Рабочая учебная программа
по биологии
для обучающихся ___5 ___ классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе программы основного общего образования. Биология 5 – 9 классы /Н.И. Сонин, В.Б.Захаров. – М.: Дрофа, 2012. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования Рабочая программа по курсу «Биология. Введение в биологию. 5класс».
Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 классов общеобразовательной школы. Программа учитывает особенность классов, в которых будет осуществляться учебный процесс. Вышеперечисленные классы проходят адаптацию в старшей школе и об уровне обучения сложно судить.
Учебный предмет «Биология» относится к образовательной области «Естественнонаучные предметы». В соответствии с учебным планом и примерной программой на предмет «Биология» в 5 классе отводится 1 час в неделю. За год на изучение программного материала отводится 35 часов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающийся научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные:
- определять роль в природе различных групп организмов;
- рассмотрение биологических процессов в развитии;
- использование биологических знаний в быту;
- объяснять мир с точки зрения биологии;
- перечислять отличительные свойства живого;
- различать (по таблице) основные группы живых организмов;
- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
- определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Личностные:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение предмета;
- развитие навыков обучения;
- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.
- формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- осознание значение семьи в жизни человека, воспитание уважительного отношения к старшим и младшим товарищам.
Содержание учебного предмета 5 класс (35 часов)
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем, блока) | Кол-во часов | Использование проектной (исследовательской) деятельности | Количество и формы контроля |
1 | Живой организм: строение и изучение. | 10 | «Живые клетки» | |
2 | Многообразие живых организмов | 14 | «Значение растений в природе и жизни человека». «Значение животных в природе и жизни человека». | |
3 | Среда обитания живых организмов | 4 | | |
4 | Человек на Земле | 3 | | |
| Резервное время | 4 | | |
Тематическое планирование
№ уро-ка | Тематический блок, тема уроков | Кол-во часов | Дата проведения | Корректи-ровка |
34 | По плану | По факту | |
| Биология – наука о живом мире | 10 | | | |
1 | Живой организм и его свойства. | 1 | | | |
2 | Наука о живой природе. Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» | 1 | | | |
3 | Методы изучения природы. | 1 | | | |
4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №2 «Строение клеток живых организмов» | 1 | | | |
5 | Живые клетки. Результаты исследовательской деятельности по теме: «Живые клетки» | 1 | | | |
6 | Химический состав клетки. Лабораторная работа № 3 «Определение химического состава семян» | 1 | | | |
7-8 | Вещества и явления в окружающем мире. | 1 | | | |
9 | Великие естествоиспытатели. | 1 | | | |
10 | Обобщение знаний по теме: «Живой организм» | 1 | | | |
| Многообразие живых организмов | 14 | | | |
11 | Как развивалась жизнь на Земле. | 1 | | | |
12 | Разнообразие живого. | 1 | | | |
13 | Бактерии. | 1 | | | |
14 | Грибы. | 1 | | | |
15 | Растения. Водоросли. | 1 | | | |
16 | Мхи. Папоротники. | 1 | | | |
17 | Голосеменные растения. | 1 | | | |
18 | Покрытосеменные (цветковые) растения. | 1 | | | |
19 | Значение растений в природе и жизни человека. Проектная работа | 1 | | | |
20 | Животные. Простейшие. | 1 | | | |
21 | Беспозвоночные | 1 | | | |
22 | Позвоночные | 1 | | | |
23 | Значение животных в природе и жизни человека. Исследовательская работа | 1 | | | |
24 | Обобщение знаний по теме «Многообразие живых организмов» | 1 | | | |
| Среда обитания живых организмов | 4 | | | |
25 | Три среды обитания живых организмов | 1 | | | |
26 | Жизнь на разных материках | 1 | | | |
27 | Природные зоны земли. Защита проекта по теме: «Природные зоны Земли» | 1 | | | |
28 | Жизнь в морях и океанах. | 1 | | | |
| Человек на Земле | 3 | | | |
29 | Как человек появился на Земле. | 1 | | | |
30 | Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? | 1 | | | |
31 | Здоровье человека и безопасность жизни. | 1 | | | |
32 | Резервное время | 1 | | | |
33 | Резервное время | 1 | | | |
34 | Резервное время | 1 | | | |
35 | Резервное время | 1 | | | |