СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»


Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана в соответствии:

  • с Методическими рекомендациями по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021г.)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 “Поварское и кондитерское дело” (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1565)
  • с примерной программой для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.



Организация-разработчик: ОГБПОУ «Новомичуринский многоотраслевой техникум»



Разработчики:

Акишина Е.Н., преподаватель общеобразовательных дисциплин





















СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации учебной дисциплины

14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15



1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология


    1. Область применения программы


Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС специальности:

- 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, укрупненной группы 43.00.00 Сервис и туризм.


1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:


Дисциплина входит в общеобразовательный цикл, является профильной общеобразовательной дисциплиной и направлена на формирование общих компетенций:


ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.




1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;


  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -70 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

70

Теоретические занятия

33

Лабораторные занятия

17

34

Практические занятия

17

Контрольная работа

1

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта

2




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Общая характеристика биологии как науки. Признаки живых организмов.

Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса.

1

1

Раздел 1. Основы цитологии


10


Тема 1.1 Учение о клетке.

Содержание учебного материала

4

Изучение клетки – элементарной живой системы и основной структурно-функциональной единицы всех живых организмов.

Освоение химической организации клетки. Органического и неорганического вещества клетки и живых организмов. Белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот и их роль в клетке.

1






2





1

Применение анализа строения и функции клетки, прокариотических и эукариотических клеток, вирусов и борьбы с вирусными заболеваниями (СПИД и др.), цитоплазмы и клеточной мембраны, органоидов клетки,

обмена веществ и превращение энергии в клетке.

Характеристика строение и функций хромосом, ДНК и её репликации, ген, генетического кода, биосинтеза белка.

Изучение клетки и в многоклеточном организме, клеточной теории строения организмов, жизненного цикла клетки. Митоза.

Практические занятия

2


Зарисовка схемы строения клетки.

Анализ схемы строения гена.

Лабораторная работа

4

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.


12

Тема 2.1 Размножение.

Содержание учебного материала

2

Характеристика организма как единого целого, многообразие организмов, размножение – важнейшее свойство живых организмов,

полового и бесполого, мейоза, образование половых клеток и оплодотворение.

2

Практические занятия

2


Сравнительный анализ митоза и мейоза, с помощью таблицы.

Тема 2.2.Организм. Индивидуальное развитие организма.

Содержание учебного материала

2

Изучение эмбрионального этапа онтогенеза, основных стадий эмбрионального развития.

Определение сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.

1





2

Выявление причины нарушений в развитии организмов.

Усвоение индивидуального развития человека, репродуктивного здоровья.

Анализ последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Практические занятия

2




4


Подготовка и организация презентаций на тему: «Последствия влияния: алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека».

Лабораторная работа

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных.

Доказательство их эволюционного родства.

Контрольная работа


1

Раздел 3. Основы селекции и генетики.


17

Тема 3.1. Генетика


Содержание учебного материала

5

Определение генетики как науки о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

Изучение биографии Г.Мендель – основоположника генетики. Генетической терминологии и символики.

1








2

Формулирование законов генетики, установленных Г. Менделем. Рассмотрение моногибридного и дигибридного скрещивания, хромосомной теории наследственности, генетики пола, значение генетики для селекции и медицины.

Анализ наследственных болезней человека, их причин и профилактики.

Практические занятия

2


Использование образовательных порталов.

Тема 3.2 Селекция.


Содержание учебного материала

4

Уяснение закономерности изменчивости, генетики как теоретической основы селекции, одомашнивания животных и выращивания культурных растений – начальных этапов селекции.

2



1


2



1

Рассмотрение работ Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Освоение методов селекции: гибридизации и искусственного отбора и основ достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Знакомство с биотехнологиями, ее достижениями и перспективами развития.


Практические занятия

1


Посещение сайтов научно-популярных журналов.

Лабораторная работа

5

Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

Решение генетических задач.

Анализ фенотипической изменчивости.

Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

Раздел 4. Эволюционное учение.


13

Тема 4.1. История развития эволюционных идей.


Содержание учебного материала

5

Знакомство с историей развития эволюционных идей.

Уяснение значение работ К. Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии, эволюционного учение Ч. Дарвина, естественного отбора.

Рассмотрения роли эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.



1

Практические занятия

2


Составление кроссворда по теме: «Эволюционное учение».

Тема 4.2. Движущие силы эволюции.


Содержание учебного материала

4

Характеристика вида и популяции, теории эволюции.

Доказательство микроэволюции и макроэволюции.

Анализ современного представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузена), причин вымирания видов, основных направлений эволюционного прогресса,биологического прогресса и биологического регресса.



2

Практические занятия

2


Создание мультимедийных сочинений (докладов).

Проведение исследований.

Раздел 5. История развития жизни на Земле


7

Тема 5.1. Гипотезы происхождения жизни.


Содержание учебного материала

2

Знакомство с гипотезами происхождения жизни, историей развития органического мира, усложнениями живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Уяснение современных гипотез о происхождении человека и доказательства их родства с млекопитающими животными.



1

Лабораторная работа

2


Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Рассмотрение приспособлений организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

Тема 5.2. Происхождение человека.


Содержание учебного материала

1

Выявление сущности эволюции человека и единства происхождения человеческих рас.


2

Практические занятия

2


Сравнительный анализ человеческих рас с помощью таблицы.

Раздел 6. Основы экологии


6


Тема 6.1. Экология как наука

Содержание учебного материала

1

Рассмотрение экологии как науки о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

Расширение знаний экологических факторах, их значение в жизни организмов.

Проведение анализа экологических систем. Видовых и пространственных структур экосистем. Пищевых связей, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовых взаимоотношениях в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Искусственных сообществах – агроэкосистемах и урбоэкосистемах.


1




2

Практические занятия

2


Решение экологических задач.

Лабораторная работа

2

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).

Тема 6.2. Биосфера

Содержание учебного материала

1

Определение характеристики биосферы как глобальной экосистеме. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

1


2

Сравнение живых организмов в биосфере, биомассе, круговороте важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Выяснение изменений в биосфере.

Раздел 7. Бионика


1

Тема 7.1. Бионика - один из разделов биологии



Содержание учебного материала

1

Обобщение знаний о бионике как об одной из направлений биологии и кибернетики, рассматривающей особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

2





1

Изучение принципов и примеров использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Итоговая аттестация


2


Всего

70



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «Биология».


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- проектор;

- экран


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Константинов В.М. Биология для профессий и специальностей технического и естественно – научного профилей: учеб. для студ. учреждений сред. проф. Образования / В.М.Константинов, А.Г.Рязанов, Е.О.Фадеева; под ред. В.М.Константинова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 336 с.


Интернет-ресурсы:

  1. http://www.livt.net/ - электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа»

  2. http://evolution.powernet.ru/ - сайт «Теория эволюции как она есть»

  3. https://zoomet.ru/ - Электронная биологическая библиотека
  4. http://charles-darwin.narod.ru/ - сайт «Чарльз Дарвин»

  5. https://www.paleo.ru/ - Палеонтологический институт им. А.А. Борисяка РАН

  6. http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm - Общая биология

  7. http://www.sci.aha.ru/biodiv/index.htm - Биоразнообразие

  8. https://luts.ucoz.ru/ - Занимательная биология

  9. http://www.modernbiology.ru/ticher.htm Новый взгляд на преподавание биологии. Сайт для учителей и учащихся.



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

фронтальный опрос письменная самостоятельная работа,

письменая практическая работа в форме отчёта, лабораторная работа

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

фронтальный опрос письменная самостоятельная работа, решение экологических задач, методы практического самоконтроля

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

письменная самостоятельная работа, практическая работа, лабораторная работа

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

письменная самостоятельная работа, практическая работа, тестирование


определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках

фронтальный опрос


анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

комбинированный метод


изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

комбинированный метод


находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

письменная самостоятельная работа

Знания:


основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

устный фронтальный опрос

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

устный индивидуальный опрос

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

устный зачёт, машинный контроль

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

устный индивидуальный опрос

биологическую терминологию и символику;

письменый зачёт,


7