СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс 2018-2019 уч. год

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  составлена на основании следующих документов:

- федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»

-федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

- образовательная программа общего образования МБОУ Купавинской СОШ №22 на 2018-2019 учебный год;

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Word (2)»

Календарно-тематическое планирование.

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (35 часов, 1 час в неделю)

п/п

Дата

Тема урока

По плану

Корректировка

(если необходимо)

1 четверть

1(1)

 04/09

 

Строение семян двудольных растений

2(2)

 11/09

 

Строение семян однодольных растений

3(3)

 18/09

 

Виды корней. Типы корневых систем

4(4)

 25/09

 

Строение корней

5(5)

 02/10

 

Условия произрастания и видоизменения корней

6(6)

 09/10

 

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега

7(7)

 16/10

 

Внешнее строение листа

8(8)

 23/10

 

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев

Итого 8 час

2 четверть

9(1)

 06.11

 

Строение стебля. Многообразие стеблей

10(2)

 13.11

 

Видоизменение побегов

11(3)

 20.11

 

Цветок и его строение

12(4)

 27.11

 

Соцветия

13(5)

 04.12

 

Плоды и их классификация Распространение плодов и семян

14(6)

 11.12

 

Обобщение и закрепление знаний по теме. Контроль знаний.

15(7)

 18.12

 

Минеральное питание растений

16(8)

 25.12

 

Фотосинтез

Итого 8 час

3 четверть

17(1)

 15.01

 

Дыхание растений

18(2)

 22.01

 

Испарение воды растениями. Листопад

19(3)

29.01


Экскурсия «Зимние явления в жизни растений»

20(4)

 05.02

 

Передвижение воды и питательных веществ в растении

21(5)

 12.02

 

Прорастание семян

22(6)

 19.02

 

Способы размножения растений

23(7)

 26.02

 

Размножение споровых растений

24(8)

 05.03

 

Размножение семенных растений

25(9)

 12.03

 

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

26(10)

 19.03

 

Систематика растений

Итого 10час

4 четверть

27(1)

 02.04

 

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

28(2)

 09.04

 

Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство Сложноцветные

29(3)

 16.04

 

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные

30(4)

 23.04

 

Важнейшие сельскохозяйственные растения

Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте»

31(5)

 30.04

 

Повторение и обобщение изученного материала по теме «Классификация растений»

32(6)

 07.05

 

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе

33(7)

 14.05

 

Развитие и смена растительных сообществ

34(8)

 21.05

 

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

35(9)

 28.05

 

Экскурсия «Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.»

Итого 35



Просмотр содержимого документа
«календ- тем план 2018-1019»

Календарно- тематическое планирование 6 класс

Рабочих недель –

Часов- ( 1 час в неделю)

1 четверть ( часов)



№ урока

Дата


Тема урока

По плану

Корректировка

(если необходимо)

1



Биология- наука о живой природе

2



Методы исследования в биологии

3



Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого

4



Среды обитания организмов

5



Экологические факторы и их влияние на живые организмы

6



Обобщающий урок по разделу: «Введение»

7





2 четверть ( )



№ урока

Дата


Тема урока

По плану

Корректировка

(если необходимо)

1



Устройство увеличительных приборов

2



Строение клетки

3



Пластиды

4



Химический состав клетки

5



Жизнедеятельность клетки (дыхание, питание)

6



Деление клетки

7



Ткани

8



Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»


3 четверть ( )



№ урока

Дата


Тема урока

По плану

Корректировка

(если необходимо)

1



Роль бактерий в природе и жизни человека

2



Роль бактерий в природе и жизни человека

3



Общая характеристика грибов

4



Шляпочные грибы

5



Плесневые грибы и дрожжи

6



Грибы-паразиты

7



Обобщающий урок по теме «Царства Бактерии и Грибы»

8



Ботаника – наука о растениях

9



Водоросли

10



Роль водорослей в природе и жизни человека.

11



Лишайники






4 четверть ( )



№ урока

Дата


Тема урока

По плану

Корректировка

(если необходимо)

1



Мхи

2



Плауны, хвощи, папоротники

3



Голосеменные растения

4



Покрытосеменные растения

5



Происхождение растений.

6



Обобщающий урок по теме «Царство Растения»

7



Заключительный урок по курсу

8




9




10






Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка»

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

- федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»

-федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

- образовательная программа общего образования МБОУ Купавинской СОШ №22 на 2018-2019 учебный год;

- учебный план МБОУ Купавнинской СОШ №22 на 2018-2019 учебный год;

- календарно- учебный график МБОУ Купавнинской СОШ №22 на 2018-2019 учебный год;

- авторской программы В.В.Пасечника Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5- 9 классы М.Просвещени, 2014г.

- фе6деральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год.

Учебник: Биология: Многообразие покрытосеменных растений.6 кл. : учебник/ В.В. Пасечник.- 2- е изд., стереотип. М. : Дрофа, 2014

Программа рассчитана на 1 час в неделю ( 34 часа в год).









































Планируемые результаты освоения содержания курса.

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы общего образования:

Личностные:

1) осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2) постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

3) осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

4) оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

5) оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

6) формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные:

1)самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

2)выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3) составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4) работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

5)в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

6)средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:

7)анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

8)осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

9)строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

10)создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

11)составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

12)вычитывать все уровни текстовой информации.

13) уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

14) самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные:

1)осознание роли жизни: определять роль в природе различных групп организмов; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2) рассмотрение биологических процессов в развитии: приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3)использование биологических знаний в быту: объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4) объяснять мир с точки зрения биологии: перечислять отличительные свойства живого; различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); определять основные органы растений (части клетки); объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5) понимать смысл биологических терминов; характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6) оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни: использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;











Просмотр содержимого документа
«раб пр 6кл биология»



МБОУ Купавинская средняя общеобразовательная школа №22

г. Старая Купавна, Ногинского района, Московской области





«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

На заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №22

Руководитель ШМО _______/___________________/ _________/________________/

_______/__________/ «______» августа 2018 год «______» августа 2018 год

«_____» августа 2018 год









Рабочая программа

и календарно - тематическое планирование


Биология. Многообразие покрытосеменных растений

( на основе примерной программы)


6 класс

( базовый уровень)




Учитель биологии

Крючева Зоя Николаевна











2018- 2019 учебный год





Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

- федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»

-федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

- образовательная программа общего образования МБОУ Купавинской СОШ №22 на 2018-2019 учебный год;

- учебный план МБОУ Купавнинской СОШ №22 на 2018-2019 учебный год;

- календарно- учебный график МБОУ Купавнинской СОШ №22 на 2018-2019 учебный год;

- авторской программы В.В.Пасечника Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5- 9 классы М.Просвещени, 2014г.

- фе6деральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год.

Учебник: Биология: Многообразие покрытосеменных растений.6 кл. : учебник/ В.В. Пасечник.- 2- е изд., стереотип. М. : Дрофа, 2014

Программа рассчитана на 1 час в неделю ( 34 часа в год).

Содержание курса

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс

(35 часов, 1 час в неделю)

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

(14 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Резерв времени — 2 часа.



Планируемые результаты освоения содержания курса



Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы общего образования:

личностные:

1) осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2) постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

3) осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

4) оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

5) оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

6) формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

7) средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметные:

1) Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

2) Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3) Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

5) В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

6) Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

7) Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

8) Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

9) Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

10) Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

11) Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

12) Вычитывать все уровни текстовой информации.

13)Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

14) Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

15) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные:

1) осознание роли жизни: определять роль в природе различных групп организмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2) рассмотрение биологических процессов в развитии:

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3) использование биологических знаний в быту: объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4) объяснять мир с точки зрения биологии: перечислять отличительные свойства живого; различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); определять основные органы растений (части клетки); объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5) понимать смысл биологических терминов; характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6) оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.



Учебно-тематическое планирование

Биология. Многообразие покрытосеменных растений.» 6 класс

№ главы

Название главы

Лабораторные работы

Экскурсии

Количество часов

1

Строение и многообразие покрытосеменных растений

1.Строение семян двудольных и однодольных растений.

2.Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

3.Корневой чехлик и корневые волоски.

4. Строение почек. Расположение почек на стебле.

5.Внутреннее строение ветки дерева. 6.Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).

7.Строение цветка.

8.Различные виды соцветий. 9.Многообразие сухих и сочных плодов


14

2

Жизнь растений

1.Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

2.Вегетативное размножение комнатных растений.

3.Определение всхожести семян растений и их посев.

1.Зимние явления в жизни растений

10

3

Классификация растений

1.Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

2.Вегетативное размножение комнатных растений.

3.Определение всхожести семян растений и их посев.

2.Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

6

4

Природные сообщества

1.Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

3.Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

3







Учебно- методическое обеспечение

Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2013 г.

Пасечник В. В.. Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2013 г.

Пасечник В. В Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2013 г.

Дополнительная литература

1 Тематическое и поурочное планирование к учебнику Н.В.Дубинина, В,В,Пасечник 2010

2 Поурочные разработки по биологии Издательство «Дрофа» биологии«Бактерии, Грибы.Растения» А.А.Калинина«Вако» Москва 2010

3 Самостоятельные работы учащихся по ботанике А.М.Розенштейн 2010

Материально-техническое обеспечение

1 таблицы по биологии 6 класс

1 электронный носитель

Дополнительная литература для учителя

1.Пименов А.В. Уроки биологии. –Ярославль «Академия развития» 2001

2.Биология 6-11 классы. Тесты – М; «Дрофа» 1998

3.Контрольные и проверочные работы по биологии классы 6-8- М; «Дрофа» 2001

4.Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 8-11.- Волгоград «Учитель»2007

5.Большая энциклопедия знаний жизнь на земле. - М; «РОСМЭН» 2008

6.Биология в вопросах и ответах Е.И.Демьянков,М.Просвещение1996

7.Школьные олимпиады по биологии Е.Г.Жадько, В.В.Мамонтов Изд.Феникс2004

8Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).



.«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).

12.www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября». 13.http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология"

14.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

15. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.





Календарно-тематическое планирование.

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6»А» класс (35 часов, 1 час в неделю)

п/п

Дата

Тема урока

По плану

Корректировка

(если необходимо)

1 четверть

1(1)

 04/09

 

Строение семян двудольных растений

2(2)

 11/09

 

Строение семян однодольных растений

3(3)

 18/09

 

Виды корней. Типы корневых систем

4(4)

 25/09

 

Строение корней

5(5)

 02/10

 

Условия произрастания и видоизменения корней

6(6)

 09/10

 

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега

7(7)

 16/10

 

Внешнее строение листа

8(8)

 23/10

 

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев

Итого 8 час

2 четверть

9(1)

 06.11

 

Строение стебля. Многообразие стеблей

10(2)

 13.11

 

Видоизменение побегов

11(3)

 20.11

 

Цветок и его строение

12(4)

 27.11

 

Соцветия

13(5)

 04.12

 

Плоды и их классификация Распространение плодов и семян

14(6)

 11.12

 

Обобщение и закрепление знаний по теме. Контроль знаний.

15(7)

 18.12

 

Минеральное питание растений

16(8)

 25.12

 

Фотосинтез

Итого 8 час

3 четверть

17(1)

 15.01

 

Дыхание растений

18(2)

 22.01

 

Испарение воды растениями. Листопад

19(3)

29.01


Экскурсия «Зимние явления в жизни растений»

20(4)

 05.02

 

Передвижение воды и питательных веществ в растении

21(5)

 12.02

 

Прорастание семян

22(6)

 19.02

 

Способы размножения растений

23(7)

 26.02

 

Размножение споровых растений

24(8)

 05.03

 

Размножение семенных растений

25(9)

 12.03

 

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

26(10)

 19.03

 

Систематика растений

Итого 10час

4 четверть

27(1)

 02.04

 

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

28(2)

 09.04

 

Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство Сложноцветные

29(3)

 16.04

 

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные

30(4)

 23.04

 

Важнейшие сельскохозяйственные растения

Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте»

31(5)

 30.04

 

Повторение и обобщение изученного материала по теме «Классификация растений»

32(6)

 07.05

 

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе

33(7)

 14.05

 

Развитие и смена растительных сообществ

34(8)

 21.05

 

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

35(9)

 28.05

 

Экскурсия «Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.»



Календарно-тематическое планирование.

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 «Б»класс (35 часов, 1 час в неделю)

п/п

Дата

Тема урока

По плану

Корректировка

(если необходимо)

1 четверть

1(1)

 04/09

 

Строение семян двудольных растений

2(2)

 11/09

 

Строение семян однодольных растений

3(3)

 18/09

 

Виды корней. Типы корневых систем

4(4)

 25/09

 

Строение корней

5(5)

 02/10

 

Условия произрастания и видоизменения корней

6(6)

 09/10

 

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега

7(7)

 16/10

 

Внешнее строение листа

8(8)

 23/10

 

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев

Итого 8 час

2 четверть

9(1)

 06.11

 

Строение стебля. Многообразие стеблей

10(2)

 13.11

 

Видоизменение побегов

11(3)

 20.11

 

Цветок и его строение

12(4)

 27.11

 

Соцветия

13(5)

 04.12

 

Плоды и их классификация Распространение плодов и семян

14(6)

 11.12

 

Обобщение и закрепление знаний по теме. Контроль знаний.

15(7)

 18.12

 

Минеральное питание растений

16(8)

 25.12

 

Фотосинтез

Итого 8 час

3 четверть

17(1)

 15.01

 

Дыхание растений

18(2)

 22.01

 

Испарение воды растениями. Листопад

19(3)

29.01


Экскурсия «Зимние явления в жизни растений»

20(4)

 05.02

 

Передвижение воды и питательных веществ в растении

21(5)

 12.02

 

Прорастание семян

22(6)

 19.02

 

Способы размножения растений

23(7)

 26.02

 

Размножение споровых растений

24(8)

 05.03

 

Размножение семенных растений

25(9)

 12.03

 

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

26(10)

 19.03

 

Систематика растений

Итого 10час

4 четверть

27(1)

 02.04

 

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

28(2)

 09.04

 

Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство Сложноцветные

29(3)

 16.04

 

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные

30(4)

 23.04

 

Важнейшие сельскохозяйственные растения

Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте»

31(5)

 30.04

 

Повторение и обобщение изученного материала по теме «Классификация растений»

32(6)

 07.05

 

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе

33(7)

 14.05

 

Развитие и смена растительных сообществ

34(8)

 21.05

 

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

35(9)

 28.05

 

Экскурсия «Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.»







Просмотр содержимого документа
«результаты»

Планируемые результаты освоения содержания курса



Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы общего образования:

личностные:

1) осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2) постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

3) осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

4) оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

5) оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

6) формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

7) средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметные:

1) Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

2) Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3) Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

5) В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

6) Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

7) Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

8) Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

9) Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

10) Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

11) Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

12) Вычитывать все уровни текстовой информации.

13)Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

14) Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

15) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные:

1) осознание роли жизни: определять роль в природе различных групп организмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2) рассмотрение биологических процессов в развитии:

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3) использование биологических знаний в быту: объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4) объяснять мир с точки зрения биологии: перечислять отличительные свойства живого; различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); определять основные органы растений (части клетки); объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5) понимать смысл биологических терминов; характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6) оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.



Просмотр содержимого документа
«содержание (2)»

Содержание курса

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс

(35 часов, 1 час в неделю)

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

(14 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Резерв времени — 2 часа.



Просмотр содержимого документа
«содержание»


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС»

(34 часа, 1 час в неделю)


Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)


Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация


Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.


Лабораторные и практические работы


Строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Корневой чехлик и корневые волоски.

Строение почек. Расположение почек на стебле.

Внутреннее строение ветки дерева.

Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).

Строение цветка.

Различные виды соцветий.

Многообразие сухих и сочных плодов.


Раздел 2. Жизнь растений (12часов)


Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений


Демонстрация


Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.


Лабораторные и практические работы


Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.


Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.


Раздел 3. Классификация растений (5 часов)


Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).


Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)


Демонстрация


Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.


Лабораторные и практические работы


Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.


Экскурсии


Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.


Раздел 4. Природные сообщества (2 часа)


Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.


Экскурсии


Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.


Резерв времени — 1 час.











Просмотр содержимого документа
«требования»

Требования к результатам обучения

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения являются:

1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.



Предметными результатами освоения являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

• основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;

• принципы современной классификации живой природы;

• основные характеристики царств живой природы;

• клеточное строение живых организмов;

• основные свойства живых организмов;

• типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;

• приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологических факторов;

• правила поведения в природе;

• какое влияние оказывает человек на природу.

Учащиеся должны уметь:

• работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;

• проводить наблюдения и описания природных объектов;

• составлять план простейшего исследования;

• сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;

• давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;

• составлять цепи питания в природных сообществах;

• распознавать растения и животных РТ, занесенных в Красные книги.

Просмотр содержимого документа
«ум доп лит мат-тех обес»

Учебно- методическое обеспечение

Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2013 г.

Пасечник В. В.. Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2013 г.

Пасечник В. В Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2013 г.

Дополнительная литература

1 Тематическое и поурочное планирование к учебнику

Н.В.Дубинина, В,В,Пасечник 2010

2 Поурочные разработки по биологии Издательство «Дрофа» биологии

«Бактерии, Грибы.Растения» А.А.Калинина

«Вако» Москва 2010

3 Самостоятельные работы учащихся по ботанике

А.М.Розенштейн 2010





Материально-техническое обеспечение

1 таблицы по биологии 6 класс

1 электронный носитель

Дополнительная литература для учителя

1.Пименов А.В. Уроки биологии. –Ярославль «Академия развития» 2001

2.Биология 6-11 классы. Тесты – М; «Дрофа» 1998

3.Контрольные и проверочные работы по биологии классы 6-8- М; «Дрофа» 2001

4.Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 8-11.- Волгоград «Учитель»2007

5.Большая энциклопедия знаний жизнь на земле. - М; «РОСМЭН» 2008

6.Биология в вопросах и ответах Е.И.Демьянков,М.Просвещение1996

7.Школьные олимпиады по биологии Е.Г.Жадько, В.В.Мамонтов Изд.Феникс2004

8Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).



.«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).

12.www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября». 13.http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология"

14.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

15. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.





















Просмотр содержимого документа
«учебно-тем план»

« Биология. Многообразие покрытосеменных растений.» 6 класс

№ главы

Название главы

Лабораторные работы

Экскурсии

Количество часов

1

Строение и многообразие покрытосеменных растений

1.Строение семян двудольных и однодольных растений.

2.Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

3.Корневой чехлик и корневые волоски.

4. Строение почек. Расположение почек на стебле.

5.Внутреннее строение ветки дерева. 6.Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).

7.Строение цветка.

8.Различные виды соцветий. 9.Многообразие сухих и сочных плодов


14

2

Жизнь растений

1.Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

2.Вегетативное размножение комнатных растений.

3.Определение всхожести семян растений и их посев.

1.Зимние явления в жизни растений

10

3

Классификация растений

1.Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

2.Вегетативное размножение комнатных растений.

3.Определение всхожести семян растений и их посев.

2.Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

6

4

Природные сообщества

1.Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

3.Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

3