Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 02-04
основная общеобразовательная школа с.Тактагулово
муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Протокол№___от_____________2019г. | Согласовано. Зам.дир. по УВР:________Раянова Н.Г «_____»_________________2019г. | Утверждаю. Директор школы: _____________________Галлямов В.К Приказ№____от«___»___________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии
для обучающихся основного общего образования
Срок реализации программы: 2019-2020г
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии ФЗ «Об образовании РФ» №273 –ФЗ(редакции от 30.12.2015г), ООП ООО, программы «Биология» предметная линия учебников под редакцией В.В. Пасечника 5-9 классы, Москва «Дрофа»,2015 год
Составитель рабочей программы: Даянова Залира Гильмановна , учитель биологии
Год составления программы: 2019г
Планируемые результаты освоения программы курса «Биология. Животные » в 7 классе.
Предполагаемые результаты обучения структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
формирование толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно - иследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы в учебе и познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметные результаты обучения :
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
выделение существенных признаков биологических объектов;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных; опасных для человека;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В эстетической сфере:
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ. Животные. 7 КЛАСС»
7 класс (34часа, 1 час в неделю)
Введение (1 часа)
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Раздел 1. Простейшие (2 часа)
Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.
Демонстрация
Живые инфузории. Микропрепараты простейших.
Раздел 2. Многоклеточные животные (20 часа)
Беспозвоночные животные.
Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация
Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла.. Видеофильм.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Многообразие моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Хордовые
Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды
Демонстрация
Видеофильм.
Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (6 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения.Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация
Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.
Раздел 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (1час)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация
Палеонтологические доказательства эволюции.
Раздел 5. Биоценозы (2 часа)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсии
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (1 час)
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе |
демонстрации | экскурсии | лабораторн. работы |
| Введение. Общие сведения о животном мире | 1 | 1 | | |
| Проостейшие | 2 | | | |
1. | Многообразие животных | 20 | 8 | | 4 |
2. | Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных | 6 | 1 | | |
3. | Развитие и закономерности размещения животных на Земле | 1 | 1 | | |
4. | Биоценозы | 2 | 1 | 2 | |
5. | Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 1 | 1 | | |
| ИТОГО | 35 | 15 | 2 | 4 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
план | факт |
1 | | | Зоология- как наука | |
2 | | | Общая характеристика Простейших | |
3 | | | Многообразие и значение простейших | |
4 | | | Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные | |
5 | | | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, образ жизни, значение. | |
6 | | | Черви. Общая характеристика и многообразие. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви | |
7 | | | Тип Кольчатые черви. | |
8 | | | Тип Моллюски. Образ жизни, многообразие Лаб.раб №1 «Особенности строения и жизни моллюсков» | |
9 | | | Тип Иглокожие | |
10 | | | Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные Лаб.раб №2 «Знакомство с ракообразными» | |
11 | | | Тип Членистоногие. Класс Насекомые | |
12 | | | Отряды насекомых. Обобщение знаний по теме Беспозвоночные. | |
13 | | | Тип хордовые. Общая характеристика, многообразие, значение. | |
14 | | | Классы рыб: Хрящевые, Костные Лаб.раб №3 «Внешнее строение и передвижение рыб» | |
15 | | | Основные систематические группы рыб | |
16 | | | Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика, образ жизни, значение. | |
17 | | | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение | |
18 | | | Класс Птицы. Лаб.раб №4 «Изучение внешнего строения птиц» | |
19 | | | Многообразие птиц | |
20 | | | Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика, образ жизни. | |
21 | | | Экологические группы млекопитающих | |
22 | | | Значение млекопитающих в природе и жизни человека | |
23 | | | Важнейшие породы домашних млекопитающих. Обобщение знаний по теме Хордовые. | |
24 | | | Покровы тела. Опорно-двигательная система животных. Способы передвижения и полости тела животных | |
25 | | | Органы дыхания и газообмен | |
26 | | | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | |
27 | | | Кровеносная система. Кровь | |
28 | | | Органы выделения | |
29 | | | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма | |
30 | | | Продление рода. Органы размножения, Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. | |
31 | | | Доказательства эволюции животных. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных | |
32 | | | Биоценоз. Пищевые взаимосвязи, факторы среды | |
33 | | | Животный мир и хозяйственная деятельность человека. Обобщение знаний по пройденному курсу. | |
34 | | | Итоговая контрольная работа | |
35 | | | Повторение | |