СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Может быть кому-нибудь пригодится 2-хчасовая программа.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МБОУ «Большемеминская СОШ» Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ «Большемеминская СОШ». Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы по биологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012 год, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.
Учебное содержание курса биологии включает:
Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков, В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 5 классе складывается следующим образом: 35 часов из федерального компонента и 35 часов из регионального компонента, всего 70 часов в год.
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его без опасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5 класса реализуют следующие цели:
— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе,
— формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков. Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир. В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.
В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру. В 5 классе происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными.
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Ценностные ориентиры содержания предмета биологии.
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знаний и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентиры, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
понимание сложности и противоречивости самого процесса познания;
уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
понимание необходимости здорового образа жизни;
осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию биологической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьным курсами, направлен на формирование нравственных ценностей - ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Результаты изучения биологии в 5 классе.
Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Рабочая программа по биологии в 5 классе состоит из четырех разделов:
Живой организм: строение и изучение
Многообразие живых организмов
Среда обитания живых организмов
Человек на Земле
Для контроля и оценивания знаний учащихся по биологии в 5 классе проводится вводная, промежуточная, итоговая диагностика. По разделам проводится разноуровневое тестирование.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Введение в биологию. 5 класс (Концентрический курс)
(70 ч, 2 ч в неделю(1час+1 час из регионального компонента))
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (18 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные признаки живой природы;
— устройство светового микроскопа;
— основные органоиды клетки;
— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
— характеризовать методы биологических исследований;
— работать с лупой и световым микроскопом;
— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (25 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
— основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
— различать изученные объекты в природе, на таблицах;
— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (9 ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы:
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные среды обитания живых организмов;
— природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать различные среды обитания;
— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
— приводить примеры обитателей морей и океанов;
— наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить и использовать причинно следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4. Человек на Земле (17 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы:
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— предков человека, их характерные черты, образ жизни;
— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
— объяснять роль растений и животных в жизни человека;
— обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
— соблюдать правила поведения в природе;
— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— составлять простой и сложный план текста;
— участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
— Формирование ответственного отношения к обучению;
— формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;
— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Ученик получит возможность учиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
стартовой диагностики;
текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
защиты итогового индивидуального проекта.
Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
стартовой диагностики;
тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Резервное время — 5 ч.
ТЕМЫ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 класс
1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».
2. Исследование удивительных свойств воды «Вода и жизнь».
3. Подготовка презентации «Бактерии в моей жизни».
4. Создание экспозиции «Ядовитые грибы моего края».
5. Исследование «Кто живет в почве?» .
6. Организация аквариума с обитателями пруда (растения и животные, особые
условия, ограничения).
7. Создание рекомендаций по содержанию и разведению в классном «живом уголке» конкретных животных (морских свинок, попугайчиков, шпорцевых лягушек и т. д.) по результатам собственного опыта.
8. Описание жизни конкретного животного или сообщества общественных насекомых (по результатам собственных наблюдений в природе).
9. Информационно-исследовательский проект «Они обитают только в Австралии».
Учебное содержание курса биологии включает в себя следующие разделы:
1 | Введение | 1 час |
2 | Живой организм: строение и изучение | 18 часов |
3 | Многообразие живых организмов | 25 часов |
4 | Среда обитания живых организмов | 9 часов |
5 | Человек на Земле | 17 часов |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Интерпретация полученных результатов тестирования
Проверка выполненных работ осуществляется следующим способом:
- варианты ответов, указанные в бланке для ответов, проверяют по «ключам» -
правильным вариантам ответов;
-каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл;
-каждое невыполненное задание (не выполнявшееся или выполненное с ошибкой) оценивается в 0 баллов;
Для выставления отметок за тестирование можно воспользоваться следующей таблицей пересчета:
Число заданий в тесте | | Оценка | | ||
«2» «2» | «3» | «4» | «5» | ||
9 | 4 и менее | 5-6 | 7,8 | 9 | |
12 | 6 и менее | 7-8 | 9,10 | 11,12 | |
15-16 | 7 и менее | 8-10 | 11, 12, 13 | 14,15,(16) | |
18 | 9 и менее | 10,11,12,13 | 14, 15, 16 | 17, 18 | |
24 | 12 и менее | 13,14,16, 17, | 18,19,20,21 | 22, 23, 24 | |
30 | 15 и менее | 20,21,22,23 | 24, 25, 26, 27 | 28, 29, 30 |
Учитель может скорректировать эту таблицу с учетом особенностей проверяемого класса.
0ценка знаний учащихся
(устные и письменные ответы учащихся на вопросы)
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
самостоятельность ответа;
речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
раскрыто основное содержание материала;
в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
ответ самостоятельный;
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
определения понятий недостаточно четкие;
не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
основное содержание учебного материала не раскрыто;
не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка практических умений учащихся
1.Оценка умений ставить опыты
Учитель должен учитывать:
самостоятельность подбора оборудования и объектов;
последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.
Отметка «5»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1 -2 ошибки;
в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
правильно определена цель опыта;
подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов
.
Отметка «2»: не определена самостоятельно цель опыта;
не подготовлено нужное оборудование;
допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
0ценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать:
правильность проведения наблюдений по заданию;
умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюде
ний и в выводах.
Отметка»5»:
правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
Отметка «4»: правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «3»: допущены неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка»2»:
допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя;
неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);
допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
Учебно-методическое, материально-техническое, информационное обеспечение учебного процесса
В школе имеется кабинет биологии, оснащенный, с учетом современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе. Он является той информационной средой, в которой проходят не только уроки биологии, но и внеурочные и внеклассные занятия.
Оснащение кабинета биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, мультимедийнные средства обучения, компьютер, устройство для хранения учебного оборудования. Учебное оборудование по биологии включает: препарированные и живые растения, животные их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, гербарии; приборы и лабораторное оборудование, средства на печатной основе, муляжи и модели, пособия на информационных носителях, компакт-диски, проектор, учебно-методическую литературу для учителя и учащихся: определители, справочные материалы, контрольно-диагностические тесты.
Литература:
Новиков В.С. Атлас определитель «Дикорастущие растения» / В.С.Новиков, И.А.Губанов. - М.: Дрофа, 2007.
Атлас определитель «Растения леса», «Животные луга», «Птицы леса», «Животные леса», «Растения луга» / Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. -М.: Дрофа, 2007 г.
Красная книга Татарстана.
Красная книга России.
сайт Htt// f ejon.edu.pu.
сайт Htt//school-collectjon.edu.ru.
№п/п | Наименование раздела,тема урока | Количество часов | УУД | Применение ИКТ | Д.З. | Календарные сроки | |||||||
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные |
|
|
| |||||||
|
| план | факт | ||||||||||
1 | Введение | 1 | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | Умение использовать речевые средства для аргументации своей позиции, точки зрения. | Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности. | Формирование умения слушать и понимать речь других людей | презентация |
|
|
| |||
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение 18 | |||||||||||||
2 | Многообразие живых организмов. Что такое живой организм. | 1 | Формировать познавательный интерес | Уметь сопоставлять свойства живых организмов | Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы). | Формирование умения слушать и понимать речь других людей. | презентация |
|
|
| |||
3 | Основные свойства живых организмов |
| Формировать навыки осознания ценности живых объектов | Уметь сопоставлять свойства живых организмов | Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; | умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений | презентация |
|
|
| |||
4 | Наука о живой природе | 1 | Формировать навыки осознания ценности живых объектов | Уметь ставить задачу. Определять значение биологических знаний в современной жизни. | Знать основные свойства живой природы | Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. | презентация |
|
|
| |||
5 | Разнообразие биологических наук. |
| Формировать навыки осознания ценности живых объектов | Определять значение биологических знаний в современной жизни. | Вычитывать все уровни текстовой информации.
| Формирование умения слушать и понимать речь других людей. умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений | презентация |
|
|
| |||
6 | Методы изучения природы. | 1 | Формировать ответственное отношение к обучению. | Уметь проводить наблюдения, измерения, опыты | Знать характеристику методов биологических исследований. | Сформировать умение слушать и понимать речь других людей. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
| презентация |
|
|
| |||
7 | Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). |
| Формировать навыки работы с приборами | Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации | Знать основное оборудование | умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений |
|
|
|
| |||
8 | Увеличительные приборы Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними».. | 1 | Формировать навыки работы с увеличительными приборами | Уметь работать с увеличительными приборами | Знать устройство светового микроскопа, лупы. | Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
| презентация |
|
|
| |||
9 | Живые клетки. Клетка — элементарная единица живого | 1 | Формировать навыки сравнения живых клеток. | Уметь находить отличия у живых клеток. | Знать основные органоиды клетки. | Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
| презентация |
|
|
| |||
10 | Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука» |
|
| Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. | Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
|
|
|
|
| |||
11 | Безъядерные и ядерные клетки Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. |
|
|
|
| умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений | презентация |
|
|
| |||
12 | Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток |
|
|
| Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (
| презентация |
|
|
| |||
13 | Химический состав клетки. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. | 1 | Сформировать познавательный интерес. Сформировать представление о единстве живого. | Уметь работать с наглядным материалом | Знать химический состав клетки, различать органические и неорганические вещества. | Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
| презентация |
|
|
| |||
14 | Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке |
|
| Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации |
| умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений | презентация |
|
|
| |||
15 | Практическая работа№1 «Определение химического состава семян пшеницы». |
|
| Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации |
| Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
|
|
|
|
| |||
16 | Вещества и явления в окружающем мире. | 1 | Формировать познавательный интерес. | Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации. | Знать отличие веществ и явлений. | Формирование умения выдвигать версии решения проблемы.
| презентация |
|
|
| |||
17 | Практическая работа №2 «Описание и сравнение признаков различных веществ». |
| Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы
| Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации | Уметь находить закономерности Умение работать с текстом, выделять главное , | Умение работать в составе творческих групп |
|
|
|
| |||
18 | Великие естествоиспытатели. | 1 | Формировать познавательный интерес | Умение работать с разными источниками биологической информации. | Знать ученых сделавших, открытия. | Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | презентация |
|
|
| |||
19 | Тестирование |
| Формирование интеллектуальных умений. | Формирование умения видеть проблему. | Анализ и оценка деятельности на уроке. | Уметь показать знания по изучению курса. |
|
|
|
| |||
Раздел 2. Многообразие живых организмов 25 | |||||||||||||
20 | Как развивалась жизнь на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; | 1 | Формировать познавательный интерес умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, | Умение организовывать свою работу, планировать действия, развитие навыка самооценки и коррекции результатов деятельности | Уметь находить закономерности Умение работать с текстом, выделять главное , классифицировать объекты
| умение слушать и вступать в диалог, работать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками | презентация |
|
|
| |||
21 | Расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. |
| Формировать познавательный интерес | Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации | Уметь находить закономерности Умение работать с текстом, выделять главное , классифицировать объекты
| умение слушать и вступать в диалог, работать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками |
|
|
|
| |||
22 | Разнообразие живого
| 1 | Формировать этическое отношение к живым организмам умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
| Умение давать определениям понятия, классифицировать объекты | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог | презентация | Пр.№10, стр.57-59 |
|
| |||
23 | Классификация организмов. Вид. |
| Формировать этическое отношение к живым организмам
| Умение организовать выполнение заданий учителя | Умение давать определениям понятия, классифицировать объекты | умение слушать и вступать в диалог, работать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками |
презентация |
|
|
| |||
24 | Бактерии, их строение
| 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников | Умение работать в составе творческих групп
| Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Умение работать в составе творческих групп | презентация | Пр.№11, стр60-63 |
|
| |||
25 | Бактерии, их жизнедеятельность и роль в природе. |
| Формировать познавательный интерес
| Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя |
| умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений | презентация |
|
|
| |||
26 | Грибы, их строение, жизнедеятельность.
| 1 | Формировать познавательный интерес уметь оценить уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья | Умение работать в составе творческих групп
| Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
| Умение работать в составе творческих групп | презентация | Пр.№12.стр.64-67 |
|
| |||
27 | Роль грибов в природе и жизни человека |
| Осознавать единство и целостность окружающего мира, | Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. | умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений |
|
|
|
| |||
28 | Общая характеристика растений. Водоросли их строение, местообитание
| 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
| Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов
| Знать особенности строения и жизнедеятельности водорослей Уметь дать характеристику водорослям Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | презентация | Пр.№13 Стр69-72. |
|
| |||
29 | Многообразие водорослей, их роль в природе. |
| Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) |
|
|
|
| |||
30 | Мхи, строение и многообразие и роль в природе. | 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
| Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов | Знать особенности строения мхов : Уметь дать характеристику мхам, различать виды мхов Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
| Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение
| презентация | Пр.№14 Стр73-75 |
|
| |||
31 | Папоротники, их строение, многообразие. | 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
| Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов
| Знать отличительные признаки цветковых растени Уметь дать характеристику покрытосеменным Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации й | Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | презентация | Пр.№15 Стр.76-78 |
|
| |||
32 | Голосеменные растения, особенности строения
| 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
| Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов
| Знать особенности строения голосеменных Уметь дать характеристику голосеменных | Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение
| презентация | Пр№16 Стр79-82 |
|
| |||
33 | Многообразие голосеменных растений, их роль в природе |
| Формировать познавательный интерес | Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации | Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации | умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений |
|
|
|
| |||
34 | Покрытосеменные растения, особенности строения
| 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
| Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов
| Знать отличительные признаки цветковых растени Уметь дать характеристику покрытосеменным Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации й | Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | презентация | Пр№17 Стр83-87 |
|
| |||
35 | Многообразие покрытосеменных растений Значение растений в природе и жизни человека
| 1 | Формирование навыков поведения в приро: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе де | Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию
| Знать о значении растений в природе и жизни чел Уметь узнавать изучаемые объекты в природе , различать лекарственные и ядовитые растения Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям овка | умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение | ПРЕЗЕНТАЦИЯ | Пр.№18 Стр88-90 |
|
| |||
36 | Итоговое тестирование по теме «Царство растений»
|
| Формирование интеллектуальных умений. | Формирование умения видеть проблему. | Анализ и оценка деятельности на уроке. | Уметь показать знания по изучению курса. |
|
|
|
| |||
37 | Общая характеристика животных. Простейшие
| 1 | Формировать осознание ценности живых объектов умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья | умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов
| Знать отличительные признак Уметь определять простейших Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы и | умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль | ПРЕЗЕНТАЦИЯ | Пр.№19 Стр91-93 |
|
| |||
38 | Беспозвоночные Кишечнополостные, черви, моллюски.
| 1 | Формировать осознание ценности беспозвоночных умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья | умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов
| Знать отличительные признаки и значение беспозвоночных
| умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль | электронное приложение к учебнику | Пр.№20 Стр94-96 |
|
| |||
39 | Беспозвоночные Членистоногие. Иглокожие. |
| Формировать познавательный интерес Осознавать единство и целостность окружающего мира,
| Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации | Знать отличительные признаки безпозвоночных, их систематику, и значение | умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений |
|
|
|
| |||
40 | Позвоночные Рыбы и Земноводные. Пресмыкающиеся | 1 | Формировать осознание ценности позвоночных, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, | умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов
| Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение | умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль | Электронное приложение к учебнику | Пр.№21 Стр97-99 |
|
| |||
41 | Позвоночные. Птицы и Млекопитающие |
| Формировать осознание ценности позвоночных | Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации | Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение | умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений |
|
|
|
| |||
42 | Значение животных в природе и жизни человека
| 1 | Формирование навыков поведения в при способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе роде | умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение | Знать значение животных в природе и в жизни человека Уметь находить изучаемые объекты в природе | умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение |
| Пр.№22 Стр100-102
|
|
| |||
43 | Итоговое тестирование по теме «Царство животных»
|
| Формирование интеллектуальных умений. | Формирование умения видеть проблему. | Анализ и оценка деятельности на уроке. | Уметь показать знания по изучению курса. |
|
|
|
| |||
44 | Обобщение знаний по теме «Многообразие живых организмов» Охрана живой природы. |
| Формировать познавательный интерес Осознавать единство и целостность окружающего мира,
| Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации | Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) |
|
|
|
| |||
Раздел 3. Среда обитания живых организмов 9 | |||||||||||||
45 | Среда обитания живых организмов. Характеристики трех сред обитания живых организмов
| 1 |
Формировать познавательный интерес умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам,
| Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. | умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.
| умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками | ПРЕЗЕНТАЦИЯ | Пр23
|
|
| |||
46 | Приспособленность организмов к среде обитания . |
| Формировать познавательный интерес Осознавать единство и целостность окружающего мира,
| Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации | Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
|
|
|
|
| |||
47 | Лабораторная работа Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания |
| Формировать познавательный интерес Осознавать единство и целостность окружающего мира,
| Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации | Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
|
|
|
|
| |||
48 | Растения и животные разных материков: Евразия и Африка Лабораторная работа Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных |
| Формировать познавательный интерес Осознавать единство и целостность окружающего мира,
| Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. | Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
|
|
|
|
| |||
49 | Растения и животные разных материков: Северная и Южная Америка, Австралия и Антарктида | 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы | умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете | умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям.
| умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы | ПРЕЗЕНТАЦИЯ | Пр24
|
|
| |||
50 | Природные зоны: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса.
| 1 | Формировать познавательный интерес умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам,
| умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков оценки и самоанализа
| умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. |
умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.
| ПРЕЗЕНТАЦИЯ | Пр.25
|
|
| |||
51 | Природные зоны: степи и саваны, пустыни и тропики. |
| Формировать познавательный интерес Осознавать единство и целостность окружающего мира,
| Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации |
| умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений |
|
|
|
| |||
52 | Жизнь в морях и океанах.
| 1 | Формировать познавательный интерес потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников
| умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением.
| умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства.
| умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений | ПРЕЗЕНТАЦИЯ |
|
|
| |||
53 | Итоговое тестирование по теме: «Среда обитания живых организмов» |
| Формирование интеллектуальных умений. | Формирование умения видеть проблему. | Анализ и оценка деятельности на уроке. | Уметь показать знания по изучению курса. |
|
|
|
| |||
Раздел 4. Человек на Земле 17 | |||||||||||||
54 | Как человек появился на Земле Дриопитеки и австралопитеки.. | 1 | Формирование познавательного интереса | Объяснить место и роль человека в природе.В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | Знать этапы появления человека на Земле. | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.
| презентация | . Пр. №27, стр. 128-134 |
|
| |||
55 | Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век) |
| Формирование познавательного интереса Формирование ответственного отношения к обучению |
| Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений |
|
|
|
| |||
56 | Круглый стол «Закончилась ли эволюция человека» |
| формирование познавательных интересов и мотивов к бучению | Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. | умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией |
|
|
|
| |||
57 | Как человек изменил Землю.
| 1 | Формирование познавательного интереса и навыков поведения в природе. | Объяснить необходимость защиты среды обитания человека, выявить экологические причины экологических проблем. | Знать как повлиял человек на окружающий мир, экологические проблемы современности. | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. | презентация | Пр. .№28, №30, стр. 135-145. |
|
| |||
58 | Экологические проблемы: Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. |
| формирование основ экологической культуры. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
| Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации | Знать как повлиял человек на окружающий мир, экологические проблемы современности. | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. |
|
|
|
| |||
59 | Жизнь под угрозой. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. |
| формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. | Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. |
|
|
|
| |||
60 | Круглый стол (дискуссия) «Не станет ли Земля пустыней» |
| формирование познавательных интересов и мотивов к бучению. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. | Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. | умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией |
|
|
|
| |||
61
| Растения и животные, занесенные в Красную книгу.
| 1 | Формирование основ экологической культуры. | Выявить и приводить примеры растений и животных, занесенных в Красную книгу России и Саратовской области. | Знать растения и животных занесенных в Красную книгу России, нашего региона. | умение работать в составе творческих групп | презентация | Пр. .№ 29, стр. 140-142. |
|
| |||
62 | Здоровье человека и безопасность жизни . | 1 | Формировать осознание ценности здорового и безопасного образа жизни. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. | Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды. | Знать природную и социальную среду обитания человека. | Знать природную и социальную среду обитания человека. | презентация | Пр. № 30, стр. 146-152 |
|
| |||
63 | Безопасность жизни человека Лабораторная работа «Измерение своего роста и массы тела.»
|
| осознание ценности здорового и безопасного образа жизни | Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации | Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
|
|
|
|
| |||
64 | Ядовитые растения и животные.
|
| Формировать осознание ценности здорового и безопасного образа жизни. | Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации | Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений |
|
|
|
| |||
65 | Практическая работа №3 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи» |
| осознание ценности здорового и безопасного образа жизни | Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации | Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
|
|
|
|
| |||
66 | Итоговое тестирование по теме «Человек на Земле» |
| Формирование интеллектуальных умений. | Формирование умения видеть проблему. | Анализ и оценка деятельности на уроке. | Уметь показать знания по изучению курса. |
|
|
|
| |||
67 | Обобщающее повторение Экскурсия «Весенние явления в природе» | 1 | Формирование основ экологической культуры. | Проводить биолого-экологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов | Находить информацию о живой природе в окружающей среде, анализировать и оценивать ее | Умение наблюдать и описывать явления природы | презентация |
|
|
| |||
68 | Экскурсия «Растительный и животный мир родного края»
| 1 | Формирование основ экологической культуры. | Проводить биолого-экологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов | Находить информацию о живой природе в окружающей среде, анализировать и оценивать ее | Умение наблюдать и описывать явления природы |
|
|
|
| |||
69 | Повторение и обобщение. «Живые организмы и их многообразие | 1 | Формировать познавательный интерес Осознавать единство и целостность окружающего мира,
| В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений
|
|
|
|
| |||
70 | Повторение и обобщение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|