Аннотация к рабочей программе по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательной программе начального общего образования, образовательной программе основного общего образования и образовательной программе среднего общего образования».
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 29.12 2014 года №1644).
Положение о рабочей программе основного общего образования МБОУ Луганской СОШ в с Бобрик.
Примерная программа по биологии Примерных основных образовательных программ основного общего образования, одобренных решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15), вошедших в специальный государственный реестр примерных основных образовательных программ.
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
ФГОС (Утверждён приказом Минобрнауки РФ от 01.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС"
Лапшина В.И., Рокотова Д.И., Самкова В.А., Шереметьева A.M. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5-9 классы.
учебника Лапшиной В. И.,, Рокотовой Д. И. «Биология» 6 класс». Учебник входит в федеральный перечень
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями)
Общая характеристика учебного предмета
Данная программа реализуется в учебниках «Биология» - 6 класс, авторского коллектива: Лапшина В. И.., Рокотова Д. И.
По учебному плану 35 ч., 1ч. в неделю.
По авторской программе 51 ч., 1,5 ч. в неделю. Рабочая программа по содержанию не имеет расхождений с авторской.
Структура программы:
пояснительная записка;
планируемые результаты изучения курса;
содержание учебного предмета;
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Специфика курса «Биология» структурирована в соответствии с основными содержательными линиями: общей характеристикой живых организмов; многообразием живых организмов; основными функциями организмов; взаимосвязью организма и окружающей среды. Содержание биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в средней (полной) школе. Таким образом, предмет «Биология» в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Программа предлагает линейную структуру освоения содержания. Такое построение сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.
Цели и задачи курса
• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;
• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Программа направлена на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательной программе начального общего образования, образовательной программе основного общего образования и образовательной программе среднего общего образования».
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 29.12 2014 года №1644).
Положение о рабочей программе основного общего образования МБОУ Луганской СОШ в с. Бобрик.
Примерная программа по биологии Примерных основных образовательных программ основного общего образования, одобренных решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15), вошедших в специальный государственный реестр примерных основных образовательных программ.
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
ФГОС (Утверждён приказом Минобрнауки РФ от 01.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС"
Лапшина В.И., Рокотова Д.И., Самкова В.А., Шереметьева A.M. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5-9 классы.
учебника Лапшиной В. И.,, Рокотовой Д. И. «Биология» 6 класс». Учебник входит в федеральный перечень.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями)
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
Соблюдение правил поведения в природе;
Осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
Развитие эстетического восприятия живой природы;
Формирование ответственного отношения к учению и труду;
Формирование познавательного интереса к изучению предмета;
Развитие навыков обучения;
Формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе и дома; уважительного отношения к старшим и младшим товарищам;
Формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умение слушать и слышать другое мнение;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.
Метапредметные результаты:
Организовывать учебную деятельность планировать свою деятельность под руководством учителя, родителей;
Составлять план работы;
Участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
Выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя;
Осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
Работать с текстом параграфа и его компонентами;
Составлять план ответа;
Составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части. Делать подзаголовки;
Работать с биологическими объектами. Узнавать изучаемые объекты на рабочих пособиях, в природе;
Оценивать свой ответ, свою работу, а как же работу одноклассников.
Предметные результаты:
Влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность организмов;
Основные среды обитания живых организмов;
Основные типы природных сообществ;
Почему необходимо охранять местообитание животных и растений;
Приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы;
Объяснять значение ярусности экосистем;
Называть природные сообщества, типичные для родного края;
Приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека;
Приводить примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу.
Содержание учебного курса
Введение 1 час
Тема 1. Общая характеристика живых организмов 9 часов
Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка – элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения и функции.
Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.
Демонстрация
Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.
Лабораторные и практические работы
Признаки живых организмов
Химический состав растительных организмов
Строение растительной клетки
Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.
Ткани живых организмов.
Чечевички – образования покровной ткани.
Тема 2. Многообразие живых организмов 12 часов
Систематика живых организмов. Систематика – наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы классификации растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.
Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.
Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.
Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.
Биология – наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.
Демонстрация
Представители разных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы
Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам – родам, семействам, классам.
Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам – родам, отрядам, классам, типам.
Строение бактерий на примере сенной палочки.
Разнообразие корневых систем цветковых растений.
Особенности строения цветковых и споровых растений.
Строение цветка.
Клубень – видоизмененный побег.
Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок.
Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.
Тема 3. Основные жизнедеятельные функции организмов 20 часов.
Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений – фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной систем, пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное , кожное.
Транспорт веществ в организме и его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организме животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа, кровь, кровеносные сосуды и сердце.
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды у насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.
Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных : известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих) .Внутреннийскелет позвоночных животных : хрящевая и костная ткань. Позвоночник – опора и защита всего организма.
Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички и ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивное движение полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения Животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Рост и развитие живых организмов – важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Пряное и непрямое развитие.
Организм как единое целое. Растение - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме.Жизнедеятельность организма и его связь с окружающей средой.
Демонстрация
Изображения органов растений и систем органов животных. Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.
Лабораторные и практические работы
Питание комнатных растений; Изучение роли воздуха в прорастании семян;
Чечевички и их роль в дыхании растений.
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Передвижение растворов органических веществ по стеблю.
Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях.
Дыхание семян как доказательство обмена веществ.
Передвижение дождевого червя.
Вегетативное размножение растений.
Искусственное опыление сенполии.
Образование и рост корней.
Тема 4. Организмы и окружающая среда 9 часов.
Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.
Природное сообщество. Экосистема. Структура с связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ .Естественные и искусственные причины сиены природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.
Демонстрации
Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязь животных организмов. Модели экологических систем, наглядные пособия, иллюстрирующие типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Тематическое планирование по биологии 6 класс
№ п/п | Тема раздела, урока | Количество часов | Дата проведения урока | Дом.задание |
по плану | фактически |
1 | Введение | 1 | | | Стр 3, знакомство с оглавлением |
| Тема №1 «Общая характеристика живых организмов» (9 часов) |
2 | Чем живое отличается от неживого. Практическая работа №1 «Признаки живых организмов» | 1 | | | №1,вопросы, оформить пр.раб. |
3 | Химический состав живого организма Лабораторная работа №1 «Химический состав растительных организмов» | 1 | | | № 2 вопросы, оформить л/р |
4 | .Клетка – основа жизни. | 1 | | | № 3, вопросы |
5 | Лабораторная работа №2 «Строение растительной клетки» | 1 | | | Повторить №3, оформить л/р |
6 | Ткани | 1 | | | № 4 |
7 | Лабораторная работа №3 «Изучение растительных тканей» Лабораторная работа №4 «Ткани животных организмов» Практическая работа № 2 «Чечевички – образования покровной ткани» | 1 | | | Повторить №4, оформить л/р |
8 | Органы и системы органов. | 1 | | | № 4 |
9 | Контрольная работа по теме « Общая характеристика живых организмов» | 1 | | | Повторить с №1 по №4 |
| Тема 2 «Многообразие живых организмов» (12 ч.) |
10 | Систематика живых организмов | 1 | | | № 5, вопросы |
11 | Основные царства живой природы Практическая работа № 3 «Определение систематической принадлежности видов растений и животных к более крупным группам» | 1 | | | № 6, вопросы оформить п/р |
12 | Бактерии | 1 | | | № 7,вопросы |
13 | Роль бактерий в природе и жизни человека Лабораторная работа № 5 «Строений бактерий на примере сенной палочки» | 1 | | | № 7,вопросы оформить л/р |
14 | Растения | 1 | | | № 8, вопросы |
15 | Лабораторная работа № 6 «Разнообразие корневых систем цветковых растений» Практическая работа № 4 «Особенности строения цветковых и споровых растений» | 1 | | | Повторить №8, оформить л/р оформить п/р |
16 | Лабораторная работа № 7 «Строение цветка» Лабораторная работа № 8 «Клубень – видоизмененный побег» | 1 | | | Повторить №8, оформить л/р |
17 | Животные | 1 | | | № 9,вопросы |
18 | Практическая работа № 5 «Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок» Практическая работа № 6 «Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака» | 1 | | | Повторить №9, оформить п/р |
19 | Грибы | 1 | | | №10,вопросы |
20 | Биология – наука о живых организмах | 1 | | | №11, вопросы |
21 | Контрольная работа по теме: «Многообразие живых организмов.» | 1 | | | Повторить с №5 по №11 |
| Тема 3 «Основные жизненные функции организмов» (20 часов) |
22-23 | Питание и пищеварение | 2 | | | № 12 |
24 | Практическая работа № 7 «Питание комнатных растений» | 1 | | | Повторить №12, оформить п/р |
25 | Дыхание | 1 | | | № 13,вопросы |
26 | Практическая работа № 8 «Изучение роли воздуха в прорастании семян» Практическая работа № 9 «Чечевички и их роль в дыхании растений» | 1 | | | Повторить №13, оформить п/р |
27 | Транспорт веществ | 1 | | | №14,вопросы |
28 | Практическая работа № 10 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» Практическая работа № 11 «Передвижение растворов органических веществ по стеблю» | 1 | | | Повторить №14, оформить п/р |
29 | Выделение | 1 | | | № 15, вопросы |
30 | Лабораторная работа № 9»Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях» | 1 | | | Повторить №15, оформить л/р |
31 | Обмен веществ и преобразование энергии | 1 | | | № 16,вопросы |
32 | Практическая работа № 12 « Дыхание семян как доказательство обмена веществ» | 1 | | | Повторить №16, оформить п/р |
33 | Скелет – опора организма. | 1 | | | № 17,вопросы |
34 | Движение | 1 | | | № 18,вопросы |
35 | Практическая работа № 13 «Передвижение дождевого червя» | 1 | | | Повторить №18, оформить п/р |
36 | Размножение (бесполое) | 1 | | | № 19,вопросы |
37 | Размножение (половое) | 1 | | | № 20,вопросы |
38 | Практическая работа № 14 «вегетативное размножение растений» Лабораторная работа № 10 «Искусственное опыление сенполии» | 1 | | | Повторить №20, оформить п/р |
| | | |
39 | Рост и развитие организмов. Практическая работа № 15 «Образование и рост корней» | 1 | | | Повторить №20, оформить л/р |
40 | Организм – как единое целое | 1 | | | № 22,вопросы |
41 | Контрольная работа по теме: «Основные жизненные функции организма». | | | | |
| Тема 4 «Организмы и окружающая среда» (10 часов) |
42 | Среда обитания. Экологические факторы. | 1 | | | № 23,вопросы |
43 | Защита проекта «Изучение влияния света на жизнедеятельность растений» | 1 | | | Защита проекта |
44 | Природные сообщества | 1 | | | № 24,вопросы |
45 | Значение живых организмов в природе | 1 | | | № 25, вопросы |
4647 | Человек и живые организмы | 2 | | | № 26, вопросы |
48 | Охрана живых организмов и природных сообществ. | 1 | | | |
49-51 | Итоговая годовая контрольная работа по теме «Живые организмы Земли». Обобщающий урок по курсу биологии. | 3 | | | № 27,вопросы |
26