СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класса Сонин 2 часа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может быть кому-нибудь пригодится 2-хчасовая программа.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класса Сонин 2 часа»

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МБОУ «Большемеминская СОШ» Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ «Большемеминская СОШ». Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы по биологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012 год, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

Учебное содержание курса биологии включает:

Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков, В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 5 классе складывается следующим образом: 35 часов из федерального компонента и 35 часов из регионального компонента, всего 70 часов в год.

Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его без опасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5 класса реализуют следующие цели:

— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе,

— формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков. Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир. В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.

В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру. В 5 классе происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.

Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными.

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Ценностные ориентиры содержания предмета биологии.

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знаний и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентиры, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

  • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

  • ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

  • понимание сложности и противоречивости самого процесса познания;

  • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

  • понимание необходимости здорового образа жизни;

  • осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

  • сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному использованию биологической терминологии и символики;

  • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

  • развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьным курсами, направлен на формирование нравственных ценностей - ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.



Результаты изучения биологии в 5 классе.

Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

      • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.

      • умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.

      • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.

      • умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).

  • приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

  • объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;

  • выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

          1. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Рабочая программа по биологии в 5 классе состоит из четырех разделов:

            1. Живой организм: строение и изучение

            2. Многообразие живых организмов

            3. Среда обитания живых организмов

            4. Человек на Земле

Для контроля и оценивания знаний учащихся по биологии в 5 классе проводится вводная, промежуточная, итоговая диагностика. По разделам проводится разноуровневое тестирование.





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология. Введение в биологию. 5 класс (Концентрический курс)

(70 ч, 2 ч в неделю(1час+1 час из регионального компонента))

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (18 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы:

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Строение клеток кожицы чешуи лука*.

Определение состава семян пшеницы.

Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные признаки живой природы;

— устройство светового микроскопа;

— основные органоиды клетки;

— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

— характеризовать методы биологических исследований;

— работать с лупой и световым микроскопом;

— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разные виды информации;

  • составлять план выполнения учебной задачи.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (25 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

— основные признаки представителей царств живой природы.

Учащиеся должны уметь:

— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

— различать изученные объекты в природе, на таблицах;

— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (9 ч)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы:

Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные среды обитания живых организмов;

— природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

— сравнивать различные среды обитания;

— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

— приводить примеры обитателей морей и океанов;

— наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— находить и использовать причинно следственные связи;

— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Раздел 4. Человек на Земле (17 ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы:

Измерение своего роста и массы тела.

Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— предков человека, их характерные черты, образ жизни;

— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

— объяснять роль растений и животных в жизни человека;

— обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

— соблюдать правила поведения в природе;

— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать в соответствии с поставленной задачей;

— составлять простой и сложный план текста;

— участвовать в совместной деятельности;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения

— Формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;

— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры.

Ученик получит возможность учиться:

  •  соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  •  использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

  •  осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  •  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  •  находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  •  выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  •  использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

  •  выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

  •  осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  •  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  •  находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  •  выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

  • стартовой диагностики;

  •  текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

  •  промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

  •  текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

  • защиты итогового индивидуального проекта.

  • Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

  •  первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

  •  выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

  •  выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

  • При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

  •  стартовой диагностики;

  •  тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

  •   творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Резервное время — 5 ч.





ТЕМЫ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 класс

1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».

2. Исследование удивительных свойств воды «Вода и жизнь».

3. Подготовка презентации «Бактерии в моей жизни».

4. Создание экспозиции «Ядовитые грибы моего края».

5. Исследование «Кто живет в почве?» .

6. Организация аквариума с обитателями пруда (растения и животные, особые



условия, ограничения).

7. Создание рекомендаций по содержанию и разведению в классном «живом уголке» конкретных животных (морских свинок, попугайчиков, шпорцевых лягушек и т. д.) по результатам собственного опыта.

8. Описание жизни конкретного животного или сообщества общественных насекомых (по результатам собственных наблюдений в природе).

9. Информационно-исследовательский проект «Они обитают только в Австралии».



Учебное содержание курса биологии включает в себя следующие разделы:



1

Введение

1 час

2

Живой организм: строение и изучение

18 часов

3

Многообразие живых организмов

25 часов

4

Среда обитания живых организмов

9 часов

5

Человек на Земле

17 часов








КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ



Интерпретация полученных результатов тестирования



Проверка выполненных работ осуществляется следующим способом:

- варианты ответов, указанные в бланке для ответов, проверяют по «клю­чам» -

правильным вариантам ответов;

-каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл;

-каждое невыполненное задание (не выполнявшееся или выполненное с ошибкой) оценивается в 0 баллов;

Для выставления отметок за тестирование можно воспользоваться сле­дующей таблицей пересчета:







Число

заданий

в тесте


Оценка


«2»

«2»

«3»

«4»

«5»

9

4 и менее

5-6

7,8

9

12

6 и менее

7-8

9,10

11,12

15-16

7 и менее

8-10

11, 12, 13

14,15,(16)

18

9 и менее

10,11,12,13

14, 15, 16

17, 18

24

12 и менее

13,14,16, 17,

18,19,20,21

22, 23, 24

30

15 и менее

20,21,22,23

24, 25, 26, 27

28, 29, 30

Учитель может скорректировать эту таблицу с учетом особенностей про­веряемого класса.








0ценка знаний учащихся

(устные и письменные ответы учащихся на вопросы)

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскры­тия понятий, точность употребления научных терминов;

степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

самостоятельность ответа;

речевую грамотность и логическую последовательность ответа.


Отметка «5»:

полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебни­ка;

четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

для доказательства использованы различные умения, выводы из наблю­дений и опытов;

ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

раскрыто основное содержание материала;

в основном правильно даны определения понятий и использованы науч­ные термины;

ответ самостоятельный;

определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения пос­ледовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фраг­ментарно, не всегда последовательно;

определения понятий недостаточно четкие;

не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из на­блюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

допущены ошибки и неточности в использовании научной терминоло­гии, определении понятий.


Отметка «2»:

основное содержание учебного материала не раскрыто;

не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.



Оценка практических умений учащихся

1.Оценка умений ставить опыты

Учитель должен учитывать:

самостоятельность подбора оборудования и объектов;

последовательность в выполнении работы по закладке опыта;

логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.


Отметка «5»:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы вы­воды из опыта.


Отметка «4»:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1 -2 ошибки;

в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;

в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы непол­ные.


Отметка «3»:

правильно определена цель опыта;

подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблю­дений, формулировании выводов

.

Отметка «2»: не определена самостоятельно цель опыта;

не подготовлено нужное оборудование;

допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.


0ценка умений проводить наблюдения


Учитель должен учитывать:

правильность проведения наблюдений по заданию;

умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (про­цесса);

логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюде

ний и в выводах.


Отметка»5»:

правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.


Отметка «4»: правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (про­цесса) названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «3»: допущены неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по зада­нию учителя;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (про­цесса) выделены лишь некоторые;

допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка»2»:

допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя;

неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);

допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.





Учебно-методическое, материально-техническое, информационное обеспечение учебного процесса


В школе имеется кабинет биологии, оснащенный, с учетом современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе. Он является той информационной средой, в которой проходят не только уроки биологии, но и внеурочные и внеклассные занятия.

Оснащение кабинета биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, мультимедийнные средства обучения, компьютер, устройство для хранения учебного оборудования. Учебное оборудование по биологии включает: препарированные и живые растения, животные их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, гербарии; приборы и лабораторное оборудование, средства на печатной основе, муляжи и модели, пособия на информационных носителях, компакт-диски, проектор, учебно-методическую литературу для учителя и учащихся: определители, справочные материалы, контрольно-диагностические тесты.

Литература:


  1. Новиков В.С. Атлас определитель «Дикорастущие растения» / В.С.Новиков, И.А.Губанов. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Атлас определитель «Растения леса», «Животные луга», «Птицы леса», «Животные леса», «Растения луга» / Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. -М.: Дрофа, 2007 г.

  3. Красная книга Татарстана.

  4. Красная книга России.

  5. сайт Htt// f ejon.edu.pu.

  6. сайт Htt//school-collectjon.edu.ru.





п/п

Наименование раздела,тема урока

Количество часов

УУД

Применение ИКТ

Д.З.

Календарные сроки

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные






план

факт

1

Введение

1

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Умение использовать речевые средства для аргументации своей позиции, точки зрения.

Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности.

Формирование умения слушать и понимать речь других людей

презентация




Раздел 1. Живой организм: строение и изучение 18

2

Многообразие живых организмов.

Что такое живой организм.

1

Формировать познавательный интерес

Уметь сопоставлять свойства живых организмов

Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

презентация




3

Основные свойства живых организмов


Формировать навыки осознания ценности живых объектов

Уметь сопоставлять свойства живых организмов

Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений

презентация




4

Наука о живой природе

1

Формировать навыки осознания ценности живых объектов

Уметь ставить задачу. Определять значение биологических знаний в современной жизни.

Знать основные свойства живой природы

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

презентация




5

Разнообразие биологических наук.


Формировать навыки осознания ценности живых объектов

Определять значение биологических знаний в современной жизни.

Вычитывать все уровни текстовой информации.


Формирование умения слушать и понимать речь других людей. умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений

презентация




6

Методы изучения природы.

1

Формировать ответственное отношение к обучению.

Уметь проводить наблюдения, измерения, опыты

Знать характеристику методов биологических исследований.

Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.


презентация




7

Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).


Формировать навыки работы с приборами

Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации

Знать основное оборудование

умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений





8

Увеличительные приборы Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»..

1

Формировать навыки работы с увеличительными приборами

Уметь работать с увеличительными приборами

Знать устройство светового микроскопа, лупы.

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).


презентация




9

Живые клетки. Клетка — элементарная единица живого

1

Формировать навыки сравнения живых клеток.

Уметь находить отличия у живых клеток.

Знать основные органоиды клетки.

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).


презентация




10

Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука»



Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).






11

Безъядерные и ядерные клетки Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов.





умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений

презентация




12

Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток




Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (


презентация




13

Химический состав клетки. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.

1

Сформировать познавательный интерес. Сформировать представление о единстве живого.

Уметь работать с наглядным материалом

Знать химический состав клетки, различать органические и неорганические вещества.

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


презентация




14

Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке



Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации


умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений

презентация




15

Практическая работа№1 «Определение химического состава семян пшеницы».



Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации


Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).






16

Вещества и явления в окружающем мире.

1

Формировать познавательный интерес.

Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации.

Знать отличие веществ и явлений.

Формирование умения выдвигать версии решения проблемы.


презентация




17

Практическая работа №2 «Описание и сравнение признаков различных веществ».


Формировать познавательный интерес

потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы


Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации

Уметь находить закономерности

Умение работать с текстом, выделять главное ,

Умение работать в составе творческих групп





18

Великие естествоиспытатели.

1

Формировать познавательный интерес

Умение работать с разными источниками биологической информации.

Знать ученых сделавших, открытия.

Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

презентация




19

Тестирование


Формирование интеллектуальных умений.

Формирование умения видеть проблему.

Анализ и оценка деятельности на уроке.

Уметь показать знания по изучению курса.





Раздел 2. Многообразие живых организмов 25

20

Как развивалась жизнь на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода;

1

Формировать познавательный интерес

умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам,

Умение организовывать свою работу, планировать действия, развитие навыка самооценки и коррекции результатов деятельности

Уметь находить закономерности

Умение работать с текстом, выделять главное , классифицировать объекты


умение слушать и вступать в диалог, работать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками

презентация




21

Расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.


Формировать познавательный интерес

Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации

Уметь находить закономерности

Умение работать с текстом, выделять главное , классифицировать объекты


умение слушать и вступать в диалог, работать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками





22

Разнообразие живого


1

Формировать этическое отношение к живым организмам

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа


Умение давать определениям понятия, классифицировать объекты

Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог

презентация

Пр.№10, стр.57-59



23

Классификация организмов. Вид.


Формировать этическое отношение к живым организмам


Умение организовать выполнение заданий учителя

Умение давать определениям понятия, классифицировать объекты

умение слушать и вступать в диалог, работать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками


презентация




24

Бактерии, их строение


1

Формировать познавательный интерес

потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников

Умение работать в составе творческих групп


Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Умение работать в составе творческих групп

презентация

Пр.№11, стр60-63



25

Бактерии, их жизнедеятель­ность и роль в при­роде.


Формировать познавательный интерес


Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя


умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений

презентация




26

Грибы, их строе­ние, жизнедея­тельность.


1

Формировать познавательный интерес

уметь оценить уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья

Умение работать в составе творческих групп


Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации


Умение работать в составе творческих групп

презентация

Пр.№12.стр.64-67



27

Роль грибов в природе и жизни человека


Осознавать единство и целостность окружающего мира,

Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений





28

Общая характеристика растений. Водоросли их строение, ме­стообитание


1

Формировать познавательный интерес

потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам


Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов


Знать особенности строения и жизнедеятельности водорослей

Уметь дать характеристику водорослям

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

презентация

Пр.№13

Стр69-72.



29

Многообразие водорос­лей, их роль в природе.


Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя,

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,

договариваться друг с другом и т.д.)





30

Мхи, строение и много­образие и роль в приро­де.

1

Формировать познавательный интерес

потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам


Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

Знать особенности строения мхов

: Уметь дать характеристику мхам, различать

виды мхов

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации


Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение


презентация

Пр.№14

Стр73-75



31

Папоротники, их строе­ние, много­образие.

1

Формировать познавательный интерес

потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам


Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов


Знать отличительные признаки цветковых растени Уметь дать характеристику покрытосеменным

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

й

Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

презентация

Пр.№15

Стр.76-78



32

Голосеменные растения, осо­бенности строе­ния


1

Формировать познавательный интерес

потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам


Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов


Знать особенности строения голосеменных

Уметь дать характеристику

голосеменных

Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение


презентация

Пр№16

Стр79-82



33

Многообразие голосе­менных растений, их роль в природе


Формировать познавательный интерес

Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений





34

Покрытосемен­ные рас­тения, особенности строения


1

Формировать познавательный интерес

потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам


Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов


Знать отличительные признаки цветковых растени Уметь дать характеристику покрытосеменным

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

й

Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

презентация

Пр№17

Стр83-87



35

Многообразие покрытосемен­ных растений Значение растений в природе и жизни человека


1

Формирование навыков поведения в приро: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе

де

Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию


Знать о значении растений в природе и жизни чел Уметь узнавать изучаемые объекты в природе , различать лекарственные и ядовитые растения

Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям

овка

умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Пр.№18

Стр88-90



36

Итоговое тестирование по теме «Царство расте­ний»



Формирование интеллектуальных умений.

Формирование умения видеть проблему.

Анализ и оценка деятельности на уроке.

Уметь показать знания по изучению курса.





37

Общая характеристика животных. Простейшие


1

Формировать осознание ценности живых объектов

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья

умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов


Знать отличительные признак Уметь определять простейших

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы

и

умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Пр.№19

Стр91-93



38

Беспозвоночные Кишечнополост­ные, черви, мол­люски.


1

Формировать осознание ценности беспозвоночных умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья

умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов


Знать отличительные признаки и значение беспозвоночных


умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль

электронное приложение к учебнику

Пр.№20

Стр94-96



39

Беспозвоночные Члени­стоногие. Иглокожие.


Формировать познавательный интерес

Осознавать единство и целостность окружающего мира,


Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации

Знать отличительные признаки безпозвоночных, их систематику, и значение

умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений





40

Позвоночные Рыбы и Земно­водные. Пресмы­кающиеся

1

Формировать осознание ценности позвоночных, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы,

умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов


Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение

умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль

Электронное приложение к учебнику

Пр.№21

Стр97-99



41

Позвоночные. Птицы и Млеко­питающие


Формировать осознание ценности позвоночных

Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации

Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение

умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений





42

Значение животных в природе и жизни человека


1

Формирование навыков поведения в при способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе роде

умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию

умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение

Знать значение животных в природе и в жизни человека Уметь находить изучаемые объекты в природе

умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение


Пр.№22

Стр100-102




43

Итоговое тестирование по теме «Царство живот­ных»



Формирование интеллектуальных умений.

Формирование умения видеть проблему.

Анализ и оценка деятельности на уроке.

Уметь показать знания по изучению курса.





44

Обобщение зна­ний по теме «Многообразие жи­вых организ­мов» Охрана живой природы.


Формировать познавательный интерес

Осознавать единство и целостность окружающего мира,


Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,

договариваться друг с другом и т.д.)





Раздел 3. Среда обитания живых организмов 9

45

Среда обитания живых организмов.

Характеристики трех сред обита­ния живых орга­низмов


1


Формировать познавательный интерес

умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам,


Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания.

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.


умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Пр23




46

Приспособлен­ность организ­мов к среде оби­тания .


Формировать познавательный интерес

Осознавать единство и целостность окружающего мира,


Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).






47

Лабораторная работа Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания


Формировать познавательный интерес

Осознавать единство и целостность окружающего мира,


Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).






48

Растения и животные разных материков: Евразия и Африка Лабораторная работа Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных


Формировать познавательный интерес

Осознавать единство и целостность окружающего мира,


Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).






49

Растения и животные разных материков: Север­ная и Юж­ная Америка, Австралия и Ан­тарктида

1

Формировать познавательный интерес

потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете

умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям.




умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Пр24




50

Природные зоны: тун­дра, тайга, смешан­ные и широко­лиственные леса.



1

Формировать познавательный интерес

умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам,


умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете,

развитие навыков оценки и самоанализа


умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.


умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Пр.25




51

Природные зоны: степи и са­ваны, пустыни и тро­пики.


Формировать познавательный интерес

Осознавать единство и целостность окружающего мира,


Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации


умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений





52

Жизнь в морях и океанах.


1

Формировать познавательный интерес

потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников


умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением.


умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства.


умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений

ПРЕЗЕНТАЦИЯ




53

Итоговое тестирование по теме: «Среда обитания живых организмов»


Формирование интеллектуальных умений.

Формирование умения видеть проблему.

Анализ и оценка деятельности на уроке.

Уметь показать знания по изучению курса.





Раздел 4. Человек на Земле 17

54

Как человек появился на Земле Дриопитеки и ав­стралопитеки..

1

Формирование познавательного интереса

Объяснить место и роль человека в природе.В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Знать этапы появления человека на Земле.

умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.


презентация

. Пр. №27, стр. 128-134



55

Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век)


Формирование познавательного интереса Формирование ответственного отношения к обучению


Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений





56

Круглый стол «Закончи­лась ли эволюция чело­века»


формирование познавательных интересов и мотивов к бучению

Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией





57

Как человек изменил Землю.


1

Формирование познавательного интереса и навыков поведения в природе.

Объяснить необходимость защиты среды обитания человека, выявить экологические причины экологических проблем.

Знать как повлиял человек на окружающий мир, экологические проблемы современности.

умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками.

презентация

Пр. .№28, №30, стр. 135-145.



58

Экологические пробле­мы: Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.


формирование основ экологической культуры. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.


Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации

Знать как повлиял человек на окружающий мир, экологические проблемы современности.

умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками.





59

Жизнь под угро­зой. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.


формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками.





60

Круглый стол (дискус­сия) «Не станет ли Земля пустыней»


формирование познавательных интересов и мотивов к бучению. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией





61


Растения и животные, занесенные в Красную книгу.


1

Формирование основ экологической культуры.

Выявить и приводить примеры растений и животных, занесенных в Красную книгу России и Саратовской области.

Знать растения и животных занесенных в Красную книгу России, нашего региона.

умение работать в составе творческих групп

презентация

Пр. .№ 29, стр. 140-142.



62

Здоровье человека и безопасность жизни

.

1

Формировать осознание ценности здорового и безопасного образа жизни. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.

Знать природную и социальную среду обитания человека.

Знать природную и социальную среду обитания человека.

презентация

Пр. № 30, стр. 146-152



63

Безопасность жизни че­ловека

Лабораторная работа «Измерение своего роста и массы тела.»



осознание ценности здорового и безопасного образа жизни

Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).






64

Ядовитые расте­ния и животные.



Формировать осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений





65

Практическая ра­бота №3 «Овладение простейши­ми способами оказа­ния первой доврачебной по­мощи»


осознание ценности здорового и безопасного образа жизни

Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).






66

Итоговое тестирование по теме «Человек на Зем­ле»


Формирование интеллектуальных умений.

Формирование умения видеть проблему.

Анализ и оценка деятельности на уроке.

Уметь показать знания по изучению курса.





67

Обобщающее повторение

Экскурсия «Весенние явления в природе»

1

Формирование основ экологической культуры.

Проводить биолого-экологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов

Находить информацию о живой природе в окружающей среде, анализировать и оценивать ее

Умение наблюдать и описывать явления природы

презентация




68

Экскурсия «Растительный и животный мир родного края»

1

Формирование основ экологической культуры.

Проводить биолого-экологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов

Находить информацию о живой природе в окружающей среде, анализировать и оценивать ее

Умение наблюдать и описывать явления природы





69

Повторение и обобщение. «Живые орга­низмы и их многообра­зие

1

Формировать познавательный интерес

Осознавать единство и целостность окружающего мира,


В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений






70

Повторение и обобщение.