Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено | Принято | Утверждено |
на заседании МО | на заседании педагогического | приказом от «01» сентября |
(Протокол от «27» августа | совета | 2018 года № 43/6 |
2018 года №1 | (Протокол от «30» августа | Директор школы |
| 2018 года №1) | Л. А. Парфенова |
Рабочая программа
по биологии
5 класса
основного общего образования
на 2018– 2019 учебный год
Составитель: Константинова Елена Владимировна,
I квалификационная категория
2018г.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе муниципального общеобразовательного учреждения.
Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану МКОУ «2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа ».
В основе программы лежат следующие законодательные акты и нормативно-правовые документы:
Федеральный образовательный стандарт основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
Примерная образовательная программа основного общего образования;
Авторская программа по предмету;
Образовательная программа основного общего образования ОУ;
Данная рабочая программа по биологии – 5 класс. «Биология. Бактерии, грибы, растения» построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Г. М. Пальдяева, изд-во Дрофа, 2012 г. к УМК под. ред. профессора, доктора пед. наук В. В. Пасечника).
Представленная рабочая программа полностью соответствует авторской программе основного общего образования по биологии под ред. В. В. Пасечника. Срок реализации программы учебного предмета «Биология» 5 класс – один учебный год (34 часа, 1 час в неделю).
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
По сравнению с авторской программой были внесены некоторые изменения. В «Введение» к 5 часам был добавлен ещё 1 час - экскурсия «Осенние явления в жизни растений и животных». Тема «Жизнедеятельность клетки, её деление и рост в разделе - «Клеточное строение организмов» была разбита на 2 часа. В этот же раздел был добавлен дополнительный урок для проведения тестовых заданий по темам первого полугодия. В раздел «Царство грибы» к 4 часам был добавлен 5 урок - обобщающий. В раздел 4 «Царство растения» был добавлен дополнительный урок на тему «Водоросли» и теперь эта тема проходится за 2 урока. Уроки Мхи и Плауны. Хвощи. Папоротники объединяются и проходятся за 1 урок. Кроме того добавлен дополнительный урок для проведения итоговых тестовых заданий по курсу «Биология. Бактерии, грибы, растения».
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих
личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,
овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.
К метапредметным результатам обучения относятся:
овладение способами самоорганизации учебной деятельности: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;
освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приемов работы с разными источниками информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами обучения являются:
формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества.
расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, выделение существенных признаков живых организмов и процессов;
- определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе, сравнение биологических объектов и процессов;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе, роли организмов в жизни человека;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов растений, съедобных и ядовитых грибов;
- формирование элементарных исследовательских умений, применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи.
знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы), формирование навыков ухода за комнатными и культурными растениями.
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при простудных заболеваниях.
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Содержание учебного предмета, курса
Биология. Бактерии, грибы, растения.
Введение (6часов)
Биология – наука о живой природе. Методы исследования биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, охрана природы.
Практические работы: Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии: Многообразие живых организмов, осенние явления в природе.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы; царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение , питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов .
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— сформировать ответственное отношение к учению;
— сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации: микропрепаратов растительных тканей.
Лабораторные и практические работы:
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с прибором.
Изучение клеток растений с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— сформировать ответственное отношение к учению;
— сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.
—владеть умением строить рассуждения, сравнивать, делать выводы.
Раздел 2.Царство Бактерии (2 часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
— разнообразие и распространение бактерий;
— роль бактерий в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям;
— отличать бактерии от других живых организмов;
— объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— сформировать ответственное отношение к учению;
— сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.
—владеть умением строить рассуждения, сравнивать, делать выводы.
Раздел 3.Царство Грибы (5 часов)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация. Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (плодовые тела трутовиков, ржавчины, головни, спорыньи).
Лабораторные и практические работы:
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение клеток дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
—уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— сформировать ответственное отношение к учению;
— сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.
—владеть умением строить рассуждения, сравнивать, делать выводы.
Раздел 4.Царство Растения(10 часов)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений: водоросли , мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые растения. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение , многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация. Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы:
Строение зеленых водорослей.
Строение мха (на примере местных видов)
Строение спороносящего хвоща
Строение спороносящего папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов)
Строение цветкового растения
Экскурсия: Изучение охраняемых растений Курской области.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли , мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли , мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;
— уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | В том числе экскурсии, практические, лабораторные работы, итоговые тестовые р. |
экскурсии | практ. раб. | лаб. раб. | тесто вые раб. |
| Введение | 6 | 1 | 1 | - | - |
I | Клеточное строение организмов | 11 | - | 1 | 5 | 1 |
II | Царство Бактерии | 2 | - | - | - | - |
III | Царство Грибы | 5 | - | - | 3 | - |
IV | Царство Растения | 10 | 1 | - | 6 | 1 |
| Итого: | 34 | 2 | 2 | 14 | 2 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Название темы | Кол-во часов | Дата | Примеча- Ние |
план | факт |
Введение (6 ч.) |
1 | Биология - наука о живой природе. | 1 | | | |
2 | Методы исследования в биологии. | 1 | | | |
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. | 1 | | | |
4 | Среды обитания живых организмов. | 1 | | | |
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Пр. р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе» | 1 | | | |
6 | Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных». | 1 | | | |
Раздел 1. Клеточное строение организмов (11ч.) |
7 | Устройство увеличительных приборов. Пр. р. №2 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с прибором» Л. р. №1 «Изучение клеток растений с помощью лупы». | 1 | | | |
8 | Строение клетки. | 1 | | | |
9 | Строение клетки. Л. р. №2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом». | 1 | | | |
10 | Пластиды. Л. р. №3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника». | 1 | | | |
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. | 1 | | | |
12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Л. р. №4 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи». | 1 | | | |
13 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие. | 1 | | | |
14 | Деление клетки. | 1 | | | |
15 | Проверочная работа | 1 | | | |
16 | Растительные ткани организмов. Л. р. №5 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. | 1 | | | |
17 | Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов» | 1 | | | |
Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч.) |
18 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. | 1 | | | |
19 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | | | |
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч.) |
20 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. | 1 | | | |
21 | Шляпочные грибы. Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами Курской области. Л. р. № 6 «Строение плодовых тел шляпочных грибов». | 1 | | | |
22 | Плесневые грибы и дрожжи. Л. р. №7 «Строение плесневого гриба мукора». Л. р. № 8 «Строение клеток дрожжей». | 1 | | | |
23 | Грибы-паразиты. | 1 | | | |
24 | Обобщающий урок по теме: «Царство Грибы». | 1 | | | |
Раздел 4. Царство Растения (10 ч.) |
25 | Ботаника — наука о растениях | 1 | | | |
26 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Л. р. №9 «Строение зеленых водорослей». | 1 | | | |
27 | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей | 1 | | | |
28 | Лишайники. | 1 | | | |
29 | Мхи, папоротники, хвощи, плауны. Л. р. №10 «Строение мха». Л. р. №11«Строение спороносящего хвоща». Л. р. №12 «Строение спороносящего папоротника». | 1 | | | |
30 | Голосеменные растения. Л. р. №13 «Строение хвои и шишек хвойных». | 1 | | | |
31 | Всероссийская проверочная работа | 1 | | | |
32 | Покрытосеменные растения. Л. р. №14 «Строение цветкового растения». | 1 | | | |
33 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | 1 | | | |
34 | Охраняемые растения Курской области. Экскурсия №2 «Изучение охраняемых растений Курской области». | 1 | | | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет биология
Класс 5
Учитель Константинова Е. В.
2018-2019 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректи- ровки | Способ корректи- ровки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |