Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Рубцовская общеобразовательная школа-интернат № 2 »
Утверждено на заседании Утверждаю
Педагогического совета Директор КГБОУ
Протокол заседания № 1 от 28.08.2020 «Рубцовская общеобразовательная
школа-интернат № 2
__________________ С.А.Велиева
Приказ № ______ от 31.08.2020
Рабочая программа
учебного предмета
«Биология»
7 класса
2020-2021 учебный год
Составитель: Скрябина Е.А.
учитель первой категории
Рассмотрено на заседании МО учителей
Руководитель МО ______ О.Н. Журавлёва
Протокол заседания № 1 от 21.08.2020
Согласовано
Зам.директора по УР
________ М.В. Сенькина
28.08.2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» разработана на основе:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (ред.от13.12.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 №30067);
приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YІІІ вида 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой: – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2012г.;
учебный план образовательного учреждения.
Цель: развитие мировоззрения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и обогащение их социального опыта знаниями о природе.
Задачи преподавания биологии состоят в том, чтобы:
сообщить учащимся знаний об основных элементах живой природы (бактерии, грибы, растения);
проводить через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов), бережное отношение к природе;
ознакомить с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними;
привить навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека;
ориентировать учащихся на получение сельскохозяйственных профессий.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение курса 7 класса «Биология. Растения. Грибы. Бактерии» начинается со знакомства с зелеными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями, которые доступны для чувствительного восприятия учащихся и на которых начинают формирование физиологических понятий, свойственным всем живым организмам. Затем изучаются бактерии и грибы. Оканчивается курс изучением разнообразия цветковых растений и использования их в сельском хозяйстве и быту. Такая последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащихся коррекционной школы.
Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений, лишь такие признаки их сходства и различия, которые можно наглядно показать по таблицам и образцам.
Основные направления коррекционной работы:
развитие у учащихся наблюдательность, речь и мышление;
развитие умения устанавливать простейшие причинно-
следственные отношения;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение биологии носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
Основные технологии:
Основные формы:
урок;
экскурсия;
факультатив;
внеклассная работа.
Основные методы организации учебного процесса (по источнику знаний):
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация;
практические – упражнения, лабораторные и практические работы, опыты, учебно - производительный труд.
При изучении тем курса используются:
• учебники;
• наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, натуральные объекты, муляжи и др.);
• дидактический материал;
• экологические игры;
• коррекционные задания и упражнения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Биология как учебный предмет в 7 классе коррекционной школе YІІІ вида включает раздел «Растения. Грибы. Бактерии », по которому предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой природе.
Программа рассчитана на 68 часов в год, по 2 часа в неделю
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Клепинина З.А. Биология. Растения. Грибы. Бактерии 7 класс
учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений YІІІ вида,
-М.: Просвещение, 2013
Допущено Министерством образования Российской Федерации
Планируемые результаты освоения курса «Биология»
Учащиеся должны знать:
названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
строение и общие биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных.
Сниженный уровень:
названия некоторых бактерий, грибов;
разницу ядовитых и съедобных грибов;
общие биологические особенности распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных.
Учащиеся должны уметь:
отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
различать грибы и растения.
Сниженный уровень:
отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
Учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (читать текст учебника, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя, отвечать на вопросы). Для самостоятельного выполнения таким учащимся даются посильные для них задания.
Перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований осуществляется после проведения индивидуальной работы с использованием специальных методических приёмов.
Содержание учебного предмета
Введение
Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.
РАСТЕНИЯ
Общее знакомство с цветковыми растениями
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень. Подземные и наземные органы цветкового растения.
Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Стебель. Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения.
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.
Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение.
Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).
Демонстрация опытов:
1.Испарение воды листьями.
2.Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
3.Образование крахмала в листьях на свету.
4.Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
5.Условия, необходимые для прорастания семян.
Практические работы:
Органы цветкового растения.
Строение цветка.
Определение строения семени с двумя семидолями (фасоль).
Строение семени с одной семидолей (пшеница).
Определение всхожести семян.
Многообразие цветковых растений (покрытосеменных)
Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Практические работы:
Перевалка и пересадка комнатных растений.
Строение луковицы.
Двудольные растения
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Практические работы:
Строение клубня картофеля.
Выращивание рассады.
Многообразие бесцветковых растений
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Охрана растительного мира.
Бактерии
Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы
Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.
Практические работы :
Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке.
Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Уборка прошлогодней листвы.
Экскурсия : «Весенняя работа в саду».
Повторение
Тематическое планирование
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
15 часов | 15 часов | 20 часов | 18 | 68 |
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Виды учебной деятельности |
Практи ческие | Экскур сии | Контроль ные, самостоя тельные | |
1 1.1 | 1 | Введение Многообразие растений | 2 1 | | | | • работа с текстом учебника; • работа в тетради; • работа с натуральными образцами; • зарисовка условных знаков, рисунков, моделирование; • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя; • развёрнутые объяснения при объяснении явлений и событий, что содействует развитию речи и мышления; • самостоятельные письменные работы по карточкам и тестам, которые способствуют развитию умения переносить полученные знания в новые учебные условия; • работа с простейшим лабораторным оборудованием и оборудованием при работе на пришкольном участке; • индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание явлений и событий. • работа с текстом учебника; • работа в тетради; • работа с натуральными образцами; • зарисовка условных знаков, рисунков, моделирование; • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя; • развёрнутые объяснения при объяснении явлений и событий, что содействует развитию речи и мышления; |
1.2 | 2 | Значение и охрана растений | 1 | | | |
2 2.1 | 3 | Общее знакомство с цветковыми растениями Органы цветкового растения. Практическая работа « Органы цветкового растения» | 19 1 | 5 1 | | 1 |
2.2 | 4 | ЦВЕТОК. Строение цветка. Практическая работа: «Строение цветка». | 1 | 1 | | |
2.3 | 5 | Виды соцветий | 1 | | | |
2.4 | 6 | Опыление цветков | 1 | | | |
2.5 | 7 | ПЛОДЫ Разнообразие плодов. | 1 | | | |
2.6 | 8 | СЕМЯ Внешний вид и строение семени фасоли. Практическая работа: «Определение строения семени с двумя семидолями (фасоль)». | 1 | 1 | | |
2.7 | 9 | Строение семени пшеницы. Практическая работа : «Строение семени с одной семядолей (пшеница»). | 1 | 1 | | |
2.8 | 10 | Размножение семенами. Практическая работа «Определение всхожести семян» | 1 | 1 | | |
2.9 | 11 | КОРЕНЬ. Корневые системы | 1 | | | |
2.10 | 12 | Значение и видоизменение корней | 1 | | | |
2.11 | 13 | ЛИСТ. Внешнее строение листа. | 1 | | | |
2.12 | 14 | Образование органических веществ. | 1 | | | |
2.13 | 15 | Испарение воды листом | 1 | | | |
2.14 | 16 | Дыхание растений | 1 | | | |
2.15 | 17 | Обмен веществ у растений. Листопад. | 1 | | | |
2.16 | 18 | СТЕБЕЛЬ. Строение стебля. | 1 | | | |
2.17 | 19 | Значение стебля в жизни растения | 1 | | | |
2.18 | 20 | Разнообразие стеблей | 1 | | | |
2.19 | 21 | Самостоятельная работа «Растение целостный организм» | 1 | | | 1 |
3 3.1 | 22 | Многообразие бесцветковых растений Деление растений на группы | 6 1 | | | 1 |
3.2 | 23 | Мхи. | 1 | | | |
3.3 | 24 | Папоротники | 1 | | | |
3.4 | 25 | Голосеменные. Хвойные растения | 1 | | | |
3.5 | 26 | Повторение. «Многообразие бесцветковых растений». | 1 | | | |
3.6 | 27 | Контрольная работа за полугодие «Бесцветковые растения» | 1 | | | 1 |
4 4.1 | 28 | Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) Деление их на классы | 31 1 | 3 | | 1 |
4.2 | 29 | Однодольные растения. ЗЛАКОВЫЕ. Общие признаки | 1 | | | |
4.3 | 30 | Хлебные злаковые культуры. Пшеница, ячмень | 1 | | | |
4.4 | 31 | Овес, кукуруза | 1 | | | |
4.5 | 32 | Выращивание зерновых | 1 | | | |
4.6 | 33 | Использование злаков в народном хозяйстве | 1 | | | | фронтальная работа вместе со всем классом (читать текст учебника, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя, отвечать на вопр осы • работа с текстом учебника; • работа в тетради; • работа с натуральными образцами; • зарисовка условных знаков, рисунков, моделирование; • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя; • развёрнутые объяснения при объяснении явлений и событий, что содействует развитию речи и мышления; • работа с простейшим лабораторным оборудованием и оборудованием при работе на пришкольном участке; |
4.7 | 34 | ЛИЛЕЙНЫЕ. Общие признаки лилейных | 1 | | | |
4.8 | 35 | Цветочно-декоративные лилейные . Практическая работа: Перевалка и пересадка комнатных растений. | 1 | 1 | | |
4.9 | 36 | Овощные лилейные. Практическая работа: «Строение луковицы» | 1 | 1 | | |
4.10 | 37 | Дикорастущие лилейные. Ландыш | 1 | | | |
4.11 | 38 | Двудольные растения ПАСЛЕНОВЫЕ. Общие признаки пасленовых. Паслён. | 1 | | | |
4.12 | 39 | Картофель. Практическая работа «Строение клубня картофеля» | 1 | 1 | | |
4.13 | 40 | Овощные пасленовые. Томат, баклажан, перец | 1 | | | |
4.14 | 41 | Цветочно-декоративные пасленовые | 1 | | | |
4.15 | 42 | БОБОВЫЕ. Общие признаки бобовых | 1 | | | |
4.16 | 43 | Пищевые бобовые растения. Горох | 1 | | | |
4.17 | 44 | Кормовые бобовые растения | 1 | | | |
4.18 | 45 | РОЗОЦВЕТНЫЕ. Общие признаки розоцветных | 1 | | | |
4.19 | 46 | Шиповник | 1 | | | |
4.20 | 47 | Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня. | 1 | | | |
4.21 | 48 | Груша. Тест | 1 | | | |
4.22 | 49 | Вишня | 1 | | | |
4.23 | 50 | Малина. | 1 | | | |
4.24 | 51 | Земляника | 1 | | | | • работа с текстом учебника; • работа в тетради; • работа с натуральными образцами; • зарисовка условны• работа с текстом учебника; • работа в тетради; • работа с натуральными образцами; х знаков, рисунков, моделирование; • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя; • развёрнутые объяснения при объяснении явлений и событий, что содействует развитию речи и мышления; • самостоятельные письменные работы по карточкам и тестам, которые способствуют развитию умения переносить полученные знания в новые учебные условия; |
4.25 | 52 | Персик и абрикос. Тест | 1 | | | |
4.26 | 53 | СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ. Общие характеристики сложноцветных | 1 | | | |
4.27 | 54 | Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник. | 1 | | | |
4.28 | 55 | Однолетние цветочно-декоративные сложноцветные | 1 | | | |
4.29 | 56 | Многолетние цветочно-декоративные сложноцветные Тест | 1 | | | |
4.30 | 57 | Уход за комнатными растениями. Практическая работа «Перевалка комнатных растений» | 1 | | | |
4.31 | 58 | Пересадка комнатных растений Практическая работа | 1 | | | 1 |
4,32 | 59 | Растение живой организм. Охрана растительного мира. | | | | |
4,33 | 60 | Контрольная работа по теме «Растения» | | | | |
5 5.1 | 61 | Бактерии | 2 1 | | | |
5.2 | 62 | Значение в природе и жизни человека. | 1 | | | |
6 6.1 | 63 | Грибы. Строение шляпочного гриба | 3 1 | | | |
6.2 | 64 | Грибы съедобные и ядовитые | 1 | | | |
7.2 | 65 | Контрольная работа за год | 1 | 1 | | |
7.3 | 66 | Весенние работы в саду Практическая работа Уборка прошлогодней листвы. | 1 | 1 | | |
8.1 | 67 | Растение - живой организм | 1 | | | |
8.2 | 68 | Охрана растительного мира. | 1 | | | | |
| | Итого Разделов -8 Тем - 62 | 68 | 11 | | 5 | |
Контрольно-измерительные материалы
| тема | форма | дата | всего |
1 четверть | | | | |
2 четверть | «Бесцветковые растения» | тест | 7а 17.12 7б 19.12 | 1 |
З четверть | | | | |
4 четверть | Итоговая за год | тест | 7а 13.05 7б 17.05 | 1 |
год | | | | 2 |
Контрольная работа по биологии 7 класс 1 полугодие
3 вариант
ФИ______________________________________
1. Подчеркните название органов цветкового растения:
КОРЕНЬ, ГРИБНИЦА, ЛИСТ, СТЕБЕЛЬ, ПОБЕГ, ЦВЕТОК, НОЖКА, СПОРА.
2. Подпиши названия соцветий растений (КОЛОС, ЗОНТИК, КИСТЬ)
______________ _________________ ______________
3. Соедините названия плода с названием растения стрелкой по образцу:
арбуз
сочные горох
яблоко
клен
огурец
4. Подпиши названия корневых систем. (МОЧКОВАТАЯ, СТЕРЖНЕВАЯ)
_
__________________ _____________________
5. Какими цифрами обозначены: листовая пластинка, черешок.
1.
2.
2.
6. Что вы знаете о грибах? 7. Виды бактерий
Контрольная работа по биологии 7 класс 1 полугодие
2 вариант
ФИ______________________________________________________
1. Впишите названия органов цветкового растения:
2. Подпиши названия соцветий растений
______________ _________________ ______________ _________________
3. Соедините названия плода с названием растения стрелкой по образцу:
арбуз
сочные горох
яблоко
сухие клен
огурец
4. Подпиши виды корней и названия корневых систем
_____________________ ________________
5. Лист.
Определите вид листа:
__________________ _________________________
Названия растений:
1 1
2 2
6. Из каких слоев состоит стебель? Подчеркните, самую прочную часть стебля.
7. Что вы знаете о грибах?
Контрольная работа по биологии 7 класс 1 полугодие
1вариант
ФИ______________________________________________________
1. Подчеркните названия частей цветка:
ВЕНЧИК, ГРИБНИЦА, ЛИСТ, ПЕСТИК, ПОБЕГ, ТЫЧИНКА,
НОЖКА, СПОРА, ЧАШЕЧКА, ЦВЕТОНОЖКА.
2. Подпиши названия соцветий растений:
______________ _________________ ______________ _________________
3. Какую роль выполняют плоды растения?
4. Подпиши виды корней и названия корневых систем
_____________________ ________________
5. Продолжите предложение:
Листья бывают
6. Какие виды стеблей существуют в природе?
7. Что вы знаете о бактериях?
Контрольная работа по биологии 7 класс за учебный год
1 вариант
Ф.И. ___________________________________дата_________________
1. Перечислите название трав:
2. Подпишите, из каких частей состоит цветок. Подчеркните главные части цветка.
1. 2.
3. 4.
5.
3. Какие виды жилкования вам известны.(по плану: вид – растение)
4. Допишите предложения.
К голосеменным растениям относятся_________________________________
__________________________________________________________________
Особенность этих растений__________________________________________
5. Впишите названия плодов растений, определите вид плода по образцу.
яблоня – яблоко, сочный.
клен –
пшеница –
томат-
6. Укажите, в какой части стебля запасаются питательные вещества?
_________________________________________________________________.
7. Соедините названия семейств и названия растений.
Злаки подсолнечник
пшеница
календула
рожь
сложноцветные кукуруза
ромашка
рис
8. Из чего образуются торфяные болота?__________________________
9. Дайте характеристику растению на выбор по плану.
Название растения
Класс Семейство
Вид
Тип
Признаки
Применение
Контрольная работа по биологии 7 класс за учебный год
2 вариант
Ф.И. ___________________________________дата_________________
1. Перечислите название кустарников:
2. Подпишите, из каких частей состоит цветковое растение.
1.
2.
3.
4.
3. Какие виды корневых систем вам известны._____________________
_________________________________________________________________.
4. Допишите предложения.
Грибы бывают____________________________________________________
Перечислите названия грибов, используемых в пищу:____________________
__________________________________________________________________
5. Впишите названия плодов растений, определите вид плода по образцу.
Яблоня – яблоко, сочный.
Подсолнечник -
Капуста -
Груша -
6. Укажите, какая часть стебля защищает растения от проникновения микроорганизмов, пыли. _________________________________________.
7. Соедините названия семейств и названия растений.
лилейные томат
лук
перец
чеснок
пасленовые лилия
картофель
8. Где растут папоротники?__________________________
9. Дайте характеристику растению на выбор по плану.
1.Название растения
2.Класс Семейство
3.Вид
4. Признаки
5. Применение
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная литература:
1.Клепинина З.А. Биология. Растения. Грибы. Бактерии 7 класс
учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений YІІІ вида, -М.: Просвещение, 2013. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YІІІ вида 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой: Сб.1. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2011
Дополнительная литература:
1. Абрамова З.В. Использование программированного обучения на уроках биологии // Биология в школе. - 1974.- №2
2. Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии. Книга для учителя. Под ред. Л.В.Реброва, Е.В. Прохорова. - М.: Просвещение,1997.
3. Клепенина З.А. рабочая тетрадь Биология. Растения, бактерии, грибы - М.: Просвещение, 2005.
4. Мирончик М.П.Элементы программированного обучения естествознанию во вспомогательной школе//Дефектология.- 1986 - №6
5. Худенко Е.Д. Наглядно-практические методы обучения на уроках естествознания во вспомогательной школе // Дефектология.- 1993 - №1
6. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания. МГПИ им. В.И.Ленина, 1999.
7. Видеофильмы и слайд—презентации по теме.
ТСО:
Ноутбук, телевизор