СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 7-9 КЛАСС 2016-2017 учебный год

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

7-9 КЛАСС

   2016-2017 учебный  год

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 7-9 КЛАСС 2016-2017 учебный год»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

естественно-математического цикла

Протокол №___

от «___» _августа_2016 г.

Руководитель ШМО

_________ Л.И. Пинчук


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МОУ «Светловская школа»

«____» _августа_ 2016г.

__________ Н.В. Щербакова

УТВЕРЖДЕНО

Приказ №_____

от «___»__________ 2016г.

Директор

МОУ «Светловская школа»


__________В.Н. Никончик







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

7-9 КЛАСС

2016-2017 учебный год







МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СВЕТЛОВСКАЯ ШКОЛА»

ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



Программу составила:

Мустафаева Надежда Александровна,

учитель биологии

МОУ «Светловская школа»

Джанкойского района

Республики Крым,

квалификационная категория –

специалист







2016 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012);

  • Закона Республики Крым от 06 июля 2015 года № 131-зрк/2015 "Об образовании в Республике Крым";

  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом № 1089 от 05.03.2004 г.;

  • Основной образовательной программы основного общего образования по ФК ГОС МОУ «Светловская школа»;

  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413"

  • Авторской программы: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Сферы,. 5—9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М. Просвещение, 2011. — 144 с.)

  • Базовый учебник: «Биология» учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.В. Иванова, Москва, «Просвещение» 2013г

  • Учебного плана МОУ «Светловская школа» на 2016-2017 учебный год

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующей цели:

  • формирование у учащихся знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы, углубить знания об эволюционном развитии организмов.

Задачи изучения биологии в 7-9 классах:

  • Освоение знаний: о живой природе и присущих ей закономерностях;о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;методах познания живой природы.

  • Овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии;работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;проводить наблюдения за биологическими объектами, выполнять биологические эксперименты.

  • Развитие: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

  • Воспитание: позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.

  • Использование приобретённых знаний и умений: в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными;оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции;

  • усиление междисциплинарных связей в школьном образовании;

  • пропедевтика понятий курса общей биологии;

  • установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

  • развитие личности учащихся, стремление к участию в трудовой деятельности в области медицины.

  • познакомить с основными проблемами, которые призван решать курс;

  • подчеркнуть жизнепригодность содержания курса, значимость полученных при его изучении знаний за пределами школьного образования;

  • дать представление о системности как ведущем принципе научного познания, раскрыть сущность основных методов естественных наук.

  • способствовать развитию мотивации, интереса к новому разделу «Биология. Живые системы и экосистемы»;

  • продолжить формирование учебно-познавательной и информационной компетенности.

  • воспитывать бережное отношение к живому, чувство эмпатии к инакомыслию;

  • формировать аккуратность, бережное отношение к учебнику, лабораторному оборудованию.






















































1.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

  • особенности жизни как формы существования материи;

  • фундаментальные понятия биологии;

  • о существовании эволюционной теории;

  • основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращений энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с     материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

•        давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • владеть языком предмета.

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязь человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового расте¬ния, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённые растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье; последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушений осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
































2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7 КЛАСС


На изучение курса биологии в 7 классе отведено 68 часов – 2 часа в неделю. В курсе биологии 7 класса могут быть условно выделены шесть разделов: Организация живой природы. Эволюция живой природы. Царство Растения. Царство Животные. Бактерии, грибы, лишайники. Биологическое разнообразие и пути его сохранения


Раздел 1. Организация живой природы (5 ч)


Темы: - Уровни организации живой природы. Общие свойства организмов. Средообразующая роль организмов.Вид. Общие признаки вида. Популяции разных видов — взаимосвязанные части природного сообщества. Природное сообщество — живая часть экосистемы. Видовая и пространственная структура сообщества. Пищевые связи организмов в экосистеме. Разнообразие экосистем.Экосистема — часть биосферы.
Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, чучела и рисунки животных разных видов, схемы, рисунки, таблицы, репродукции картин, модели, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие экосистемную организацию живой природы.

Раздел 2. Эволюция живой природы (5 ч)


Темы: Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Наследственность и изменчивость , борьба за существование и естественный отбор.Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды.Возникновение высших форм жизни на основе более простых- результат эволюции.Система растений и животных — отображение эволюции. Принципы классификации.
Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, репродукции картин, схемы, рисунки, слайды, таблицы, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие движущие силы эволюции, многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям среды обитания, принципы классификации.

Контрольная работа №1 по теме: «Организация живой природы. Эволюция живой природы »

Раздел 3. Царство Растения (22 ч)


Темы: Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений .Жизненные формы растений. Современный растительный мир — результат эволюции.
Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки. Особенности строения водорослей. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации бурых водорослей. Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека.Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений. Отдел Моховидные. Мхи — самые древние высшие растения. Особенности строения мхов. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна. Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения. Торфообразование, использование торфа.Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания. Разнообразие современных папоротников и их значение. Отдел Голосеменные — древняя группа семенных растений. Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные. Разнообразие современных хвойных. Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов.
Отдел Покрытосеменные — общие признаки. Происхождение. Классы: Однодольные и Двудольные.Класс Двудольные, семейства: Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые (дикорастущие виды и культурные растения). Класс Однодольные, семейства: Лилейные

Злаки (дикорастущие виды и культурные растения). Роль злаков в луговых и степных экосистемах.Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов.Овощеводство. Капуста — древняя овощная культура, ее разновидности и сорта. Выращивание капусты.
Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, живые и гербарные экземпляры, таблицы, схемы, рисунки, репродукции картин, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие морфологические особенности отдельных растений, средообразующую деятельность; циклы развития высших растений, двойное оплодотворение покрытосеменных, разнообразие сельскохозяйственных растений, редкие и исчезающие виды.
Лабораторные работы:
1. Строение микроскопа. Приготовление препарата кожицы лука
2. Изучение одноклеточных и многоклеточных водорослей
3. Строение зеленого мха кукушкин лен.
4. Строение папоротника.
5. Строение шишек и семян сосны обыкновенной
6. Строение побегов, мужских и женских шишек хвойных растений
7. Признаки однодольных и двудольных растений.

8. Определение растений семейства Злаки
Практические работы:
1 Определение растений семейства Крестоцветные
2 Определение растений семейства Бобовые

3 Определение растений семейства Паслёновые

Контрольная работа №2 по теме: «Царство Растения »


Раздел 4. Царство Животные (27 ч)


Темы: Царство Животные. Общая характеристика. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты, как потребителей органического вещества.
Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника.Тип Саркожгутиконосцы. Особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах.Тип Споровики. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками. Тип Инфузории. Особенности строения. Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. КлассыЗначение кишечнополостных в водных экосистемах. Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями.Тип Круглые черви. Общие признаки. Разнообразие. Меры профилактики заражения круглыми червями.Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей.Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие. Классы. Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоемов.Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие. Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие. Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых. Роль насекомых в экосистемах, практическое значение.Тип Хордовые. Общие признаки. Подтип Бесчерепные, Подтип Черепные, общая характеристика.Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде. - Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры. Класс Костные рыбы. Основные отряды, значение.Класс Земноводные, или Амфибии.. Особенности строения, многообразие земноводных. Роль в экосистемах.Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки. Отряды. Роль в экосистемах и жизни человека.Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом.Птицы наземных и водных экосистем. Класс Млекопитающие, или Звери. Происхождение. Особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Роль млекопитающих в различных экосистемах. Млекопитающие различных экосистем: лесов, водоемов. Развитие животноводства

Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, схемы, таблицы, рисунки, репродукции картин, коллекции, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие основных типов животных, их происхождение, распространение в разных жизненных средах, роль в экосистемах и жизни человека, редкие и исчезающие виды.
Лабораторные работы:
9 Строение инфузории-туфельки

Внешнее строение дождевого червя.
10 Внешнее строение дождевого червя

11Строение раковины моллюска.
12. Внешнее строение насекомого.
13. Внешнее строение рыбы.
14. Внешнее строение птицы.
Экскурсия:
1. Заочная экскурсия по степи Присивашья.

Контрольная работа №3 по теме: «Царство Животные»


Раздел 5. Бактерии, грибы, лишайники (4 ч)


Темы: Царство Бактерии. Общая характеристика. Разнообразие. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека.
Царство Грибы. Общие признаки. Роль грибов. Экологические группы грибов, их роль в экосистемах.
Лишайники. Общие признаки. Роль лишайников в экосистемах. Значение в жизни человека.
Демонстрация: схемы, таблицы, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и разнообразие бактерий, грибов, лишайников, съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов, оказание первой помощи при отравлениях грибами; их роль в экосистемах.
Лабораторная работа:
15. Строение шляпочных грибов.


Раздел 6. Биологическое разнообразие и пути его сохранения (5 ч)


Видовое и экосистемное разнообразие — компоненты биологического разнообразия.

Экосистемное разнообразие — основа устойчивости биосферы.

Сохранение видового разнообразия. Красная книга.

Сохранение разнообразия экосистем. Особо охраняемые природные территории.
Демонстрация: схемы, модели, рисунки, таблицы, гербарные экземпляры, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие охраняемые виды растений, животных, грибов, заповедные территории.

Контрольная работа №4 по теме: «Биологическое разнообразие и пути его сохранения»



















































8 КЛАСС


На изучение курса биологии в 8 классе отведено 68 часов – 2 часа в неделю. В курсе биологии 8 класса могут быть условно выделены семь разделов: Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья.Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности.Опорно-двигательная система. Физическое здоровье.Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья. Репродуктивная система и здоровье.Системы регуляции жизнедеятельности.Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы

Введение (2 ч)


Темы: Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена, медицина, эмбриология, генетика, экология. Краткая история развития, предмет изучения и методы исследования. Знания о строении и жизнедеятельности организма человека – основа для сохранения его здоровья, благополучия окружающих людей. Роль гигиены и санитарии в поддержании экологически чистой природной среды.Культура здоровья - основа полноценной жизни: Роль гигиены и санитарии в поддержании экологически чистой природной среды. Культура здоровья – основа полноценной жизни.

Демонстрация: репродукции картин, изображающие тело человека; красочные рисунки об основных составляющих здорового образа жизни.

Самонаблюдение 1.Измерение массы и роста своего организма.

2. Исследование ногтей


Раздел 1. Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7 ч)


Темы: - Клетка – структурная единица организма человека. Основные неорганические и органические вещества клетки. Органоиды цитоплазмы и их значение в обеспечении жизнедеятельности клетки. Ядро – хранитель наследственной информации, его основные компоненты. Постоянство числа и формы хромосом – видовой признак организмов. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Соматические и половые клетки. Процессы, обеспечивающие развитие потомства и сохранение вида: деление клеток, образование гамет, оплодотворение.

Реализация наследственной информации и здоровье. Гены – материальные единицы наследственности, участки молекулы ДНК. Хромосомы – носители генов. Доминантные и рецессивные признаки человека. Генотип и фенотип. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы мутаций у человека. Хромосомные и генные болезни. Наследственная предрасположенность к определенным заболеваниям. Медико-генетическое консультирование, его значение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Здоровье человека и факторы окружающей природной и социальной среды. Образ жизни и здоровье.

Демонстрация: таблицы, схемы, слайды, диафильмы, фильмы, модели, иллюстрирующие строение клетки, тканей, органов и систем органов, нервной системы, процесс обмена веществ, законы наследования, типы мутаций, методы исследования генетики человека, дородовой диагностики.

Практическая работа № 1: «Состав домашней аптечки»

Контрольная работа №1 по теме: «Биологическое разнообразие и пути его сохранения»

Раздел 2. Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 ч)



Темы: Организм человека как сложная биологическая система: взаимосвязь клеток, тканей, органов, систем органов в организме. Основные ткани организма человека: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная. Строение и принципы работы нервной системы. Основные механизмы нервной и гуморальной регуляции. Рефлекс. Условные и безусловные рефлексы, их значение. Внутренняя среда организма – основа его целостности. Кровь, ее функции. Форменные элементы крови Свертывание крови, гемолиз, СОЭ. Группы крови, их наследуемость. Резус-фактор и его особенности. Влияние факторов среды и вредных привычек на состав и функции крови (анемия, лейкемия). Регуляция кроветворения. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет. Виды иммунитета. Иммунология на службе здоровья. ВИЧ-инфекция, пути передачи, «группы риска». Профилактика СПИДа.


Демонстрация: таблицы, иллюстрирующие строение тканей, компоненты внутренней среды, состав и функции крови.


Лабораторные работы:

1. Ткани организма человека

2. Строение крови лягушки и человека

Практическая работа № 2: Изучение результатов анализа крови

Контрольная работа №2 по теме: «Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности»

Раздел 3. Опорно-двигательная система. Физическое здоровье (7 ч)


Темы: Основные функции опорно-двигательной системы. Кости и их соединения – пассивная часть двигательного аппарата. Типы костей, их состав и строение. Соединение костей. Скелет, основные отделы: череп, позвоночник, скелет свободных конечностей и их функциональные особенности. Влияние наследственности, факторов среды и образа жизни на развитие скелета. Правильная осанка, ее значение для здоровья. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Предупреждения нарушения осанки и плоскостопия.Мышцы – активная часть двигательного аппарата. Типы мышц, их строение и функции. Мышечная активность и ее влияние на развитие и функции других органов. Влияние наследственности и среды на развитие мышц. Регулярные физические упражнения – залог здоровья. «Накаченные» мышцы и здоровье.


Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие строение скелета и мышц; открытки и репродукции произведений искусства, изображающие красоту и гармонию спортивного тела; схемы, таблицы, иллюстрирующие правильную осанку, сутулость, плоскостопие, влияние на работу мышц ритма и нагрузки, упражнения для корректировки осанки.


Лабораторные работы:

3. Химический состав костей.

4. Строение и функции суставов.

5. Выявление плоскостопия

Самонаблюдение

3. «Определение гибкости позвоночника».

4 «Оптимальные условия для отдыха мышц»

5.«Выявление снабжения кровью работающих органов»

6. «Координация работы мышц».

7. «Выявление плоскостопия».

Контрольная работа №3 по теме: «Опорно-двигательная система. Физическое здоровье»


Раздел 4. Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья (26 ч)

Темы: Основная функция сердечно-сосудистой системы – обеспечение движения крови по сосудам. Сердце, его строение. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца, фазы сердечной деятельности. Проводящая система сердца. Врожденные и приобретенные заболевания сердца. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Артериальное давление крови. Гипертония и гипотония. Регуляция работы сердца и сосудов: рефлекторная и гуморальная. Влияние наследственности, двигательной активности, факторов среды на сердечно-сосудистую систему человека. Меры профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при артериальных, венозных, капиллярных кровотечениях, как проявление заботы о своем здоровье и здоровье окружающих. Лимфатическая система и ее компоненты: сосуды, капилляры и узлы. Лимфа, механизм образования и особенности движения. Система дыхания. Основная функция: обеспечение поступления в организм кислорода и выведение углекислого газа. Органы дыхания: воздухоносные пути и легкие. Строение органов дыхания в связи с выполняемой функцией. Этапы дыхания: внешнее, газообмен в легких, газообмен в тканях, окисление в клетках (высвобождение энергии из веществ, получаемых с пищей). Дыхательные объемы. Дыхательные движения и механизм вентиляции легких. Объем легочного воздуха, жизненная емкость легких и ее зависимость от регулярных занятий физкультурой и спортом. Регуляция дыхания. Функции дыхательного центра продолговатого мозга. Влияние больших полушарий на работу дыхательного центра. Защитные рефлексы: кашель и чихание. Гуморальная регуляция дыхания: влияние содержания углекислого газа в крови на дыхательный центр. Дыхательная гимнастика. Болезни органов дыхания: грипп, туберкулез легких. Закаливание – важное условие гигиены органов дыхания. Флюорография как средство ранней диагностики легочных заболеваний. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Вредное влияние никотина на органы дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей. Искусственное дыхание.

Демонстрация: таблицы, муляжи, опорные конспекты, иллюстрирующие строение органов дыхательной системы, комплекс упражнений, способствующих увеличению грудной клетки и тренирующих правильное дыхание, приемы искусственного дыхания.

Лабораторные работы:

6. Саморегуляция сердечной деятельности.

7. Функциональные возможности дыхательной системы

8. Расщепление веществ в ротовой полости

Практические работы

№ 3 «Приемы остановки артериального кровотечения.

№ 4 Изучение аннотаций к лекарственным препаратам

№ 5 Составление суточного пищевого рациона.

№ 6 Определение качества пищевых продуктов

№ 7 Измерение температуры тела.

Самонаблюдение

8.«Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа».

9. Определение достаточности питательных веществ

Контрольная работа №4 по теме: «Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья»


Раздел 5. Репродуктивная система и здоровье (3 ч)


Темы: Половые и возрастные особенности человека. Принципы формирования пола. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.

Женская половая система и ее строение. Развитие яйцеклетки, менструальный цикл, роль яичников и матки. Мужская половая система и ее строение. Сперматогенез и его особенности у человека. Оплодотворение, имплантация и ранние стадии эмбрионального развития. Внутриутробное развитие организма. Беременность и роды. Факторы, влияющие на развитие плода. Искусственное прерывание беременности и его последствия для здоровья. Особенности развития детского и юношеского организмов. Половое созревание юношей и девушек. Соблюдение правил личной гигиены – залог сохранения репродуктивного здоровья и здоровья будущего потомства. Биологическая и социальная зрелость. Ранняя половая жизнь и ранние браки. Планирование семьи, средства контрацепции.Материнство. Ответственность мужчины и других членов семьи за здоровье матери и ребенка,. Беременность и роды у несовершеннолетних, влияние на здоровье будущей матери и ребенка. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на половую сферу молодого организма. Понятие о венерических заболеваниях, последствия для здоровья, их профилактика. Значение информированности, высокого уровня культуры, физических упражнений для сохранения репродуктивного здоровья.


Демонстрация: таблицы, схемы, рисунки, иллюстрирующие этапы развития зародыша и плода, генетику пола, возбудителей венерических заболеваний; снимок-плакат «Крик ребенка».


Раздел 6. Системы регуляции жизнедеятельности (7 ч)


Темы: Основные функции: регуляция деятельности органов и систем, обеспечение целостности организма и его связи с внешней средой. Нервная система – основа целостности организма, поддержания здорового состояния всех органов и тканей. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. Условные и безусловные рефлексы. Процессы возбуждения и торможения, как необходимые условия регуляции. Отделы нервной системы: центральный, периферический, соматический, вегетативный. Центральная и периферическая части нервной системы, строение и функции. Центральная нервная система (ЦНС): отделы, строение, функции. Спинной мозг, его значение, рефлекторная и проводящая функции. Головной мозг, отделы: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний и промежуточный мозг, большие полушария, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры. Наследственные и приобретенные нарушения функций нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы и их особенности.Эндокринная система. Основные функции: регуляция роста, развития, обмена веществ, обеспечение целостности организма. Железы внутренней и внешней секреции и их особенности. Строение и функции желез внутренней секреции. Нервная регуляция работы желез внутренней секреции. Влияние гормонов на функции нервной системы. Различия между нервной и эндокринной регуляцией. Болезни, вызываемые гипер- и гипофункцией желез внутренней секреции и меры их предупреждения. Наследственные и приобретенные заболевания эндокринной системы. Забота о состоянии эндокринной системы – основа здорового образа жизни.


Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие различные отделы нервной системы, строение и функции желез внутренней секреции.

Лабораторная работа:

9. Строение головного мозга человека.

Контрольная работа №5 по теме: «Системы регуляции жизнедеятельности»


Раздел 7. Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы (9 ч)


Темы: Основная функция: восприятие и анализ раздражителей внешней и внутренней среды. Органы чувств, виды ощущений. Анализаторы, их роль в познании окружающего мира. Орган зрения, строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов. Наследственные (дальтонизм, близорукость) и приобретенные заболевания глаз. Повреждения глаз. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Орган слуха и слуховой анализатор. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Отрицательные последствия влияния сильного шума на организм человека. Борьба с шумом. Болезни органов слуха, их предупреждение. Соблюдение правил гигиены органа слуха, забота о здоровье своем и окружающих – основа сохранения психического и физического здоровья молодого поколения. Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.


Демонстрация: таблицы, слайды, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение различных анализаторов.

Лабораторная работа:

10.Значение органов осязания.

Самонаблюдения:

11. «Выявление слепого пятна на сетчатке глаза»

12.«Работа хрусталика»

13. «Влияние давление в ротовой и носовой полости на давление в среднем ухе».

Контрольная работа №6 по теме: «Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы»



























9 КЛАСС


На изучение курса биологии в 9 классе отведено 68 часов – 2 часа в неделю. В курсе биологии 9 класса могут быть условно выделены семь разделов: Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья.Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности.Опорно-двигательная система. Физическое здоровье.Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья. Репродуктивная система и здоровье.Системы регуляции жизнедеятельности.Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы

Введение (2 ч)


Темы: Биологические системы и экосистемы . Почему важно их изучать . Иерархия живых систем , их общие свойства. Методы биологического познания: эксперимент, наблюдение, моделирование. Научный факт , гипотеза, теории , их роль в биологическом познании.

Демонстрация: таблицы, рисунки, видеофрагменты, иллюстрирующие разнообразие живых систем и экосистем, методы биологического познания.


Раздел 1. Организм (22 часа)


Темы: Организм - целостная саморегулирующаяся система. Связь организма с внешней средой. Удовлетворение потребностей – основа поведения организма. Размножение и развитие организмов. Определение пола. Возрастные периоды онтогенеза человека. Наследственность и изменчивость – свойства организма. Наследственная информация и её носители. Гомологичные хромосомы, аллельные гены. Основные законы наследования (на примере человека): доминирования, расщепления, независимого комбинирования признаков. Взаимодействие генов. Наследование, сцепленное с полом. Закономерности наследственной изменчивости. Экологические факторы и их действие на организм. Ограничивающий фактор. Адаптация организма к условиям окружающей среды. Влияние природных факторов на организм человека. Негроидная, европеоидная и монголоидная расы, формирование расовых признаков как результата приспособления к условиям среды. Географические группы людей : арктическая , тропическая , пустынная, высокогорная. Биологические ритмы . Влияние суточных ритмов на жизнедеятельность человека. Годовые ритмы, фотопериодизм. Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Влияние экстримальных факторов на организм человека. Стресс, его профилактика. Последствия влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков на организм подростка.


Демонстрация: таблицы, рисунки , видеофрагменты , иллюстрирующие оплодотворение и развитие организмов, наследственность и изменчивость , действие экологических факторов , биологические ритмы.

Лабораторныая работа:

  1. Оценка температурного режима учебных помещений.

Проектная деятельность:

  1. Суточные изменения некоторых физиологических показателей организма человека.

  2. Гигиенические нормы сна подростка.

  3. Действие экологического фактора.

Практическая работа№ 1: Решение элементарных задач по генетике.

Контрольная работа № 1 по теме: «Организм»


Раздел 2. Вид. Популяция. Эволюция видов. (23 час).


Темы: Вид и его критерии. Популяционная структура вида. Динамика численности популяций. Саморегуляция численности популяций. Структура популяций. Теория Ч. Дарвина об эволюции видов. Современная эволюционная теория. Популяция- единица эволюции. Факторы эволюции, поставляющие материал для отбора. Естественный отбор, его формы. Формирование приспособлений – результат эволюции. Видообразование – результат действия факторов эволюции. Экологическое и географическое видообразование. Селекция – эволюция, направляемая человеком. Искусственный отбор и его творческая роль. Гибридизация. Искусственный мутагенез. Систематика и эволюция. Принципы классификации. Доказательства и основные этапы антропогенеза. Биологические и социальные факторы эволюции человека. Высшая нервная деятельность. Рефлекторная теория И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Возбуждение, торможение. Взаимная индукция. Доминанта. Особенности высшей нервной деятельности человека. Слова- сигналы сигналов. Динамический стереотип. Сознание- высший уровень развития психики, свойственный человеку. Рассудочная деятельность животных. Бессознательные и подсознательные процессы. Мышление и воображение. Речь и её значение. Развитие и виды речи. Память, её виды и формирование. Эмоции, их виды и значение. Типы эмоциональных состояний. Чувство любви- основа брака и семьи. Темперамент. Типы высшей нервной деятельности.

Демонстрация: коллекции, гербарные материалы для иллюстрации морфологического критерия вида, изменчивости , наследственности , межвидовых взаимодействий. Модели происхождения человека, таблицы, рисунки, иллюстрирующие высшую нервную деятельность и её особенности у человека.

Лабораторные работы:

2Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания.

3Искусственный отбор и его критерии.

Практическая работа

2.Выявление объема смысловой памяти.

3.Определение типа темперамента.

Контрольная работа №2 по теме: «Вид. Популяция. Эволюция видов»


Раздел 3. Биоценоз. Экосистема. (13 часов).


Темы: Видовая и пространственная структура биоценоза. Конкуренция-основа поддержания видовой структуры биоценоза. Принцип Гаузе. Неконкурентные взаимоотношения между видами, их значение. Организация и разнообразие экологических систем. Функциональные группы организмов в экосистеме: продуценты, консументы, редуценты. Природные и искусственные, наземные и водные, с богатым и бедным видовым составом экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Экологические пирамиды. Разнообразие и ценность естественных биоценозов суши, лесов, степей, лугов. Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. Практическое значение знаний о развитии сообществ. Агроценоз. Агроэкосистема. Пути повышения продуктивности и устойчивости агроценозов. Биологическое разнообразие и пути его сохранения.

Демонстрация: гербарные материалы; таблицы, схемы, видеофильмы, иллюстирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозе, цепи питания; разнообразие экосистем, аквариум как модель экологической системы.


Лабораторные работы:

4.Цепи питания обитателей аквариума

Контрольная работа №3 по теме: «Биоценоз. Экосистема»


Раздел 4. Биосфера (7 часов).

Темы: Биосфера, её границы. Среды жизни. Живое вещество биосферы, его функции. Средообразующая деятельность живого вещества. Круговорот веществ – основа целостности биосферы. Последствия нарушения круговорота углерода. Биосфера и здоровье человека.

Демонстрация: таблицы, иллюстрирующие границы биосферы; схемы круговоротов веществ и превращения энергии.

Проектная деятельность:

Актуальные проблемы региона.

Контрольная работа №4 по теме: «Биосфера»












































3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС



Раздел

Тема

Количество часов

Контр. работы

Лабораторные работы


Практические работы

1.Организация живой природы

5

-

-

-

2.Эволюция живой природы

5

1

-


-

3.Царство Растения

22

1

8


3

4.Царство Животные

27

1

6


-

5.Бактерии, грибы, лишайники

4

-

1


-

6.Биологическое разнообразие и пути его сохранения

5

1

-


-



Итого:


68

4

15


4



















8 КЛАСС


Раздел

Тема

Количество часов

Контр. работы

Лабораторные работы


Практические работы

1

Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья

9

1


1

2

Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности


7

1

2



1

3

Опорно-двигательная система. Физическое здоровье

7

1

3


-

4

Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья

26

1

3


5

5

Репродуктивная система и здоровье

3

-

-


-

6

Системы регуляции жизнедеятельности

7

1

1


-

7

Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы

9

1

1


-



Итого:


68

6

10



7















9 КЛАСС

Раздел

Тема

Количество часов

Контр. работы

Лабораторные работы


Практические работы

1

Организм

24

1

1


1

2

Вид. Популяция. Эволюция видов.

23

1

2


2

3

Биоценоз. Экосистема

14

1

1


-

4

Биосфера

7

1

-


-



Итого:


68

4

4


3