СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 7 класс, школа 8 вида

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс»


Министерство образования и науки Алтайского края


Краевое государственное бюджетное образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Рубцовская общеобразовательная школа-интернат № 2 »


Утверждено на заседании Утверждаю

Педагогического совета Директор КГБОУ

Протокол заседания № 1 от 28.08.2020 «Рубцовская общеобразовательная

школа-интернат № 2

__________________ С.А.Велиева

Приказ № ______ от 31.08.2020






Рабочая программа

учебного предмета

«Биология»

7 класса

2020-2021 учебный год









Составитель: Скрябина Е.А.

учитель первой категории









Рассмотрено на заседании МО учителей

Руководитель МО ______ О.Н. Журавлёва

Протокол заседания № 1 от 21.08.2020



Согласовано

Зам.директора по УР

________ М.В. Сенькина

28.08.2020







Пояснительная записка



Рабочая программа по учебному предмету «Биология» разработана на основе:


  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (ред.от13.12.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 №30067);

  • приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YІІІ вида 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой: – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2012г.;

  • учебный план образовательного учреждения.



Цель: развитие мировоззрения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и обогащение их социального опыта знаниями о природе.


Задачи преподавания биологии состоят в том, чтобы:

  • сообщить учащимся знаний об основных элементах живой природы (бактерии, грибы, растения);

  • проводить через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов), бережное отношение к природе;

  • ознакомить с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними;

  • привить навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека;

  • ориентировать учащихся на получение сельскохозяйственных профессий.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.













Общая характеристика учебного предмета


Изучение курса 7 класса «Биология. Растения. Грибы. Бактерии» начинается со знакомства с зелеными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями, которые доступны для чувствительного восприятия учащихся и на которых начинают формирование физиологических понятий, свойственным всем живым организмам. Затем изучаются бактерии и грибы. Оканчивается курс изучением разнообразия цветковых растений и использования их в сельском хозяйстве и быту. Такая последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащихся коррекционной школы.

Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений, лишь такие признаки их сходства и различия, которые можно наглядно показать по таблицам и образцам.


Основные направления коррекционной работы:

  • развитие у учащихся наблюдательность, речь и мышление;

  • развитие умения устанавливать простейшие причинно-

следственные отношения;

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


Обучение биологии носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.




























Основные технологии:

  • игровые;

  • здоровьесберегающие;

  • дифференцированное обучение;


Основные формы:

  • урок;

  • экскурсия;

  • факультатив;

  • внеклассная работа.


Основные методы организации учебного процесса (по источнику знаний):

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

  • наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация;

  • практические – упражнения, лабораторные и практические работы, опыты, учебно - производительный труд.


При изучении тем курса используются:

• учебники;

• наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, натуральные объекты, муляжи и др.);

• дидактический материал;

• экологические игры;

• коррекционные задания и упражнения.


































Описание места учебного предмета в учебном плане

Биология как учебный предмет в 7 классе коррекционной школе YІІІ вида включает раздел «Растения. Грибы. Бактерии », по которому предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой природе.

Программа рассчитана на 68 часов в год, по 2 часа в неделю


Рабочая программа ориентирована на учебник:

Клепинина З.А. Биология. Растения. Грибы. Бактерии 7 класс

учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений YІІІ вида,

-М.: Просвещение, 2013

Допущено Министерством образования Российской Федерации












































Планируемые результаты освоения курса «Биология»


Учащиеся должны знать:

  • названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;

  • разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

  • строение и общие биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных.

Сниженный уровень:


  • названия некоторых бактерий, грибов;

  • разницу ядовитых и съедобных грибов;

  • общие биологические особенности распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных.

Учащиеся должны уметь:


  • отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);

  • приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);

  • различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);

  • различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;

  • выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);

  • различать грибы и растения.


Сниженный уровень:

  • отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);

  • различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);

  • выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);



Учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (читать текст учебника, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя, отвечать на вопросы). Для самостоятельного выполнения таким учащимся даются посильные для них задания.

Перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований осуществляется после проведения индивидуальной работы с использованием специальных методических приёмов.















Содержание учебного предмета

Введение

Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.

РАСТЕНИЯ

Общее знакомство с цветковыми растениями

Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень. Подземные и наземные органы цветкового растения.

Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Стебель. Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения.

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.

Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение.

Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).

Демонстрация опытов:

1.Испарение воды листьями.

2.Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).

3.Образование крахмала в листьях на свету.

4.Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

5.Условия, необходимые для прорастания семян.

Практические работы:

Органы цветкового растения.

Строение цветка.

Определение строения семени с двумя семидолями (фасоль).

Строение семени с одной семидолей (пшеница).

Определение всхожести семян.

Многообразие цветковых растений (покрытосеменных)

Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).

Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

Однодольные растения

Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).

Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Практические работы:

Перевалка и пересадка комнатных растений.

Строение луковицы.

Двудольные растения

Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.

Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).

Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.

Практические работы:

Строение клубня картофеля.

Выращивание рассады.

Многообразие бесцветковых растений

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Охрана растительного мира.

Бактерии

Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы

Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.

Практические работы :

Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке.

Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Уборка прошлогодней листвы.

Экскурсия : «Весенняя работа в саду».

Повторение























Тематическое планирование

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

15 часов

15 часов

20 часов

18

68








Наименование разделов и тем








Всего часов



Из них

Виды учебной деятельности

Практи

ческие

Экскур

сии

Контроль

ные, самостоя

тельные


1

1.1

1

Введение

Многообразие растений

2

1







• работа с текстом учебника;



• работа в тетради;




• работа с натуральными образцами;




• зарисовка условных знаков, рисунков, моделирование;




• работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;




• развёрнутые объяснения при объяснении явлений и событий, что содействует развитию речи и мышления;




• самостоятельные письменные работы по карточкам и тестам, которые способствуют развитию умения переносить полученные знания в новые учебные условия;




• работа с простейшим лабораторным оборудованием и оборудованием при работе на пришкольном участке;




• индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание явлений и событий.














• работа с текстом учебника;



• работа в тетради;




• работа с натуральными образцами;




• зарисовка условных знаков, рисунков, моделирование;




• работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;




• развёрнутые объяснения при объяснении явлений и событий, что содействует развитию речи и мышления;





1.2

2

Значение и охрана растений

1




2


2.1

3

Общее знакомство с цветковыми растениями Органы цветкового растения. Практическая работа « Органы цветкового растения»

19


1

5


1


1

2.2

4

ЦВЕТОК. Строение цветка. Практическая работа: «Строение цветка».

1

1



2.3

5

Виды соцветий

1




2.4

6

Опыление цветков

1




2.5

7

ПЛОДЫ Разнообразие плодов.

1




2.6

8

СЕМЯ Внешний вид и строение семени фасоли. Практическая работа: «Определение строения семени с двумя семидолями (фасоль)».

1

1



2.7

9

Строение семени пшеницы. Практическая работа : «Строение семени с одной семядолей (пшеница»).

1

1



2.8

10

Размножение семенами. Практическая работа «Определение всхожести семян»

1

1



2.9

11

КОРЕНЬ. Корневые системы

1




2.10

12

Значение и видоизменение корней

1






2.11



13



ЛИСТ. Внешнее строение листа.



1




2.12

14

Образование органических веществ.

1




2.13

15

Испарение воды листом

1




2.14

16

Дыхание растений

1




2.15

17

Обмен веществ у растений. Листопад.

1




2.16

18

СТЕБЕЛЬ. Строение стебля.

1




2.17

19

Значение стебля в жизни растения

1




2.18

20

Разнообразие стеблей

1




2.19

21

Самостоятельная работа «Растение целостный организм»

1



1

3


3.1

22

Многообразие бесцветковых растений

Деление растений на группы

6


1



1

3.2

23

Мхи.

1




3.3

24

Папоротники

1




3.4

25

Голосеменные. Хвойные растения

1




3.5

26

Повторение. «Многообразие бесцветковых растений».

1




3.6

27

Контрольная работа за полугодие «Бесцветковые растения»

1



1

4

4.1

28

Многообразие цветковых растений (покрытосеменных)

Деление их на классы

31

1

3


1

4.2

29

Однодольные растения. ЗЛАКОВЫЕ. Общие признаки



1




4.3

30

Хлебные злаковые культуры. Пшеница, ячмень

1




4.4

31

Овес, кукуруза

1




4.5

32

Выращивание зерновых

1




4.6

33

Использование злаков в

народном хозяйстве

1













фронтальная работа

вместе со всем классом (читать текст учебника, списывать с доски,

работать у доски

с помощью учителя,

отвечать на вопр

осы



• работа с текстом учебника;



• работа в тетради;




• работа с натуральными образцами;


• зарисовка условных знаков, рисунков, моделирование;


• работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;

• развёрнутые объяснения при объяснении явлений и событий, что содействует развитию речи и мышления;

• работа с простейшим лабораторным оборудованием и оборудованием при работе на пришкольном участке;


4.7

34

ЛИЛЕЙНЫЕ. Общие признаки лилейных

1




4.8

35

Цветочно-декоративные лилейные . Практическая работа: Перевалка и пересадка комнатных растений.

1

1



4.9

36

Овощные лилейные. Практическая работа: «Строение луковицы»

1

1



4.10

37

Дикорастущие лилейные. Ландыш

1




4.11

38

Двудольные растения ПАСЛЕНОВЫЕ. Общие признаки пасленовых. Паслён.


1




4.12

39

Картофель. Практическая работа «Строение клубня картофеля»

1

1



4.13

40

Овощные пасленовые. Томат, баклажан, перец

1




4.14

41

Цветочно-декоративные пасленовые

1




4.15

42

БОБОВЫЕ. Общие признаки бобовых

1




4.16

43

Пищевые бобовые растения. Горох

1




4.17

44

Кормовые бобовые растения

1




4.18

45

РОЗОЦВЕТНЫЕ. Общие признаки розоцветных

1




4.19

46

Шиповник

1




4.20

47

Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня.

1




4.21

48

Груша. Тест

1




4.22

49

Вишня

1




4.23

50

Малина.

1




4.24

51

Земляника

1




• работа с текстом учебника;



• работа в тетради;




• работа с натуральными образцами;




• зарисовка условны• работа с текстом учебника;



• работа в тетради;




• работа с натуральными образцами;

х знаков, рисунков, моделирование;




• работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;




• развёрнутые объяснения при объяснении явлений и событий, что содействует развитию речи и мышления;




• самостоятельные письменные работы по карточкам и тестам, которые способствуют развитию умения переносить полученные знания в новые учебные условия;

4.25

52

Персик и абрикос. Тест

1




4.26

53

СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ.

Общие характеристики сложноцветных

1




4.27

54

Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник.

1




4.28

55

Однолетние цветочно-декоративные сложноцветные

1




4.29

56

Многолетние цветочно-декоративные сложноцветные

Тест

1




4.30

57

Уход за комнатными растениями. Практическая работа «Перевалка комнатных растений»

1




4.31

58

Пересадка комнатных растений

Практическая работа

1



1

4,32

59

Растение живой организм. Охрана растительного мира.





4,33

60

Контрольная работа по теме «Растения»





5

5.1

61

Бактерии


2

1




5.2

62

Значение в природе и жизни человека.

1




6

6.1

63

Грибы.

Строение шляпочного гриба

3

1




6.2

64

Грибы съедобные и ядовитые

1




7.2

65

Контрольная работа за год

1

1



7.3

66

Весенние работы в саду Практическая работа Уборка прошлогодней листвы.

1

1



8.1


67


Растение - живой организм

1




8.2

68

Охрана растительного мира.

1







Итого Разделов -8 Тем - 62

68

11


5
































Контрольно-измерительные материалы



тема

форма

дата

всего

1 четверть





2 четверть

«Бесцветковые растения»

тест

7а 17.12

7б 19.12

1

З четверть





4 четверть

Итоговая за год

тест

7а 13.05

7б 17.05

1

год




2



Контрольная работа по биологии 7 класс 1 полугодие

3 вариант


ФИ______________________________________


1. Подчеркните название органов цветкового растения:


КОРЕНЬ, ГРИБНИЦА, ЛИСТ, СТЕБЕЛЬ, ПОБЕГ, ЦВЕТОК, НОЖКА, СПОРА.




2. Подпиши названия соцветий растений (КОЛОС, ЗОНТИК, КИСТЬ)




______________ _________________ ______________




3. Соедините названия плода с названием растения стрелкой по образцу:

арбуз

сочные горох

яблоко

клен

огурец




4. Подпиши названия корневых систем. (МОЧКОВАТАЯ, СТЕРЖНЕВАЯ)




_ __________________ _____________________




5. Какими цифрами обозначены: листовая пластинка, черешок.


      1. 1.

2.



2.





6. Что вы знаете о грибах? 7. Виды бактерий





Контрольная работа по биологии 7 класс 1 полугодие

2 вариант


ФИ______________________________________________________

1. Впишите названия органов цветкового растения:



2. Подпиши названия соцветий растений




______________ _________________ ______________ _________________



3. Соедините названия плода с названием растения стрелкой по образцу:

арбуз

сочные горох

яблоко

сухие клен

огурец


4. Подпиши виды корней и названия корневых систем


_____________________ ________________


5. Лист.

Определите вид листа:






__________________ _________________________

Названия растений:

1 1

2 2


6. Из каких слоев состоит стебель? Подчеркните, самую прочную часть стебля.


7. Что вы знаете о грибах?



Контрольная работа по биологии 7 класс 1 полугодие

1вариант


ФИ______________________________________________________

1. Подчеркните названия частей цветка:


ВЕНЧИК, ГРИБНИЦА, ЛИСТ, ПЕСТИК, ПОБЕГ, ТЫЧИНКА,


НОЖКА, СПОРА, ЧАШЕЧКА, ЦВЕТОНОЖКА.



2. Подпиши названия соцветий растений:


______________ _________________ ______________ _________________



3. Какую роль выполняют плоды растения?





4. Подпиши виды корней и названия корневых систем


_____________________ ________________


5. Продолжите предложение:


Листья бывают



6. Какие виды стеблей существуют в природе?





7. Что вы знаете о бактериях?

Контрольная работа по биологии 7 класс за учебный год

1 вариант

Ф.И. ___________________________________дата_________________

1. Перечислите название трав:





2. Подпишите, из каких частей состоит цветок. Подчеркните главные части цветка.

1. 2.

3. 4.

5.

3. Какие виды жилкования вам известны.(по плану: вид – растение)





4. Допишите предложения.

К голосеменным растениям относятся_________________________________

__________________________________________________________________

Особенность этих растений__________________________________________



5. Впишите названия плодов растений, определите вид плода по образцу.

яблоня – яблоко, сочный.

клен –

пшеница –

томат-

6. Укажите, в какой части стебля запасаются питательные вещества?

_________________________________________________________________.



7. Соедините названия семейств и названия растений.

Злаки подсолнечник

пшеница

календула

рожь

сложноцветные кукуруза

ромашка

рис

8. Из чего образуются торфяные болота?__________________________

9. Дайте характеристику растению на выбор по плану.

  1. Название растения

  2. Класс Семейство

  3. Вид

  4. Тип

  5. Признаки

  6. Применение

Контрольная работа по биологии 7 класс за учебный год

2 вариант

Ф.И. ___________________________________дата_________________

1. Перечислите название кустарников:



2. Подпишите, из каких частей состоит цветковое растение.

1.

2.

3.

4.


3. Какие виды корневых систем вам известны._____________________

_________________________________________________________________.

4. Допишите предложения.

Грибы бывают____________________________________________________

Перечислите названия грибов, используемых в пищу:____________________

__________________________________________________________________


5. Впишите названия плодов растений, определите вид плода по образцу.

Яблоня – яблоко, сочный.

Подсолнечник -

Капуста -

Груша -

6. Укажите, какая часть стебля защищает растения от проникновения микроорганизмов, пыли. _________________________________________.

7. Соедините названия семейств и названия растений.

лилейные томат

лук

перец

чеснок

пасленовые лилия

картофель


8. Где растут папоротники?__________________________

9. Дайте характеристику растению на выбор по плану.

1.Название растения

2.Класс Семейство

3.Вид

4. Признаки

5. Применение










Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса


Основная литература:


1.Клепинина З.А. Биология. Растения. Грибы. Бактерии 7 класс

учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений YІІІ вида, -М.: Просвещение, 2013. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.


  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YІІІ вида 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой: Сб.1. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2011



Дополнительная литература:


1. Абрамова З.В. Использование программированного обучения на уроках биологии // Биология в школе. - 1974.- №2

2. Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии. Книга для учителя. Под ред. Л.В.Реброва, Е.В. Прохорова. - М.: Просвещение,1997.

3. Клепенина З.А. рабочая тетрадь Биология. Растения, бактерии, грибы - М.: Просвещение, 2005.

4. Мирончик М.П.Элементы программированного обучения естествознанию во вспомогательной школе//Дефектология.- 1986 - №6

5. Худенко Е.Д. Наглядно-практические методы обучения на уроках естествознания во вспомогательной школе // Дефектология.- 1993 - №1

6. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания. МГПИ им. В.И.Ленина, 1999.

7. Видеофильмы и слайд—презентации по теме.



ТСО:

Ноутбук, телевизор