Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана в соответствии со следующими документами: 1. Ст. 1213 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 17 декабря 2010 г.№ 1897 3. Основная общеобразовательная программа Основного общего образования 2015-2020 гг. 4. Авторская программа по биологии И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой. 2015г.
Цели программы:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к живой природе в процессе познавательной деятельности.
Задачи программы:
- обеспечить условия для формирования знаний о науке биологии; о свойствах живого организма; о методах биологического исследования; о строении, химическом составе и процессах жизнедеятельности клеток и тканей представителей царства «Растения»;
- обеспечить усвоение знаний о строении, жизнедеятельности, многообразии растений, о положительном и отрицательном влиянии человека на растительный мир;
- создать условия для развития навыков проведения учебно-исследовательской деятельности;
- создать условия для формирования у школьников умения работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Биологическое образование в 6 классе направлено на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях растительного организма, о его строении, жизнедеятельности, а также многообразии растений.
Освоение учебного предмета «Биология» в 6 классе направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Учебный предмет «Биология» в 6 классе способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Описание места учебного предмета, курса
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена из расчета часов, указанных в учебном плане МБОУ СОШ . Согласно учебному плану в МБОУ СОШ обучение биологии в 6 классе осуществляется в объёме 35 часов (1 час в неделю).
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Деятельность МБОУСОШ № 4 в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих результатов:
Личностные
• Положительное отношение к учебной ситуации, понимание значимости образования, понимание значимости учебного предмета для дальнейшего развития.
• Учебно-познавательный интерес к учебному предмету, учебному материалу, способам решения учебной задачи, проблемы.
• Положительное отношение к учению.
• Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая учебно-познавательную и внешнюю.
• Определение личной позиции, личного мнения по теме обсуждения, по решению задачи, по информационному материалу.
• Определение личной позиции, личного мнения по теме обсуждения, по решению задачи, по информационному материалу.
• Оценивание важности образования и познания нового.
• Уважительное и доброжелательное отношение к людям.
• Сопереживание, понимание чувств других людей.
• Сохранение мотивации к учебной деятельности.
• Развитие инициативности, находчивости в решении поставленных задач.
• Формирование способности эмоционального восприятия учебной задачи, ситуации, решений, обсуждений.
• Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию с помощью учителя.
• Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
• Ответственное отношение к учению, готовности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
• Формирование первоначального представления о науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации.
• Освоение отдельных учебных действий, ситуационный познавательный интерес
и мотивация.
Понимание необходимости контролировать и корректировать образовательный процесс и результаты деятельности.
Развитие познавательной мотивации - принятие решения задачи, обращение к учителю за дополнительными сведениями.
Формирование прогностической самооценки - регуляция активности обучающегося на этапе включения ее в новый вид деятельности, обращение субъекта к внешним оценка.
Наличие и направленность познавательного интереса учащихся на результаты или на способы познания.
Выполнение моральных норм в отношении взрослых людей и своих сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности.
Понимание необходимости идти на компромисс, уступки в разных ситуациях.
Способность к полноценному разрешению задач, возникающих на стадии развития младшего подростка.
Осознание принадлежности к социальной группе и принятие значимых для референтной группы ценностей, норм и правил.
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
Стремление к получению социальной оценки.
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты при поддержке взрослого.
Общекультурное развитие, нравственное воспитание, интеллектуальное развитие.
Направленность активности ребенка на различное содержание учебной деятельности или на разные компоненты (на способ или на результат).
Метапредметные
Регулятивные
Обучающийся научится:
в группе целеполаганию, включая постановку новых целей;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
самостоятельно при поддержке учителя планировать пути достижения целей;
в группе и индивидуально при поддержке учителя устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
индивидуально и в паре самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Получит возможность научиться:
при поддержке учителя ставить новые учебные цели и задачи;
при планировании достижения целей с помощью учителя учитывать условия и средства их достижения;
при поддержке учителя выделять альтернативные способы достижения цели;
при поддержке учителя в составе группы осуществлять учебную деятельность, устойчивую в отношении помех;
с помощью учителя осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных задач и познавательных задач;
с помощью учителя оценивать объективную трудность при решении задачи как меру ресурса для достижения поставленной цели;
с помощью учителя адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
прилагать волевые усилия для преодоления трудностей и препятствий на пути достижения целей.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• владение основами коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Получит возможность научиться:
•учитывать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• разрешать при поддержке учителя конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников совместной деятельности;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять при поддержке учителя коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий;
• в процессе коммуникации точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии, владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать групповые обсуждения между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности при поддержке учителя формулировать цели группы.
Познавательные
Обучающийся научится:
• овладение основами реализации проектно-исследовательской деятельности в малой группе или паре;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать схемы для решения задач;
• осуществлять поиск наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение и классификацию, выбирая самостоятельно или с помощью учителя основания и критерии для указанных логических операций;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• овладение основами ознакомительного, изучающего и усваивающего чтения;
• индивидуально или в паре структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить с помощью учителя проблему, аргументировать её актуальность;
• с помощью учителя в группе проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• с помощью учителя выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• с помощью учителя в группе организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• в группе или в паре делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты
Обучающийся:
• научится выделять существенные отличительные признаки растений и процессов жизнедеятельности растений (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);
• научится определять принадлежности растений к определенной систематической группе;
• научится различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, растения, опасных для человека;
• овладеет методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
• освоит общие приемы: оказания первой помощи; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
• приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Содержание учебного предмета, курса
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Раздел «Живые организмы» изучается в 6 классе в объеме 34 часов.
Живые организмы (34 часов)
Царство Растения (3 часа)
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.
Экскурсии
Сезонные явления в жизни растений.
Органы цветкового растения (10 часов)
Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.
Практические работы:
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
Микроскопическое строение растений (4 часа)
Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.
Жизнедеятельность цветковых растений (5 часов)
Процессы жизнедеятельности растений: обмен веществ и превращение энергии, почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.
Практические работы:
Вегетативное размножение комнатных растений.
Многообразие растений (9 часов)
Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Практические работы:
Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).
Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).
Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений.
Изучение внешнего строения покрытосеменных растений.
Определение признаков класса в строении растений.
Итоговая работа – 1 час
Резерв – 2 часа
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Раздел I. ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ (34) |
Тема 1: Царство Растения (3) |
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений. Экскурсия Сезонные явления в жизни растений; | Описание главных признаков растений. Различение части цветкового растения на рисунке учебника, выдвижение предположения об их функциях. Сопоставление свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Описание значения растений разных систематических групп в жизни человека. |
Тема 2: Органы цветкового растения (10) |
Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов. Практическая работа: Изучение строения семян однодольных и двудольных растений; | Рассматривание побега, корня, семени, стебля, листа цветкового растения, различение и определение их частей. Определение расположения почек на побеге цветкового растения. Изображение в тетради схемы органов цветкового растения. Формулирование общего вывода о многообразии побегов, корней, листьев у растений. Соблюдение правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием. Работа индивидуально, в паре, группе. Применение правила работы в совместной учебной деятельности. Планирование путей и выбор средств достижения поставленной цели с помощью учителя. |
Тема 3: Микроскопическое строение растений (4) |
Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа. | Изучение строения клеток на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа. Нахождение отдельных клеток, входящих в состав ткани. Обобщение результатов наблюдений, формирование выводов. Изображение клеток в тетрадях. |
Тема 4: Жизнедеятельность цветковых растений (5) |
Процессы жизнедеятельности растений: обмен веществ и превращение энергии, почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений. Практическая работа: Вегетативное размножение комнатных растений; | Оценивание значения питания, дыхания, размножения. Объяснение сущности понятия «обмен веществ», описание его биологическое значение. Объяснение сущности процесса размножения. Установление причинно-следственных связей; Нахождение информации об организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализирование, оценивание её и преобразование из одной формы в другую; |
Тема 5: Многообразие растений (9) |
Принципы классификации. Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие. Папоротникообразные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Практические работы: Изучение внешнего строения мхов (на местных видах); Изучение внешнего строения папоротника (хвоща); Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений; Изучение внешнего строения покрытосеменных растений; Определение признаков класса в строении растений. | Сравнение цветковых и голосеменных растений, описание их сходства и различий. Описание мхов, папоротников, хвощей плаунов как споровых растений, дают определение термина «спора». Определение по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп. Нахождение в тексте требуемую информацию, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Применение правила работы в совместной учебной деятельности. Планирование путей и выбор средств достижений поставленной цели с помощью учителя. Нахождение различных побегов у сосны. Описание особенностей строения хвоинки, определение количества хвоинок на побеге. Установление местоположения шишки. Сравнение значения укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Соблюдение правил работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием. |
Итоговая работа – 1 час | Систематизация и обобщение знаний по темам курса биологии 6 класса. Использование обобщения, аргументации, сравнения и классификацию для формулировки ответов. |
Повторение – 2 часа | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
УМК по биологии. 6 класс: Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А./ Под ред. Пономарёвой И.Н. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ. – 2015г.
Перечень учебного оборудования и технических средств обучения по биологии
| Коллекции |
1 | Шишки и плоды |
2 | 0бразцы коры и древесины. |
3 | Гербарий по морфологии |
4 | Семена. |
5 | Муляжи овощей |
6 | Муляжи грибов |
| Демонстрационные объемные модели (разборные). |
1 | Цветы яблони. |
2 | Цветок пшеницы. |
3 | Продольное сечение корня. |
| Микропрепараты |
1 | различные типы строения стебля. |
2 | типы размножения у растений. |
3 | строение некоторых древесин. |
4 | корень. |
5 | строение зерновок хлебных злаков. |
6 | анатомия растений. |
| Приборы лабораторные |
1 | Микроскопы ученические-12 шт. |
2 | Микроскоп М-1шт. |
3 | Спиртовка -1шт |
4 | Сухое горючее -1шт |
5 | Пипетка-1шт |
6 | Пробирка-2шт |
7 | Штатив для пробирки-1шт |
8 | Держательные щипцы -1шт |
9 | Предметные стёкла-30шт |
| Электронные пособия |
1 | уроки биологии. 6 класс; «Кирилл и Мефодий» 2004 |
2 | Природа России. 2004 |
3 | Открытая биология. «Физикон» 2005 |
4 | http://tana.ucoz.ru/load/163 |
5 | http://bio.1september.ru/urok/ |
6 | mirbiologii.ru |
7 | prezentacii.com/biologiya/ |
8 | videouroki.net |
9 | virtulab.net/ |
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Живые организмы
Обучающийся научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами
• применять методы биологической науки для организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников
получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, ядовитыми растениями;
• работать с определителями растений;
• выращивать культурные растения;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- Система оценки
Предметные результаты оцениваются с помощью:
- стартовой диагностики (в течение первой половины сентября), итоговой диагностики (в течение первой половины мая);
- текущего контроля (тестирование, тематические диктанты, практические работы, портфолио, устный опрос, творческие работы, итоговая работа),
- промежуточной аттестации по результатам четвертных оценок.
Итоговая работа проводится в конце учебного года для оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету.
Ученик осваивает предмет на базовом уровне, если выполняет не менее 50% заданий базового уровня.
На повышенном уровне ученик, кроме выполненных заданий базового уровня (не менее 50%), должен дополнительно выполнить хотя бы 50% заданий повышенного уровня. Чем ближе число баллов, полученных учащимся за выполнение заданий повышенного уровня, к максимальному значению, тем более у него развита способность применять знания для решения задачи в измененной ситуации.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, которые проводятся преимущественно в процессе изложения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Исходя из этого, оформление отчета по выполнению практической работы осуществляется в рабочих тетрадях. Практические работы проводятся по биологии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по биологии. Практические работы проводятся как индивидуально, так и в паре или в составе группы учащихся.
При проведении практических работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе определенных ниже критериев.
Критерии оценивания практической работы
При оценивании практической работы учитель должен учитывать:
правильность определения цели работы
правильность проведения работ
умение выделять существенные признаки у наблюдаемых объектов
логичность и научная грамотность в оформлении результатов работы и в выводах.
Отметка «5» выставляется при условии, что:
сформулирована цель работы;
правильно проведена работа;
выделены существенные признаки;
логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
Отметка «4» выставляется при условии, что:
цель сформулирована с помощью наводящих вопросов учителя;
правильно проведена работа;
при выделении существенных признаков названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Отметка «3» выставляется при условии, что:
цель сформулировано с помощью учителя;
допущены неточности и 1-2 ошибки при проведении работы;
при выделении существенных признаков объекта выделены лишь некоторые;
допущены ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Отметка «2»
цель сформулирована учителем;
допущены 3-4 ошибки при проведении работы, не выделены существенные признаки объекта;
отсутствует результат наблюдений и выводов.
Отметка «1»