Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Степанщинская средняя общеобразовательная школа»
| УТВЕРЖДЕНА приказом от _________________ |
Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
(базовый уровень)
для 5 класса
Составитель
Конова Антонина Дмитриевна
учитель биологии и химии
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2018 г
Рабочая программа по учебному предмету биология для 5 класса составлена на основе следующих документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. №1644, от 31 декабря 2015 г. №1577);
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Степанщинская СОШ» (Приказ №97/4 от 30. 08 2016 г.);
Авторская программа Пасечник В.В., Латюшин В.В.,Швецов Г.Г. «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы», Дрофа, 2015;
Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского района Московской области, утвержденных решением коллегии МУ «Управления образования Воскресенского муниципального района Московской области», протокол №1 от 08.04.2016г.
Обучение проходит в рамках завершенной линии учебников, включенных в Федеральный перечень учебников на данный учебный год: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс – М.: Дрофа, 2015 год.
В соответствии с учебным планом МОУ «Степанщинская СОШ» на изучение биологии в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Данная рабочая программа направлена на обеспечение усвоения базового уровня курса предмета биологии в 5 классе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знания основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
толерантность и миролюбие; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;
ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
основы экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Обучающийся получит возможность для формирования:
знаний основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
реализации установок здорового образа жизни;
познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.;
эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные:
Обучающийся научится:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы в учебе и познавательной деятельности;
знакомиться с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;
формировать умения работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формировать умения осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Обучающийся получит возможность научиться:
овладевать составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
умению использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные:
Обучающийся научится:
Определять роль в природе различных групп организмов;
Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
Находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
Объяснять приспособленность организмов на разных стадиях жизненных циклов;
Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
Перечислять свойства живого организма;
Различать (по таблицам) основные группы живых организмов: доядерные (бактерии) и ядерные (растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные) и животных;
Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
Понимать смысл биологических терминов;
Характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Обучающийся получит возможность научиться:
Соблюдать меры профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
Оказанию первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Выращивать и размножать культурные растения и домашних животных, ухаживать- за ними;
Проводить наблюдения за состоянием собственного организма.
Содержание учебного предмета
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии.
Разнообразие живой природы. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Среды обитания организмов. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе.
Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (7часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений.
Устройство микроскопа и приемы работы с ним.
Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.
Пластиды в клетках листа элодеи.
Наблюдение движения цитоплазмы.
Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа)
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Раздел 3. Царство Грибы (5 часов)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей
Раздел 4. Царство Растения (13 часов)
Разнообразие, распространение, значение растений. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные работы
Строение зеленых одноклеточных водорослей.
Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща.
Строение спороносящего папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Календарно – тематический план
по учебному предмету «биология»
на 2018-2019 учебный год
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Введение (6 ч) |
1. | 1. | Вводный инструктаж по охране труда в кабинете биологии. ИОТ-009.Биология – наука о живой природе | 03.09-07.09 | |
2. | 2. | Методы исследования в биологии | 10.09-14.09. | |
3. | 3. | Разнообразие живой природы. | 17.09.-21.09. | . |
4. | 4. | Среды обитания живых организмов | 24.09.-28.09 | |
5. | 5. | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 01.10.-05.10 | |
6. | 6. | Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Экскурсия. | 08.10.-10.10. | |
Клеточное строение организмов (7 ч) |
7. | 1. | Устройство увеличительных приборов. Л.р.№1 «Устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений». Л.р.№2 «Устройство микроскопа и приемы работы с ним».ИОТ-011 | 15.10.-19.10. | |
8. | 2. | Строение клетки. Л.р.№3 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» ИОТ-011. | 22.10.-26.10. | |
9. | 3. | Строение клетки. Пластиды. Л.р.№4 «Пластиды в клетках листа элодеи». ИОТ-011 | 29.10.-02.11. | |
10. | 4. | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 05.11.-09.11. | |
11. | 5. | Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост Л.р.№5 «Наблюдение движения цитоплазмы». ИОТ-011. | 12.11.-16.11. | |
12. | 6. | Ткани | 26.11.-30.11. | |
13. | 7. | Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» | 03.12.-07.12. | |
Царство Бактерии (2 ч) |
14. | 1. | Строение и жизнедеятельность бактерий | 10.12.-14.12 | |
15. | 2. | Роль бактерий в природе и жизни человека | 17.12.-21.12. | |
Царство Грибы (5 часов) |
16. | 1. | Общая характеристика грибов | 24.12.-28.12 | |
17. | 2. | Повторный инструктаж по охране труда в кабинете биологии. Шляпочные грибы. Л.р.№6 «Строение плодовых тел шляпочных грибов».ИОТ-011. | 09.01.-15.01. | |
18. | 3. | Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№7 «Плесневый гриб мукор» .Л.р.№8 «Строение дрожжей». ИОТ-011 | 16.01.-22.01. | |
19. | 4. | Грибы-паразиты | 23.01.-29.01. | |
20. | 5. | Обобщающий урок по теме «Царство Грибы» | 30.01.-05.02. | |
Царство Растения (13 ч) |
21. | 1. | Разнообразие, распространение растений | 06.02.-12.02. | |
22. | 2. | Водоросли. Л.р.№9 “Строение зеленых одноклеточных водорослей». ИОТ-011 | 13.02.-20.02. | |
23. | 3. | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей | 25.02.-01.03. | |
24. | 4. | Лишайники | 04.03.-08.03. | |
25. | 5. | Мхи. | 11.03.-15.03. | |
26. | 6. | Мхи. Л.р.№ 10 «Строение мха». ИОТ-011 | 18.03.-22.03. | |
27. | 7. | Плауны, хвощи, папоротники. Л.р.№11 «Строение спороносящего хвоща». Л.р.№12 «Строение спороносящего папоротника». ИОТ-011 | 25.03.-29.03. | |
28. | 8. | Голосеменные растения. | 01.04.-05.04. | |
29. | 9. | Голосеменные растения. Л.р.№13 «Строение хвои и шишек хвойных» ИОТ-011 | 15.04.-19.04. | |
30. | 10. | Покрытосеменные растения. | 22.04.-26.04. | |
31. | 11. | Происхождение растений. | 29.04.-03.05 | |
32. | 12. | Обобщающий урок по теме «Царство Растения» | 06.05.-10.05. | |
33. | 13. | Обобщение курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс. | 13.05.-17.05 | |
34. резерв | | | 20.05.-27.05. | |
Итого | часов | В том числе |
Уроков повторения | Контрольных работ | Практических (лабораторных) работ |
По программе | 34 | 4 | - | 13 |
Выполнено | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР ______________/Еремеева Е.А./
«_____»_____________2018 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
Протокол № ___ от «_____» ___________2018 г.
Руководитель ШМО _____________/Конышева Н.С./
0