СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класса основного общего образования

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе муниципального общеобразовательного учреждения.

Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класса основного общего образования»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа»



Рассмотрено

Принято на

Утверждено

На заседании МО

заседании педагогического

Приказом 33/35 от «1»

(Протокол от «27» августа

совета

сентября 2021 года №1

2021 года №1

(Протокол от «31» августа

Директор школы


2021 года №1

Л. А. Парфенова









Рабочая программа

по биологии

5 класса

основного общего образования

на 2021– 2022 учебный год









Составитель: Константинова Елена Владимировна,

I квалификационная категория





2021г.



Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе муниципального общеобразовательного учреждения.

Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану МКОУ «2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа ».

В основе программы лежат следующие законодательные акты и нормативно-правовые документы:

  • Федеральный образовательный стандарт основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;

  • Примерная образовательная программа основного общего образования;

  • Авторская программа по предмету;

  • Образовательная программа основного общего образования ОУ;

  • Учебный план ОУ;

  • Федеральный перечень учебников;

  • Положение о рабочей программе МКОУ «2-я Выгорновская ООШ».

Данная рабочая программа по биологии – 5 класс. «Биология. Живые организмы. Растения» построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней учтены основные положения формирования универсальных учебных действий в системе общего образования и соблюдена преемственность с примерными программами начального общего образования и авторской рабочей программой Д.И. Трайтака. Рабочая программа по биологии разработана в русле теории и методики обучения биологии с учетом возрастных особенностей учащихся.

Представленная рабочая программа соответствует авторской программе основного общего образования по биологии под ред. Д.И. Трайтака.

По сравнению с авторской программой были внесены некоторые изменения.

Так, к каждой из тем добавлено по одному обобщающему уроку для выяснения уровня усвоения учебного материала и закрепления изученного материала. В тему «Клеточное строение организма» добавлен ещё 1 урок для проведения тестовых заданий за первое полугодие и теперь эта тема изучается не за 5 , а за 6 уроков. Тема «Строение и многообразие покрытосеменных растений» изучается не за 15, а за 18 часов, т. е. добавляются 3 часа (1-ый урок на обобщение, 2-ой урок на Всероссийскую проверочную работу и 3-й урок на Итоговые тестовые задания).

Срок реализации программы учебного предмета «Биология» 5 класс – один учебный год (34 часа, 1 час в неделю).

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:

  • социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса биологии согласно УМК под редакцией Д.И. Трайтака осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.



Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.




Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

  • осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;

  • средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметные

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

  • средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов);

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

  • вычитывать все уровни текстовой информации;

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

  • средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника;

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные

  • определять роль в природе различных групп организмов;

  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы;

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

  • объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;

  • перечислять отличительные свойства живого;

  • различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

  • определять основные органы растений (части клетки);

  • объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

  • использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

  • различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Обучающийся научится:

  • составлять план текста;

  • владеть таким видом изложения текста, как повествование;

  • под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

  • под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

  • получать биологическую информацию из различных источников;

  • определять отношения объекта с другими объектами;

  • определять существенные признаки объекта;

  • анализировать объекты под микроскопом;

  • сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

  • оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

  • работать с текстом и иллюстрациями учебника;

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

  • выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

  • сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

  • оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

  • отличать живые организмы от неживых;

  • пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

  • характеризовать среды обитания организмов;

  • характеризовать экологические факторы;

  • проводить фенологические наблюдения;

  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

  • давать общую характеристику растительного царства;

  • объяснять роль растений биосфере;

  • объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

  • определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

  • работать с лупой и микроскопом;

  • готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

  • распознавать различные виды тканей;

  • давать общую характеристику бактериям и грибам;

  • отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

  • отличать съедобные грибы от ядовитых;

  • объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Содержание учебного предмета

Биология. Живые организмы. Растения.

Введение(3 ч)

Биология — наука о живой природе, методы исследования в биологии. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого.

Практическая работа «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе».

Ведение дневника наблюдения.

Глава 1. Разнообразие растительного мира (6 ч)

Растения как составная часть живой природы. Ботаника - наука о растениях. Среда обитания растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли. Практическая работа « Составление паспорта растений».

Глава 2. Клеточное строение растений (6ч)

Клетка - основная единица живого. Строение клетки. Деление клеток. Ткани, их функции в растительном организме.

Лабораторные работы:

  • Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы.

  • Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Глава 3. Строение и многообразие покрытосеменных растений (18ч)

Семя - орган полового размножения и расселения растений. Строение и функции корня. Разнообразие корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Строение и рост корня. Видоизменения корней. Строение и развитие побега. Разнообразие почек. Стебель- осевая часть побега. Рост стебля. Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю. Видоизменения побегов. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Внутренне строение листа. Видоизменения листьев. Строение цветка. Разнообразие цветков. Соцветия. Плоды. Распространение семян и плодов.

Лабораторные и практические работы:

« Строение семени»

«Развитие стержневой и мочковатой корневых систем»

«Влияние пикировки на развитие корневой системы»

«Наблюдение за ростом корня»

« Строение почек»

«Определение возраста дерева по спилу»

« Строение клубня»

«Строение цветка»

«Изучение и определение плодов»



Тематическое планирование


п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе экскурсии, практические, лабораторные работы, итоговые тестовые р.

Практич.

раб.

Лабор.

раб.


Тесто -

вые раб.



Введение


3

1

-

-


I

Разнообразие растительного мира

6

1


-


II

Клеточное строение растений


6

-

2

1


III

Строение и многообразие покрытосеменных растений

18

3

6

2


IV

Резерв времени

1

-

-

-



Итого:

34

5

8

3




Календарно – тематическое планирование

урока



Название темы

Кол-во

часов

Дата

Примеча-

ние

план

факт

Введение (3ч)

1

Биология - наука о живой природе.

1




2

Методы исследования в биологии.

Пр. р. №1« Фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений осенью»

1




3

Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого.

1




Разнообразие растительного мира (6 ч)

4

Растения как составная часть живой природы. Ботаника.

1




5

Среда обитания растений.

1




6

Жизненные формы и продолжительность жизни растений.

1




7

Растительный покров Земли.

1




8

Влияние человека на растительный покров Земли.

Пр. р. №2 «Составление паспорта растений»

1




9

Урок обобщения по теме «Разнообразие растительного мира»

1




Клеточное строение растений (6 ч)

10

Клетка – основная единица живого.

Л. р. №1« Устройство лупы и светового микроскопа»

1




11

Клетка. Строение клетки.

1




12

Строение клетки.

Л. р. №2«Приготовление препарата кожицы чешуи лука»

1




13

Деление клеток. Ткани, их функции в растительном организме.

1




14

Урок обобщения по теме «Клеточное строение растений»

1




15

Тестовые задания за I полугодие

1




Строение и многообразие покрытосеменных растений(18 ч)

16

Семя - орган полового размножения и расселения растений.

Л. р.№3 « Строение семени»

1




17

Строение и функция корня. Разнообразие корней.

Пр. р. №3 «Развитие стержневой и мочковатой корневых систем»

1




18

Образование корневых систем. Регенерация корней.

Пр. р. №4 «Влияние пикировки на развитие корневой системы»

1




19

Строение и рост корня.

Пр. р . №5 «Наблюдение за ростом корня»

1




20

Видоизменения корней.

1




21

Строение и развитие побега. Разнообразие почек.

Л. р. №4 « Строение почек»

1




22

Стебель - осевая часть побега. Рост стебля.

1




23

Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю.

Л. р. №5 «Определение возраста дерева по спилу»

1




24

Видоизменения побегов.

Л. р.№6 « Строение клубня»

1




25

Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.

1




26

Внутренне строение листа.

1




27

Видоизменения листьев.

1




28

Строение цветка.

Л. р. №7«Строение цветка»

1




29

Всероссийская проверочная работа

1




30

Разнообразие цветков. Соцветия.

1




31

Плоды. Распространение семян и плодов. Л. р. №8 «Изучение и определение плодов»

1




32

Итоговые тестовые задания

1




33

Урок обобщения по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

1




34

Резерв времени

1








Приложение 1

Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет__биология____

Класс__5___

Учитель____________Константинова Е.В.

2021-2022 учебный год

урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано



























































































































1. Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Корочкинская основная общеобразовательная школа».

Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Корочкинская основная общеобразовательная школа».

Данная рабочая программа по биологии – 5 класс раздел «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, заявленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней учтены основные положения формирования универсальных учебных действий в системе общего образования и соблюдена преемственность с примерными программами начального общего образования и авторской рабочей программой Д.И. Трайтака. Рабочая программа по биологии разработана в русле теории и методики обучения биологии с учетом возрастных особенностей учащихся. Для обучающихся данной возрастной группы характерно формирование теоретического и рефлексивного видов мышления, развитие учебной и познавательной деятельности на основе саморазвития и самообразования личности.

Представленная рабочая программа полностью соответствует авторской программе основного общего образования по биологии под ред. Д.И. Трайтака. Срок реализации программы учебного предмета «Биология» 5 класс – один учебный год (34 часа, 1 час в неделю).

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:

  • социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса биологии согласно УМК под редакцией Д.И. Трайтака осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Бология 5 – 9 классы Программы для образоватедльных учреждений Авторы: Андреева А. Е. , Анддреева Н. Д. и др.

 Предлагаемое пособие содержит примерную рабочую программу по изучению раздела «Живые организмы. Растения» в 5-м классе, рассчитанную на 35 часов.
   Пособие адресовано учителям биологии, работающим по учебнику Д. И. Трайтака, Н. Д. Трайтак «Биология. Живые организмы. Растения» под редакцией В. В. Пасечника, переработанному в соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования. Пособие содержит методические рекомендации по организации и проведению учебных занятий (уроков, лабораторных и практических занятий, экскурсий).