МКОУ «Зиранинская СОШ»
Рабочая программа
по биологии
6 класс
на 2019/2020 учебный год
Учитель биологии
Нигматулаева С.М.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основании Закона « ОБ образовании Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологиирекомендуемой Министерством образования и науки, авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захароваориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям
Сонин Н. И., Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа,2013г.;
Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 6 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, основной образовательной программы МБОУ « Хиславичская СШ»
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н.И. Сонина.
В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии живых организмов, их отличиях от объектов неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охране природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. Изучение курса «Живой организм» рекомендуется осуществлять на примере живых организмов и экосистем конкретного региона.
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информированных областях. Курс предполагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. Работы, отмеченные знаком*, рекомендуются для обязательного выполнения. Курсивом в дынных программах выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников (изучается по усмотрению учителя).
Цели курса
Целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы*.
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии живых организмов, их отличиях от объектов неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охране природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. Изучение курса «Живой организм» рекомендуется осуществлять на примере живых организмов и экосистем конкретного региона.
овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
гигиеническое воспитания и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всеми живыми как главной ценностью на Земле
подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
Изучение биологии в 6 классе предусматривает решение следующих задач:
обучения:
освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
развития:
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитания:
убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; культуры поведения в природе; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
валеологические:
создать комфортные условия для учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 1178-02);
адаптировать личность к жизни в обществе.
правильно чередовать количество и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.)
включать в план урока оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
соблюдать комфортный психологический климат на уроке.
принцип развивающего обучения
единство и оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения.
Календарно- тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Часов на изучение |
1. | Многообразие живых организмов Основные свойства живых организмов | 1 |
2. | Химический состав клеток. Органические и неорганические вещества | 1 |
3. | Клетка - элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы. | 1 |
4. | Вирусы – элементарная единица живого. Обобщение знаний по теме «Строение клеток» | 1 |
5. | Ткани растений | 1 |
6. | Ткани животных | 1 |
7. | Органы цветкового растения. Строение и значение корня. Строение и значение побега. | 1 |
8. | Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. | 1 |
9. | Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. | 1 |
10. | Органы и системы органов животного организма. | 1 |
11. | Организм как единое целое. Обобщение изученного материала о строении живых организмов. | 1 |
12. | Питание.Типы питания. | 1 |
13. | Особенности питания растений. Почвенное питание. Воздушное питание(фотосинтез),его значение. Демонстрация опытов .«Образование крахмала на свету», «Поглощение углекислого газа листьями». | 1 |
14. | Особенности питания животных. Пищеварение и его значение. | 1 |
15. | Строение пищеварительных систем животных. Пищеварение и его значение. | 1 |
16. | Значение дыхания. Дыхание растений. Демонстрация опытов «Дыхание прорастающих семян» «Дыхание корней». | 1 |
17. | Дыхание животных. Демонстрация опыта. «Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе» | 1 |
18. | Передвижение веществ в растении Демонстрация опыта. «Пути передвижения органических веществ по стеблю». | 1 |
19. | Строение кровеносной системы у позвоночных животных. Перенос веществ в организмах животных Демонстрация опыта. «Строение клеток крови лягушки и человека» | 1 |
20. | Значение процессов выделения у животных и растений. | 1 |
21. | Обмен веществ и энергии у животных и растительных организмов. | 1 |
22. | Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы животных. Демонстрация скелетов млекопитающих , распилов костей, раковин моллюсков , коллекции насекомых , панцирей краба и рака. | 1 |
23. | Опорные системы растений. | 1 |
24. | Движение-важнейшая особенность живых организмов. | 1 |
25. | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Основные типы нервных систем. Регуляция процессов жизнедеятельности позвоночных животных, их взаимосвязи с окружающей средой. Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем | 1 |
26. | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. | 1 |
27. | Регуляция процессов жизнедеятельности у растений. Демонстрация органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами | 1 |
28. | Размножение, его виды. Бесполое Размножение. Демонстрация способов размножения растений. | 1 |
29. | Половое размножение животных | 1 |
30. | Половое размножение растений Демонстрация разнообразия и строения соцветий | 1 |
31. | Рост и развитие растений. Демонстрация способов распространения плодов и семян | 1 |
32. | Рост и развитие животных. Послезародышевое развитие животных развитие животных. | 1 |
33. | Организм как единое целое | 1 |
34. | Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов, пищевые цепи и сети | 1 |
35. | Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания Демонстрация структуры экосистемы, моделей экологических систем | 1 |
14