СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к УМК И.Н. Пономаревой Биология 6 класс. Содержит пояснительную записку, содержание, требования ФГОС к знаниям  и   умениям учащихся, тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»

Муниципальное образование «Александрово-Заводский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Шаранчинская средняя общеобразовательная школа



рассмотрено

Руководитель МО

___________

/Л.Н. Маркова/


Протокол № ____от «___»____________2017г.


Согласовано

Заместитель директора по УВР МОУ Шаранчинской СОШ

___________________

/Л.А. Анциферова/

Протокол № ____ от «___»____________2017 г.


Утверждено

Директор МОУ Шаранчинской СОШ

___________________

/С.Н. Субуханкулова/

Приказ № ____от «___»___________2017 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «Биология» 6 класс

на 2017 – 2018 учебный год

(на основе УМК для 5 – 9-го классов линии И.Н.Пономарёвой)


подготовила учитель химии и биологии

Маркова Лариса Николаевна



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от

«__»______________2017 г.




с. Шаранча

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса биологии 6 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Фундаментального ядра содержания общего образования;

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- примерной программы основного и среднего (полного) общего образования по биологии;

- программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2012).

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-х классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.

В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у обучающихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля. При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

На основании примерных программ Министерства Образования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 6-х классах реализуется базовый уровень. Курс биологии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе.

Общая характеристика курса биологии

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной картины мира;

- овладение научным подходом к решению различных задач;

- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.

Разделы «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (изучается в 5-м и 6-м классах) включают сведения об особенностях строения и жизнедеятельности организмов этих групп, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Ведущей идеей содержания этих разделов является ценность биологического разнообразия для поддержания жизни на планете.



Место курса биологии в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», изучаемый в начальной школе и включающий основные понятия биологии, физики, химии и астрономии. По отношению к курсу биологии он выполняет пропедевтическую функцию — в процессе его изучения у школьников формируются элементарные понятия о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии и роли в природе и жизни человека.

Курс биологии основной школы содержит знания о строении, жизнедеятельности и многообразии живых организмов, их роли в природе, особенностях жизнедеятельности организма человека и сохранении его здоровья.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса биологии 6 класса

Личностными результатами являются следующие умения:

- осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости;

- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасносго образа жизни и сохранения здоровья;

- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;


Метапредметными результатами являются формирование УУД.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки.


Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.


Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)


Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

- определять роль растений в природе и жизни человека;

- объяснять роль растений в круговороте веществ;

- приводить примеры приспособлений растительных организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении различных отделов растений, давать им объяснения;

- перечислять отличительные свойства растений;

- различать основные группы растений;

- определять основные органоиды растительной клетки, органов растений;

- объяснять строение и жизнедеятельность различных групп растений;

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

- проводить биологические опыты, эксперименты, объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

- использования знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

- различать съедобные и ядовитые растения.



Содержание курса

«БИОЛОГИЯ - НАУКА О РАСТЕНИЯХ»

Часть 1. Наука о растения (5 ч.)

Растение – клеточный организм. Клетка - основная структурная единица организма растения. Отличительные признаки растительных клеток. Растения Забайкальского края

Понятие о ткани растений.

Часть 2. Органы растений (8 ч.)

Строение и основные органы цветкового растения. Цветок – орган полового размножения растений, строение и многообразие цветков

Корень, его строение, формирование и функции. Почва и ее роль в жизни растения. Роль удобрений для возделывания культурных растений. Строение и формирование побега. Почка. Видоизменения побега: клубень, луковица, корневище. Стебель и его строение. Лист, его строение и функции. Формирование семени и плода, их функции. Распространение плодов и семян. Строение семени. Прорастание семян.

Часть 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч.)

Функции частей цветка. Жизненный цикл цветкового растения. Половое размножение растений. Опыление и его формы. Соцветия – средство облегчить опыление.

Роль удобрений в жизни растений. Значение вегетативного размножения для растений. Типы прививок.

Влияние экологических факторов на растения.

Часть 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 ч.)

Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей. Споровые растения. Голосеменные, их разнообразие. Систематика цветковых растений. Однодольные и двудольные растения. Значение цветковых растений в жизни человека.

Часть 5. Природные сообщества (2 ч.)

Растительное сообщество. Основные жизненные формы растений (дерево, кустарник, травянистое растение). Взаимосвязь растений друг с другом и с другими живыми организмами. Сообщества леса, луга, степи, болота, тундры и пустыни и роль растений в них. Значение сообществ в жизни человека. Представители живого мира населяющих природные сообщества. Различие природных сообществ. Строение природных сообществ.

Часть 6. Заключение ( 1ч.)

Задания на лето.



Тематическое планирование 6 класс

Тема урока

Тип урока

Цель урока

Планируемые результаты (в соответствии ФГОС)

Домашнее

задание

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные


Глава 1. Наука о растениях – ботаника (5 часов)


1

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений.


Вводный инструктаж по Т/Б при работе в кабинете биологии

Усвоение новых знаний

Формирование представлений о науке ботаника, объектах изучением которых она занимается. Знакомство с историей становления современной ботаники. Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы и их жизненных формах.


Выявлять общие признаки растений, и их жизненные формы. Приводить примеры знакомых культурных и дикорастущих растений.

Анализировать задачи, стоящие перед учёными-ботаниками. Характеризовать главные признаки растений.

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Характеризовать споровые растения, определять термин «спора». Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп. Характеризовать жизненные формы растений.

Познавательные УУД:

умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Формирование познавательного интереса к науке ботаника. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Формирование практических умений. По­требность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одно­классников.


§ 1, §2

сентябрь

2

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

Формирование представлений о строении и жизнедеятельности растительной клетки.

Выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение.

Наблюдать части и органоиды клетки на микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием. Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки. Характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ». Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события. Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема). Выделять основные отличительные признаки растительной клетки.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, и представлять результаты работы.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:

умение работать в составе творческих групп

Формирование коммуникативной компетенции в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.




§ 3

сентябрь

3

Ткани растений.

Формирование представлений о тканях растений.

Различать ткани растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.

Различать отдельные клетки, входящие

в состав ткани.

Объяснять возникновение различных тканей у растений в процессе эволюции. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, и представлять результаты работы.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:

умение работать в составе творческих групп

Формирование коммуникативной компетенции в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.




§ 4

сентябрь

4

Контрольная работа №1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Наука о растениях - ботаника».

Рисовать (моделировать) схему строения клетки. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Познавательные УУД:

овладение умением анализировать информацию, выделять в ней главное.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Понимание роли знаний о строении растений в развитии представлений о живой природе.

Формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения



сентябрь

5

Начало работы над проектом

Выбор проекта. Постановка целей и задач проекта





октябрь


Глава 2. Органы растений (8 часов)


6

Семя, его строение и значение.

Лабораторная работа №1. Условия прорастания семян.

Формирование представлений о строении семян и их значении. Формирование представлений об условиях прорастания.

Различать и называть части семян цветковых растений. Характеризовать особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Формулировать общий вывод о значении семян для размножения растений.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием. Характеризовать роль воды, воздуха, температуры, света и питательных веществ при прорастании семян.


Познавательные УУД:

овладение составляющими исследовательской деятельности, проводить эксперимент, делать выводы и заключения

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Формирование практических умений. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.


§ 5, § 6

октябрь

7

Корень, его строение и значение.

Лабораторная работа №2.

Формирование представлений о корневых системах, строении корня, его роста, видоизменениях и значении.

Различать и называть зоны корня. Характеризовать особенности строения корневых систем однодольных и двудольных растений. Формулировать общий вывод о значении корней для жизнедеятельности растений.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием

Познавательные УУД:

овладение составляющими исследовательской деятельности, проводить эксперимент, делать выводы и заключения

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Формирование практических умений. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.


§ 7

октябрь

8

Побег, его строение и развитие.

Лабораторная работа № 3.

Формирование представлений о строении побега и почек, роста и развития побегов из почек.

Различать и называть виды почек. Характеризовать особенности строения побега и почек.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием

Познавательные УУД:

овладение составляющими исследовательской деятельности, проводить эксперимент, делать выводы и заключения

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Представление о строении побега, почки.

Формирование практических умений. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.


§ 8

октябрь

9

Лист, его строение и значение.

Формирование представлений о внешнем и внутреннем строении листа, его значении для растения и видоизменениях листьев.

Характеризовать внешнее и внутреннее строение листа. Определять простые и сложные листья. Различать листья с перистым, параллельным и дуговым жилкованием.


Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:

умение работать в составе творческих групп

Представление о строении листа и его значении для растения. Формирование практических умений. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.


§ 9

октябрь

10

Стебель, его строение и значение.

Лабораторная работа № 4.

Формирование представлений о внешнем и внутреннем строении стебля, его функциях. Изучение видоизмененных надземных и подземных побегов.

Характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения стебля. Называть функции корня. Доказывать принадлежность корневища, луковицы и клубня к видоизмененным побегам.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием

Познавательные УУД:

овладение составляющими исследовательской деятельности, проводить эксперимент, делать выводы и заключения

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Представление о строении стебля и его функциях. Формирование практических умений. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.


§ 10

ноябрь

11

Цветок, его строение и значение.

Формирование представлений о строении цветка, его значении для растения. Формирование представлений о понятии «соцветие».

Характеризовать строение цветка. Определять тычиночные и пестичные цветки. Различать обоеполые и однополые цветки, двудомные и однодомные растения.


Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:

умение работать в составе творческих групп

Представление о строении цветка и его значении для растений. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.


§ 11

ноябрь

12

Плод. Разнообразие и значение плодов.

Формирование представлений о строении плода, их разнообразии, распространении и значении.

Характеризовать строение плода. Знать классификацию плодов, из распространение и значение.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:

умение работать в составе творческих групп

Представление о строении плодов и их значении для растений. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.


§ 12

ноябрь

13

Контрольная работа №2

Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы растений».

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Познавательные УУД:

овладение умением анализировать информацию, выделять в ней главное.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Понимание строения органов растений и их значение.

Формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения



декабрь


Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов)


14

Минеральное питание растений и значение воды.

Формирование представлений о минеральном питании растений и удобрениях. Формирование представлений о воде как условии почвенного питания растений, экологических группах растений

Характеризовать особенности минерального питания растений. Описывать значение минерального питания. Различать понятия: «органические удобрения», «минеральные удобрения». Объяснять роль воды при почвенном питании. Различать экологические группы растений по отношению к воде.


Познавательные УУД.

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Представление о роли минерального питания для растений.

По­требность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.


§ 13

декабрь

15

Воздушное питание растений – фотосинтез.

Формирование представлений о процессе воздушного питания и значении фотосинтеза в природе.

Характеризовать процесс фотосинтеза. Объяснять значение фотосинтеза в природе.

Различать организмы автотрофы и гетеротрофы.

Познавательные УУД.

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Понимание роли фотосинтеза в природе. По­требность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.


§ 14

декабрь

16

Дыхание и обмен веществ у растений.

Формирование представлений о процессах дыхания и обмена веществ у растений.

Объяснять роль дыхания и обмена веществ для жизнедеятельности растений.

Познавательные УУД.

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Представление о роли дыхания и обмена веществ для растения. По­требность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.


§ 15

январь

17

Размножение и оплодотворение у растений.

Формирование представлений о процессах бесполого и полового размножения растений.

Характеризовать способы бесполого размножения. Отличать половое размножение от бесполого. Объяснять биологическое значение бесполого и полового размножения растений. Характеризовать процесс двойного оплодотворения у цветковых растений.


Познавательные УУД.

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Понимание процессов бесполого и полового размножения у растений. По­требность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.


§ 16

январь

18

Вегетативное размножение.

Лабораторная работа № 5.

Формирование представлений о видах вегетативного размножения. Формирование умений черенковать комнатные растения.

Знать способы вегетативного размножения растений. Характеризовать значение вегетативного размножения для растений. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:

умение работать в составе творческих групп

Представление о способах вегетативного размножения растений. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Формирование практических умений.

§ 17

январь

19

Рост и развитие растений.

Формирование представлений о росте и развитии растений.

Характеризовать рост и индивидуальное развитие растений и их зависимость от экологических факторов.


Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:

умение работать в составе творческих групп

Представление о росте и развитии растений. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.


§ 18

февраль

20

Контрольная работа №3

Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы растений».

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Познавательные УУД:

овладение умением анализировать информацию, выделять в ней главное.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Понимание строения органов растений и их значение. Формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения




февраль


Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 часов)


21

Систематика растений.

Формирование представлений о науке систематики растений, таксономических единицах систематики.

Знать значение систематики, группы царства Растений и таксономические единицы. Объяснять бинарные названия растений.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, и представлять результаты работы.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:

умение работать в составе творческих групп

Понимание значения науки систематики. Представление об основных отделах царства Растений. Формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.



§ 19

февраль

22

Водоросли

Формирование представлений о строении водорослей и их размножении. Формирование представлений о многообразии водорослей и их значении.

Характеризовать главные признаки водорослей.

Знать строение водорослей. Различать части хламидомонады на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях.

Сравнивать высшие и низшие растения, характеризовать их различия.

Объяснять способы размножение водорослей. Характеризовать отделы водорослей.

Знать значение водорослей.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям.

Регулятивные УУД. уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля. Развитие навыков самооценки и самоана­лиза.

Коммуникативные УУД. умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Представление об отделах водорослях, строении водорослей и их размножении.

По­требность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одно­классников. Эстетичес­кое восприятие природы.

§ 20

февраль

23

Отдел Моховидные.

Формирование представлений о мхах.

Характеризовать главные признаки моховидных.

Знать строение и значение мхов.

Объяснять способы размножение моховидных.


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям.

Регулятивные УУД. уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля. Развитие навыков самооценки и самоана­лиза.

Коммуникативные УУД. умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Представление о мхах, строении и размножении.

По­требность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одно­классников. Эстетичес­кое восприятие природы.

§ 21

март

24

Плауны. Хвощи. Папоротники

Формирование представлений о плаунах, хвощах и папоротниках.

Характеризовать главные признаки плаунов, хвощей и папоротников.

Знать их строение и размножение.


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям.

Регулятивные УУД. уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля. Развитие навыков самооценки и самоана­лиза.

Коммуникативные УУД. умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Осознание существования разнообразных отделов растений. Представление о плаунах, хвощах и папоротниках, их строении и размножении.

По­требность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одно­классников.

§ 22

март

25

Отдел Голосеменные.

Формирование представлений об отделе Голосеменные.

Характеризовать главные признаки голосеменных.

Знать значение и многообразие голосеменных.


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям.

Регулятивные УУД. уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля. Развитие навыков самооценки и самоана­лиза.

Коммуникативные УУД. умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Представление об отделе Голосеменные и их значении.

По­требность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одно­классников. Эстетичес­кое восприятие природы.

§ 23

март

26

Отдел Покрытосеменные.

Формирование представлений об отделе Покрытосеменные.

Характеризовать главные признаки покрытосеменных.

Знать сравнительную характеристику покрытосеменных и голосеменных растений, основные признаки двудольных и однодольных растений.


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям.

Регулятивные УУД. уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля. Развитие навыков самооценки и самоана­лиза.

Коммуникативные УУД. умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Представление об отделе Покрытосеменные растения. По­требность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одно­классников. Эстетичес­кое восприятие природы.

§ 24

март

27

Семейства класса Двудольные.

Формирование представлений о признаках растений семейств класса Двудольные.

Характеризовать главные признаки растений семейств класса Двудольные.

Знать строение цветка растений разных семейств.


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям.

Регулятивные УУД. уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля. Развитие навыков самооценки и самоана­лиза.

Коммуникативные УУД. умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Представление о растениях семействах класса Двудольные.

§ 25

апрель

28

Семейства класса Однодольные.

Формирование представлений о признаках растений семейств класса Однодольные.

Характеризовать главные признаки растений семейств класса Однодольные.

Знать строение цветка растений разных семейств.


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям.

Регулятивные УУД. уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля. Развитие навыков самооценки и самоана­лиза.

Коммуникативные УУД. умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Представление о растениях семействах класса Однодольные.

§ 26

апрель

29

Историческое развитие растительного мира.

Формирование представлений об эволюции живого мира.

Характеризовать этапы развития растений на Земле.

Познавательные УУД.

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Представление об эволюции живого мира.

§ 27

апрель

30

Разнообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого Света.

Формирование представлений о происхождении и разнообразии культурных растений.

Объяснять происхождение культурных растений. Знать разнообразие и места обитания культурных растений и их значение для человека.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям.

Регулятивные УУД. уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля. Развитие навыков самооценки и самоана­лиза.

Коммуникативные УУД. умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Понимание происхождение культурных растений. Представление о растениях, произраставших в Новом и Старом Свете.

§ 28, § 29

апрель

31

Контрольная работа №4

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие и развитие растительного мира».

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Познавательные УУД:

овладение умением анализировать информацию, выделять в ней главное.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Понимание значения науки систематики и причин появления разнообразия растений. Применение знаний об отделах царства Растений. Осознание этапов развития растительного мира.



апрель


Глава 5. Природные сообщества (2 часа)


32

Природное сообщество. Экосистема. Жизнь организмов в природном сообществе.

Формирование понятий «природное сообщество», «экосистема», «биотоп». Формирование представлений о строении и условиях обитания природного сообщества.

Характеризовать биогеоценоз и экосистемы. Описывать структуру природного сообщества. Характеризовать ярусное строение природного сообщества. Выявлять приспособленность разных видов к жизни в природном сообществе.

Познавательные УУД.

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Представление о биогеоценозе и экосистеме. Понимание роли обмена веществ в природном сообществе. Представление о строении и условиях биогеоценоза.

§ 30, § 31

май

33

Смена природных сообществ.

Формирование представлений о смене природных сообществ.

Объяснять причины изменения природных сообществ. Сравнивать естественные и культурные природные сообщества.

Познавательные УУД.

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Представление о смене природных сообществ.

§32

май


Заключение (1 час)


34

Задание на лето.

Формирование представлений о многообразии цветочно-декоративных растениях.

Знать видовое разнообразие цветочно-декоративных растений.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:

умение работать в составе творческих групп

Представление о видах цветочно-декоративных растениях.


май





Планируемые результаты изучения курса биологии


Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.


По окончанию 6 класса обучающийся научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.


По окончанию 6 класса обучающийся получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.





Литература



  1. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс» М.: издательство «Вентана-Граф», 2013

  2. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс. Методическое пособие» М.: издательство «Вентана-Граф», 2013

  3. М.В. Высоцкая «Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах», Волгоград, издательство «Учитель», 2005

  4. Н.Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии» М.: «5 за знания», 2006

  5. О.П. Дудкина «Биология. Проверочные тесты. Разроуровневые задания 6-11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2011

  6. Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова, В.П. Артеменко, Е.Н. Маслак «Биология. Секреты эффективности современного урока» Волгоград. издательство «Учитель», 2013

  7. В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов «ЕГЭ: шаг за шагом. Растения. Грибы. Лишайники» М.: издательство «Дрофа», 2011

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.livt.netЭлектронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"

  2. http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животных

  3. http://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растений

  4. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».

  5. . www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»



Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение включает различные типы средств обучения. Имеется учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: ноутбук, мультимедиа проектор, интерактивная доска, коллекция медиаресурсов.

Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов). Разработаны задания для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.


- Гербарии: Основные группы растений, Растительные сообщества.

- коллекция «Семена и плоды»

- магнитные модели – аппликации: Классификация растений и животных, Деление клетки

- прибор для демонстрации всасывания воды корнями растений

- лупы ручные

-микроскопы

- набор химической посуды для проведения лабораторных работ и опытов

- комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения»