МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
«Рассмотрено» на заседании МО Руководитель МО ______/___________________ Протокол № ____ от «___» ___________ 2017г. | «Согласовано» Зам. директора по УР ________ / Уросова В.В../ «___»___________2017 г. | «Утверждаю» Директор школы _________ /Левченков В.Е./ Приказ № ___ от «___»___________2017 г. |
Рабочая программа
по биологии
для 6 класса
Составитель:
учитель Столярова И. С.
2017 -2018 уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273 - ФЗ;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897; зарегистрированным Минюстом России 01.02 2011, рег.№ 19644;
фундаментальным ядром содержания общего образования (под ред. В.В..Козлова, А.М. Кондакова, Москва; Просвещение, 2011;
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. , №1086);
положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов МБОУ «СШ№22»;
учебным планом МБОУ « СШ №22» на 2017-2018 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы основного общего образования Н.И.Сонина и В.Б.Захарова (Биология. 5-9 классы. Концентрический курс, М. Дрофа, 2013г.) и ориентирована на использование учебника Н.И. Сонин, А. А. Плешаков. Биология. Живой организм. 6 класс. Москва, «Дрофа», 2013.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами;
развитие познавательных интересов , интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения ими наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе.
Основные задачи обучения:
ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокоц ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, экологическое сознание, воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о живой природе; формирование интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно – познавательными, информационными, ценностно – смысловыми, коммуникативными;
формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Рабочей программой в 6 классе предусмотрено проведение 14 лабораторных работ.
Лабораторные работы:
1.Определение состава семян пшеницы.
2. Строение клеток живых организмов.
3. Ткани растений.
4.Ткани животных.
5.Строение корневых систем.
6. Строение листьев и почек.
7. Строение стебля.
8. Строение семян.
9. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю
10. Разнообразие опорных систем животных
11. Движение инфузории туфельки.
12. Перемещение дождевого червя.
13. Вегетативное размножение комнатных растений.
14. Прямое и непрямое развитие насекомых.
Место предмета.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 учебных часа для обязательного изучения БИОЛОГИИ в 6 классе основной школы из расчёта 1 учебный час в неделю.
Планируемые результаты обучения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии в 6 классе.
Личностные результаты изучения предмета:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
- осознание потребности и готовности к самообразованию (умение доказывать, строить рассуждения, сравнивать, делать выводы и др.)
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование экологического мышления.
Метапредметные результаты изучения курса.
Регулятивные УУД. Шестиклассник научится:
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета самостоятельно выделенных ориентиров действия в новом учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение способа предметного действия
- составлять план решения проблемы;
Познавательные УУД. Шестиклассник научится:
- выделять существенные признаки понятий курса;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям для указанных логических операций:
- структурировать текст, включая умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий;
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.
Коммуникативные УУД. Шестиклассник научится:
- использовать различные приемы поиска информации в Интернете и анализировать результаты поиска;
- участвовать в групповой работе;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу своих одноклассников.
Предметные результаты изучения предмета:
- выделение существенных признаков строения растений и животных, определять роль природе различных групп организмов;
- умение выделять сходства и различия в процессах жизнедеятельности растений и животных;
- приведение доказательств влияния окружающей среды на строение и жизнедеятельность организмов растений и животных;
- овладение методами биологической науки, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
- понимать смысл биологических терминов;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек;
- оказания первой помощи при нарушении здоровья;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведение наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание программы.
Биология. Живой организм .6 класс
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (15ч)
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (1ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2. Химический состав клеток (1ч)
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторная работа. Определение состава семян пшеницы.
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. Клетка - живая система (2ч)
Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Лабораторная работа. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Тема 1.4. Деление клетки (1 ч)
Деление - важнейшее свойство клеток. Значение деления для роста и развития многоклеточного организма. Два типа деления. Деление - основа размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза и его биологическое значение.
Демонстрация
Микропрепарат «Митоз».
Микропрепараты хромосомного набора человека, животных и растений.
Тема 1.5. Ткани растений и животных (2 ч)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторная работа. Ткани растений.
Лабораторная работа Ткани животных.
Тема 1.6. Органы и системы органов (7 ч)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Лабораторные работы:
Строение корневых систем.
Строение листьев и почек.
Строение стебля.
Строение семян.
Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы (1 ч).
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окру жающая среда.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
суть понятий и терминов: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система», «размножение»;
основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;
что лежит в основе строения всех живых организмов;
строение частей побега, основных органов систем органов животных, указывать их значение.
Учащиеся должны уметь:
распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных;
исследовать строение основных органов растения;
устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клеток;
устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;
исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;
обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (16 ч)
Тема 2.1. Питание и пищеварение (2 ч)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Демонстрация. Действие желудочного сока на белок. Действие слюны на крахмал. Опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями, роль света и воды в жизни растений.
Тема 2.2. Дыхание (1 ч)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Демонстрация. Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян; дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2 ч)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение и функции. Гемолимфа. Кровь и её составные части (плазма, клетки крови).
Демонстрация. Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю растения. Микропрепараты «Строение клеток крови лягушки» и «Строение клеток крови человека».
Лабораторная работа. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии (2 ч)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5. Опорные системы (1ч)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Демонстрация. Скелеты млекопитающих. Распилы костей. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.
Лабораторная работа. Разнообразие опорных систем животных.
Тема 2.6. Движение (1 ч)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Лабораторные работы
Движение инфузории туфельки.
Перемещение дождевого червя.
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (2 ч)
Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.
Тема 2.8. Размножение (3 ч)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Демонстрация. Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.
Лабораторная работа. Вегетативное размножение комнатных растений.
Тема 2.9. Рост и развитие (2 ч)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Демонстрация. Способы распространения плодов и семян. Прорастание семян.
Лабораторная работа. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
суть понятий и терминов: «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие»;
органы и системы, составляющие организмы растения и животного.
Учащиеся должны уметь:
определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
исследовать строение отдельных органов организмов;
фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
организовывать свою учебную деятельность;
планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
составлять план работы;
участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
работать с текстом параграфа и его компонентами;
составлять план ответа;
составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
узнавать изучаемые объекты на таблицах;
оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Раздел 3. Организм и среда (2 ч)
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (1 ч)
Влияние факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.
Демонстрация. Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи живых организмов.
Тема 3.2. Природные сообщества (1 ч)
Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природное сообществе. Цепи питания.
Демонстрация. Модели экологических систем, коллекции, иллюстрирующие пищевые цепи и сети.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
суть понятий и терминов «среда обитания», «факторы среды», «факторы неживой природы», «факторы живой природы», «пищевые цепи», «пищевые сети», «природное сообщество», «экосистема»;
как тот или иной фактор среды может влиять на живые организмы;
характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе;
структуру природного сообщества.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
организовывать свою учебную деятельность;
планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
составлять план работы;
участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
работать с текстом параграфа и его компонентами;
составлять план ответа;
составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
узнавать изучаемые объекты на таблицах;
оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Личностные результаты обучения
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
развитие навыков обучения;
формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
осознание значения семьи в жизни человека;
уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Резервное время 2 часа
Тематическое планирование.
Биология. Живой организм. 6 класс (34ч)
Тема | Содержание | Характеристики видов деятельности учащихся |
Строение в свойства живых организмов (11ч) |
Основные свойства живых организмов | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение | Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого от неживого. Описывают основные функции живых организмов |
Химический состав клетки | Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельность клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке | Называют основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями) |
Строение растительной и животной клетки | Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы. Вирусы - неклеточная форма жизни.строении растительной и животной клеток | Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции. Различают на таблицах микропрепараты органоиды клетки. Обосновывают биологическое значение процесса деления клеток |
Деление клетки (изучается обзорно по желанию учителя) | Делением клетки - основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение | Определяют понятия «митоз», «мейоз». Характеризуют и сравнивают процессы митоза и мейоза. Обосновывают биологическое значение деления |
Ткани растений и животных | Ткань. Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции | Определяют понятие «ткань». Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Характеризуют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей |
Органы и системы органов | Орган. Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня. Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Листовые и цветковые почки. Стебель как осевой орган побега. Видоизменения побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов животных. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения | Определяют понятие «орган». Называют части побега. Характеризуют строение и функции органов растения. Устанавливают связь между строением и функциями органов. Описывают основные системы органов животных и называют составляющие их органы. Обосновывают важное значение взаимосвязи систем органов в организме |
Растения и животные как целостные организмы | Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда | Устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами в организме. Приводят примеры в растительном и животном мире, доказывающие, что организм - это единое целое |
Жизнедеятельность организмов (18ч) |
Питание и пищеварение | Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты | Определяют понятия «питание», «пищеварение». Особенности питания растений. Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зелёных растений в природе. Определяют тип питания животных. Характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных. Обосновывают связь системы органов между собой |
Дыхание | Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов | Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы, участвующие в процессе дыхания. Характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип питания |
Транспорт веществ в организме | Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови) | Называют и описывают проводящие системы растений и животных. Называют части проводящей системы растений. Раскрывают роль кровеносной системы у животных организмов. Характеризуют процесс кровообращения у млекопитающих. Устанавливают взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной системой и органами кровообращения |
Выделение. Обмен веществ | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ | Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения в жизни живых организмов. Приводят примеры выделительных систем животных. Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Приводят доказательства того, что обмен веществ - важнейший признак живого |
Опорные системы | Значение опорных системы в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных | Характеризуют строение опорных систем растений и животных. Объясняют значение опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями |
Движение | Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Двигательные реакции растений | Называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства наличия двигательной активности у растений |
Регуляция процессов жизнедеятельности | Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений | Называют части регуляторных систем. Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы. Приводят примеры проявления реакций растений на изменения в окружающей среде |
Размножение | Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян | Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого и полового размножения. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Называют и описывают части цветка, указывают их значение. Делают выводы о биологическом значении цветков, плодов и семян |
Рост и развитие | Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие | Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений. Раскрывают особенности развития животных. Сравнивают прямое и непрямое развитие животных. Проводят наблюдения за ростом и развитием организмов |
Организм как единое целое | Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда | Называют единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов). Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов и их функциями |
Организм и среда (2ч) |
Среда обитания. Факторы среды | Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. Демонстрация Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи между живыми организмами, пищевые цепи и сети | Характеризуют и сравнивают основные факторы экологической среды. Называют основные факторы экологической среды. Объясняют особенности приспособленности организмов к различным средам обитания. Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания |
Природные сообщества | Природное сообщество и экосистема. Структура природного сообщества. Связи в природном сообществе. Цепи питания. Демонстрация Структура экосистемы, моделей экологических систем | Называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль в экосистеме. Составляют простейшие цепи питания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания на живые организмы |
Резервное время — 4ч | | |
Календарно - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс 34часа (1 час в неделю)
«Биология. Живой организм»
№ | Название раздела Тема урока (лабораторные работы) | Дата проведения | Домашнее задание |
1 | Раздел 1. Строение и свойства живых организмов. 15 часов Правила по ТБ. Чем живое отличается от неживого. | 4.09 | Стр. 6-11 |
2. | Химический состав клетки. Лабораторная работа№1 «Определение состава семян пшеницы» | 11.09 | Стр.12-17 |
3 | Строение растительной клетки. | 18.09 . | Стр.18-21 |
4. | Строение животной клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах) | 25.09 | Стр.18-25 |
5. | Деление клетки. Митоз. Мейоз. | . 2.10 | Стр.25-28 |
6. | Ткани растений Лабораторная работа №3 «Ткани растений» | 9.10 | Стр.25-28 |
7. | Ткани животных. Лабораторная работа №4 «Ткани животных» | 16.10 | Стр. 27935 |
8. | Органы цветковых растений. Корень. Лабораторная работа № 5 «Строение корневых систем» | 23.10 | Стр.36-38 |
9. | Строение листьев и почек. Лабораторная работа №6 «Строение листьев и почек». | 13.11 | Стр.39-42 |
10 | Строение и функции стебля. Лабораторная работа №7 «Строение стебля» | 20.11 | Стр.43-46 |
11 | Цветки и соцветия. | 27.11 | Стр.46-47 |
12 | Строение плодов и семян Лабораторная работа №8 «Строение семян». | 4.12 | Стр.48-49 |
13 | Органы и системы органов животных | 11.12 | Стр.50-55 |
14 | Многообразие систем органов животных. | 18.12 | Стр.50-55, повт. |
15 | Организм как единое целое. | 25.12 | Стр.56-61 . |
16 | Раздел2. Жизнедеятельность организма. Питание и пищеварение. Питание растений. | | Стр.62-27 |
17 | Питание животных. | | Стр.68-72 |
18 | Дыхание. Сущность дыхания. Дыхание растений и животных. | . | Стр.73-77 |
19 | Передвижение веществ в растениях. Лабораторная работа №9 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | | Стр.78-80 |
20 | Передвижение веществ в организме животных. | | Стр. 79-83 |
21 | Выделение у растений. Обмен веществ и энергии в растительном организме. | | Стр.84-86, 91-93 |
22 | Выделение у животных. Обмен веществ и энергии в животном организме. | | Стр.86-90 , 92-96 |
23 | Скелет - опора организма. Лабораторная работа №10 «Разнообразие опорных систем животных». | | Стр.97-102 |
24 | Движение. Лабораторная работа №11. «Движение инфузории–туфельки и дождевого червя». | | Стр.103-113 |
25 | Раздражимость. | | Стр.114-116 |
26 | Координация и регуляция. Эндокринная система. | | Стр.117-126 |
27 | Бесполое размножение организмов. Лабораторная работа № 12. «Вегетативное размножение комнатных растений» | | Стр.127-132 |
27 | Половое размножение животных | | Стр.133-138 |
29 | Половое размножение растений. | | Стр.139-144 |
30 | Рост и развитие растений. | | Стр.145-149 |
31. | Рост и развитие животных. Лабораторная работа №13. «Прямое и непрямое развитие насекомых». | | Стр.150-154 |
32 | Организм и среда. 2 часа. Среда обитания. Экологические факторы. . | | Стр.158-167 |
33 | Природные сообщества. Экосистемы. | | Стр.168-172 |
34 | Что мы узнали о взаимоотношениях организмов и среды? | | Стр.173, повт. 158-173 |
35 | Итоговое тестирование. | | |
Планируемые результаты изучения курса биологии к концу 6 классе
Изучение курса «Биология. Живой организм» в 6 классе должно быть направлено на овладение учащимися следующими умениями и навыками.
Обучающийся научится:
распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных,
исследовать строение основных органов растений;
обосновывать важность и взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма;
определять и показывать на таблицах органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности живых организмов;
сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
наблюдать за биологическими процессами, описывать, делать выводы;
исследовать строение отдельных органов живых организмов;
соблюдать правила поведения в кабинете биологии;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмов, последствия деятельности человека в природе.
Обучающийся получит возможность научиться:
работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения, презентации;
проводить наблюдения за растениями и животными;
составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;
различать на таблицах и моделях органы цветковых растений;
выделять существенные признаки биологических процессов;
обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
соблюдать правила поведения в кабинете биологии;
участвовать в групповой работе;
составлять план работы и план ответа;
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
оценивать свой ответ, свою работу и работу одноклассников;
осознанно соблюдать правила отношения к живой природы;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
1
22