Структура рабочей программы:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса……………………….…3 стр.
2. Содержание учебного предмета, курса……………………………………………………5 стр.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой теме..7 стр.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье- сберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные:
- выделение существенных признаков биологических объектов (клеток и целых растений,) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли растений в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
В результате изучения биологии обучающиеся научатся:
внешнему и внутреннему строению органов цветковых растений;
видоизменению органов цветковых растений и их роль в жизни рас
различать и описывать органы цветковых растений;
объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Получат возможность научиться:
анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
осуществлять описание изучаемого объекта;
определять отношения объекта с другими объектами;
определять существенные признаки объекта;
классифицировать объекты;
проводить лабораторную работу в соответствии с инс
характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
объяснять роль различных видов размножения у растений;
определять всхожесть семян растений.
анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
делать морфологическую характеристику растений;
выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
работать с определительными карточками.
различать объём и содержание понятий;
различать родовое и видовое понятия;
определять аспект классификации;
осуществлять классификацию
определять растительные сообщества и их типы;
объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и
Содержание учебного предмета, курса
Раздел 1. Общий обзор организма растений (1 ч).
Разнообразие клеток и тканей растительного организма.
Раздел 2. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Лабораторные и практические работы
Лабораторные и практические работы
№1. Строение семян двудольных растений.
№2. Строение семян однодольных растений
№3. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
№4. Корневой чехлик и корневые волоски.
№5. Строение почек. Расположение почек на стебле.
№6. Внутреннее строение ветки дерева.
№7. Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).
№8. Строение цветка. Различные виды соцветий.
№9. Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 3. Жизнь растений (11 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.
Лабораторные и практические работы
№10. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
№11. Определение всхожести семян растений и их посев.
№12. Вегетативное размножение комнатных растений.
Раздел 4. Классификация покрытосеменных растений (6 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий. Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений.
Лабораторные и практические работы
№13. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Раздел 5. Растительные сообщества (4 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения Планир. Фактичес. | Примечание |
1 (1) | Общий обзор организма растений.(3 ч.) Клеточное строение организмов. | 1 | | | |
2 (2) | Царства Бактерии и Грибы. Царство Растения | 1 | | |
3 (3) | Входная контрольная работа №1 | 1 | | | |
| Строение и многообразие покрытосеменных растений (23 ч.) | | | | |
1 (4) | Разнообразие, распространение и значение растений | 1 | | | |
2 (5) | Покрытосеменные | 1 | | |
3(6) | Строение семян двудольных растений | 1 | | | |
4 (7) | Строение семян однодольных растений | 1 | | | |
5 (8) | Виды корней и типы корневых систем | 1 | | | |
6 (9) | Зоны корня. | 1 | | | |
7 (10) | Условия произрастания и видоизменения корней | 1 | | | |
8 (11) | Побег и почки | 1 | | | |
9 (12) | Побеги почки | 1 | | |
10 (13) | Внешнее строение листа | 1 | | | |
11 (14) | Клеточное строение листа. | 1 | | | |
12 (15) | Клеточное строение листа. | 1 | | |
13 (16) | Влияние факторов среды на строение листа.Видоизменение листьев | 1 | | |
14 (17) | Осенние явления в жизни растений | 1 | | |
15 (18) | Строение стебля. | 1 | | | |
16 (19) | Строение стебля | 1 | | |
17 (20) | Видоизменение побегов | 1 | | | |
18 (21) | Строение цветка | 1 | | | |
19 (22) | Строение цветка | 1 | | |
20 (23) | Соцветия | 1 | | | |
21 (24) | Соцветия | 1 | | | |
22 (25) | Плоды | 1 | | | |
23 (26) | Плоды | 1 | | |
24 (27) | Распространение плодов и семян | 1 | | | |
25 (28) | Повторение по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | 1 | | |
26 (29) | Контрольная работа№2 по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | 1 | | |
1 (30) | Жизнь растений. ( 19 ч.) Химический состав растений. | 1 | | | |
2 (31) | Минеральное питание растений | 1 | | | |
3 (32) | Фотосинтез | 1 | | | |
4 (33) | Итоговая контрольная работа № 3 за I полугодие | 1 | | | |
5 (34) | Дыхание растений | 1 | | | |
6 (35) | Испарение воды растениями. | 1 | | | |
7 (36) | Передвижение воды и питательных веществ в растении | 1 | | | |
8 (37) | Прорастание семян | 1 | . | | |
9 (38) | Посев семян | 1 | | |
10 (39) | Растительный организм как единое целое | 1 | | | |
11 (40) | Зимние явления в жизни растений. Экскурсия | 1 | | | |
12 (41) | Способы размножения растений | 1 | | | |
13 (42) | Размножение споровых растений: водорослей, мхов | 1 | | | |
14 (43) | Размножение споровых растений: папоротники | 1 | | | |
15 (44) | Размножение голосеменных растений | 1 | | | |
16 (45) | Способы опыления у покрытосеменных растений | 1 | | | |
17 (46) | Половое размножение покрытосеменных растений | 1 | | | |
18 (47) | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | 1 | | | |
19 (48) | Повторение по теме «Жизнь растений» | 1 | | |
20 (49) | Контрольная работа №4 по теме «Жизнь растений» | 1 | | |
1 (50) | Классификация растений. ( 12ч.) Основы систематики растений. | 1 | | | |
2 (51) | Признаки двудольных и однодольных растений | 1 | | |
3 (52) | Семейство Крестоцветные | 1 | | | |
4 (53) | Семейство Розоцветные | 1 | | |
5 (54) | Семейство Пасленовые | 1 | | | |
6 (55) | Семейство Бобовые | 1 | | |
7 (56) | Семейство Сложноцветные | 1 | | | |
8 (57) | Класс Однодольные. Семейство Лилейные | 1 | | | |
9 (58) | Семейство Злаковые | 1 | | |
10 (59) | Определение семейства растения по его признакам | 1 | | |
11 (60) | Культурные растения | 1 | | | |
12 (61) | Повторение по теме «Классификация растений» | 1 | | |
13 (62) | Контрольная работа № 5 по теме «Классификация растений» | 1 | | |
1 (63) | Природные сообщества.( 5 ч.) Растительные сообщества. Взаимосвязи растений в сообществе. | 1 | | | |
2 (64) | Взаимосвязи растений в сообществе | 1 | | | |
3 (65) | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. | 1 | | | |
4 (66) | Контрольная работа № 6 по теме «Природные сообщества» | 1 | | | |
5 (67) | Итоговая контрольная работа № 7 за курс 6 класса | 1 | | | |
6 (68) | Анализ итоговой контрольной работы. Обобщение материала | 1 | | | |
7(69) | Экскурсия в природу. | 1 | | | |
8(70) | Итоговое занятие по курсу. | 1 | | | |
12