СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 6 класса (1 час в неделю, 35 ч. в год) составлена на основе учебника Лапшиной В. И., Рокотовой Д. И. «Биология» 6 класс».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»

Аннотация к рабочей программе по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательной программе начального общего образования, образовательной программе основного общего образования и образовательной программе среднего общего образования».

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 29.12 2014 года №1644).

  • Положение о рабочей программе основного общего образования МБОУ Луганской СОШ в с Бобрик.

  • Примерная программа по биологии Примерных основных образовательных программ основного общего образования, одобренных решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15), вошедших в специальный государственный реестр примерных основных образовательных программ.

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

  • ФГОС (Утверждён приказом Минобрнауки РФ от 01.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС"

  • Лапшина В.И., Рокотова Д.И., Самкова В.А., Шереметьева A.M. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5-9 классы.

учебника Лапшиной В. И.,, Рокотовой Д. И. «Биология» 6 класс». Учебник входит в федеральный перечень

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями)





Общая характеристика учебного предмета


Данная программа реализуется в учебниках «Биология» - 6 класс, авторского коллектива: Лапшина В. И.., Рокотова Д. И.

По учебному плану 35 ч., 1ч. в неделю.

По авторской программе 51 ч., 1,5 ч. в неделю. Рабочая программа по содержанию не имеет расхождений с авторской.

Структура программы:

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты изучения курса;

  • содержание учебного предмета;

  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.

Специфика курса «Биология» структурирована в соответствии с основными содержательными линиями: общей характеристикой живых организмов; многообразием живых организмов; основными функциями организмов; взаимосвязью организма и окружающей среды. Содержание биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, тео­рий в средней (полной) школе. Таким образом, предмет «Био­логия» в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифферен­циации. Программа предлагает линейную структуру освоения содержа­ния. Такое построение сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предпо­лагает последовательное формирование и развитие основопо­лагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.

Цели и задачи курса

• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;

• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;

• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Программа направлена на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательной программе начального общего образования, образовательной программе основного общего образования и образовательной программе среднего общего образования».

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 29.12 2014 года №1644).

  • Положение о рабочей программе основного общего образования МБОУ Луганской СОШ в с. Бобрик.

  • Примерная программа по биологии Примерных основных образовательных программ основного общего образования, одобренных решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15), вошедших в специальный государственный реестр примерных основных образовательных программ.

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

  • ФГОС (Утверждён приказом Минобрнауки РФ от 01.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС"

  • Лапшина В.И., Рокотова Д.И., Самкова В.А., Шереметьева A.M. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5-9 классы.

  • учебника Лапшиной В. И.,, Рокотовой Д. И. «Биология» 6 класс». Учебник входит в федеральный перечень.

  • - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями)


Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты:

  • Соблюдение правил поведения в природе;

  • Осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;

  • Развитие эстетического восприятия живой природы;

  • Формирование ответственного отношения к учению и труду;

  • Формирование познавательного интереса к изучению предмета;

  • Развитие навыков обучения;

  • Формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе и дома; уважительного отношения к старшим и младшим товарищам;

  • Формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умение слушать и слышать другое мнение;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.

Метапредметные результаты:

  • Организовывать учебную деятельность планировать свою деятельность под руководством учителя, родителей;

  • Составлять план работы;

  • Участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

  • Выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя;

  • Осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

  • Работать с текстом параграфа и его компонентами;

  • Составлять план ответа;

  • Составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части. Делать подзаголовки;

  • Работать с биологическими объектами. Узнавать изучаемые объекты на рабочих пособиях, в природе;

  • Оценивать свой ответ, свою работу, а как же работу одноклассников.

Предметные результаты:

  • Влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность организмов;

  • Основные среды обитания живых организмов;

  • Основные типы природных сообществ;

  • Почему необходимо охранять местообитание животных и растений;

  • Приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы;

  • Объяснять значение ярусности экосистем;

  • Называть природные сообщества, типичные для родного края;

  • Приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека;

  • Приводить примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу.



Содержание учебного курса

Введение 1 час

Тема 1. Общая характеристика живых организмов 9 часов

Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка – элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения и функции.

Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.


Демонстрация

Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.


Лабораторные и практические работы


Признаки живых организмов

Химический состав растительных организмов

Строение растительной клетки

Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.

Ткани живых организмов.

Чечевички – образования покровной ткани.


Тема 2. Многообразие живых организмов 12 часов

Систематика живых организмов. Систематика – наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы классификации растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.

Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.

Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.

Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.

Биология – наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.


Демонстрация

Представители разных царств живой природы.


Лабораторные и практические работы

Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам – родам, семействам, классам.

Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам – родам, отрядам, классам, типам.

Строение бактерий на примере сенной палочки.

Разнообразие корневых систем цветковых растений.

Особенности строения цветковых и споровых растений.

Строение цветка.

Клубень – видоизмененный побег.

Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок.

Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.


Тема 3. Основные жизнедеятельные функции организмов 20 часов.

Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений – фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной систем, пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное , кожное.

Транспорт веществ в организме и его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организме животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа, кровь, кровеносные сосуды и сердце.

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды у насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.

Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных : известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих) .Внутреннийскелет позвоночных животных : хрящевая и костная ткань. Позвоночник – опора и защита всего организма.

Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички и ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивное движение полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения Животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Рост и развитие живых организмов – важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Пряное и непрямое развитие.

Организм как единое целое. Растение - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме.Жизнедеятельность организма и его связь с окружающей средой.


Демонстрация

Изображения органов растений и систем органов животных. Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.


Лабораторные и практические работы

Питание комнатных растений; Изучение роли воздуха в прорастании семян;

Чечевички и их роль в дыхании растений.

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Передвижение растворов органических веществ по стеблю.

Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях.

Дыхание семян как доказательство обмена веществ.

Передвижение дождевого червя.

Вегетативное размножение растений.

Искусственное опыление сенполии.

Образование и рост корней.


Тема 4. Организмы и окружающая среда 9 часов.

Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.

Природное сообщество. Экосистема. Структура с связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ .Естественные и искусственные причины сиены природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.


Демонстрации

Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязь животных организмов. Модели экологических систем, наглядные пособия, иллюстрирующие типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.















Тематическое планирование по биологии 6 класс


№ п/п



Тема раздела, урока



Количество часов

Дата проведения урока


Дом.задание

по плану

фактически

1

Введение

1



Стр 3, знакомство с оглавлением


Тема №1 «Общая характеристика живых организмов» (9 часов)


2


Чем живое отличается от неживого.

Практическая работа №1 «Признаки живых организмов»

1



№1,вопросы, оформить пр.раб.

3


Химический состав живого организма

Лабораторная работа №1 «Химический состав растительных организмов»

1



№ 2 вопросы, оформить л/р

4

.Клетка – основа жизни.

1



№ 3, вопросы

5

Лабораторная работа №2 «Строение растительной клетки»


1





Повторить №3, оформить л/р

6

Ткани

1



№ 4

7

Лабораторная работа №3 «Изучение растительных тканей»

Лабораторная работа №4 «Ткани животных организмов»

Практическая работа № 2 «Чечевички – образования покровной ткани»

1



Повторить №4, оформить л/р

8

Органы и системы органов.

1



№ 4

9

Контрольная работа по теме « Общая характеристика живых организмов»

1



Повторить с №1 по №4


Тема 2 «Многообразие живых организмов» (12 ч.)


10

Систематика живых организмов

1



№ 5, вопросы

11


Основные царства живой природы

Практическая работа № 3 «Определение систематической принадлежности видов растений и животных к более крупным группам»

1




№ 6, вопросы

оформить п/р

12

Бактерии

1



№ 7,вопросы

13

Роль бактерий в природе и жизни человека

Лабораторная работа № 5 «Строений бактерий на примере сенной палочки»

1




№ 7,вопросы

оформить л/р

14

Растения

1



№ 8, вопросы

15

Лабораторная работа № 6 «Разнообразие корневых систем цветковых растений»

Практическая работа № 4 «Особенности строения цветковых и споровых растений»

1



Повторить №8, оформить л/р

оформить п/р

16

Лабораторная работа № 7 «Строение цветка»

Лабораторная работа № 8 «Клубень – видоизмененный побег»

1



Повторить №8, оформить л/р

17

Животные

1



№ 9,вопросы

18

Практическая работа № 5 «Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок»

Практическая работа № 6 «Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака»

1




Повторить №9, оформить п/р


19

Грибы

1



№10,вопросы

20

Биология – наука о живых организмах

1



№11, вопросы

21

Контрольная работа по теме: «Многообразие живых организмов.»

1



Повторить с №5 по №11


Тема 3 «Основные жизненные функции организмов» (20 часов)


22-23

Питание и пищеварение

2



№ 12

24

Практическая работа № 7 «Питание комнатных растений»

1



Повторить №12, оформить п/р

25

Дыхание

1



№ 13,вопросы

26

Практическая работа № 8 «Изучение роли воздуха в прорастании семян»

Практическая работа № 9 «Чечевички и их роль в дыхании растений»

1



Повторить №13, оформить п/р


27

Транспорт веществ

1



№14,вопросы

28

Практическая работа № 10 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Практическая работа № 11 «Передвижение растворов органических веществ по стеблю»

1




Повторить №14, оформить п/р


29

Выделение

1



№ 15, вопросы

30

Лабораторная работа № 9»Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях»

1



Повторить №15, оформить л/р

31

Обмен веществ и преобразование энергии

1



№ 16,вопросы

32

Практическая работа № 12 « Дыхание семян как доказательство обмена веществ»

1



Повторить №16, оформить п/р

33

Скелет – опора организма.

1



№ 17,вопросы

34

Движение

1



№ 18,вопросы

35

Практическая работа № 13 «Передвижение дождевого червя»

1



Повторить №18, оформить п/р

36

Размножение (бесполое)

1



№ 19,вопросы

37

Размножение (половое)

1



№ 20,вопросы

38


Практическая работа № 14 «вегетативное размножение растений»

Лабораторная работа № 10 «Искусственное опыление сенполии»

1



Повторить №20, оформить п/р





39

Рост и развитие организмов.

Практическая работа № 15 «Образование и рост корней»

1



Повторить №20, оформить л/р

40

Организм – как единое целое

1



№ 22,вопросы

41

Контрольная работа по теме: «Основные жизненные функции организма».






Тема 4 «Организмы и окружающая среда» (10 часов)

42

Среда обитания. Экологические факторы.

1



№ 23,вопросы

43

Защита проекта «Изучение влияния света на жизнедеятельность растений»

1



Защита проекта

44

Природные сообщества

1



№ 24,вопросы

45

Значение живых организмов в природе

1



№ 25, вопросы

4647

Человек и живые организмы

2



№ 26, вопросы

48

Охрана живых организмов и природных сообществ.

1




49-51

Итоговая годовая контрольная работа по теме «Живые организмы Земли». Обобщающий урок по курсу биологии.

3



№ 27,вопросы



26