СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа по биологии составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Основной образовательной программы основного общего образования в контексте ФГОС ООО;
- Примерной программы по биологии для 5 – 9 классов;
- УМК В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Дзякинская средняя общеобразовательная школа»
Принято на заседании педагогического совета 30 августа 2018года
Утверждено руководителем образовательного учреждения 30 августа 2018 года Приказ № 74 Подпись_______/Л.В.Ушакова
| Составлено на основе государственной программы и требований ФГОС ООО |
Рабочая программа
по биологии
5 класс
Составитель: Анисимова Светлана
Викторовна,
учитель I квалификационной категории
с. Дзякино, 2018 год
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Данная рабочая программа по биологии составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Основной образовательной программы основного общего образования в контексте ФГОС ООО;
- Примерной программы по биологии для 5 – 9 классов;
- УМК В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс
- Учебного плана МОУ «Дзякинская СОШ»;
- Локального акта «Положение о рабочей программе учителя, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего общего образования, МОУ
« Дзякинская СОШ».
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс -272 часа, из них 34 часа (1ч в неделю) в 5 классе, 34 часа (1ч в неделю) в 6 классе, по 68 часов (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемого предмета должны обеспечивать:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Живые организмы
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех е. проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
• выделять эстетические достоинства человеческого тела;
• реализовывать установки здорового образа жизни;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Основное содержание предмета биология (5-9классы)
Живые организмы.
Биология - наука о живых организмах.
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Клеточное строение организмов.
Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.
Многообразие организмов.
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.
Среды жизни.
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
Царство Растения.
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение - целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.
Органы цветкового растения.
Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.
Микроскопическое строение растений.
Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.
Жизнедеятельность цветковых растений.
Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.
Многообразие растений.
Классификация растений. Водоросли - низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Царство Бактерии.
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Царство Грибы.
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы- паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Царство Животные.
Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.
Одноклеточные животные, или Простейшие.
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Тип Кишечнополостные.
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Типы червей.
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Тип Моллюски.
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие.
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи - переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые - вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые - переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Тип Хордовые.
Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие - переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
Человек и его здоровье.
Введение в науки о человеке.
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека.
Клетка - основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Нейрогуморальная регуляция функций организма.
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.
Опора и движение.
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Кровь и кровообращение.
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание.
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Пищеварение.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.
Обмен веществ и энергии.
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение.
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.
Размножение и развитие.
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы).
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Высшая нервная деятельность.
Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Здоровье человека и его охрана.
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Общие биологические закономерности.
Биология как наука.
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.
Клетка.
Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболевания организма. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов.
Организм.
Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии - признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды.
Вид.
Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
Экосистемы.
Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера - глобальная экосистема. В. И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Живые организмы»:
Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними;
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата);
Изучение органов цветкового растения;
Изучение строения позвоночного животного;
Выявление передвижение воды и минеральных веществ в растении;
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений;
Изучение строения водорослей;
Изучение внешнего строения мхов (на местных видах);
Изучение внешнего строения папоротника (хвоща);
Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений;
Изучение внешнего строения покрытосеменных растений;
Определение признаков класса в строении растений;
Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств;
Изучение строения плесневых грибов;
Вегетативное размножение комнатных растений;
Изучение строения и передвижения одноклеточных животных;
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения;
Изучение строения раковин моллюсков;
Изучение внешнего строения насекомого;
Изучение типов развития насекомых;
Изучение внешнего строения и передвижения рыб;
Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;
Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.
Примерный список экскурсий по разделу «Живые организмы»:
Многообразие животных;
Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных;
Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края;
Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей).
Примерный список лабораторных и практических работ по разделу«Человек и его здоровье»:
Выявление особенностей строения клеток разных тканей;
Изучение строения головного мозга;
Выявление особенностей строения позвонков;
Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия;
Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки;
Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления;
Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения.
Изучение строения и работы органа зрения.
Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Общебиологические закономерности»:
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах;
Выявление изменчивости организмов;
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Примерный список экскурсий по разделу «Общебиологические закономерности»:
Изучение и описание экосистемы своей местности.
Многообразие живых организмов (на примере парка или природного участка).
Естественный отбор - движущая сила эволюции.
Содержание учебного курса 5 класса
Раздел 1. Биология – наука о живых организмах
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, питание, дыхание, движение, размножение, развитие, раздражимость, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Раздел 2. Многообразие организмов
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства живой природы.
Раздел 3. Клеточное строение организмов
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Ткани организмов.
Раздел 4. Царство Бактерии
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Вирусы – неклеточные формы.
Раздел 5. Царство Грибы
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Раздел 6. Многообразие растений
Классификация растений. Водоросли - низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Лабораторные и практические работы:
Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных.
Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними.
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата).
Передвижение воды и минеральных веществ в растении.
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Изучение строения плесневых грибов.
Изучение строения водорослей.
Изучение строения мхов (на местных видах)
Изучение строения папоротника (хвоща)
Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений.
Изучение внешнего строения покрытосеменных растений.
Тематическое планирование
(с указанием количества часов)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | ||
1. | Биология как наука. | 1 | ||
2. | Методы изучения живых организмов. Правила работы в кабинете биологии. | 1 | ||
3. | Царства живой природы. Свойства живых организмов. | 1 | ||
4. | Среды обитания живых организмов. | 1 | ||
5. | Практическая работа №1 «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных». | 1 |
|
|
6. | Обобщающий урок. | 1 |
|
|
7. | Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними». | 1 |
|
|
8. | Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. | 1 |
|
|
9. | Лабораторная работа №2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата)» | 1 |
|
|
10. | Строение клетки. | 1 |
|
|
11. | Химический состав клетки. | 1 |
|
|
12. | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Лабораторная работа №3 «Передвижение воды и минеральных веществ в растении» | 1 |
|
|
13. | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие. | 1 |
|
|
14. | Жизнедеятельность клетки: деление. | 1 |
|
|
15. | Ткани организмов. | 1 |
|
|
16. | Обобщающий урок | 1 |
|
|
17. | Бактерии, их строение и жизнедеятельность. | 1 |
|
|
18. | Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. | 1 |
|
|
19. | Вирусы – неклеточные формы. | 1 |
|
|
20. | Отличительные особенности грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. | 1 |
|
|
21. | Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Практическая работа №2« Строение плодовых тел шляпочных грибов» | 1 |
|
|
22. | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №4 «Изучение строения плесневых грибов» | 1 |
|
|
23. | Грибы-паразиты. | 1 |
|
|
24. | Обобщающий урок. | 1 |
|
|
25. | Классификация растений. | 1 |
|
|
26. | Водоросли - низшие растения. Лабораторная работа №5 «Изучение строения водорослей» | 1 |
|
|
27. | Многообразие водорослей. | 1 |
|
|
28. | Лишайники, их роль в природе и жизни человека. | 1 |
|
|
29. | Высшие споровые растения. Отличительные особенности и многообразие мхов. Лабораторная работа №6 «Изучение строения мхов (на местных видах)» | 1 |
|
|
30. | Папоротники, хвощи, плауны. Отличительные особенности и многообразие. Лабораторная работа №7 «Изучение строения папоротника (хвоща)» | 1 |
|
|
31. | Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Лабораторная работа №8 «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений». | 1 |
|
|
32. | Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Лабораторная работа №9 «Изучение строения покрытосеменных растений» | 1 |
|
|
33. | Многообразие цветковых растений. | 1 |
|
|
34. | Обобщающий урок | 1 |
|
|
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов | Лабораторных работ | Практических работ | Экскурсий |
1 | Биология – наука о живых организмах | 3 | 0 | 0 | 0 |
2 | Многообразие организмов | 3 | 0 | 1 | 1 |
3 | Клеточное строение организмов | 10 | 3 | 0 | 0 |
4 | Царство Бактерии | 3 | 0 | 0 | 0 |
5 | Царство Грибы | 5 | 1 | 1 | 0 |
6. | Многообразие растений | 10 | 5 | 0 | 0 |
| Итого за год. | 34 | 9 | 2 | 1 |
Контрольно-измерительные материалы:
Рабочая тетрадь: Биология 5 класс. Сост. Н.А. Богданов. М.: ВАКО, 2014.
Приложения.
Приложения:
Итоговая контрольная работа по биологии 5 класс
Часть А
А1.Биология- это наука о:
А) зелёных растениях; Б) живых организмах; В) горных породах; Г) планете Земля.
А2.Численность растений, длину стебля можно узнать, используя метод:
А) наблюдения; Б) рассматривания; В) измерения; Г) эксперимента.
А3.Прозрачная оболочка растительных клеток содержит:
А) вакуоль; Б) цитоплазму; В) целлюлозу; Г) ядрышко.
А4.Зелёные пластиды называют:
А) хромопластами Б) лейкопластами В) пигментами Г) хлоропластами.
А5.Неорганическими веществами клетки являются:
А) углеводы Б) вода В) белки Г) жиры.
А6.Организмы, не имеющие ядра являются:
А) водорослями Б) мхами В) грибами Г) бактериями.
А7.Ядовитый гриб – это:
А ) сыроежка Б) лисичка В) мухомор Г) маслёнок.
А8.Водоросли являются низшими растениями, так как они не имеют:
А) ядра в клетке Б) органов и тканей В) клеточной стенки Г) пигмента хлорофилла.
А9.У голосеменных в отличии от мхов есть:
А) плоды Б) семена В) цветки Г) стебли.
А10. Общими признаками голосеменных растений и покрытосеменных является наличие:
А) цветка Б) плода В) семян Г) спор
Часть В
В 1.Выберите три правильных ответа из предложенных.
Болезнетворными бактериями являются: А) синезелёные Б) дифтерийные В) клубеньковые
Г) туберкулёзные Д) дизентерийные Е) молочнокислые
В 2.Расставьте приёмы настройки микроскопа в правильной последовательности.
А) опустить тубус на расстояние 1-2 мм от препарата
Б) установить микроскоп на расстоянии 5-10 см от края стола
В) медленно поднять тубус, пока не установиться чёткое изображение
Г) направить зеркалом свет в отверстие предметного столика
Д) положить микропрепарат на предметный столик.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
|
|
|
|
В 3.Установите соответствие между организмом и царством, к которому он принадлежит.
ЦАРСТВО ОРГАНИЗМ
А. Растения 1.кукушкин лён
Б. Грибы 2.пеницилл
3. ламинария
4. дрожжи
5. папоротник
Ответ:
А | Б |
|
|
Часть С.
С1. Деревья выделяют вещества, которые убивают микробы. Эти вещества называют фитонциды. У всех растений вырабатывается смола, заживляя образовавшиеся на них раны. Леса обогащают воздух кислородом, сохраняют почву от потери влаги.
Эти растения относятся к отделу…
Назовите другие признаки этого отдела.
С 2. Почему покрытосеменные занимают господствующее положение на Земле? Дайте развернутый ответ.
Спецификация контрольно-измерительных материалов для итоговой диагностической работы по биологии для учащихся 5 класса.
1.Диагностическая работа предназначена для определения уровня усвоения планируемых результатов в рамках образовательной программы.
2.Документы, определяющие содержание КИМ: стандарты общеобразовательных программ, авторская программа В.В.Пасечник, УМК, рабочая программа по биологии для 5 класса.
3.Пдходы к отбору содержания при разработке структуры КИМ.
Диагностическая работа охватывает содержание, включённое в УМК В.В.Пасечника по биологии 5 класса.
4.Структура КИМ
Работа состоит из двух частей.
Часть 1.базовый уровень сложности, состоит из части А-10 заданий с выбором одного верного ответа.
Часть 2. повышенный уровень сложности В -3 задания : 1 с выбором трёх верных ответов из шести; 2 установить правильную последовательность и 3 установить соответствие
Часть С-2 задания: 1 работа с текстом и 1 с развернутым ответом.
5. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности.
Разделы содержания курса 5 класса по биологии | Количество заданий | Максимальный балл |
Биология, как наука | 3 | 4 |
Строение и химический состав клетки | 3 | 3 |
Многообразие живых организмов | 9 | 15 |
6.Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный балл |
Базовый | 10 | 10 |
Повышенный | 5 | 12 |
Итого |
| 22 |
7. Время выполнения 35 минут
8.План варианта КИМ
№ задания | Раздел | Коды и наименование контролируемых элементов содержания и видов деятельности | Уровень сложности | Мах. балл | Время выполнения |
1 | 1 | 1.1, Определять понятия биология, экология, биосфера. | базовый | 1 | 1 |
2 | 1 | 1.2 Методы исследования биологии. |
| 1 | 1 |
3 | 2 | 2.1 Определять понятия клетка |
| 1 | 1 |
4 | 2 | 2.2.Узнавать органоиды клетки |
| 1 | 1 |
5 | 2 | 2.3 Химический состав клетки |
| 1 | 1 |
6 | 3 | 3.1 Выделять существенные признаки организмов |
| 1 | 1 |
7 | 3 | 3.2 Выделять существенные признаки организмов |
| 1 | 1 |
8 | 3 | 3.3 Сравнивать представителей разных царств |
| 1 | 1 |
9 | 3 | 3.4 Сравнивать представителей разных царств |
| 1 | 1 |
10 | 3 | 3.5 Выделять существенные признаки организмов |
| 1 | 1 |
11 | 1 | 1.3 Методы исследования биологии | Повышен. | 2 | 4 |
12 | 3 | 3.6 Выделять существенные признаки организмов |
| 2 | 4 |
13 | 3 | 3.7 Роль бактерий |
| 2 | 4 |
14 | 3 | 3.8 Выделять существенные признаки организмов. Знать их роль. |
| 3 | 7 |
15 | 3 | 3.9.Роль организмов в природе, их отличительные признаки |
| 3 | 6 |
9. Инструкция для обучающихся.
На выполнение диагностической работы по биологии отводится 40 минут. Работа состоит из двух частей, включающих 15 заданий.
Часть А содержит10 заданий базового уровня сложности. К заданиям 1-10 приводится 4 варианта ответа, из них следует выбрать только один ответ.
Часть В содержит задания повышенного уровня сложности, из них В1 на установление последовательности действий, В2 – на установление соответствия между элементами левого и правого столбцов. В3- с выбором трёх верных ответов из шести.
Часть С 1- на работу с текстом, С2- со свободным развёрнутым ответом.
Кодификатор элементов содержания, проверяемых в ходе диагностической работы по биологии.
1.перечень элементов содержания проверяемых в ходе диагностической работы по биологии
Код раздела | Код элемента | Элементы содержания |
1 | 1.1 | Биология как наука |
| 1.2,1.3 | Методы исследования биологии |
2 | 2.1 | Строение клетки |
| 2.2 | Жизнедеятельность клетки |
| 2.3 | Химический состав клетки |
3 | 3.1,3.2,3.5, 3.8 | Отличительные признаки живых организмов |
| 3.7,3.9 | Роль организмов в природе и жизни человека |
| 3.3,3.4 | Сравнивать представителей разных царств |
2.Перечень умений, проверяемых заданиями диагностической работы.
Код раздела | Код контролируемого умения | Умения, проверяемые заданиями диагностической работы |
1 | 1.1 | Умение определять понятия по существенным признакам |
| 1.2 | Обосновывать применение методов исследования в биологии |
2 | 2.1 | знать особенности строения клетки |
| 2.2 | Определять органоиды клетки |
| 2.3 | Знать химический состав клетки |
3 | 3.1 | Определение принадлежности биологических объектов к систематической группе;
|
| 3.2 | Определение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека |
| 3.3 | Выделение существенных признаков биологических объектов |
| 3.4 | Сравнивать представителей различных отделов растений |
| 3.5 | Находить общие признаки различных отделов растений |
| 3.6 | Знать представителей царств организмов |
| 3.7 | Определять правильно последовательность работы с микроскопом |
3 | 3.8 | Устанавливать связи между отделами растений и их представителями |
| 3.9 | Уметь определять признаки отдела растений, их роль в природе и жизни человека. |
| 3.10 | Обосновывать , приводить аргументы. |
Ответы:
№ задания | Ответ | Баллы |
А1 | Б | 1 |
А2 | В | 1 |
А3 | В | 1 |
А4 | А | 1 |
А5 | Б | 1 |
А6 | Г | 1 |
А7 | В | 1 |
А8 | Б | 1 |
А9 | Б | 1 |
А10 | В | 1 |
В1 | Б,г,д | 2 |
В2 | Б,Г,А,Д,В | 2 |
В3 | А-135, В2,4,6 | 2 |
С1 |
| 3 |
С2 |
| 3 |
С1.Назвать отдел: голосеменные.
Признаки: видоизменённые листья -хвоя, семена созревают в шишках. 3балла
Ответ включает 2 правильных элемента 2 балла
Ответ содержит 1 правильный элемент 1 балл
С2.размножаются семенами; семена защищены стенками плодов; имеют
вегетативный способ размножения; разные жизненные формы
приспособлены к разным условиям обитания. 3балла
Ответ включает 2 правильных элемента 2 балла
Ответ содержит 1 правильный элемент 1 балл
Оценка «5» ----БАЛЛОВ (100-89%)
Проверочная работа по разделу: «Биология – наука о живых организмах».
1 вариант.
Часть А: Выберите один правильный ответ:
А1.Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
А) неподвижны Б) состоят из химических веществ В) имеют клеточное строение Г) имеют цвет
А2.Все живые организмы способны к:
А) неограниченному росту Б) размножению В) питанию готовыми питательными веществами
Г) быстрым перемещениям
А 3.Биология – это наука о:
А) космосе Б) строении Земли В) живой природе Г) веществах
А 4.Наука, изучающая растения, называется:
А) зоология Б) ботаника В) анатомия Г) астрономия
А 5.Метод изучения природы:
А) сложение Б) деление В) умножение Г) наблюдение
А 6.В наземно-воздушной среде обитает:
А) страус Б) дельфин В) медуза Г) крот
7.Животные в наземно-воздушной среде имеют скелет, так как в ней:
А) резкие перепады температуры Б) низкая плотность воздуха
В) недостаток света Г) не хватает влаги
Часть В. Выберите три правильных ответа:
К биологическим наукам относятся:
А) Физика Б) Зоология В) Химия Г) Бактериология
Д) География Е) Анатомия
Часть С. Ответьте на поставленные вопросы:
1.Для чего необходим прибор – микроскоп?
2.К какой группе факторов относятся климат и рельеф?
Проверочная работа по разделу: «Биология – наука о живых организмах».
2 вариант.
Часть А. Выберите один правильный ответ:
А 1.Клеточное строение имеют:
А) все тела в природе Б) только грибы и растения В) только животные
Г) все живые организмы
А 2.Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
А) имеют массу Б) способны к обмену веществ В) не состоят из химических веществ
Г) имеют форму
А 3.Наука о живой природе:
А) география Б) физика В) химия Г) биология
А 4.Наука, изучающая животных, называется:
А) зоология Б) ботаника В) анатомия Г) экология
А 5.Сезонные изменения в природе изучают, используя метод:
А) эксперимент Б) наблюдение В) измерение Г) анкетирование
А 6.В наземно-воздушной среде обитает:
А) кенгуру Б) дождевой червь В) сом Г) акула
А 7.Животные, обитающие в почве, имеют маленькие глаза, так как в почвенной среде:
А) есть вода, которая заливает глаза Б) слишком мало кислорода
В) есть твёрдые частицы, которые могут повредить глаза Г) отсутствует свет
Часть В. Выберите три правильных ответа:
К биологическим наукам относятся:
А) Ботаника Б) Астрономия В) Физика Г) Физиология
Д)Химия Е)Микология
Часть С. Ответьте на поставленные вопросы:
1.Для чего необходим прибор – бинокль?
2.К какой группе факторов относится деятельность человека?
Тема 1: Клеточное строение организмов.
1 вариант.
Задание 1. Выберите один правильный ответ:
1.Зрительная трубка микроскопа называется:
А) объектив
Б) окуляр
В) тубус
Г) штатив
2.Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 30-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:
А) 150 раз
Б) 200 раз
В) 250 раз
Г) 300 раз
3.Какая часть клетки содержит наследственную информацию?
А) оболочка
Б) ядро
В) цитоплазма
Г) вакуоли
4.Какой химический элемент входит в состав 98% от массы любой клетки:
А) кальций
Б) хлор
В) кислород
Г) фосфор
5.Какое вещество в клетке относится к неорганическим:
А) вода
Б) углеводы
В) белки
Г) нуклеиновые кислоты
6.Каждая клетка появляется путём деления:
А) межклеточного вещества
Б) материнской клетки
В) клеточных стенок соседних клеток
Г) органических и минеральных веществ
7.К каким растительным тканям относится кожица:
А) покровные
Б) механические
В) основные
Г) проводящие
Задание 2. Выберите три правильных ответа:
Какие части входят в состав только растительной клетки:
Ядро
Цитоплазма
Хлоропласты
Оболочка из целлюлозы
Вакуоли с клеточным соком
Ядрышко
Задание 3. Ответьте на поставленные вопросы:
Какие части растительной клетки обозначены по цифрами 1 и 4?
Тема 1: Клеточное строение организмов.
2 вариант.
Задание 1. Выберите один правильный ответ:
1.Изучаемый объект закрепляется в микроскопе на:
А) регулировочном винте
Б) окуляре
В) объективе
Г) предметном столике
2.Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 15-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:
А) 150 раз
Б) 200 раз
В) 250 раз
Г) 300 раз
3.Бесцветное вязкое вещество внутри клетки называется:
А) оболочка
Б) ядро
В) цитоплазма
Г) вакуоли
4.Какой химический элемент входит в состав 98% от массы любой клетки:
А) калий
Б) сера
В) углерод
Г) железо
5.Какое вещество в клетке относится к органическим:
А) вода
Б) углеводы
В) соли кальция
Г) соли фосфора
6.Благодаря делению и росту клеток организм:
А) дышит
Б) питается
В) растёт и развивается
Г) выделяет вредные вещества
7.К каким растительным тканям относятся сосуды:
А) покровные
Б) механические
В) основные
Г) проводящие
Задание 2. Выберите три правильных ответа:
Растительная клетка имеет три главные части:
Ядро
Цитоплазма
Хлоропласты
Оболочка
Вакуоли с клеточным соком
Ядрышко
Задание 3. Ответьте на поставленные вопросы:
Какие части растительной клетки обозначены по цифрами 2 и 5?
Темы 2,3: Царства Бактерии и Грибы.
1 вариант.
Задание 1. Выберите один правильный ответ:
1.Организмы, клетка которых не имеет ядра, - это:
А) грибы
Б) животные
В) растения
Г) бактерии
2.Шарообразные по форме бактерии называются:
А) кокки
Б) бациллы
В) вибрионы
Г) спириллы
3.Бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами отмерших организмов, называются:
А) паразиты
Б) автотрофы
В) сапротрофы
Г) симбионты
4.Споры необходимы бактериям для:
А) размножения
Б) переживания неблагоприятных условий
В) дыхания и питания
Г) существования в благоприятных условиях
5.Основная часть гриба, состоящая из множества нитей, называется:
А) грибница
Б) мукор
В) пеницилл
Г) плодовое тело
6.Подберёзовик обеспечивает берёзу:
А) белками
Б) жирами
В) углеводами
Г) водой и минеральными солями
7.Для выпечки хлеба используются грибы:
А) трутовики
Б) маслята
В) дрожжи
Г) лисички
Задание 2. Выберите три правильных ответа:
1.Бактерии используются человеком для получения:
1) кефира и йогурта
2) молока
3) квашеной капусты
4) солёных грибов
5) витаминов и некоторых лекарств
6) ваты и бинтов
2.Ядовитыми грибами являются:
1) мухомор
2) подберёзовик
3) ложный опёнок
4) лисичка
5) сатанинский гриб
6) сыроежка
Задание 3. Ответьте на поставленные вопросы:
Определите, на каком рисунке изображён плесневый гриб пеницилл.
Какую роль он играет в жизни человека?
1
2
3
4
Темы 2,3: Царства Бактерии и Грибы.
2 вариант.
Задание 1. Выберите один правильный ответ:
1.Клетки бактерий не имеют:
А) цитоплазмы
Б) ядра
В) нуклеиновой кислоты
Г) наружной мембраны
2.Палочковидные по форме бактерии называются:
А) кокки
Б) бациллы
В) вибрионы
Г) спириллы
3.Бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами живых организмов, называются:
А) паразиты
Б) автотрофы
В) сапротрофы
Г) симбионты
4.Бактерии размножаются:
А) делением
Б) с помощью оплодотворения
В) черенкованием
Г) почкованием
5.Споры необходимы грибам для:
А) дыхания и питания
Б) размножения
В) образования питательных веществ
Г) переживания неблагоприятных условий
6.Подосиновик получает от осины:
А) воду
Б) минеральные соли
В) органические вещества
Г) неорганические вещества
7.Для борьбы с болезнетворными бактериями человек использует лекарства, получаемые из гриба:
А) подберёзовика
Б) пеницилла
В) сыроежки
Г) мукора
Задание 2. Выберите три правильных ответа:
1.Бактерии являются возбудителями таких болезней, как:
1) туберкулёз
2) холера
3) грипп
4) СПИД
5) чума
6) гепатит
2.К съедобным грибам относятся:
1) мухомор
2) подосиновик
3) маслёнок
4) бледная поганка
5) сатанинский гриб
3
6) шампиньон
Задание 3. Ответьте на поставленные вопросы:
Определите, на каком рисунке изображён плесневый гриб мукор.
Какую роль он играет в жизни человека?
1
2
4
Тема 4: Царство Растения.
1 вариант.
Задание 1. Выберите один правильный ответ:
1.Тело водоросли называется:
А) орган
Б) хламидомонада
В) органоид
Г) слоевище
2.В отличие от водорослей у большинства мхов имеются:
А) корни
Б) стебли и листья
В) цветки
Г) плоды с семенами
3.Размножение папоротников происходит с помощью:
А) грибницы
Б) ризоидов
В) спор
Г) семян
4.Отмершие части древних папоротников, хвощей и плаунов образовали полезное ископаемое:
А) каменный уголь
Б) нефть
В) торф
Г) железную руду
5.У голосеменных растений, в отличие от папоротников, имеются:
А) корни
Б) плоды
В) цветки
Г) семена
6.Внутри плода семена располагаются у растений:
А) покрытосеменных
Б) папоротников
В) голосеменных
Г) мхов
7.Из перечисленных растений выберите однолетнее:
А) морковь
Б) тюльпан
В) сирень
Г) горох
Задание 2. Выберите три правильных ответа:
Зелёными водорослями являются:
Порфира
Ламинария
Хламидомонада
Дрожжи
Хлорелла
Спирогира
Задание 3. Установите соответствие между растением и отделом, к которому растение относится (например: А-1).
РАСТЕНИЕ ОТДЕЛ
А. Сосна 1. Голосеменные
Б. Рис 2. Покрытосеменные
В. Томат
Г. Лиственница
Д. Подсолнечник
Е. Пихта
Задание 4. Ответьте на поставленные вопросы:
1.Дайте понятие: высшие растения. Приведите 1-2 примера высших растений.
2.Опишите строение лишайника.
Тема 4: Царство Растения.
2 вариант.
Задание 1. Выберите один правильный ответ:
1.Группа растений, тела которых не имеют корней, стеблей, листьев и цветков:
А) водоросли
Б) папоротники
В) голосеменные
Г) покрытосеменные
2.У папоротников, в отличие от мхов, имеются:
А) споры, листья и стебли
Б) ризоиды
В) цветки, плоды и семена
Г) корни
3.Размножение мхов происходит с помощью:
А) грибницы
Б) ризоидов
В) спор
Г) семян
4.Отмершие части мха сфагнума образуют полезное ископаемое:
А) каменный уголь
Б) нефть
В) торф
Г) железную руду
5.Голосеменные растения, как и папоротники, не имеют:
А) стеблей
Б) цветков
В) листьев
Г) корней
6.Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных, имеют:
А) корни
Б) стебли и листья
В) цветки
Г) семена
7.Из перечисленных растений выберите двулетнее:
А) морковь
Б) тюльпан
В) липа
Г) горох
Задание 2. Выберите три правильных ответа:
Мхами являются:
Кукушкин лён
Щитовник
Орляк
Сфагнум
Риччия
Хламидомонада
Задание 3. Установите соответствие между растением и отделом, к которому растение относится (например: А-1).
РАСТЕНИЕ ОТДЕЛ
А. Василёк 1. Голосеменные
Б. Ель 2. Покрытосеменные
В. Груша
Г. Огурец
Д. Кедр
Е. Кактус
Задание 4. Ответьте на поставленные вопросы:
1.Дайте понятие: низшие растения. Приведите 1-2 примера низших растений.
2.Укажите 2-3 значения лишайников.
КИМ по теме «Лишайники».
А1. В каких отношениях находятся гриб и водоросль, образующие лишайник?
1) гриб паразитирует на водоросли 2) водоросль паразитирует на грибе
3) гриб и водоросль взаимно полезны друг другу 4) каждый живет как самостоятельный организм
А2. Каким из способов лишайник НЕ размножается?
1) спорами 2) кусочками слоевища 3) особыми клетками, состоящими из водоросли и гриба 4) половыми клетками
А3. Лишайники не растут в промышленных городах, потому что в городах:
1) нет грибов 2) нет водорослей 3) загрязнен воздух 4) нет почвы для роста лишайника
А4. В состав лишайника входят:
1) грибы и одноклеточные водоросли 2) грибы-паразиты и многоклеточные водоросли
3) трубчатые грибы и бурые водоросли 4) пластинчатые грибы и многоклеточные зеленые водоросли
А5. Основная роль лишайников для человека заключается в том, что они:
1) паразитируют на больных деревьях 2) являются основным источником кислорода на Земле
3) участвуют в почвообразовании и разрушении горных пород
4) являются биологическими индикаторами (измерителями) загрязнения окружающей среды
Задания с выбором нескольких правильных ответов.
В1. Лишайники относят к симбиотическим организмам, потому что:
А) организмы, их составляющие, вредят друг другу Б) они состоят из бактерий и грибов
В) гриб добывает для водоросли минеральные соли и воду
Г) водоросль образует, а гриб использует органические вещества
Д) гриб поставляет водоросли органические вещества из почвы
Е) организмы, составляющие лишайник, приносят взаимную пользу друг другу
В2. Особенности, характерные для лишайников,
Представляют самостоятельную группу организмов
Занимают промежуточное положение между царствами растений и животных
Чувствительны к загрязнению окружающей среды
Нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы
Состоят из сросшихся с корнями растений гифов
Состоят из одинаковых клеток
Проверочная работа по теме «Бактерии» 5 класс
ЧАСТЬ А. Выберите один правильный ответ.
1.Клетки бактерий отличаются от растительных клеток:
а) – отсутствием клеточной стенки; б) – отсутствием цитоплазмы;
в) – отсутствием ядра; г) – отсутствием ядерного вещества.
2.Спора бактерий – это приспособление к:
а) – размножению; б) – передвижению;
в) – питанию; г)– перенесению неблагоприятных условий.
3. Одиночные округлые бактерии называются:
а) - кокки; б) - спириллы; в) – бациллы; г) - вибрионы
4.Бактерии относят к царству:
а) растений; б) животных; в) грибов; г) отдельному царству.
5.Бактерии – это:
а) многоклеточные организмы; б) одноклеточные организма, не имеющие ядра;
в) одноклеточные организма, имеющие ядро; г) неклеточные организмы.
6.Размножение бактерий осуществляется:
а) с помощью спор;
б) простым делением клетки на двое;
в) непрямым делением клеток.
7.Бактерии в форме палочки:
а) бациллы; б) кокки; в) вибрионы; г) спириллы.
8.Бактерии в форме спирали:
а) бациллы; б) кокки; в) вибрионы; г) спириллы.
9.Бактерии, сложенные в цепочку называются:
а) стрептококки; б) - спириллы; в)– бациллы; г) – вибрионы
ЧАСТЬ В. Выберите номера правильных утверждений.
1. Бактерии видны только под микроскопом.
2. В клетке бактерий нет ядра.
3. Наследственная информация заключена в нуклеиновой кислоте, которая лежит прямо в цитоплазме.
4. Снаружи вирусы покрыты плотной белковой оболочкой.
5. Вирусы состоят из множества клеток.
6. Бактерии имеют ядро, содержащее наследственную информацию.
7. Бактерии размножаются делением клетки надвое.
8. Палочковидные бактерии называют кокками.
9. Бактерии можно уничтожить замораживанием.
10.Бактерии, собранные в цепочку - вибрионы.
11.Бактерии размножаются каждые 45 мин.
12. Спора необходима бактериям для активной жизнедеятельности организма.
13. Тиф, чума, холера, туберкулез – заболевания, вызванные болезнетворными бактериями.
Ответы:
ЧАСТЬ А. 1 – в, 2 – г, 3 – а, 4 – г, 5 – б, 6 – б, 7 – а, 8 – г, 9 – а
ЧАСТЬ В. 1, 2, 3, 4, 7, 13.
КИМ по теме: «Растения» (дифференцированный)
Уровень А (низкий «3») Вариант 1.
Выберите правильный ответ.
1. Одноклеточные растения состоят:
а) из одной клетки; б) из одной ткани; в) из одного органа.
2. Культурные растения произойти от:
а) диких предков; б) культурных предков; в) светолюбивых растений.
Выберите три правильных ответа.
1. Признаки, характерные для растений:
а) питание; б) дыхание; в) теплопроводность; г) размножение; д) окисление;
Установите правильную последовательность, запишите ее цифрами:
1)корень; 2)стебель; 3) цветок; 4) лист.
Уровень А (низкий «3») Вариант 2.
Выберите правильный ответ.
1. Многоклеточные растения состоят из:
а) множества клеток; б) тканей; в) клеток, тканей, органов.
2. К светолюбивым растениям относится:
а) сосна; б) ель; в) папоротник; г) мох.
Выберите три правильных ответа.
2. Растения отличаются от других организмов:
а) способностью к фотосинтезу;
б) наличием органов;
в) наличием хлорофилла;
г) многоклеточностью;
д) способностью образовывать органическое вещество - крахмал.
Уровень В (высокий «4», «5») Вариант 1.
Выберите правильный ответ.
1. К одноклеточным растениям относят:
а) амебу; б) хламидомонаду; в) инфузорию-туфельку; г)бактерий.
2. К нецветковым растениям не относится:
а) мак; б) папоротник; в) мох; г) ель.
3. Примером дикорастущего растения не является:
а) пшеница; б) ландыш; в) подснежник; г) подорожник.
Выберите три правильных ответа.
1. В семенном размножении растений принимают участие:
а) корень; б) лист; в) семя; г) цветок; д) плод.
Допишите предложения:
Растения, за которыми никто не ухаживает и специально их не выращивает, называют______.
В густых хвойных лесах, где______солнечного света, растут ______ растения. Это грушанка, ель, кислица и______. Растения, которые человек специально выращивает, чтобы использовать в своей жизни, называют______. В сосновом лесу, где______солнечного света, растут_______ растения. Это брусника, кошачья лапка и______.
Установите соответствие между органами растения и их функциями:
Органы растения
Функции
1)корень;
2) стебель;
3) лист;
4) цветок.
а) питание;
б) укрепление растения в почве;
в) проводит воду с минеральными солями;
г) участвует в семенном размножении
Перечислите охраняемые растения, произрастающие в вашей местности.
Уровень В (высокий «4», «5») Вариант 2.
Выберите правильный ответ.
1. К цветковым растениям относятся:
а)водоросли; б)сосна; в) мхи; г) шиповник;
2. К культурным растения не относится:
а) мать-и-мачеха; б) пион; в) кукуруза; г) яблоня.
3. В еловом лесу встречается:
а) кислица; б) одуванчик; в) земляника; г) мышиный горошек
Выберите три правильных ответа.
1. Для фотосинтеза необходимы:
а) атмосфера; б) углекислый газ и вода; в) почва; г) хлорофилл; д) солнечная энергия.
2. В процессе дыхания растения:
а) нуждаются в воде; б) выделяют углекислый газ; в) поглощают кислород;
г) окисляют органические вещества и вырабатывают энергию; д) растут.
Ответьте на вопрос.
Какие лекарственные растения вам приходилось использовать и при каких заболеваниях?
Ответ запишите в таблице.
Название растения
Заболевание
Уровень С (усложненный).
А 1. Выберите правильный ответ.
1. Одноклеточные растения состоят:
а) из одной клетки; б) из одной ткани; в) из одного органа.
2. К одноклеточным растениям относят:
а) амебу; б) хламидомонаду; в) инфузорию-туфельку; г) бактерий.
3. Многоклеточные растения состоят из:
а) множества клеток; б) тканей; в) клеток, тканей, органов.
4. К цветковым растениям относятся:
а) водоросли; б) сосна; в) мхи; г) шиповник.
5. К нецветковым растениям не относится:
а) мак; б) папоротник; в) мох; г) ель.
6. Примером дикорастущего растения не является:
а) пшеница; б) ландыш; в) подснежник; г) подорожник.
7. К культурным растения не относится:
а) мать-и-мачеха; б) пион; в) кукуруза; г) яблоня.
8. В еловом лесу встречается:
а) кислица; б) одуванчик; в) земляника; г) мышиный горошек.
9. К светолюбивым растениям относится:
а) сосна; б) ель; в) папоротник; г) мох.
10. Культурные растения произошли от:
а) диких предков; б) культурных предков; в) светолюбивых растений.
Ответ: 1. а) из одной клетки;
2.б) хламидомонаду;
3. в) клеток, тканей, органов.
4. г) шиповник;
5. а) мак;
6. а) пшеница;
7. а) мать-и-мачеха;
8. а) кислица;
9. а) сосна;
10. а) диких предков;
2. Выберите три правильных ответа.
1. Признаки, характерные для растений:
а) питание; б) дыхание; в) теплопроводность; г) размножение; д) окисление.
2. Растения отличаются от других организмов:
а) способностью к фотосинтезу; б) наличием органов; в) наличием хлорофилла;
г) многоклеточностью; д) способностью образовывать органическое вещество – крахмал.
3. Для фотосинтеза необходимы:
а) атмосфера; б) углекислый газ и вода; в) почва; г) хлорофилл; д) солнечная энергия.
4. В процессе дыхания растения:
а) нуждаются в воде; б) выделяют углекислый газ; в) поглощают кислород;
г) окисляют органические вещества и вырабатывают энергию; д) растут.
5. В семенном размножении растений принимают участие:
а) корень; б) лист; в) семя; г) цветок; д) плод.
Ответ: 1. а) б) г)
2. а) в) д)
3. б) г) д)
4. б) в) г)
5. в) г) д)