муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
города Зеи Амурской области
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МОБУ СОШ № 5
от 31.08.2017 № 115/од
Рабочая программа
по биологии для 6 класса
учителя биологии
Потапнёвой Татьяны Александровны
на 2017-2018 учебный год
г. Зея
2017
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
Примерной программы основного общего образования по биологии для 5 – 9 классов образовательных учреждений.
1. Планируемые результаты
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
2. Содержание учебного предмета
В основу отбора и структурирования содержания курса «Живой организм» положены функциональный, эколого-эволюционный и системный подходы.
В соответствии с функциональным подходом акценты в изучении организмов четырех царств живой природы переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности. Это позволяет показать роль растений, животных, грибов и бактерий как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества.
Теоретические идеи о функциональных группах организмов, круговороте веществ и энергии, связи живой и неживой природы, подготавливают к изучению курса биологии 7 класса, в котором многообразие живых организмов рассматривается в свете идей эволюции и экологии. Таким образом, достигается внутрипредметная интеграция, преемственность биологических курсов.
Системный подход направлен на понимание целостности природы, ее иерархической структуры. Он систематизирует материал о строении клеток, тканей, органов и систем органов, процессов жизнедеятельности организмов. Системный подход – основа интеграции биологии с другими естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
Часть обозначенных в программе лабораторных работ не требует специальных учебных часов, т.к. выполняется в ходе урока при изучении новой темы
1. Введение (1 час)
Биология – наука о живых организмах. Из истории развития биологии. Современная биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского хозяйства, охраны природы. Признаки живых организмов, отличающие их от тел неживой природы.
Среды жизни. Царства живой природы: Бактерии. Грибы. Растения. Животные.
Демонстрация: портреты ученых; слайды, картины, таблицы, рисунки (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие среды жизни, распространение и приспособленность организмов, их значение для человека; результаты опытов, демонстрирующих роль света в жизни растений.
2. Органы и системы органов живых организмов (11 часов)
Орган. Системы органов.
Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений. Побег – система органов: почка, стебель, лист. Почка - зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение стебля и листа, их функции.
Внешнее и внутреннее строение корня. Типы корневых систем. Видоизмененные надземные и подземные побеги. Видоизменения корней.
Системы органов животных: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная.
Значение систем органов для выполнения различных функций, обеспечения целостности организма, связи его со средой обитания.
Демонстрация: таблицы, рисунки, схемы, видеофильмы, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), муляжи органов и систем органов растений и животных.
Лабораторные работы:
Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек.
Строение стебля.
Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья.
Строение корневого волоска. Корневые системы.
Видоизменения подземных побегов.
3.Строение и жизнедеятельность организмов (22 часа)
Движение живых организмов. Способы движения одноклеточных организмов. Движение органов растений. Движение многоклеточных животных. Значение опорно-двигательной системы. Приспособления различных групп животных к движению в водной, наземно-воздушной и почвенной средах.Питание живых организмов. Питание производителей - зеленых растений. Почвенное питание. Корневое давление. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Воздушное питание растений. Фотосинтез, краткая история его изучения. Доказательства фотосинтеза. К.А.Тимирязев, значение его работ. Космическая роль зеленых растений. Испарение воды листьями. Листопад, его значение.
Питание потребителей - животных. Пищеварительный тракт. Значение кровеносной системы в обеспечении питательными веществами всех органов животных. Разнообразие животных по способу питания: растительноядные животные, хищники, падальщики, паразиты.
Питание разрушителей - бактерий и грибов. Гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии-симбионты. Особенности питания грибов. Микориза. Значение деятельности разрушителей в природе.
Дыхание живых организмов. Сущность дыхания. Роль кислорода в освобождении энергии.
Брожение. Дыхание растений. Связь дыхания и фотосинтеза. Практическое значение знаний о дыхании и фотосинтезе.
Дыхание животных. Строение дыхательной системы в зависимости от среды обитания. Жаберное, легочное, трахейное дыхание. Роль кровеносной системы в обеспечении органов дыхания животных кислородом. Круги кровообращения. Дыхание бактерий и грибов. Брожение.
Транспорт веществ. Опыты, доказывающие восходящее и нисходящее движение у растений. Значение кровеносной системы в транспорте веществ. Строение и функции сердца.
Выделение у живых организмов. Значение выделения. Выделение у одноклеточных организмов и растений. Строение и функционирование выделительной системы у многоклеточных животных.
Размножение живых организмов. Биологическое значение размножения. Способы размножения - бесполое и половое. Особенности размножения бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Бесполое размножение многоклеточных растений и грибов: вегетативное и с помощью спор. Половое размножение, его значение для эволюции. Цветок, его строение и значение для размножения растений. Соцветия. Опыление, его способы. Двойное оплодотворение. Плоды и семена, их строение и разнообразие. Особенности размножения многоклеточных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Развитие нового организма из оплодотворенной зиготы. Яйцекладущие, яйцеживородящие и живородящие животные.
Индивидуальное развитие и расселение живых организмов. Периоды индивидуального развития растений: зародышевый, молодости, зрелости, старости. Периоды индивидуального развития животных: зародышевый, формирования и роста организма, половой зрелости, старости. Развитие с полным и неполным превращением. Прямое развитие.
Расселение грибов и растений. Приспособления для распространения спор, семян и плодов. Расселение животных. Миграция, ее значение.
Демонстрация: опыты, иллюстрирующие результаты фотосинтеза, дыхания и испарения у растений, передвижение воды и минеральных веществ по стеблю, условия прорастания семян, скелет млекопитающих, раковины моллюсков, коллекции насекомых; репродукции картин, изображения цветков и соцветий, способов опыления; таблицы, рисунки, модели, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие основные процессы жизнедеятельности, разнообразие животных по способу питания, развитие с полным и неполным превращением.
Лабораторные работы:
Строение яйца птицы.
Определение плодов.
Практические работы.
1. Вегетативное размножение растений.
Способы проращивания семян
4. Повторение и обобщение. Живые организмы в окружающей среде. Сезонные изменения в природе (1 час)
Живой организм - единая система. Взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем органов в живых организмах. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов окружающей среды на растения и животных. Приспособления организмов к обитанию в разных условиях среды. Сообщество. Формы взаимоотношений живых организмов в сообществе (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Историческая связь человека и живой природы.
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Лабораторные, практические работы, экскурсии | Д/з |
1. | | Организм – единое целое | | § 26 |
2. | | Органы и системы органов растений. Побег. | | §27 |
3. | | Строение побега и почек. | | §27 |
4. | | Строение и функции стебля. | Лабораторная работа «Строение стебля» | §28 |
5. | | Внешнее строение листа. | Лабораторная работа «Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья». | §29 |
6. | | Клеточное строение листа. Самостоятельная работа №1 по теме «Внешнее строение листа» Тестирование | | §30 |
7. | | Строение и функции корня. | Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы» | §31 |
8. | | Видоизменения подземных побегов. | Лабораторная работа «Строение клубня и луковицы» | §32 |
9. | | Видоизменения надземных побегов и корней. | | §33 |
10. | | Органы и системы органов животных. | | §34 повт. §27 - 39 |
11. | | Контрольная работа по теме «Органы и системы органов живых организмов» | | |
12. | | Движение живых организмов. | | § 35 |
13. | | Почвенное питание растений. | | § 36 |
14. | | Фотосинтез. Из истории изучения воздушного питания растений. | | §37 |
15. | | Испарение воды растениями. Листопад. | | §38 |
16. | | Питание животных. | | §39 |
17. | | Питание бактерий и грибов. | | §40 |
18. | | Дыхание растений, бактерий и грибов. | | §41 |
19. | | Дыхание и кровообращение животных. | | §42 |
20. | | Транспорт веществ. | | §43 |
21. | | Выделение. Обмен веществ. | | §44 |
22. | | Размножение организмов. Бесполое размножение. | | §45 с.47 №8 |
23. | | Вегетативное размножение растений. | | §45 |
24. | | Половое размножение растений. | | §46 |
25. | | Опыление. | | §47 |
26. | | Оплодотворение у цветковых растений. | | §48 |
27. | | Размножение многоклеточных животных. | | §49 |
28. | | Индивидуальное развитие растений. | | §50 |
29. | | Индивидуальное развитие животных. | | §51 |
30. | | Расселение и распространение живых организмов. | | §52 |
31. | | Сезонные изменения в природе и жизнедеятельность организмов. | | §53 |
32. | | Итоговая контрольная работа | | |
33. | | Повторение и обобщение. Живые организмы в окружающей среде. Сезонные изменения в природе | | Задание на лето |