.
Подпись Ф.И.О.
Руководителя МС