СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование  по биологии 6 класс, 1 час в неделю,  35 часов в год 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»

  1. Планируемые результаты изучения биологии


В результате освоения курса биологии 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;

  • развитие навыков обучения;

  • формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;

  • формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • осознание значения семьи в жизни человека;

  • уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

  • Понимать смысл биологических терминов;

  • Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

  • Знать

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;

  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


  1. Содержание учебного предмета


Раздел 1. Строение живых организмов

Клетка — живая система

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 1. Строение животной клетки.

Лабораторная работа 2. Строение растительной клетки

Деление клетки

Деление клетки, как основа роста, размножения и развития организмов. Понятия «митоз» и «мейоз». Фазы деления клетки.

Ткани растений и животных

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 3. Растительные ткани.

Лабораторная работа 4. Ткани животных.

Органы цветковых растений

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 5. Строение семян.

Лабораторная работа 6. Распознавание органов и систем органов у растений.

Органы и системы органовживотных

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.


Раздел 2. Жизнедеятельность организмов

Питание и пищеварение

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Дыхание

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Транспорт веществ в организме

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение и функции. Гемолимфа. Кровь и её составные части (плазма, клетки крови).

Выделение

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных.

Обмен веществ и энергии

Превращение в организме одних веществ в другие. Выделение энергии и ее использование живыми организмами.

Скелет - опора организма

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Демонстрация

Скелеты млекопитающих. Распилы костей. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.

Движение

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Координация и регуляция

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Размножение

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Демонстрация

Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.

Рост и развитие

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Демонстрация

Способы распространения плодов и семян. Прорастание семян.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 8. Прорастание семян.

Организм как единое целое

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Организм функционирует как единое целое. Организм — биологическая система.


Повторение

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Организм функционирует как единое целое. Организм — биологическая система.


  1. Тематическое планирование

Биология 6 класс

п.п

Название раздела

Кол-во часов

1

Строение живых организмов

14

2

Жизнедеятельность организмов

21

ИТОГО

35





Календарно-тематическое планирование. Биология 6 класс

п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

проведения

Фактическая

дата

проведения

Домашнее задание

Раздел 1. Строение живых организмов


1

Клетка – живая система.

1




2

Деление клетки

1




3

Понятие «ткань». Типы тканей растений и животных, их многообразие, значение, особенности строения.

1




4

Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Видоизменения корней.

1




5

Строение и значение побега. Лист. Строение и функции.

1




6

Цветок, его значение и строение. Соцветия.

1




7

Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

1




8

Системы органов. Лабораторная работа «Распознавание органов у растений»

1




9

Контрольная работа №1 «Строение растений»

1




10

Органы животных. Система органов. Пищеварительная система

1




11

Кровеносная система. Система органов дыхания

1




12

Выделительная система. Опорно-двигательная система.

1




13

Нервная система. Система органов размножения.

1




14

Контрольная работа №2 «Органы и системы органов животных"

1




Раздел 2. Жизнедеятельность организмов


15

Питание. Почвенное и воздушное питание растений (фотосинтез).

1




16

Особенности питания животных и его значение.

1




17

Значение дыхания. Дыхание растений и животных

1




18

Транспорт веществ в растении.

1




19

Особенности переноса веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных..

1




20

Кровеносная система, ее строение. Функции.

1




21

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение у растений и животных.

1




22

Обмен веществ и энергии у растений.

1




23

Обмен веществ и энергии у животных.

1




24

Опорные системы и их значение в жизни организмов. Опорные системы растений.

1




25

Опорные системы животных. Значение двигательной активности

1




26

Регуляция процессов жизнедеятельности позвоночных животных. Нервная система, особенности ее строения.

1




27

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

1




28

Размножение, его виды. Бесполое размножение животных и растений.

1




29

Половое размножение растений.

1




30

Особенности полового размножения животных.

1




31

Рост и развитие растений. Особенности индивидуального развития цветкового растения.

Лабораторная работа №7 «Прорастание семян».

1




32

Рост и развитие животных организмов. Развитие зародыша.

1




33

Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие.

1




34

Организм как единое целое. Что мы узнали о жизнедеятельности организмов.

1




35

Контрольная работа №3по теме «Жизнедеятельности организмов»

1




ИТОГО

35