СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование для изучения биологии в седьмых классах.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии (7 класс)»

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Республики Крым

«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

естественно-математического цикла

Протокол от «____»_______2021 г.

№_______

Руководитель МО

_______________ Е.Н. Вьюн


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе


_________ Е.В. Похолок

УТВЕРЖДЕНО

Директор

______ Е.Е. Скопинцева-Китюк

Приказ от «____»_______2021г.

№_______





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «БИОЛОГИЯ»

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


7 - А, Б, В классы

(1 час в неделю – 34 часа в год)

2021 /2022 учебный год




Разработана

Е.Н. Вьюн,

учитель биологии

педагогический стаж – 9 лет

высшая категория











Симферополь, 2021





1. Пояснительная записка



Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе примерной общеобразовательной программы по биологии.

Рабочая программа ориентирована на учебник «Биология 7 класс. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология (базовый уровень) – М.:Просвещение,2017»

Для проведения практических работ рекомендовано использовать тетради для практических работ с печатной основой в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы общего образования. Тетрадь для практических работ составлена в полном соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по биологии и отражает основные направления формирования практических знаний и умений согласно действующей программе учебного курса «Биология». Автор К. Н. Задорожный, О. С. Захарова.




  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения курса

Учающийся должен:

  • сформировать представление о месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

  • владения основополагающими биологическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

  • владения основными методами научного познания, используемыми в биологии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

  • овладения основами научного мышления, технологией исследовательской и проектной деятельности;

  • умения проводить эксперименты разной дидактической направленности.

  • освоения знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;


Метапредметным результатом освоения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД) 

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;

  • определять критерии  для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

Познавательные УУД:

  • анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);         определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство

     (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные  результаты обучения

Учающийся должен уметь:

  • называть основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);

  • знать особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;

  • понимать основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание и пищеварение, перемещение веществ, дыхание, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);

  • давать характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

  • знать элементарные сведения о виде, роде, семействе, классе, отделе, типы, главные признаки классов и семейств цветковых растений, типов животных;

  • знать особенности строения и жизнедеятельности растений разных (видов) отделов, бактерий, грибов и лишайников;

  • знать особенности внешнего и внутреннего строения беспозвоночных и позвоночных животных, их связь со средой обитания;

  • понимать значение растений и животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека, редкие и исчезающие виды растений и животных;

  • знать меры охраны растений и животных, борьба с животными-паразитами, профилактика заражения ими;

  • понимать основные признаки усложнения строения кровеносной, дыхательной, нервной системы в процессе эволюции;

  • знать особенности поведения рыб, птиц, млекопитающих;

  • знать пищевые связи в природном сообществе;

В результате изучения предмета «Биология» выпускник научится:


  • понимать основные этапы и доказательства эволюции растений и животного мира;

  • определять растения с помощью определителя;

  • узнавать изученных животных;

  • применять знания по биологии для выращивания сельскохозяйственных культур;

  • сравнить растения и животных;

  • сравнивать животных основных типов и делать вывод об их родстве и происхождений (на примере позвоночных);

  • проводить наблюдения за поведением аквариумных рыб, птиц, домашних животных;

  • соблюдать правила поведения в природе;

выпускник получит возможность научиться:

  • работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в разных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.





  1. Содержание учебного предмета


РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (4 часа)

Среда обитания. Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные. Закономерности влияния экологических факторов на организм. Ограничивающие факторы. Особенности водной, наземно-воздушной, почвенной и организменной сред обитания. Приспособленность организмов к обитанию в различных средах. Деятельность человека как экологический фактор. Комплексное воздействие факторов на организм. Приспособления растений и животных к сезонным ритмам. Сезонность в природе. Состояние зимнего покоя. Холодостойкость. Факторы, управляющие сезонным развитием. Фотопериодизм. Понятия биогеоценоз и экосистема. Видовая, пространственная и трофическая структура экосистемы. Экологическая ниша. Компоненты экосистемы (продуценты, консументы, деструкторы). Цепи питания и трофические сети. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Практическая работа № 1 «Составление цепей питания»


РАЗДЕЛ 2. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (3 часа)

Доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические (гомология и аналогия, рудименты и атавизмы, переходные формы); сравнительно-эмбриологические (сходство зародышей позвоночных на ранних стадиях развития, биогенетический закон и современные представления о нем); сравнительно-палеонтологические (ископаемые переходные формы, филогенетические ряды). Деление истории Земли на эры и периоды. Главные направления эволюции. Соотношение различных направлений эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих в кайнозойскую эру. Влияние деятельности человека на многообразие видов, природные сообщества, их охрана.


РАЗДЕЛ 3. РАСТЕНИЯ – ПРОИЗВОДИТЕЛИ ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА (9 часов)

Основные группы растений Отделы Зеленые, Бурые и Красные водоросли. Общая характеристика зеленых водорослей. Классификация. Строение и жизнедеятельность одноклеточных зеленых водорослей (хламидомонада, плеврококк, хлорелла). Нитчатые водоросли (улотрикс, спирогира). Размножение водорослей. Красные и бурые водоросли. Значение водорослей в природе и хозяйстве. Отдел Моховидные. Общая характеристика. Классификация. Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Понятия спорофит и гаметофит. Мох сфагнум, особенности его строения. Образование торфа, его значение. Отдел Плауновидные. Общая характеристика. Плаун булавовидный. Строение, размножение, цикл развития. Значение плауновидных. Отдел Хвощевидные. Общая характеристика. Хвощ полевой. Строение, размножение, цикл развития. Значение хвощевидных. Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика. Строение, размножение, цикл развития папоротника. Ископаемые папоротниковидные, образование каменного угля. Значение папоротниковидных в природе и жизни человека. Отдел Голосеменные. Общая характеристика. Строение и размножение голосеменных (на примере сосны и ели). Мужские и женские шишки. Пыльца. Семяпочки. Прорастание пыльцы, рост пыльцевой рубки и оплодотворение. Многообразие. Распространение хвойных, их значение в природе, в народном хозяйстве. Отдел Покрытосеменные (Цветковые). Приспособленность покрытосеменных к различным условиям жизни на Земле и господство в современной флоре. Приспособленность покрытосеменных к различным условиям жизни на Земле. Цикл развития. Спорофит и гаметофит в цикле развития. Классификация цветковых растений. Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и их классификация. Элементарные понятия о систематических (таксономических) категориях - вид, род, семейство, класс. Значение международных названий растений. Класс Двудольные растения. Семейства: крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные. Класс Однодольные растения. Семейства: злаковые, лилейные. Отличительные признаки растений основных семейств; их биологические 6 особенности и народнохозяйственное значение. Типичные культурные и дикорастущие растения этих семейств. Влияние хозяйственной деятельности на видовое многообразие цветковых растений. Лабораторная работа №1 «Строение водорослей». Практическая работа №2 «Определение растений Класса двудольные и однодольные».

РАЗДЕЛ 4. ЖИВОТНЫЕ – ПОТРЕБИТЕЛИ ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА (11 часов)

Классификация животных. Одноклеточные. Общая характеристика. Среда обитания, особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных: движение, питание, дыхание и размножение (на примере амебы обыкновенной, инфузории-туфельки). Инцистирование. Зеленая эвглена - одноклеточный организм с признаками животного и растения. Многообразие и значение одноклеточных животных. Малярийный паразит - возбудитель малярии. Ликвидация малярии как массового заболевания. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа. Пресноводный полип гидра. Среда обитания и внешнее строение. Лучевая симметрия. Внутреннее строение (двуслойность, разнообразие клеток). Питание. Дыхание. Нервная система. Рефлекс. Регенерация. Размножение вегетативное и половое. Морские кишечнополостные (полипы и медузы) и их значение. Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Класс Ресничные черви. Белая планария: среда обитания, внешнее строение, передвижение. Двусторонняя симметрия. Ткани, органы, системы органов плоских червей. Питание. Дыхание. Выделение. Нервная система. Размножение. Регенерация. Классы Сосальщики и Ленточные черви. 8 Особенности строения и жизнедеятельности в связи с паразитическим образом жизни. Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей. Вред, наносимый животноводству и людям, меры борьбы. Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Аскарида человеческая: внешнее и внутреннее строение, питание, размножение и развитие. Профилактика аскаридоза. Многообразие паразитических червей и борьба с ними. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа. Класс Малощетинковые черви. Дождевой червь: среда обитания, внешнее строение, ткани, кожно-мускульный мешок, полость тела. Системы органов пищеварения, кровообращения, выделения. Процессы жизнедеятельности. Нервная система. Регенерация. Размножение. Роль дождевых червей в почвообразовании. Отличительные особенности классов Многощетинковые черви и Пиявки. Их значение в биогеоценозах. Усложнение кольчатых червей в процессе эволюции. Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Среда обитания и внешнее строение. Особенности процессов жизнедеятельности. Многообразие моллюсков. Классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие. Значение в природе и жизни человека. Тип Членистоногие. Общая характеристика типа. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Среда обитания. Внешнее строение. Размножение. Внутреннее строение. Пищеварительная, кровеносная и дыхательная системы. Органы выделения. Питание, дыхание, выделение. Особенности процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Многообразие ракообразных, роль в природе и жизни человека. Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Клещи. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль клещей в природе и их практическое значение. Меры защиты человека от клещей. Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Типы развития насекомых. Отряды насекомых с полным превращением. Наездники. Биологический способ борьбы с вредителями. Отряд насекомых с неполным превращением. Прямокрылые. Перелетная саранча - опасный вредитель сельского хозяйства. Роль насекомых в природе, их практическое значение. Сохранение их видового многообразия. Тип Хордовые. Общая характеристика типа. Класс Ланцетники. Ланцетник - низшее хордовое животное. Среда обитания. Внешнее строение. Хорда. Особенности внутреннего строения. Сходство ланцетников с позвоночными и беспозвоночными. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи со средой обитания. Нервная система и органы чувств. Рефлексы, поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Класс Хрящевые рыбы. Морфологические особенности. Образ жизни. Распространение. Класс Костные рыбы. Отличия костных рыб от хрящевых. Многообразие рыб. Отряды рыб: акулы, осетровые, сельдеобразные, карпообразные, кистеперые. Хозяйственное значение рыб. Промысел. Искусственное разведение. Прудовое хозяйство. Влияние деятельности человека на численность рыб. Необходимость рационального использования рыбных богатств, их охраны (защита вод от загрязнения и др.). Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Многообразие земноводных и их значение. Происхождение земноводных. Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Регенерация. Многообразие современных пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся. Значение и охрана современных пресмыкающихся. Класс Птицы. Общая характеристика класса. Голубь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Сезонные явления в жизни птиц, гнездование, кочевки и перелеты. Происхождение птиц. Приспособленность птиц к различным средам обитания. Роль птиц в природе и их значение в жизни человека. Роль заповедников и зоопарков в сохранении редких видов птиц. Привлечение птиц. Птицеводство. Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Домашняя собака. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полости тела. Система органов. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. 10 Приспособленность млекопитающих к сезонным явлениям в природе. Отряды млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Первозвери. Сумчатые. Характеристика отрядов плацентарных: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, хищные, ластоногие, китообразные, парнокопытные (особенности строения пищеварительной системы жвачных, породы крупного рогатого скота, кабан, домашние свиньи), непарнокопытные (дикая лошадь, породы домашних лошадей), приматы. Роль млекопитающих в природе и в жизни человека.

Лабораторная работа №2 «Изучение особенностей строения простейших»

Лабораторная работа №3 «Изучение особенностей внешнего и внутреннего строения птиц, строение пера»

РАЗДЕЛ 5. БАКТЕРИИ, ГРИБЫ – РАЗРУШИТЕЛИ ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА. ЛИШАЙНИКИ (2 часа)

Бактерии, грибы, лишайники Бактерии. Строение и жизнедеятельность прокариотической клетки. Формы бактерий. Размножение бактерий. Распространение бактерий в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними. Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение. Условия жизни грибов в лесу. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы: пеницилл и мукор. Дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений. Роль грибов в природе и хозяйстве. Лишайники. Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайника в природе и жизни человека.

РАЗДЕЛ 6. БИОРАЗНООБРАЗИЕ (5 часов)

Влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие растений. Сохранение биологического разнообразия растений. Красная книга. Развитие растительного мира на Земле. Основные этапы исторического развития и усложнения растительного мира на Земле. Происхождение культурных растений. Понятие о сорте. Важнейшие сельскохозяйственные растения (зерновые, плодово-ягодные, овощные, масличные, технические и другие). Биологические основы их выращивания. Достижения российских ученых в выведении новых сортов растений. Животные Зоология - наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Сходство и отличие животных и растений. Влияние деятельности человека на численность и видовое многообразие млекопитающих, их охрана.























4. Тематическое планирование


раздела

Наименование разделов

Всего

часов



Контрольные работы



Практические/ лабораторные работы


1

Организация живой природы


4

1

1

2

Эволюция живой природы

3

1


3

Растения – производители органического вещества

9

1

2

4

Животные – потребители органического вещества

11

1

2

5

Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники

2



6

Биоразнообразие

5

1


Всего

34

5

5


Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Дата проведения урока

Примечание


Дата по плану

Дата по факту (коррекция)


№ п/п

№ урока


7-А

7-Б

7-В

7-А

7-Б

7-В





Раздел 1. Организация живой природы (4 часа)

1

1

Повторение изученного материала


03.09

06.09

06.09





2

2

Организм. Вид. Природное сообщество. Экосистема

10.09

13.09

13.09





3

3

Организм. Вид. Природное сообщество. Экосистема

17.09

20.09

20.09




Практическая работа № 1 «Составление цепей питания»

4

4

Диагностическая контрольная работа по повторению

24.09

27.09

27.09





Раздел 2. Эволюция живой природы (3 часа)

5

1

Эволюционное учение и доказательства эволюции.

01.10

04.10

04.10





6

2

История развития жизни на Земле.


08.10

11.10

11.10





7

3

Тематическая контрольная работа №1 «Организация и эволюция живой природы»

15.10

18.10

18.10





Раздел 3. Растения – производители органического вещества (9 часов)

8

1

Анализ контрольной работы. Общая характеристика водорослей. Разнообразие водорослей. Роль водорослей в водных экосистемах

22.10

25.10

25.10




Лабораторная работа №1 «Строение водорослей»

9

2

Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные

29.10

08.11

08.11





10

3

Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов

12.11

15.11

15.11





11

4

Отдел Голосеменные. Роль голосеменных в экосистеме тайги

19.11

22.11

22.11





12

5

Отдел Покрытосеменные. Классы Двудольные и Однодольные.

26.11

29.11

29.11




Практическая работа №2 «Определение растений Класса двудольные и однодольные»

13

6

Двойное оплодотворение и разнообразие Покрытосеменных растений.

03.12

06.12

06.12





14

7

Двойное оплодотворение и разнообразие Покрытосеменных растений.

10.12

13.12

13.12





15

8

Тематическая контрольная работа №2 «Растения – производители органического вещества»

17.12

20.12

20.12





16

9

Анализ контрольной работы. Повторение изученного материала

24.12

27.12

27.12





Раздел 4. Животные – потребители органического вещества (11 часов)

17

1

Царство Животные. Подцарство одноклеточные и многоклеточные. Тип Простейшие и Кишечнополостные

14.01

10.01

10.01




Лабораторная работа №2 «Изучение особенностей строения простейших»

18

2

Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви


21.01

17.01

17.01





19

3

Тип Моллюски, их строение, разнообразие и роль в природе

28.01

24.01

24.01





20

4

Тип Членистоногие, их строение, разнообразие и роль в природе

04.02

31.01

31.01





21

5

Тип Хордовые. Классы Хрящевые и Костные рыбы

11.02

07.02

07.02





22

6

Классы Земноводные и Пресмыкающиеся


18.02

14.02

14.02





23

7

Класс Птицы.

25.02

21.02

21.02




Лабораторная работа №3 «Изучение особенностей внешнего и внутреннего строения птиц, строение пера»

24

8

Класс Млекопитающие


04.03

28.02

28.02





25

9

Класс Млекопитающие


11.03

07.03

07.03





26

10

Тематическая контрольная работа №3 «Животные – потребители органического вещества»

18.03

14.03

14.03





27

11

Анализ контрольной работы. Повторение изученного материала

01.04

28.03

28.03





Раздел 5. Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники (2 часа)

28

1

Царства Бактерии, Вирусы, Грибы


08.04

04.04

04.04





29

2

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека

15.04

11.04

11.04





Раздел 6. Биоразнообразие (5 часов)

30

1

Видовое разнообразие. Животные и растения Красной книги

22.04

18.04

18.04





31

2

Экосистемное разнообразие и деятельность человека. Пути сохранения биоразнообразия

29.04

25.04

25.04





32

3

Годовая контрольная работа


06.05

02.05

02.05





33

4

Анализ контрольной работы. Повторение изученного материала

13.05

16.05

16.05





34

5

Повторение изученного материала


19.05

23.05

23.05





Итого: 34 часа.




9