МБОУ Купавинская средняя общеобразовательная школа №22
г. Старая Купавна, Ногинского района, Московской области
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
На заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №22
Руководитель ШМО _______/___________________/ _________/________________/
_______/__________/ «______» августа 2018 год «______» августа 2018 год
«_____» августа 2018 год
Рабочая программа
и календарно - тематическое планирование
Биология. Многообразие покрытосеменных растений
( на основе примерной программы)
6 класс
( базовый уровень)
Учитель биологии
Крючева Зоя Николаевна
2018- 2019 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
- федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»
-федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- образовательная программа общего образования МБОУ Купавинской СОШ №22 на 2018-2019 учебный год;
- учебный план МБОУ Купавнинской СОШ №22 на 2018-2019 учебный год;
- календарно- учебный график МБОУ Купавнинской СОШ №22 на 2018-2019 учебный год;
- авторской программы В.В.Пасечника Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5- 9 классы М.Просвещени, 2014г.
- фе6деральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год.
Учебник: Биология: Многообразие покрытосеменных растений.6 кл. : учебник/ В.В. Пасечник.- 2- е изд., стереотип. М. : Дрофа, 2014
Программа рассчитана на 1 час в неделю ( 34 часа в год).
Содержание курса
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений
(14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Раздел 3. Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Резерв времени — 2 часа.
Планируемые результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы общего образования:
личностные:
1) осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
2) постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
3) осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
4) оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
5) оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
6) формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
7) средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметные:
1) Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
2) Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3) Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
4) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
5) В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
6) Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
7) Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
8) Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
9) Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
10) Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
11) Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
12) Вычитывать все уровни текстовой информации.
13)Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
14) Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
15) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные:
1) осознание роли жизни: определять роль в природе различных групп организмов;
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2) рассмотрение биологических процессов в развитии:
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3) использование биологических знаний в быту: объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4) объяснять мир с точки зрения биологии: перечислять отличительные свойства живого; различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); определять основные органы растений (части клетки); объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5) понимать смысл биологических терминов; характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6) оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Учебно-тематическое планирование
Биология. Многообразие покрытосеменных растений.» 6 класс
№ главы | Название главы | Лабораторные работы | Экскурсии | Количество часов |
1 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 1.Строение семян двудольных и однодольных растений. 2.Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. 3.Корневой чехлик и корневые волоски. 4. Строение почек. Расположение почек на стебле. 5.Внутреннее строение ветки дерева. 6.Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). 7.Строение цветка. 8.Различные виды соцветий. 9.Многообразие сухих и сочных плодов | | 14 |
2 | Жизнь растений | 1.Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. 2.Вегетативное размножение комнатных растений. 3.Определение всхожести семян растений и их посев. | 1.Зимние явления в жизни растений | 10 |
3 | Классификация растений | 1.Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. 2.Вегетативное размножение комнатных растений. 3.Определение всхожести семян растений и их посев. | 2.Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте. | 6 |
4 | Природные сообщества | 1.Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. | 3.Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. | 3 |
Учебно- методическое обеспечение
Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2013 г.
Пасечник В. В.. Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2013 г.
Пасечник В. В Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2013 г.
Дополнительная литература
1 Тематическое и поурочное планирование к учебнику Н.В.Дубинина, В,В,Пасечник 2010
2 Поурочные разработки по биологии Издательство «Дрофа» биологии«Бактерии, Грибы.Растения» А.А.Калинина«Вако» Москва 2010
3 Самостоятельные работы учащихся по ботанике А.М.Розенштейн 2010
Материально-техническое обеспечение
1 таблицы по биологии 6 класс
1 электронный носитель
Дополнительная литература для учителя
1.Пименов А.В. Уроки биологии. –Ярославль «Академия развития» 2001
2.Биология 6-11 классы. Тесты – М; «Дрофа» 1998
3.Контрольные и проверочные работы по биологии классы 6-8- М; «Дрофа» 2001
4.Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 8-11.- Волгоград «Учитель»2007
5.Большая энциклопедия знаний жизнь на земле. - М; «РОСМЭН» 2008
6.Биология в вопросах и ответах Е.И.Демьянков,М.Просвещение1996
7.Школьные олимпиады по биологии Е.Г.Жадько, В.В.Мамонтов Изд.Феникс2004
8Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
.«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
12.www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября». 13.http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология"
14.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
15. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
Календарно-тематическое планирование.
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6»А» класс (35 часов, 1 час в неделю)
№ п/п | Дата | Тема урока |
По плану | Корректировка (если необходимо) |
1 четверть |
1(1) | 04/09 | | Строение семян двудольных растений |
2(2) | 11/09 | | Строение семян однодольных растений |
3(3) | 18/09 | | Виды корней. Типы корневых систем |
4(4) | 25/09 | | Строение корней |
5(5) | 02/10 | | Условия произрастания и видоизменения корней |
6(6) | 09/10 | | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега |
7(7) | 16/10 | | Внешнее строение листа |
8(8) | 23/10 | | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев |
Итого 8 час |
2 четверть |
9(1) | 06.11 | | Строение стебля. Многообразие стеблей |
10(2) | 13.11 | | Видоизменение побегов |
11(3) | 20.11 | | Цветок и его строение |
12(4) | 27.11 | | Соцветия |
13(5) | 04.12 | | Плоды и их классификация Распространение плодов и семян |
14(6) | 11.12 | | Обобщение и закрепление знаний по теме. Контроль знаний. |
15(7) | 18.12 | | Минеральное питание растений |
16(8) | 25.12 | | Фотосинтез |
Итого 8 час |
3 четверть |
17(1) | 15.01 | | Дыхание растений |
18(2) | 22.01 | | Испарение воды растениями. Листопад |
19(3) | 29.01 | | Экскурсия «Зимние явления в жизни растений» |
20(4) | 05.02 | | Передвижение воды и питательных веществ в растении |
21(5) | 12.02 | | Прорастание семян |
22(6) | 19.02 | | Способы размножения растений |
23(7) | 26.02 | | Размножение споровых растений |
24(8) | 05.03 | | Размножение семенных растений |
25(9) | 12.03 | | Вегетативное размножение покрытосеменных растений |
26(10) | 19.03 | | Систематика растений |
Итого 10час |
4 четверть |
27(1) | 02.04 | | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные |
28(2) | 09.04 | | Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство Сложноцветные |
29(3) | 16.04 | | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные |
30(4) | 23.04 | | Важнейшие сельскохозяйственные растения Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте» |
31(5) | 30.04 | | Повторение и обобщение изученного материала по теме «Классификация растений» |
32(6) | 07.05 | | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе |
33(7) | 14.05 | | Развитие и смена растительных сообществ |
34(8) | 21.05 | | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир |
35(9) | 28.05 | | Экскурсия «Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.» |
Календарно-тематическое планирование.
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 «Б»класс (35 часов, 1 час в неделю)
№ п/п | Дата | Тема урока |
По плану | Корректировка (если необходимо) |
1 четверть |
1(1) | 04/09 | | Строение семян двудольных растений |
2(2) | 11/09 | | Строение семян однодольных растений |
3(3) | 18/09 | | Виды корней. Типы корневых систем |
4(4) | 25/09 | | Строение корней |
5(5) | 02/10 | | Условия произрастания и видоизменения корней |
6(6) | 09/10 | | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега |
7(7) | 16/10 | | Внешнее строение листа |
8(8) | 23/10 | | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев |
Итого 8 час |
2 четверть |
9(1) | 06.11 | | Строение стебля. Многообразие стеблей |
10(2) | 13.11 | | Видоизменение побегов |
11(3) | 20.11 | | Цветок и его строение |
12(4) | 27.11 | | Соцветия |
13(5) | 04.12 | | Плоды и их классификация Распространение плодов и семян |
14(6) | 11.12 | | Обобщение и закрепление знаний по теме. Контроль знаний. |
15(7) | 18.12 | | Минеральное питание растений |
16(8) | 25.12 | | Фотосинтез |
Итого 8 час |
3 четверть |
17(1) | 15.01 | | Дыхание растений |
18(2) | 22.01 | | Испарение воды растениями. Листопад |
19(3) | 29.01 | | Экскурсия «Зимние явления в жизни растений» |
20(4) | 05.02 | | Передвижение воды и питательных веществ в растении |
21(5) | 12.02 | | Прорастание семян |
22(6) | 19.02 | | Способы размножения растений |
23(7) | 26.02 | | Размножение споровых растений |
24(8) | 05.03 | | Размножение семенных растений |
25(9) | 12.03 | | Вегетативное размножение покрытосеменных растений |
26(10) | 19.03 | | Систематика растений |
Итого 10час |
4 четверть |
27(1) | 02.04 | | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные |
28(2) | 09.04 | | Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство Сложноцветные |
29(3) | 16.04 | | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные |
30(4) | 23.04 | | Важнейшие сельскохозяйственные растения Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте» |
31(5) | 30.04 | | Повторение и обобщение изученного материала по теме «Классификация растений» |
32(6) | 07.05 | | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе |
33(7) | 14.05 | | Развитие и смена растительных сообществ |
34(8) | 21.05 | | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир |
35(9) | 28.05 | | Экскурсия «Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.» |