СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Предметная линия учебников В.И.Сивоглазов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Предметная линия учебников В.И.Сивоглазов»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

1. «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО) , утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897.
2. Примерных программ по учебным предметам. Биология 5—9 классы. М.: Просвещение, 2011г.

3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

4. Примерные рабочие программы. В.И.Сивоглазов. Биология. Предметная линия учебников Сивоглазова В. И. 5-9 классы — М. : Просвещение, 2020

5. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тягунская СОШ».

6.Учебного плана МБОУ «Тягунская СОШ».

7.Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Курс для обучающихся 5 класса реализует следующие цели: обеспечить обучающимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.


Задачи обучения:

- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.


Общая характеристика учебного курса «Биология. 5класс».

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 классах

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.


Сведения о формах , методах, технологиях.

В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.

Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

    Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальные занятия, самостоятельную работа обучающихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения обучающихся направлена на:
 - создание оптимальных условий обучения;
 - исключение психотравмирующих факторов;
 - сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
 - развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
 - развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
    В основе осуществления целей образовательной программы   обучения используется  личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, мониторинг в природе); проведение практических работ. Использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в природе, охрана окружающей среды, а также правил здорового образа жизни.


Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:


Личностными результатами являются:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Метапредметными результатами являются (УУД):


Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.


Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)


Предметные результаты (по ФГОСу):

1.Формирование системы научных знаний о живой природе;

2.Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях

3.Приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов.


Выпускник научится: пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; проводить наблюдения за живыми объектами; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.


Выпускник овладеет: системой биологических знаний – понятиями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение.


Выпускник освоит: общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.


Выпускник приобретет: навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.


Выпускник получит возможность научиться:

- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах;

создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.






Система оценок достижения планируемых результатов освоения предмета.

Для оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные формы промежуточного контроля: промежуточные, итоговые работы; тестовый контроль, тематические работы, лабораторные работы. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно- иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).


Оценка устного ответа обучающихся


Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.


Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.


Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.


Отметка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.


Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.


Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.





Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.


Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.


Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.


Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии оценки тестовых заданий по биологии

с помощью коэффициента усвоения К


К = А:Р, где А – число правильных ответов в тесте

Р – общее число ответов


Коэффициент  К

Оценка

0,9-1

«5»

0,8-0,89

«4»

0,7-0,79

«3»

Меньше 0,7

«2»






Учебное содержание курса включает 35 часов в год, 1 час в неделю.

Содержание учебного предмета, курса

Внесены изменения в авторскую программу: использование резервного времени:

1 час- Входная контрольная работа №1 за курс 4 класса

1 час- Контрольная работа №2 по теме: « Строение организма»

1 час-Контрольная работа №3 по теме: «Многообразие живых организмов»



Название темы

Количество часов

Раздел 1 Введение

7 (6+1 резерв)

Раздел 2. Строение организма

10(9+1 резерв)

Раздел 3. Многообразие живых организмов

16 (15+1 резерв)

Резервное время

2

Итого

35


Содержание программы

Раздел 1 Введение (7 часов)

Введение. Биология –Наука о живой природе. Методы изучения биологии.

Разнообразие живой природы. Царства живой природы. Среда обитания. Экологические факторы. Среда обитания. Водная, наземно-воздушная. Почвенная, организменная.


Лабораторные работы «Влияние света на рост и развитие растений»


Раздел 2. Строение организма (10 часов)

Что такое живой организм. Строение клетки. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки. Ткани растений и животных.

Органы растений. Системы органов животных. Организм- биологическая система.


Лабораторные работы «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними», «Строение клеток кожицы чешуи лука», «Химический состав клетки»,

«Движение цитоплазмы», «Животные ткани», «Органы цветкового растения»


Раздел 3. Многообразие живых организмов (16 часов)

Как развивалась жизнь на Земле. Строение и жизнедеятельность бактерий. Бактерии в природе и жизни человека. Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов. Царство растений. Водоросли. Общая характеристика. Многообразие водорослей.

Лишайники. Мхи. Папоротниковидные. Плауны. Хвощи. Папоротники. Голосеменные растения. Покрытосеменные (Цветковые) растения. Основные этапы развития жизни на Земле. Значение и охрана растений.


Лабораторные работы «Плесневые грибы», «Дрожжи», « Строение хламидомонады», «Внешнее строение мхов: сфагнума и кукушкина льна», «Изучение внешнего строения папоротниковидных», «Изучение внешнего строения шишек, хвои и семени голосеменных растений», «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений»


Резервное время 2 часа





Поурочно-тематическое планирование

урокаааа

Тема урока

Кол – во часов

Планируемые результаты

Сроки реализации

предметные

метапредметные

личностные

Раздел 1 Введение 7 (6 часов + 1резерв)

1.

Введение. Инструктаж по ТБ в кабинете биологии.

Биология –Наука о живой природе.

1

Инструктаж по технике безопасности Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, Знать свойства и основные признаки живого организма

Умение использовать речевые средства для аргументации своей позиции, точки зрения Уметь сопоставлять свойства живых организмов

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

1

2

Входная

контрольная работа №1 за курс 4 класса

1

Приведение в систему изученного материала

К: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассником.

П: умение оперировать изученными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Формирование стремления к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

2

3.

Методы изучения биологии.

1

Знать характеристику методов биологических исследований.

Уметь проводить наблюдения, измерения, опыты.

Формировать ответственное отношение к обучению.

3

4

Разнообразие живой природы. Царства живой природы.

1

Знать отличия живых организмов друг от друга. Знать основные признаки представителей царств живой природы. Уметь определять принадлежность биологи­ческих объектов к одному из царств живой природы.

К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог

Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

П: умение давать определениям понятия, классифицировать объекты, уметь систематизировать многообразие живого

Формировать этическое отношение к живым организмам

Формировать уважительное отношение к учителю и одноклассникам

4

5



Среда обитания. Экологические факторы.

Л/Р №1 «Влияние света на рост и развитие растений»

1

Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания.



К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы Р: умение организовать выполнение заданий учителя.

П: умение работать с текстом

Умение соблюдать дисциплину на уроке, умение аргументировать свою точку зрения.


5

6

Среда обитания. Водная, наземно-воздушная.

1


Обучающиеся должны находить и использовать причинно-следственные связи;

строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.


Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.


6

7

Среда обитания.

Почвенная, организменная.

1

Знать основные среды обитания живых организмов, условия обитания и основных представителей населяющих среды жизни.

Уметь находить и использовать причинно - следственные связи, формулировать и выдвигать простейшие гипотезы

Понимание взаимосвязи всех компонентов природы, хрупкости и уязвимости природы.

7

Раздел 2. Строение организма 10 (9 часов+ 1резерв)

8

Что такое живой организм


1

Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности. Знать свойства и основные признаки живого организма

Умение использовать речевые средства для аргументации своей позиции, точки зрения Уметь сопоставлять свойства живых организмов

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

8

9

Строение клетки.

Л/Р №2 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними». Л/Р №3«Строение клеток кожицы чешуи лука»

1

Знать основные органоиды клетки, узнавать на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки.

Уметь находить отличия у живых клеток.

Формировать навыки сравнения живых клеток.

9

10

Химический состав клетки.

Л/Р №4 «Химический состав клетки.»

1

Знать химический состав клетки, различать органические и неорганические вещества

Уметь работать с наглядным материалом

Сформировать познавательный интерес. Сформировать представление о единстве живого.

10

11

Жизнедеятельность клетки.

Л/Р № 5 «Движение цитоплазмы»

1

Знать основные органоиды клетки, узнавать на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки.

Уметь находить отличия у живых клеток.

Формировать навыки сравнения живых клеток.

11

12

Ткани растений

1

Определяют понятие «ткань». Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей.

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Устанавливают причинно-следственные связи

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

12

13

Ткани животных.

Л/Р № 6 «Животные ткани»

1

Характеризуют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей

Выделяют основные характеристики объектов, заданные словами. Оценивают достигнутый результат.

Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.

13

14

Органы растений.

Л/Р № 7 «Органы цветкового растения»

1

Знать отличительные признаки цветковых растений. Определяют понятие «орган». Характеризуют строение и функции органов растения

К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя.П: Уметь дать характеристику покрытосеменным

Умение выделять главное в тексте.

Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы


14

15



Системы органов животных

1

Описывают основные системы органов животных и называют составляющие их органы. Обосновывают важное значение взаимосвязи систем органов в организме

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют познавательную цель

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

15

16

Организм- биологическая система.

1

Устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами в организме. Приводят примеры в растительном и животном мире, доказывающие, что организм – это единое целое

Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

16

17

Контрольная работа №2 по теме: « Строение организма»

1

Приведение в систему изученного материала

К: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассником.

Р: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практики.

П: умение оперировать изученными понятиями,

Формирование стремления к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

17


Раздел 3. Многообразие живых организмов 16 (15часов+ 1резерв)

18

Как развивалась жизнь на Земле.

1

Приведение в систему изученного материала. Должны уметь: проводить простейшую классификацию живых организмов

по отдельным

царствам;

использовать дополнительные источники информации для

выполнения учебной задачи.



К: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассником.

Р: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практики.

П: умение оперировать изученными понятиями,

Формирование стремления к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Умение применять полученные знания для объяснения возникновения и развития жизни на Земле.

18

19

Строение и жизнедеятельность бактерий.

1

Приведение в систему изученного материала

К: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассником.

П: умение оперировать изученными понятиями,

Формирование стремления к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

19

20

Бактерии в природе и жизни человека.

1

Расширить знания о царстве Прокариот, обратить внимание на особенности организации бактерий из подцарств ,показать их роль в природе, жизни человека;

  1. Знать:

Основные признаки царства Прокариот;

Систематику прокариот;

Основные особенности

Формирование стремления к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

20

21

Грибы. Общая характеристика.



1

Знать особенности строения и жизнедеятельности грибов, их значение в природе и жизни человека. Дать характеристику съедобных и ядовитых грибов

К : умение работать в составе творческих групп

Р: умение организовывать выполнения задания учителя, развитие навыка самооценки и самоанализа

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Формировать познавательный интерес, оценить уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья


21

22

Многообразие и значение грибов.

Л/Р № 8 «Плесневые грибы»

Л\Р №9 «Дрожжи»

1

Определить уровень представлений учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности грибов, их многообразии и месте в системе органического мира;

Характеризовать особенности строения грибов. Выявлять черты сходства грибов с растениями и животными. Определять особенности питания и размножения грибов

Формировать познавательный интерес, оценить уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья


22

23

Царство растений.

1

Знать о значении растений в природе и жизни человека

Характеризовать особенности строения растений. Определять особенности питания и размножения растений

Формирование навыков поведения в природе, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе

23

24

Водоросли. Общая характеристика. Л/Р № 10« Строение хламидомонады»

1


Знать особенности строения и жизнедеятельности водорослей

К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

П: Уметь дать характеристику водорослям,

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам


24

25

Многообразие водорослей.

1




Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Распознавать на гербарных материалах, рисунках, таблицах основные органоиды клетки водоросли. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Наблюдать органоиды клетки хламидомонады на готовых микропрепаратах. Формулировать выводы. Знать устройство микроскопа.

Знать: общую характеристику растений; их строение, жизнедеятельность и отличительные особенности; систему царства Растений и подцарства Низших растений; отделы Зеленых, Красных и Бурых водорослей;.

Уметь: давать общую характеристику растений, их строения,

Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы


25

26

Лишайники

1

Должны уметь:

проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи


Знать: общую характеристику отдела Лишайники; многообразие и значение живых организмов.

Уметь: давать общую характеристику отдела Лишайники; объяснять, что это уникальные симбиотические организмы, сочетающие признаки грибов и водорослей

Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы,

уважительное отношение к учителю и одноклассникам


26

27

Мхи.

Л/Р № 11 «Внешнее строение мхов: сфагнума и кукушкина льна»

1




Знать особенности строения мхов

К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками,

Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, П: Уметь дать характеристику мхам, различать виды мхов

Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы,


27

28

Папоротникообразные.

Плауны. Хвощи. Папоротники. Л/Р « 12 «Изучение внешнего строения папоротниковидных»

1

Знать особенности строения папоротников

К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

П: Уметь выделять главное в тексте

Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам


28

29

Голосеменные растения.

Л/Р 13 «Изучение внешнего строения шишек, хвои и семени голосеменных растений»

1

Знать особенности строения голосеменных

К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, П: Уметь дать характеристику

голосеменных

Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам


29

30

Покрытосеменные (Цветковые) растения.

Л/Р №14 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений»

1

Знать отличительные признаки цветковых растений

К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, информации

Формировать познавательный интерес, потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы


30

31

Основные этапы развития жизни на Земле.

1

Приведение в систему изученного материала

К: умение организовывать учебное сотрудничество

Р: умение организовывать свою деятельность, П: умение оперировать изученными понятиями

Формирование стремления к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

31

32

Значение и охрана растений.

1

Уметь: объяснять причины негативного влияния хозяйственной

деятельности человека на природу; роль растений и животных в жизни человека; принятия мер по охране природы; соблюдать правила поведения в природе

К: умение организовывать учебное сотрудничество

Р: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практики.


Формирование стремления к самообразоанию, самоконтролю

формирование навыков поведения в природе,

формирование основ экологической культуры.


32

33

Контрольная работа №3 по теме: «Многообразие живых организмов»


Приведение в систему изученного материала

К: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассником.

Р: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практики.


Формирование стремления к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

33

Итого 33 часа

Резервное время 2 часа


Материально-техническое обеспечение учебного процесса


1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:

- Сивоглазов В.И., Плешаков А.А. Биология. 5 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2019

- Примерные рабочие программы. В.И.Сивоглазов. Биология. Предметная линия учебников Сивоглазова В. И. 5-9 классы — М. : Просвещение, 2020

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

4. Демонстрационные таблицы.

5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»

6. Экранно-звуковые средства: видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии

7. Электронно-образовательные ресурсы:

Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru


8. Технические средства обучения:

Компьютер

Мультимедийный проектор

Экран проекционный