МБОУ Павловская СШ
Рассмотрено на педсовете Утверждаю
Протокол Директор школы
№1 от 30 .08 2017г Емельянцева Л.И
Приказ №57 от 01. 09.2017г
Рабочая программа по биологии
5 класс
Рабочую программу составил учитель
Антипов Михаил Александрович
2017-2018 учебный год
Рабочая программа реализуется в учебнике Дрофа» по биологии для 5 класса « Введение в биологию» Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. Издательство: Дрофа, 2012 г.
Рабочая программа по биологии построена на основе:
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения основной, образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Планируемые результаты– личностные, метапредметные и предметные
Изучение биологии в 5 классе основной школы обуславливает достижение следующих личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной,
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору профессии, с учетом устойчивых познавательных интересов,
формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики,
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
освоение социальных норм, правил поведения, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастной компетенции,
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности,
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни,
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде,
осознание значения семьи в жизни человека и общества,
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности,
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения,
владение основам самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности,
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы,
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач,
смысловое чтение,
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласовании позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение,
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности,
формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественнонаучной картины мира,
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости, овладение понятийным аппаратом биологии.
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде,
Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных,
Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды,
Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растенй и домашних животных, ухода за ними.
Содержание учебного предмета
Содержание курса биологии в 5 классе представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования раздела 1 Живые организмы
Содержание курса биологии в 5 классе включает следующие разделы:
Биология как наука. Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения биологии. Как работают в лаборатории. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Разнообразие живой природы. Среды обитания организмов.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Увеличительные приборы. Химический состав клетки. Строение клетки. Жизнедеятельность клетки. Клеточное строение организмов.
Многообразие организмов. Классификация организмов. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Строение и многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Вирусы – неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Строение и многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами.
Характеристика царства Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Мхи, папоротники, плауны, хвощи. Семенные растения: голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Царство Животные. Подцарство Одноклеточные. Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. Позвоночные животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие живой природы. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособление к различным средам обитания. Охрана живой природы. Охрана редких и исчезающих видов.
Содержание учебного предмета.
(34часа, 1час в неделю).
Тема 1.Живой организм: строение и изучение(8часов)
Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели: К.Линней, Ч.Дарвин В.В. Вернадский.
Лабораторные работы.
1.Знакомство с оборудованием для научных исследований.
2.Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
3.Строение клеток кожицы лука.
4.Изучение химического состава семян пшеницы.
Демонстрации:
Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
Примеры использования компьютера, микроскопа при проведении естественно научных наблюдений и опытов.
Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Плакат: Науки о природе.
Тема 2.Многообразие живых организмов(14часов)
Как развивалась жизнь на земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные (цветковые). Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.
Демонстрации:
Тема3.Среда обитания живых организмов(5 часов).
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные Зоны Земли. Жизнь в морях и океанах
Лабораторная работа №5 1.Определение наиболее распространенных растений и животных.
Практическая работа: №1Исследование особенностей строения растений и животных связанных с
средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности доступными путями их решения
Демонстрации:
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Природно-климатические зоны Земли (+карта)
Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений арктическая пустыня. ПЗ: тундра. ПЗ: смешанный лес. ПЗ: степь. ПЗ: пустыня. Животный мир леса. Дубрава. Обитатели Африки. Обитатели Австралии.
Темы 4. « Человек на Земле»(6часов)
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? Здоровье человека и безопасность жизни.
Демонстрации
Лабораторная работа:№6 Измерение своего роста и массы тела
Практическая работа:№2 Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи
Примечание: Резервное время используется на проведение контрольно-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий
6. Тематическое планирование
№ У Р О К А | Тема уроки | Кол-во часов | Дата |
| | | |
1. | Что такое живой организм. | 1 | |
2. | Наука о живой природе. | 1 | |
3. | Методы изучения природы. Л.Р.№1»Знакомство с оборудованием для новых исследований» | 1 | |
4. | Увеличительные приборы. Л.Р.№2» устройство ручной лупы, светового микроскопа» | 1 | |
5. | Живые клетки. Л.Р.№3»Строение клеток кожицы чешуи лука» | 1 | |
6. | Химический состав клетки. Л.Р.№4.»Определение состава семян пшеницы | 1 | |
7. | Вещества и явления в окружающей среде. | 1 | |
8. | Великие естествоиспытатели | 1 | |
9. | Как развивалась жизнь на Земле. | 1 | |
10. | Разнообразие живого. | 1 | |
11. | Бактерии | 1 | |
12. | Грибы. | 1 | |
13. | Водоросли | 1 | |
14. | Мхи | 1 | |
15. | Папоротники. | 1 | |
16. | Голосеменные | 1 | |
17. | Покрытосеменные или Цветковые | 1 | |
18. | Значение растений в природе и жизни человека. | 1 | |
19. | Простейшие. | 1 | |
20. | Беспозвоночные животные. | 1 | |
21. | Позвоночные животные. | 1 | |
22. | Значение животных в природе и жизни человека. | 1 | |
23 | Контрольная работа по теме: Многообразие живых организмов | 1 | |
24 | Три среды обитания | 1 | |
25 | Жизнь на разных материках | 1 | |
26. | Природные Зоны Земли | 1 | |
27. | Жизнь в морях и океанах Лабораторная работа №5Определение наиболее распространённых растений и животных | 1 | |
28. | Практическая работа№1 Исследование особенностей строения растений и животных связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности доступные пути их решения | 1 | |
29 | Контрольная работа по теме: Среда обитания живых организмов» | 1 | |
30 | Как человек появился на Земле Лабораторная работа №6Измерение своего роста и массы тела | 1 | |
31. | Как человек изменил Землю | 1 | |
32. | Жизнь под угрозой Не станет ли Земля пустыней | 1 | |
33. | Здоровье человека и безопасность жизни Практическая работа№2 Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи | 1 | |
34 | Обобщающий урок по теме «Человек на земле» Итоговый тест | 1 | |