СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс (Пасечник В.В.)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 6 класс (Пасечник В.В.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс (Пасечник В.В.)»

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 36 ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

Принято на заседании

педагогического совета

«__» августа 2017 г.

Протокол № 1


Утверждено

приказом директора Лицея № 36 ОАО «РЖД»

от «__» августа 2017 г. №_____











Рабочая программа по биологии для 6 класса

учебный предмет


(базовый уровень)


Программа составлена на основе программы основного общего образования. Биология. 5—9 классы Авторы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Шевцов. М. Изд-во «Дрофа» 2015г /В сборнике программ: Биология. 5—9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Г. М. Пальдяева. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2015. — 382, [2] с.


Учебник - Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл. Автор: Пасечник В.В. – 4 –е изд., стереотип. :М.:Дрофа, 2016.

Количество часов в неделю/в год: 1/34

Количество контролирующих мероприятий: контрольные работы – 2; лабораторные работы – 12.

Составитель: Цесарская Н. Ю., учитель биологии,

ФИО должность






г. Иркутск

2017- 2018 учебный год




Планируемые результаты освоения биологии

Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.



Метапредметные результаты обучения:

— работать в соответствии с поставленной задачей;

— составлять простой и сложный план текста;

— участвовать в совместной деятельности;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.



Личностные УУД:

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;

  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры;

формирование личностных представлений о целостности природы,

  • формирование толерантности и миролюбия;



  • Познавательные УУД:
    Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

  • Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации. 

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. 

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника: осознание роли жизни; рассмотрение биологических процессов в развитии; использование биологических знаний в быту; объяснять мир с точки зрения биологии

Коммуникативные УУД:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели).

Предметными результатами обучения биологии являются:

  • формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественнонаучной картины мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

  • формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;



Содержание учебного предмета

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их

классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микро-строение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные работы:

Строения семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Корневой чехлик и корневые волоски.

Строение почек. Расположение почек на стебле.

Внутреннее строение ветки дерева.

Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).

Строение цветка. Различные виды соцветий.

Многообразие сухих и сочных плодов.

Раздел 2. Жизнь растений (12 ч)

Основные процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Регуляция процессов жизнедеятельности.

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание пророст-ков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Определение всхожести семян растений и их посев.

Раздел 3. Классификация растений (5 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Раздел 4. Природные сообщества (1 ч + 1 ч резервное время)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и

их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на раститель-ные сообщества и влияние природной среды на человека.




Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

Форма организации учебного занятия

Планируемые предметные результаты при изучении темы/раздела/главы

Примечание

I

Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 ч)



1

Введение. Система живой природы. Царство растений. Ботаника как наука.

1

Вводный урок

Учащиеся научатся:

Научатся объяснять смысл важнейших биологических терминов и понятий, определять основные части побега, корня, семени на схемах, таблицах,

рисунках и натуральных объектах.

Научатся определять основные части листа на схемах, таблицах, рисунках и

натуральных объектах.

Характеризовать строение простых и сложных листьев.

Научатся характеризовать внутреннее строение листа и его части, определять на рисунках типы клеток и называть их функции, устанавливать взаимосвязь строения и функций листа.

Получат представление о разнообразии стеблей, научатся описывать внутреннее строение стебля, его функции, определять возраст дерева по спилу

Учащиеся получат возможность:

Называть видоизменённые побеги, приводить примеры. Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов

Объяснить различия между однодомными и двудомными растениями. Различать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, муляжах и живых объектах основные типы соцветий, приводить примеры растений, имеющих различные соцветия. Классифицировать плоды: по количеству семян, по характеру околоплодника. Иметь представление о строении растительного организма.


2

Семя и его функции. Строение семени однодольных и двудольных растений. Лабораторная работа №1 Строение семян двудольных растений.

1

Комбинированный урок



3

Виды корней. Типы корневых систем. Лабораторная работа № 2. «Стержневая и мочковатая корневые системы»

1

Комбинированный урок



4

Зоны корня Лабораторная работа №3.Корневой чехлик и корневые волоски.

1

Комбинированный урок



5

Условия произрастания и видоизменение корней.

1



6

Побег и почки. Рост и развитие побега.

Лабораторная работа № 4«Строение почек»

1

Комбинированный урок



7

Внешнее строение листа.

1

Урок закрепления знаний, умений, навыков



8

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев

1

Урок закрепления знаний, умений, навыков



9

Строение стебля. Многообразие стеблей.

Лабораторная работа № 5«Внутреннее строение ветки дерева».

1

Комбинированный урок



10

Видоизменённые побеги.

Лабораторная работа № 6 «Видоизменённые побеги

(корневище, клубень, луковица)»

1

Комбинированный урок



11

Строение цветка. Лабораторная работа № 7 «Строение цветка»

1

Комбинированный урок



12

Соцветия. Лабораторная работа № 8

«Виды соцветий».

1

Комбинированный урок



13

Плоды и их классификация. Лабораторная работа № 9 «Многообразие сухих и сочных плодов».

1

Комбинированный урок



14

Распространение плодов и семян

1

Урок закрепления знаний, умений, навыков



15

Контрольная работа № 1 по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

1

Урок проверки и оценки знаний



I I

Раздел 2. Жизнь растений (12 часов).

1.

Минеральное питание растений.

1

Урок закрепления знаний, умений, навыков


Учащиеся научатся:

Развивать умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Получать информацию в ходе наблюдения лабораторного опыта и на его основании делать вывод.

Развивать умение наблюдений за

явлениями в природе

Фиксировать, объяснять анализировать результаты экспериментов.

Делать выводы, высказывать версии, формировать экологическую культуру на основании осознания необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохранения лесов.

Определять по внешнему виду растений – способ опыления. Сравнивать фотосинтез и дыхание


Учащиеся получат возможность:

формировать познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру.

Сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.


2

Фотосинтез.

1

Урок закрепления знаний, умений, навыков



3

Дыхание растений.

1

Урок закрепления знаний, умений, навыков



4

Испарение воды. Листопад.

1

Урок закрепления знаний, умений, навыков



5

Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лабораторная работа №10. «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»


1

Комбинированный урок



6

Прорастание семян.

Лабораторная работа №11. «Определение всхожести семян растений».

1

Комбинированный урок



7

Способы размножения растений.

1

Урок закрепления знаний, умений, навыков



8

Размножение споровых растений.

1

Урок закрепления знаний, умений, навыков



9

Размножение голосеменных растений.

1

Урок закрепления знаний, умений, навыков



10

Размножение покрытосеменных растений.

1

Урок самостоятельной работы



11

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

1

Урок закрепления знаний, умений, навыков



12

Контрольная работа № 2 по теме «Жизнь растений»

1

Урок проверки и оценки знаний



I I I

Раздел 3. Классификация растений 5 часов


1

Систематика покрытосеменных растений.

1

Урок закрепления знаний, умений, навыков


Учащиеся научатся:

Определять основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

Сравнивать характерные признаки двудольных и однодольных растений;

Делать морфологическую характеристику растений, выявлять признаки семейства по внешнему строению растений.

Учащиеся получат возможность:

Научиться: различать лекарственные и ядовитые растения. Устанавливать

соответствие между объектами и их

характеристиками, сравнивать и делать выводы, структурировать

информацию, подбирать критерии для

характеристики объектов




2

Класс двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.

Л/р №12. «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».

1

Комбинированный урок



3

Семейства Паслёновые и Мотыльковые, Сложноцветные (Астровые).

1

Урок закрепления знаний, умений, навыков



4

Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые).

1

Урок закрепления знаний, умений, навыков



5

Важнейшие сельскохозяйственные растения. Обобщение систематизация знаний по теме «Классификация растений»

1

Урок систематизации и обобщения знаний




Раздел 4. Природные сообщества (1 ч)

1

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

1

Повторительно - обобщающий урок

Учащиеся научатся:

Давать определения понятиям. Развивать элементарные навыки устанавливания

причинно-следственных связей. Объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ

Учащиеся получат возможность

Работать с понятийным аппаратом,

развивать навыков устной речи














































Литература

Для учеников:

  1. Учебник В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2015г. ( линия Вертикаль, ФГОС).

  2. Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru

  3. Рабочая тетрадь к учебнику_В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2015г.

  4. Тайны Живой природы. Перевод с англ. А.М.Голова.-М., «РОСМЭН» 1999

  5. Хочу все знать. Про все на свете. Справочник для детей. «Ридерз Дайджест» 2001.

Для учителя:

  1. А.А. Калинина Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М.: «Вако». 2011

  2. Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, В.В.Пасечника, И.Н. Пономаревой. Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип.- М.:Глобус, 2008

  3. Интернет – ресурсы

  4. 9.И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кумченко. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М.:Вентана-Граф. 2001

  5. Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»