ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 5А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы Пасечника В.В и др. Биология, 5 класс - М.: Просвещение, 2018 в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Разработанная рабочая программа реализуется по учебнику: Пасечник В. В, Суматохин С. В., Калинова Г. С, Швецов Г.Г, Гапонюк З. Г. Биология. 5-6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / под. ред. В. В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2018, рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю) и направлена на базовый (общеобразовательный) уровень изучения предмета.
В целях улучшения знаний, умений и навыков в практической деятельности учащихся в программу были внесены изменения за счёт использования резервного времени:
В разделе «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов» добавлены темы:
Лабораторная работа № 1. «Рассматривание клеточного строения с помощью лупы».
Лабораторная работа № 5. «Пластиды в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника»
Контрольная работа № 1 по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов».
В разделе «Многообразие организмов» добавлены темы:
Контрольная работа № 2 по темам «Царство Бактерии», «Царство Грибы».
Лабораторная работа № 7. «Внешнее строение цветкового растения».
Обобщающий урок – проект по теме «Многообразие живой природы. Охрана природы».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные:
формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Личностные:
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
К концу 5 класса в результате освоения программы ученик научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Ученик получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного предмета
Биология, 5 А класс
Биология как наука (5 часов)
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Профессии, связанные с биологией.
Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент (опыт).
Биологические приборы и инструменты. Правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии.
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Отличительные признаки живого и неживого.
Среды обитания организмов. Водная среда обитания. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания живых организмов. Организм как среда обитания. Приспособленность организмов к среде обитания. Разнообразие живых организмов. Сезонные явления в жизни растений и животных.
Демонстрации: Лабораторное оборудование и посуда. Таблицы и модели: «Методы познания живой природы», «Животные», «Растения», «Грибы», «Бактерии», «Среды обитания организмов».
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (12 часов)
Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Правила работы с микроскопом.
Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Содержание химических элементов в клетке. Органические вещества (углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты) и их роль в клетке.
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Пластиды, хлоропласты.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку, дыхание, питание, транспорт веществ, выделение, рост, развитие.
Генетический аппарат, ядро, хромосомы, их значение. Деление клетки.
Единство процессов жизнедеятельности в клетке. Единство живого. Сравнение строения клеток различных живых организмов.
Демонстрации: Таблицы и модели: «Химический состав клетки», «Строение растительной, грибной, бактериальной, животной клеток», «Процессы жизнедеятельности клетки».
Лабораторные работы:
№ 1. «Рассматривание клеточного строения с помощью лупы».
№ 2 « Обнаружение воды и минеральных веществ в растениях».
№ 3 «Обнаружение органических веществ в растениях».
№ 4 «Строение клеток кожицы чешуи лука под микроскопом».
№ 5. «Пластиды в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника».
Контрольная работа № 1 по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»
Многообразие организмов (18 часов)
Классификация организмов. Четыре Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Вид. Видовое название.
Строение и многообразие бактерий. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение. Размножение бактерий. Почвенные бактерии. Бактерии гниения. Болезнетворные бактерии. Роль бактерий в природе и жизни человека. Значение работ Р.Коха и Л. Пастера.
Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Грибница. Плодовое тело. Шляпочные грибы. Пластинчатые и трубчатые грибы. Плесневые грибы и дрожжи. Съедобные и ядовитые грибы. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лабораторная работа: №6. «Особенности строения мукора и дрожжей».
Ботаника – наука о растениях. Общая характеристика растительного царства. Растения низшие и высшие. Характерные признаки растений. Фотосинтез. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.
Водоросли — одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие водорослей. Среда обитания зелёных, бурых и красных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека.
Лишайники. Многообразие и распространение лишайников. Лишайники кустистые, накипные, листоватые. Строение, питание и размножение. Симбиоз. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – индикаторы экологического состояния среды.
Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, плауны. Особенности строения, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных, роль в природе и жизни человека, охрана.
Покрытосеменные растения, особенности строения. Однолетние, двулетние и многолетние растения. Многообразие и распространение, значение в природе и жизни человека, охрана. Культурные растения.
Зоология – наука о животных. Разнообразие животных. Животный мир. Охрана животных, Красная Книга. Заповедники.
Подцарство Одноклеточные. Особенности строения одноклеточных животных, их разнообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.
Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные и особенности их строения. Многообразие беспозвоночных. Губки, кишечнополостные, иглокожие, черви, моллюски, членистоногие (ракообразные, паукообразные, насекомые). Роль беспозвоночных животных в природе и жизни человека.
Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных. Холоднокровные позвоночные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Теплокровные позвоночные животные, особенности их строения. Птицы, млекопитающие. Роль позвоночных животных в природе и жизни человека.
Значение представителей живой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека. Охрана природы.
Обобщающий урок – проект по теме «Многообразие живой природы. Охрана природы».
Демонстрации: Гербарии и гербарные образцы .Таблицы и модели: «Жизненные формы растений», «Ядовитые растения», «Охраняемые растения», «Жизненные форм ы растений», «Водоросли», «Лишайники», «Мхи», «Папоротники», «Хвощ», «Жизненные циклы», «Строение хвои», «Хвойные растения», «Строение шишки», «Покрытосеменные растения», «Вегетативные органы цветкового растения», «Строение цветка». Таблицы и модели: «Происхождение животных», «Систематика животных», «Многообразие животных», «Одноклеточные животные», «Классификация одноклеточных», «Многообразие одноклеточных», «Многообразие беспозвоночных», «Строение кишечнополостных», «Черви», «Моллюски», «Членистоногие», «Строение и многообразие рыб», «Строение и многообразие земноводных», «Строение и многообразие пресмыкающихся», «Строение и многообразие птиц», «Строение и многообразие млекопитающих».
Лабораторная работа № 7. «Строение цветкового растения».
Тематическое планирование
№ урока | Изучаемая тема | Характеристика деятельности учащихся | Универсальные учебные действия |
| Введение. Биология как наука (5 часов) |
| Биология - наука о живой природе. | Определяют значения биологических знаний в современной медицине. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения. Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации |
| Методы изучения биологии. | Работают с учебником и электронным приложением, работа с терминами, составляют таблицу «Методы исследования в биологии». | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью; самостоятельно осуществлять поисковую деятельность при помощи компьютерных средств. Познавательные: определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу) |
| Как работают в лаборатории. | Изучают лабораторное оборудование. Изучают правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. | Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности, распределять роли в группе. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность |
| Разнообразие живой природы. | Выделяют существенные признаки отличия живого от неживого. Систематизируют знания о многообразии живых организмов. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: определять возможные источники необходимых сведений, сравнивать, классифицировать |
| Среды обитания организмов. | Устанавливают взаимосвязи между средой обитания и приспособленностью организмов к ней. | Коммуникативные: осуществлять исследовательскую деятельность, распределять роли в группе. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: определять возможные источники необходимых сведений, сравнивать, классифицировать |
| Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (12 часов) |
| Увеличительные приборы. | Изучают устройство ручной лупы и светового микроскопа. Изучают правила работы с микроскопом. | Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности, формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: оценивать достигнутый результат, осознавать качество и уровень усвоения знаний. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, строить логические цепи рассуждений. |
| Лабораторная работа № 1. «Рассматривание клеточного строения с помощью лупы». | Проводят биологические исследования и объясняют их результаты. Работают с лупой и микроскопом. | Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действия с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; формулировать выводы, адекватные полученным результатам. |
| Химический состав клетки. Неорганические вещества. Лабораторная работа № 2 «Обнаружение воды и минеральных веществ в растениях». | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Обучаются работать с лабораторным оборудование, соблюдая правила по технике безопасности. | Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности, формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действия с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, строить логические цепи рассуждений. |
| Органические вещества. Лабораторная работа № 3 «Обнаружение органических веществ в растениях». | Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Проводят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. | Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности, формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действия с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, строить логические цепи рассуждений. |
| Строение клетки. | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Сравнивают строение клеток разных организмов. | Коммуникативные: формировать навыки интегрирования в группу сверстников и строить взаимодействие с одноклассниками. Регулятивные: применять методы информационного поиска, работать по плану. Познавательные: выделять качественные характеристики объектов, преобразовывать текстовую информацию в форму таблицы. |
| Лабораторная работа № 4 «Строение клеток кожицы чешуи лука под микроскопом». | Выполняют лабораторную работу, соблюдая правила работы с микроскопом. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематично изображают их. | Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности, формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: оценивать достигнутый результат, осознавать качество и уровень усвоения знаний. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, строить логические цепи рассуждений. |
| Пластиды. Хлоропласты. | Выделяют существенные признаков строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах частей и органоидов клетки. | Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности, формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, строить логические цепи рассуждений. |
| Лабораторная работа № 5. «Пластиды в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника». | Проводят биологические исследования и объясняют их результаты, работают с микроскопом, соблюдая правила техники безопасности. | Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности, формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану. Познавательные: устанавливать причинно - следственные связи, строить логические цепи. |
| Жизнедеятельность клетки. | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Сравнивают клетки разных организмов. Ставят биологические эксперименты и объясняют их результаты. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: анализировать, сравнивать, выявлять причины и следствия простых явлений |
| Деление клеток. | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: применять методы информационного поиска, работать по плану. Познавательные: составлять рассказ по алгоритму рассуждения, сравнивать, классифицировать, делать выводы. |
| Обобщающий урок. | Выделяют существенные признаки строения клетки и процессов жизнедеятельности клетки. | Коммуникативные: формировать навыки эффективного сотрудничества, продуктивной кооперации. Регулятивные: применять методы информационного поиска, работать по плану. Познавательные: анализировать, выделять основную и второстепенную информацию; выделять существенные и несущественные признаки. |
| Контрольная работа № 1 по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов» | Выполнение заданий контрольной работы | Коммуникативные: осуществляют контроль и самоконтроль понятий и алгоритмов. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: объяснять связи и отношения в ходе выполнения контрольной работы и последующей самопроверки. |
| Многообразие организмов (18 часов) |
| Классификация организмов. | Выделяют существенные признаки представителей разных царств природы. | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Регулятивные: ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем, осознавать качество и уровень освоения. Познавательные: анализировать и синтезировать знания, выводить следствия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, формулировать выводы, работать с терминами. |
| Строение и многообразие бактерий. | Работают с текстом и иллюстрациями учебника, просматривают видеофрагменты, работают с электронным приложением. Выделяют существенные признаки бактерий. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану. Познавательные: сравнивать, классифицировать, делать выводы. |
| Строение и многообразие грибов. | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. | Коммуникативные: выявлять проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации для её разрешения. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану. Познавательные: анализировать и синтезировать знания, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать и обосновывать гипотезы, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. |
| Лабораторная работа № 6. «Особенности строения мукора и дрожжей». | Проводят биологические исследования и объясняют их результаты | Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности, распределять роли в группе. Регулятивные: применять методы информационного поиска, работать по плану. Познавательные: формулировать алгоритм работы с микроскопом; сравнивать, классифицировать, изображать информацию в виде рисунка |
| Контрольная работа № 2 по темам «Царство Бактерии», «Царство Грибы» | Выполнение заданий контрольной работы | Коммуникативные: осуществляют контроль и самоконтроль понятий и алгоритмов. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану. Познавательные: объяснять связи и отношения в ходе выполнения контрольной работы и последующей самопроверки. |
| Характеристика царства Растения. | Выделяют существенные признаки растений. Различают на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения. Выявляют взаимосвязь между строением растений и их местообитание. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану. Познавательные: сравнивать, классифицировать, делать выводы, логически рассуждать и анализировать видеоматериал. |
| Водоросли. | Выделяют существенные признаки водорослей, различают на таблицах и гербарных образцах представителей водорослей. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: анализировать, сравнивать, выявлять причины и следствия простых явлений |
| Лишайники. | Выделяют существенные признаки строения лишайников. Объясняют роль лишайников в природе и жизни человека. | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: анализировать и синтезировать знания, выводить следствия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, формулировать выводы, работать с терминами. |
| Мхи, папоротники, плауны, хвощи. | Распознают на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей плауновидных и хвощевидных. Сравнивают представителей плауновидных, папоротниковидных, хвощевидных и моховидных, делают выводы на основе сравнения. | Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности, формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: оценивать достигнутый результат, осознавать качество и уровень усвоения знаний. Познавательные: устанавливать причинно - следственные связи, строить логические цепи. |
| Семенные растения. Голосеменные растения. | Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Распознают на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей голосеменных растений. | Коммуникативные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, уметь слушать, обосновывать свою точку зрения. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: анализировать, сравнивать, производить измерения и вычисления, преобразовывать информацию. |
| Покрытосеменные, или Цветковые, растения. | Выделяют существенные признаки высших семенных растений. Распознают на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей покрытосеменных растений. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека. | Коммуникативные: строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. |
| Лабораторная работа №7 «Внешнее строение цветкового растения» | Проводят биологические исследования и объясняют их результаты | Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности, распределять роли в группе. Регулятивные: применять методы информационного поиска, работать по плану. Познавательные: формулировать алгоритм работы с микроскопом; сравнивать, классифицировать, изображать информацию в виде рисунка |
| Царство Животные. | Выделяют существенные признаки животных. Объясняют роль животных в природе и жизни человека. Сравнивают представителей разных групп животных, делают выводы на основе сравнения. | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: анализировать и синтезировать знания, выводить следствия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, формулировать выводы, работать с терминами. |
| Подцарство Одноклеточные. | Различают на таблицах одноклеточных животных, опасных для человека. Объясняют роль одноклеточных в природе и жизни человека. | Коммуникативные: строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. |
| Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. | Различают на живых объектах и таблицах беспозвоночных животных, в том числе опасных для человека. Объясняют роль беспозвоночных животных в природе и жизни человека. | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: анализировать и синтезировать знания, выводить следствия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, формулировать выводы, работать с терминами. |
| Позвоночные животные. | Различают на живых объектах и таблицах позвоночных животных. Сравнивают представителей разных групп животных, делают выводы на основе сравнения. | Коммуникативные: выявлять проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации для её разрешения. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью. Анализировать и синтезировать знания, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать и обосновывать гипотезы, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. |
| Обобщающий урок – проект по теме «Многообразие живой природы. Охрана природы» | Находят информацию о живой природе в научно-популярной литературе, биологических словарях, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую. | Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: системно мыслить, создавать, применять и преобразовывать знаки в символы для решения учебных и познавательных задач. |
| Обобщающий урок – проект по теме «Многообразие живой природы. Охрана природы». | Прослушивают сообщения и анализируют презентации, видеоматериалы, иллюстрации, статистические данные. | Коммуникативные: осуществлять исследовательскую деятельность, распределять роли в группе, выражать и отстаивать свое мнение Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану. Познавательные: сравнивать, делать выводы, логически рассуждать, анализировать видеоматериал |
Приложение №2
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа № 1 по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов».
Лабораторные работы:
№ 1. «Рассматривание клеточного строения с помощью лупы».
№ 2 «Обнаружение воды и минеральных веществ в растениях».
№ 3 «Обнаружение органических веществ в растениях».
№ 4 «Строение клеток кожицы чешуи лука под микроскопом».
№ 5. «Пластиды в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника».
№6. «Особенности строения мукора и дрожжей».