МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“ПОВЕДНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА”
г.о. МЫТИЩИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«Поведниковская СОШ»
_______Н.И. Рыбинцева
«____»_________ 2018 г.
Рабочая программа по биологии
(базовый уровень)
5 б класс
Составитель: Давыдова Марина Алексеевна,
учитель биологии
2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по биологии для 5-б класса разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Поведниковская средняя общеобразовательная школа» и УМК под редакцией В.В. Пасечника.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
5. В эстетической сфере:
Ученик научится:
работать с микроскопом;
составлять план текста;
владеть таким видом изложения текста, как повествование;
под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
получать биологическую информацию из различных источников;
определять отношения объекта с другими объектами;
определять существенные признаки объекта;
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов – бактерий, грибов, растений, их практическую значимость;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
работать с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Биология.
Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс
(34 часа, 1 час в неделю по учебному плану)
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторная работа
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Контрольная работа №1 за первое полугодие по теме «Клеточное строение
организмов»
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (8 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Контрольная работа №2 «Царство Бактерии. Царство Грибы»
Раздел 3. Царство Растения (10 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Итоговая контрольная работа № 3 за год по теме «Царство Растения».
В программу включены 3 контрольные работы за счет резервного времени.
№ | Тема урока |
Введение (6 часов, 1 час в неделю по учебному плану) |
1 | Вводный инструктаж по ТБ, ППБ в кабинете биологии. Биология — наука о живой природе. |
2 | Методы исследования в биологии. Лабораторная работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе Московской области. Ведение дневника наблюдений». |
3 | Анализ лабораторной работы. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. |
4 | Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. |
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана в Московской области. |
6 | Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных Московской области». |
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов, 1 час в неделю по учебному плану) |
1 (7) | Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) Лабораторная работа №2 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними». |
2 (8) | Анализ лабораторной работы. Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Лабораторная работа №3 «Изучение клеток растения с помощью лупы». |
3 (9) | Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Лабораторная работа №4 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». |
4 (10) | Анализ лабораторной работы. Клетка и ее строение: пластиды. Лабораторная работа №5 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника». |
5 (11) | Анализ лабораторной работы. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. |
6 (12) | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку. Лабораторная работа №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи». |
7(13) | Анализ лабораторной работы. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие и деление клетки. |
8(14) | Понятие «ткань» Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». |
9 (15) | Анализ лабораторной работы. Контрольная работа №1 за первое полугодие по теме «Клеточное строение организмов». |
10 (16) | Анализ контрольной работы. Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов». |
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (8 часов, 1 час в неделю по учебному плану) |
1 (17) | Анализ контрольной работы. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. |
2 (18) | Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. |
3 (19) | Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. |
4(20) | Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы Московской области. Лабораторная работа №7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» |
5(21) | Анализ лабораторной работы. Дрожжи, плесневые грибы. Лабораторная работа №8 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей» |
6(22) | Анализ лабораторной работы. Грибы-паразиты. Многообразие Грибов-паразитов Московской области. |
7(23) | Контрольная работа №2 «Царство Бактерии. Царство Грибы» |
8 (24) | Анализ контрольной работы. Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии. Царство Грибы» |
Раздел 3. Царство Растения (10 часов, 1 час в неделю по учебному плану) |
1(25) | Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. |
2 (26) | Водоросли. Многообразие водорослей Московской области. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Лабораторная работа №9 «Строение зеленых водорослей» |
3(27) | Анализ лабораторной работы. Лишайники Московской области., их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. |
4(28) | Мхи. Многообразие мхов Московской области. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Лабораторная работа №10 «Строение мха |
5(29) | Анализ лабораторной работы. Папоротники, хвощи, плауны Московской области. Их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторная работа №11 «Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника» |
6 (30) | Голосеменные растения Московской области. Лабораторная работа№12 Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов) |
7 (31) | Анализ лабораторной работы. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Лабораторная работа№13 Строение цветкового растения |
8 (32) | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. |
9(33) | Контрольная работа № 3 по теме: «Царство Растения» |
10 (34) | Анализ контрольной работы. Обобщающий урок по теме: «Царство Растения» |
11 | Заключительный урок по курсу«Биология. 5 класс». Летние задания. |
| Всего | 34 часа |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания учителей школы
от____________________ № _________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____________________ Н.А. Круковская
(подпись)
«_________» __________________ 20__ г.