СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс. 2022-2023 учебный год

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии 5-9 классы. Авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Концентрический курс. ФГОС. 2017.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс. 2022-2023 учебный год»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Инзенская средняя школа №3 имени Д.П. Ознобишина

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

На заседании ШМО Зам. дирек. по УВР Директор МКОУ Инзенская сш№3

Учителей ест. мат. цикла _______Н.А.Шанина ___________С.А. Яковлев

Протокол № 1 Протокол №1 Приказ № 110 ОД

От 29 августа 2022 от29.08.2022г от 30.08.2022г



Рабочая программа

Наименования курса: биология

Класс: 5

Учебный год: 2022-2023.

Количество часов по учебному плану: 34ч, 1час в неделю

Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии. 5-9 классы. Авторы Н.И. Сонин, В. Б. Захаров. Концетрический курс. ФГОС. Москва. Дрофа. 2017

Учебник: Биология. Введение в биологию. 5 класс. УМК «Сфера жизни». Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. ФГОС. Москва. Дрофа 2012

Рабочую программу составила

Учитель биологии

Багрянская Т.В. выс. кв. категории


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Биология. Ведение в биологию.5 класс

(34 часа 1час в неделю)

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.И. Сонина, А.А. Плешаков. Биология. Введение в биологию.5 класс. ФГОС (концетрический курс). М.: Дрофа,2012

Для реализации рабочей программы в учебном плане (МКОУ Инзенская сш №3) выделено 34ч (всего на период обучения) по 1часу в неделю.






















Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.


        Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.

  • умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.

  • умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).

  • приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

  • объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;

  • выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

  1. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

        Рабочая программа по биологии в 5 классе состоит из четырех разделов:

  1. Живой организм: строение и изучение

  2. Многообразие живых организмов

  3. Среда обитания живых организмов

  4. Человек на Земле

        Для контроля и оценивания знаний учащихся по биологии в 5 классе проводится вводная, промежуточная, итоговая диагностика. По разделам проводится разноуровневое тестирование.






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология. Введение в биологию. 5 класс (Концентрический курс)

(34 ч, 1 ч в неделю)

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (9 ч)

        Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

        Лабораторные и практические работы:

        Знакомство с оборудованием для научных исследований.

        Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

        Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

        Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

        Строение клеток кожицы чешуи лука*.

        Определение состава семян пшеницы.

        Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (15 ч)

        Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов ( 5ч)

        Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

        Лабораторные и практические работы:

        Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.).

Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

        

Раздел 4. Человек на Земле ( 5ч)

        Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность   жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

        Лабораторные и практические работы:

        Измерение своего роста и массы тела.

        Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Резервное время 2 часа использовано на проведение тем:

1.Зачет по теме «Живой организм: строение и изучение» -1ч

1. Зачет по теме «Человек на Земле» -1ч


























Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс. ФГОС. Концетрический курс. Введение в биологию


№. П.П

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (9ч)

1

Введение.

Что такое живой организм.

1




2

Наука о живой природе

Лабораторная работа №1

Знакомство с оборудованием для научных исследований.


1



3

Методы изучения живой природы

Лабораторная работа №2

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

1



4

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №3.

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»

Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний.

1



5

Живые клетки.

Лабораторная работа№4 Строение клеток (на готовых

Микропрепаратах)


1



6

Химический состав клетки.

Практическая работа№1

Определение химического состава семян пшеницы


1



7

Вещества и явления в окружающем мире.

Практическая работа №2

Определение физических свойств

Белков, жиров, углеводов.

1



8

Великие естествоиспытатели.

1



9

Зачет по теме «Живой организм: строение и изучение»

1



Раздел 2. Многообразие живых организмов (15ч)

10

Как развивалась жизнь на Земле

1



11

Разнообразие живого

1



12

Бактерии

1



13

Грибы

1



14

Общая характеристика растений. Водоросли.

1



15

Мхи

1



16

Папоротники

1



17

Голосеменные растения

1



18

Покрытосеменные

растения

1



19

Значение растений в природе и жизни человека

1



20

Общая характеристика животных. Простейшие

1



21

Беспозвоночные




22

Позвоночные

1



23

Значение животных в природе и жизни человека

1



24

Зачет по теме « Многообразие живых организмов»

1



Раздел 3. Среда обитания живых организмов (5ч)

25

Среда обитания живых организмов.

Три среды обитания.

Лабораторная работа №7

Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.).


1



26

Жизнь на разных материках

Лабораторная работа №8.

Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания

1.



27

Природные зоны Земли.

Лабораторная работа№9

Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения

1



28

Жизнь в морях и океанах

1



29

Зачет по теме «Среда обитания живых организмов»

1



Раздел 4. Человек на Земле (5ч)

30

Как человек появился на Земле.

Лабораторная работа  №10.

Измерение своего роста и массы тела»

1



31

Как человек изменил Землю.

1



32

Жизнь под угрозой.

Не станет ли Земля пустыней?

1



33

Здоровье человека и безопасность жизни.

Лабораторная работа №11.

Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи

1



34

Зачет по теме «Человек на Земле»

1




Итого

34часов