Муниципальная казенная общеобразовательная организация
Прибрежненская средняя школа
им. генерал-лейтенанта И.И. Затевахина
муниципального образования «Старомайнский район»
Ульяновской области
Рабочая программа по биологии
для обучающихся 5 класса на 2021 - 2022 учебный год
Рабочую программу составила учитель биологии Шахолатова Светлана Маратовна
Планируемые результаты обучения биологии
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий);
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного предмета
Введение (6 ч)
Правила работы в кабинете биологии. Биология как наука. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Основные царства живой природы. Клеточные и неклеточные формы жизни. Классификация организмов. Принципы классификации.
Среды жизни. Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде.
Раздел 1. Строение организма (9 ч)
Организм. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость).
Клетка–основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение клетки. Одноклеточные и многоклеточные организмы. ЛР Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними. ЛР Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти томата). Жизнедеятельность клетки.
Ткани организмов. Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Животная клетка.
Царство Растения. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. ЛР Изучение органов цветкового растения. Организм. Растение – целостный организм (биосистема).
Раздел 2. Многообразие организмов (17 ч)
Царство Бактерии. Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Бактериальная клетка.
Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Царство Грибы. Отличительные особенности грибов. Грибная клетка. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. ЛР Изучение строения плесневых грибов.
Классификация растений. Растительная клетка. Условия обитания растений. Среды обитания растений. Водоросли – низшие растения. ЛР Изучение строения водорослей. Многообразие водорослей.
Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения (мхи), отличительные особенности и многообразие. ЛР Изучение внешнего строения мхов (на местных видах). Высшие споровые растения (папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. ЛР Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).
Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. ЛР Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений.
Общее знакомство с цветковыми растениями. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. ЛР Изучение внешнего строения покрытосеменных растений.
Сезонные явления в жизни растений. Экскурсия «Весенние явления в жизни растений и животных». Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Заключение (1 ч.)
Подведение итогов изучения курса биологии 5 кл.
Тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела, темы | Количество часов |
| Введение (6 часов) | |
1 | Биология - наука о живой природе | 1 |
2 | Методы изучения биологии | 1 |
3 | Разнообразие живой природы. Царства живой природы | 1 |
| 4 | Среда обитания. Экологические факторы. | 1 |
| 5 | Среда обитания (водная, наземно- воздушная) | 1 |
| 6 | Среда обитания (почвенная, организменная) | 1 |
| | Раздел 1. Строение организма (9 часов) | |
| 7 | Что такое живой организм | 1 |
| 8 | Строение клетки | 1 |
| 9 | Химический состав клетки | 1 |
| 10 | Жизнедеятельность клетки | 1 |
| 11 | Ткани растений | 1 |
| 12 | Ткани животных | 1 |
| 13 | Органы растений | 1 |
| 14 | Системы органов животных | 1 |
| 15 | Организм – биологическая система | 1 |
| | Раздел 2. Многообразие живых организмов (17 часов) | |
| 16 | Как развивалась жизнь на Земле | 1 |
| 17 | Строение и жизнедеятельность бактерий | 1 |
| 18 | Бактерии в природе и жизни человека | 1 |
| 19 | Грибы. Общая характеристика | 1 |
| 20-21 | Многообразие и значение грибов | 2 |
| 22 | Царство растений | 1 |
| 23 | Водоросли. Общая характеристика | 1 |
| 24 | Многообразие водорослей | 1 |
| 25 | Лишайники | 1 |
| 26 | Мхи | 1 |
| 27-28 | Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники | 2 |
| 29 | Голосеменные растения | 1 |
| 30 | Покрытосеменные (Цветковые) растения | 1 |
| 31 | Основные этапы развития растений на Земле | 1 |
| 32 | Значение и охрана растений | 1 |
| 33 | Экскурсия «Весенние явления в жизни растений и животных» | 1 |
| | Заключение (1 час) | |
| 34 | Подведение итогов изучения курса биологии 5 кл. | 1 |