СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»

Муниципальная казенная общеобразовательная организация

Прибрежненская средняя школа

им. генерал-лейтенанта И.И. Затевахина

муниципального образования «Старомайнский район»

Ульяновской области







Рабочая программа по биологии

для обучающихся 5 класса на 2021 - 2022 учебный год











Рабочую программу составила учитель биологии Шахолатова Светлана Маратовна

Планируемые результаты обучения биологии


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.


Выпускник научится:

- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий);

- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.


Выпускник получит возможность научиться:

- находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.



Содержание учебного предмета

Введение (6 ч)

Правила работы в кабинете биологии. Биология как наука. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Основные царства живой природы. Клеточные и неклеточные формы жизни. Классификация организмов. Принципы классификации.

Среды жизни. Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде.


Раздел 1. Строение организма (9 ч)

Организм. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость).

Клетка–основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение клетки. Одноклеточные и многоклеточные организмы. ЛР Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними. ЛР Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти томата). Жизнедеятельность клетки.

Ткани организмов. Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Животная клетка.

Царство Растения. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. ЛР Изучение органов цветкового растения. Организм. Растение – целостный организм (биосистема).


Раздел 2. Многообразие организмов (17 ч)

Царство Бактерии. Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Бактериальная клетка.

Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Царство Грибы. Отличительные особенности грибов. Грибная клетка. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. ЛР Изучение строения плесневых грибов.

Классификация растений. Растительная клетка. Условия обитания растений. Среды обитания растений. Водоросли – низшие растения. ЛР Изучение строения водорослей. Многообразие водорослей.

Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Высшие споровые растения (мхи), отличительные особенности и многообразие. ЛР Изучение внешнего строения мхов (на местных видах). Высшие споровые растения (папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. ЛР Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).

Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. ЛР Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений.

Общее знакомство с цветковыми растениями. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. ЛР Изучение внешнего строения покрытосеменных растений.

Сезонные явления в жизни растений. Экскурсия «Весенние явления в жизни растений и животных». Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде.


Заключение (1 ч.)

Подведение итогов изучения курса биологии 5 кл.

Тематическое планирование

урока

Наименование раздела, темы

Количество часов


Введение (6 часов)


1

Биология - наука о живой природе

1

2

Методы изучения биологии

1

3

Разнообразие живой природы. Царства живой природы

1


4

Среда обитания. Экологические факторы.

1


5

Среда обитания (водная, наземно- воздушная)

1


6

Среда обитания (почвенная, организменная)

1



Раздел 1. Строение организма (9 часов)



7

Что такое живой организм

1


8

Строение клетки

1


9

Химический состав клетки

1


10

Жизнедеятельность клетки

1


11

Ткани растений

1


12

Ткани животных

1


13

Органы растений

1


14

Системы органов животных

1


15

Организм – биологическая система

1



Раздел 2. Многообразие живых организмов (17 часов)



16

Как развивалась жизнь на Земле

1


17

Строение и жизнедеятельность бактерий

1


18

Бактерии в природе и жизни человека

1


19

Грибы. Общая характеристика

1


20-21

Многообразие и значение грибов

2


22

Царство растений

1


23

Водоросли. Общая характеристика

1


24

Многообразие водорослей

1


25

Лишайники

1


26

Мхи

1


27-28

Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники

2


29

Голосеменные растения

1


30

Покрытосеменные (Цветковые) растения

1


31

Основные этапы развития растений на Земле

1


32

Значение и охрана растений

1


33

Экскурсия «Весенние явления в жизни растений и животных»

1



Заключение (1 час)



34

Подведение итогов изучения курса биологии 5 кл.

1