СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 5 класса Павловская СШ   

Просмотр содержимого документа
«биология_5_класс_2019_05_01_06_39_28_014»

МБОУ Павловская СШ


Рассмотрено на педсовете Утверждаю

Протокол Директор школы

№1 от 30 .08 2017г Емельянцева Л.И

Приказ №57 от 01. 09.2017г


Рабочая программа по биологии

5 класс

Рабочую программу составил учитель

Антипов Михаил Александрович



2017-2018 учебный год




Рабочая программа реализуется в учебнике Дрофа» по биологии для 5 класса « Введение в биологию» Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. Издательство: Дрофа, 2012 г.

Рабочая программа по биологии построена на основе:

- фундаментального ядра содержания общего образования;

- требований к результатам освоения основной, образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

- программы развития и формирования универсальных учебных действий;

- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.






Планируемые результаты– личностные, метапредметные и предметные


Изучение биологии в 5 классе основной школы обуславливает достижение следующих личностных результатов:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной,

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору профессии, с учетом устойчивых познавательных интересов,

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики,

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,

  5. освоение социальных норм, правил поведения, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастной компетенции,

  6. развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,

  7. формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности,

  8. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни,

  9. формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде,

  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества,

  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности,

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения,

  5. владение основам самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности,

  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы,

  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач,

  8. смысловое чтение,

  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласовании позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение,

  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности,

  11. формирование и развитие компетентности в области использования.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественнонаучной картины мира,

  2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости, овладение понятийным аппаратом биологии.

  3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде,

  4. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных,

  5. Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды,

  6. Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растенй и домашних животных, ухода за ними.



Содержание учебного предмета


Содержание курса биологии в 5 классе представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования раздела 1 Живые организмы

Содержание курса биологии в 5 классе включает следующие разделы:

Биология как наука. Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения биологии. Как работают в лаборатории. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Разнообразие живой природы. Среды обитания организмов.

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Увеличительные приборы. Химический состав клетки. Строение клетки. Жизнедеятельность клетки. Клеточное строение организмов.

Многообразие организмов. Классификация организмов. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Строение и многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Вирусы – неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Строение и многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами.

Характеристика царства Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Мхи, папоротники, плауны, хвощи. Семенные растения: голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Царство Животные. Подцарство Одноклеточные. Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. Позвоночные животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие живой природы. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособление к различным средам обитания. Охрана живой природы. Охрана редких и исчезающих видов.



Содержание учебного предмета.

(34часа, 1час в неделю).

Тема 1.Живой организм: строение и изучение(8часов)

Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели: К.Линней, Ч.Дарвин В.В. Вернадский.

Лабораторные работы.

1.Знакомство с оборудованием для научных исследований.

2.Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

3.Строение клеток кожицы лука.

4.Изучение химического состава семян пшеницы.

Демонстрации:

  • Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

  • Примеры использования компьютера, микроскопа при проведении естественно научных наблюдений и опытов.

  • Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.

  • Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

  • Плакат: Науки о природе.


Тема 2.Многообразие живых организмов(14часов)

Как развивалась жизнь на земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные (цветковые). Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.

Демонстрации:

  • Гербарии растений, муляжи грибов.

  • Компьютер

  • Микроскоп, лупы

  • Плакаты



Тема3.Среда обитания живых организмов(5 часов).

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные Зоны Земли. Жизнь в морях и океанах

Лабораторная работа №5 1.Определение наиболее распространенных растений и животных.

Практическая работа: №1Исследование особенностей строения растений и животных связанных с

средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности доступными путями их решения

Демонстрации:

  • Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).

  • Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Природно-климатические зоны Земли (+карта)

  • Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений арктическая пустыня. ПЗ: тундра. ПЗ: смешанный лес. ПЗ: степь. ПЗ: пустыня. Животный мир леса. Дубрава. Обитатели Африки. Обитатели Австралии.


Темы 4. « Человек на Земле»(6часов)

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? Здоровье человека и безопасность жизни.

Демонстрации

  • Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторная работа:№6 Измерение своего роста и массы тела

Практическая работа:№2 Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи


Примечание: Резервное время используется на проведение контрольно-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий



6. Тематическое планирование


У

Р

О

К

А

Тема уроки

Кол-во

часов

Дата





1.

Что такое живой организм.

1


2.

Наука о живой природе.

1


3.

Методы изучения природы. Л.Р.№1»Знакомство с оборудованием для новых исследований»

1


4.

Увеличительные приборы.

Л.Р.№2» устройство ручной лупы, светового микроскопа»

1


5.

Живые клетки.

Л.Р.№3»Строение клеток кожицы чешуи лука»

1


6.

Химический состав клетки.

Л.Р.№4.»Определение состава семян пшеницы

1


7.

Вещества и явления в окружающей среде.

1


8.

Великие естествоиспытатели

1


9.

Как развивалась жизнь на Земле.

1


10.

Разнообразие живого.

1


11.

Бактерии

1


12.

Грибы.

1


13.

Водоросли

1


14.

Мхи

1


15.

Папоротники.

1


16.

Голосеменные

1


17.

Покрытосеменные или Цветковые

1


18.

Значение растений в природе и жизни человека.

1


19.

Простейшие.

1


20.

Беспозвоночные животные.

1


21.

Позвоночные животные.

1


22.

Значение животных в природе и жизни человека.

1


23

Контрольная работа по теме: Многообразие живых организмов

1


24

Три среды обитания

1


25

Жизнь на разных материках


1


26.

Природные Зоны Земли

1


27.

Жизнь в морях и океанах

Лабораторная работа №5Определение наиболее распространённых растений и животных

1


28.

Практическая работа№1 Исследование особенностей строения растений и животных связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности доступные пути их решения

1


29

Контрольная работа по теме: Среда обитания живых организмов»

1


30

Как человек появился на Земле

Лабораторная работа №6Измерение своего роста и массы тела

1


31.

Как человек изменил Землю

1


32.

Жизнь под угрозой

Не станет ли Земля пустыней

1


33.

Здоровье человека и безопасность жизни

Практическая работа№2

Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи

1


34

Обобщающий урок по теме «Человек на земле» Итоговый тест

1