ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ № 36 ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
Принято на заседании педагогического совета «__» августа 2017 г. Протокол № 1 | | Утверждено приказом директора Лицея № 36 ОАО «РЖД» от «__» августа 2017 г. №_____ |
Рабочая программа по биологии для 6 класса
учебный предмет
(базовый уровень)
Программа составлена на основе программы основного общего образования. Биология. 5—9 классы Авторы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Шевцов. М. Изд-во «Дрофа» 2015г /В сборнике программ: Биология. 5—9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Г. М. Пальдяева. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2015. — 382, [2] с.
Учебник - Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл. Автор: Пасечник В.В. – 4 –е изд., стереотип. :М.:Дрофа, 2016.
Количество часов в неделю/в год: 1/34
Количество контролирующих мероприятий: контрольные работы – 2; лабораторные работы – 12.
Составитель: Цесарская Н. Ю., учитель биологии,
ФИО должность
г. Иркутск
2017- 2018 учебный год
Планируемые результаты освоения биологии
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Метапредметные результаты обучения:
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— составлять простой и сложный план текста;
— участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные УУД:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры;
формирование личностных представлений о целостности природы,
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника: осознание роли жизни; рассмотрение биологических процессов в развитии; использование биологических знаний в быту; объяснять мир с точки зрения биологии
Коммуникативные УУД:
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели).
Предметными результатами обучения биологии являются:
формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественнонаучной картины мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их
классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микро-строение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные работы:
Строения семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Корневой чехлик и корневые волоски.
Строение почек. Расположение почек на стебле.
Внутреннее строение ветки дерева.
Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).
Строение цветка. Различные виды соцветий.
Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений (12 ч)
Основные процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Регуляция процессов жизнедеятельности.
Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание пророст-ков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Определение всхожести семян растений и их посев.
Раздел 3. Классификация растений (5 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Раздел 4. Природные сообщества (1 ч + 1 ч резервное время)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и
их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на раститель-ные сообщества и влияние природной среды на человека.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Форма организации учебного занятия | Планируемые предметные результаты при изучении темы/раздела/главы | Примечание |
I | Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 ч) | |
1 | Введение. Система живой природы. Царство растений. Ботаника как наука. | 1 | Вводный урок | Учащиеся научатся: Научатся объяснять смысл важнейших биологических терминов и понятий, определять основные части побега, корня, семени на схемах, таблицах, рисунках и натуральных объектах. Научатся определять основные части листа на схемах, таблицах, рисунках и натуральных объектах. Характеризовать строение простых и сложных листьев. Научатся характеризовать внутреннее строение листа и его части, определять на рисунках типы клеток и называть их функции, устанавливать взаимосвязь строения и функций листа. Получат представление о разнообразии стеблей, научатся описывать внутреннее строение стебля, его функции, определять возраст дерева по спилу Учащиеся получат возможность: Называть видоизменённые побеги, приводить примеры. Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов Объяснить различия между однодомными и двудомными растениями. Различать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, муляжах и живых объектах основные типы соцветий, приводить примеры растений, имеющих различные соцветия. Классифицировать плоды: по количеству семян, по характеру околоплодника. Иметь представление о строении растительного организма. | |
2 | Семя и его функции. Строение семени однодольных и двудольных растений. Лабораторная работа №1 Строение семян двудольных растений. | 1 | Комбинированный урок | |
3 | Виды корней. Типы корневых систем. Лабораторная работа № 2. «Стержневая и мочковатая корневые системы» | 1 | Комбинированный урок | |
4 | Зоны корня Лабораторная работа №3.Корневой чехлик и корневые волоски. | 1 | Комбинированный урок | |
5 | Условия произрастания и видоизменение корней. | 1 | | |
6 | Побег и почки. Рост и развитие побега. Лабораторная работа № 4«Строение почек» | 1 | Комбинированный урок | |
7 | Внешнее строение листа. | 1 | Урок закрепления знаний, умений, навыков | |
8 | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев | 1 | Урок закрепления знаний, умений, навыков | |
9 | Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа № 5«Внутреннее строение ветки дерева». | 1 | Комбинированный урок | |
10 | Видоизменённые побеги. Лабораторная работа № 6 «Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица)» | 1 | Комбинированный урок | |
11 | Строение цветка. Лабораторная работа № 7 «Строение цветка» | 1 | Комбинированный урок | |
12 | Соцветия. Лабораторная работа № 8 «Виды соцветий». | 1 | Комбинированный урок | |
13 | Плоды и их классификация. Лабораторная работа № 9 «Многообразие сухих и сочных плодов». | 1 | Комбинированный урок | |
14 | Распространение плодов и семян | 1 | Урок закрепления знаний, умений, навыков | |
15 | Контрольная работа № 1 по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | 1 | Урок проверки и оценки знаний | |
I I | Раздел 2. Жизнь растений (12 часов). |
1. | Минеральное питание растений. | 1 | Урок закрепления знаний, умений, навыков | Учащиеся научатся: Развивать умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника. Получать информацию в ходе наблюдения лабораторного опыта и на его основании делать вывод. Развивать умение наблюдений за явлениями в природе Фиксировать, объяснять анализировать результаты экспериментов. Делать выводы, высказывать версии, формировать экологическую культуру на основании осознания необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохранения лесов. Определять по внешнему виду растений – способ опыления. Сравнивать фотосинтез и дыхание Учащиеся получат возможность: формировать познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру. Сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. | |
2 | Фотосинтез. | 1 | Урок закрепления знаний, умений, навыков | |
3 | Дыхание растений. | 1 | Урок закрепления знаний, умений, навыков | |
4 | Испарение воды. Листопад. | 1 | Урок закрепления знаний, умений, навыков | |
5 | Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лабораторная работа №10. «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине» | 1 | Комбинированный урок | |
6 | Прорастание семян. Лабораторная работа №11. «Определение всхожести семян растений». | 1 | Комбинированный урок | |
7 | Способы размножения растений. | 1 | Урок закрепления знаний, умений, навыков | |
8 | Размножение споровых растений. | 1 | Урок закрепления знаний, умений, навыков | |
9 | Размножение голосеменных растений. | 1 | Урок закрепления знаний, умений, навыков | |
10 | Размножение покрытосеменных растений. | 1 | Урок самостоятельной работы | |
11 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. | 1 | Урок закрепления знаний, умений, навыков | |
12 | Контрольная работа № 2 по теме «Жизнь растений» | 1 | Урок проверки и оценки знаний | |
I I I | Раздел 3. Классификация растений 5 часов | |
1 | Систематика покрытосеменных растений. | 1 | Урок закрепления знаний, умений, навыков | Учащиеся научатся: Определять основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; Сравнивать характерные признаки двудольных и однодольных растений; Делать морфологическую характеристику растений, выявлять признаки семейства по внешнему строению растений. Учащиеся получат возможность: Научиться: различать лекарственные и ядовитые растения. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, сравнивать и делать выводы, структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов | |
2 | Класс двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. Л/р №12. «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений». | 1 | Комбинированный урок | |
3 | Семейства Паслёновые и Мотыльковые, Сложноцветные (Астровые). | 1 | Урок закрепления знаний, умений, навыков | |
4 | Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые). | 1 | Урок закрепления знаний, умений, навыков | |
5 | Важнейшие сельскохозяйственные растения. Обобщение систематизация знаний по теме «Классификация растений» | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
| Раздел 4. Природные сообщества (1 ч) |
1 | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. | 1 | Повторительно - обобщающий урок | Учащиеся научатся: Давать определения понятиям. Развивать элементарные навыки устанавливания причинно-следственных связей. Объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ Учащиеся получат возможность Работать с понятийным аппаратом, развивать навыков устной речи | |
Литература
Для учеников:
Учебник В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2015г. ( линия Вертикаль, ФГОС).
Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru
Рабочая тетрадь к учебнику_В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2015г.
Тайны Живой природы. Перевод с англ. А.М.Голова.-М., «РОСМЭН» 1999
Хочу все знать. Про все на свете. Справочник для детей. «Ридерз Дайджест» 2001.
Для учителя:
А.А. Калинина Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М.: «Вако». 2011
Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, В.В.Пасечника, И.Н. Пономаревой. Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип.- М.:Глобус, 2008
Интернет – ресурсы
9.И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кумченко. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М.:Вентана-Граф. 2001
Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»