СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии. 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897); Примерной программы основного общего образования по биологии для 5 – 9 классов образовательных учреждений. в программе отражено содержание учебного предмета, планируемые результаты обучения и календарно-тематическое планирование курса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии. 7 класс»

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

города Зеи Амурской области



УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МОБУ СОШ № 5

от 31.08.2017 № 115/од









Рабочая программа

по биологии для 7 класса

учителя биологии

Потапнёвой Татьяны Александровны

на 2017-2018 учебный год






















г. Зея

2017

Данная рабочая программа разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);

Примерной программы основного общего образования по биологии для 5 – 9 классов образовательных учреждений.


1. Планируемые результаты


Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.





2. Содержание учебного предмета

(34 часа)


I. Организация живой природы (2 ч)

Уровни организации живой природы. Общие свойства организмов.  Средообразующая роль организмов.

Вид. Общие признаки вида. Популяции разных видов — взаимосвязанные части природного сообщества.

Природное сообщество — живая часть экосистемы. Видовая и пространственная структура сообщества. Пищевые связи организмов в экосистеме.

Разнообразие экосистем. Экосистема —часть биосферы. 

Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, чучела и рисунки животных разных видов, схемы, рисунки, таблицы, репродукции картин, модели, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие экосистемную организацию живой природы.

II. Эволюция живой природы (4 ч)

Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды

Возникновение жизни на Земле и ее существование в форме экосистемы..

Система растений и животных — отображение эволюции. Принципы классификации.
Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, репродукции картин, схемы, рисунки, слайды, таблицы, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие движущие силы эволюции, многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям среды обитания, принципы классификации.

III. Царство Растения (13 ч)

Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений.Жизненные формы растений. Современный растительный мир — результат эволюции.

Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки.

Особенности строения водорослей. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации бурых водорослей.

Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека.

Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений.

Отдел Моховидные. Мхи — самые древние высшие растения.

Особенности строения мхов. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна.  Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения. Торфообразование, использование торфа.

Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания.Разнообразие современных папоротников и их значение.

Отдел Голосеменные —  древняя группа семенных растений.Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные. Разнообразие современных хвойных.Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов.

Отдел Покрытосеменные — общие признаки. Происхождение. Классы: Однодольные и Двудольные.Класс Двудольные, семейства: Крестоцветные,

Бобовые,Пасленовые (дикорастущие виды и культурные растения).Класс Однодольные, семейства: Лилейные. Злаки (дикорастущие виды и культурные растения). Роль злаков в луговых и степных экосистемах.

Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов.

Овощеводство. Капуста — древняя овощная культура, ее разновидности и сорта. Выращивание капусты.

Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, живые и гербарные экземпляры, таблицы, схемы, рисунки, репродукции картин, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие морфологические особенности отдельных растений, средообразующую деятельность; циклы развития высших растений, двойное оплодотворение покрытосеменных, разнообразие сельскохозяйственных растений, редкие и исчезающие виды.

IV. Царство Животные (12 ч)

Царство Животные. Общая характеристика. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты, как потребителей органического вещества.

Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника. Тип Саркожгутиконосцы. Особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах.

Тип Споровики. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками. Тип Инфузории. Особенности строения. 

Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. Значение кишечнополостных в водных экосистемах.

Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями.

Тип Круглые черви. Общие признаки. Разнообразие. Меры профилактики заражения круглыми червями.

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей.

Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие. Классы. Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоемов.

Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие.Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие.Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых.Роль насекомых в экосистемах, практическое значение.

Тип Хордовые. Общие признаки. Подтип Бесчерепные, Подтип Черепные, общая характеристика.

Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде. - Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры.Класс Костные рыбы. Основные отряды, значение.

Класс Земноводные, или Амфибии. Особенности строения, многообразие земноводных. Роль в экосистемах.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки. Отряды. Роль в экосистемах и жизни человека.

Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом.Птицы наземных и водных экосистем.

Класс Млекопитающие, или Звери. Происхождение. Особенности внешнего и внутреннего строения.Размножение и развитие.Роль млекопитающих в различных экосистемах.Млекопитающие различных экосистем: лесов, водоемов.Развитие животноводства

Демонстрация:портреты ученых, микропрепараты, схемы, таблицы, рисунки, репродукции картин, коллекции, видеофильмы, иллюстрирующие особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие основных типов животных, их происхождение, распространение в разных средах, роль в экосистемах и жизни человека, редкие и исчезающие виды.

V. Бактерии, грибы, лишайники (3 ч)

Царство Бактерии. Общая характеристика. Разнообразие. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека.

Царство Грибы. Общие признаки. Роль грибов.  Экологические группы грибов, их роль в экосистемах.

Лишайники. Общие признаки. Роль лишайников в экосистемах. Значение в жизни человека.

Демонстрация: схемы, таблицы, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и разнообразие бактерий, грибов, лишайников, съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов, оказание первой помощи при отравлениях грибами; их роль в экосистемах.





3. Календарно-тематическое планирование


п/п


Дата


Тема урока

Лабораторные, практические работы, экскурсии


Д/з

1.

Организм. Вид


п.1,2

2.

Природное сообщество. Экосистема


п.3,4

Эволюция живой природы (4 часа)

3.

Эволюционное учение


п.5

4.

Доказательства эволюции


п.6

5.

История развития жизни на Земле


п.7

6.

Систематика растений и животных


п.8

Растения – производители органического вещества (10 часов)

7.

Царство растений


п.9

8.

Водоросли.


п.10,11

9.

Отдел Моховидные


п.12,13,14

10.

Отделы Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные


п.15,16

11.

Отдел Голосеменные


п.17,18

12.

Отдел Покрытосеменные, или Цветковые



п.19

13.

Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.

Семейство Бобовые Семейство Пасленовые


п.20, 21, 22

14.

Класс Однодольные. Семейство Лилейные

Семейство Злаки


п.23, 24

15.

Роль покрытосеменных в развитии земледелия


п.25

16.

Обобщающий урок



Животные – потребители органического вещества (14 часов)

17.

Зоология – наука о животных, методы ее изучения


п.26

18.

Подцарство Одноклеточные.


п.27

19.

Тип Кишечнополостные


п.28,29

20-21


Тип Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви


п.30,31,32

22.

Тип Моллюски


ЛР 15. Строение раковины моллюска

п.33

23 - 24.


Тип Членистоногие


п.35,36,37

25.

Надкласс Рыбы.



п.38-41 №14,15

26.

Класс Земноводные


п. 42

27.

Класс Пресмыкающиеся


п. 43

28.

Класс Птицы


ЛР 19. Внешнее строение птицы

п.44,45

29.

Класс Млекопитающие


п.46,47,48

30.

Обобщение



Бактерии, грибы, лишайники (4 часа)

31.

Царство Бактерии


п.49

32.

Царство Грибы. Роль грибов в природе и жизни человека


п.50,51

33.

Лишайники


п.52

34.

Экосистемное разнообразие и деятельность человека



35.

Обобщение изученного