Рабочая программа по биологии 8 класс
(2 часа в неделю) 68 часов
Животные
Содержание программы
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные. Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви. Дождевые черви. Внешней вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого червя или влажного препарата.Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение, вред, приносимый этими насекомыми ( повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми. Пчела, тутовый шелкопряд – полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых. Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные. Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания – водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство и рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариумах), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных (обитание и на суше, и в воде).
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножении.
Жаба. Особенности внешнего строения и образа жизни. Значение и охрана земноводных.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел). Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). Птицы, обитающие возле жилья человека (голубь, воробей). Особенности образа каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. Курица, гусь, утка – домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация фильмов о птицах.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищные звери: кошка, собака уход за ними.Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь.
Всеядные сельскохозяйственные животные – свинья, северный олень.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее на фермах и летнее – на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения – приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различие диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Планируемые результаты к подготовке обучающихся
Обучающиеся должны знать:
-основные отличия животных от растений;
-признаки сходства и различия между изученными группами животных;
-общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
- места обитания, образ жизни и поведения тех животных, которые знакомы;
- название некоторых наиболее типичных представителей изученных;
- значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
- основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными.
Обучающиеся должны уметь:
- узнавать изученных животных;
- кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
- устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания, приспособление к ней, особенности строения организма и поведения животных;
- проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными или домашними животными (птицей, рыбой, зверями)
- рассказать о своих питомцах (их породах поведении и повадках).
Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе В.И. Сивоглазова под редакцией В. В. Воронковой «Биология 6-9 классы» с учётом праздничных дней и дополнительных каникул.
Учебно- тематический план
№ | Тема раздела | Итого: |
1 | Введение | 1ч. |
2 | Беспозвоночные животные (характеристика) Черви | 2ч. |
3 | Насекомые | 6ч. |
4 | Позвоночные животные (характеристика) Рыбы | 6ч. |
5 | Земноводные | 3ч. |
6 | Пресмыкающиеся | 4ч. |
7 | Птицы | 11ч. |
8 | Млекопитающие, или звери | 32ч. |
9 | Итого: | 65ч. |
Календарно - тематическое планирование по биологии 8 класс «Животные» (2часа в неделю - 66 часов)
№ п/п | Изучаемый материал | Дата план | Дата факт | Кор-ка | Д./ задание |
ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС) | | | |
1 | Многообразие животного мира. Значение животных и их охрана. | 07.09 | | | С.3-9 |
БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ.(9 час) | | | |
2 | Общие признаки беспозвоночных животных: червей. Дождевой червь. | 08.09 | | | С.11-15 |
3 | Круглые черви – паразиты человека. Профилактика борьбы с глистными заболеваниями. | 14.09 | | | С.15-19 |
4 | Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых. | 15.09 | | | С.20-23 |
5 | Бабочка – капустница. | 21.09 | | | С.23-25 |
6 | Яблонная плодожорка – вредитель сада | 22.09 | | | С.25-27 |
7 | Майский жук – вредитель леса Комнатная муха. Меры борьбы с вредителями. | 28.09 | | | С.27-31 |
8 | Медоносная пчела | 29.09 | | | С.31-35 |
9 | Тутовый шелкопряд. Повторение по теме «Насекомые» | 05.10 | | | С. 35-36 |
ПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. РЫБЫ (6 Ч) | | | |
10 | Общие признаки позвоночных животных. Рыбы. Признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб. | 06.10 | | | С.45-49 |
11 | Внутреннее строение рыб. Органы дыхания и кровообращения рыб. Нервная система. | 12.10 | | | С.50-52 |
12 | Размножение рыб. | 13.10 | | | С.52-54 |
13 | Речные рыбы. | 19.10 | | | С.54-56 |
14 | Морские рыбы | 20.10 | | | С.56-58 |
15 | Рыболовство и рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб. | 26.10 | | | С.59-62 |
ЗЕМНОВОДНЫЕ (3 ЧАСА) | | | |
16 | Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки. | 27.10 | | | С.72-74 |
17 | Внутреннее строение земноводных. | 09.11 | | | С.75-77 |
18 | Размножение и развитие лягушки | 10.11 | | | С.77-79 |
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (3ЧАСА) | | | |
19 | Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся. | 16.11 | | | С.82-84 |
20 | Внутреннее строение пресмыкающихся. | 17.11 | | | С.85-87 |
21 | Размножение и развитие пресмыкающихся. | 23.11 | | | С.87-89 |
ПТИЦЫ (11 ЧАСОВ) | | | |
22 | Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц. Особенности скелета птиц. | 24.11 | | | С.94-98 |
23 | Особенности внутреннего строения птиц. | 30.11 | | | С.99-101 |
24 | Развитие и размножение птиц. | 01.12 | | | С.101-104 |
25 | Птицы, кормящиеся в воздухе. | 07.12 | | | С.105-107 |
26 | Птицы леса. | 08.12 | | | С.107-110 |
27 | Хищные птицы. | 14.12 | | | С.110-113 |
28 | Птицы пресных водоемов и болот. | 15.12 | | | С.113-116 |
29 | Птицы, обитающие вблизи жилья человека. | 21.12 | | | С.117-119 |
30 | Домашние куры, утки и гуси. | 22.12 | | | С.127-129 |
31 | Домашние птицеводство | 28.12 | | | С.130-134 |
32 | Обобщающий урок по теме «Птицы» | 29.12 | | | |
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (16 ЧАСОВ) | | | |
33 | Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих. | 12.01 | | | С.136-140 |
34 | Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. | 18.01 | | | С.140-142 |
35 | Внутренние органы млекопитающих. | 19.01 | | | С.143-145 |
36 | Грызуны. | 25.01 | | | С.146-148 |
37 | Значение грызунов в природе и жизни человека. Охрана белок и бобров. | 26.01 | | | С.149-151 |
38 | Зайцеобразные | 01.02 | | | С.151-153 |
39 | Разведение домашних кроликов | 02.02 | | | С.153-158 |
40 | Хищные звери. ( Подготовить доклады) | 08.02 | | | С.159-165 |
41 | Дикие пушные хищные звери. | 09.02 | | | С.165-168 |
42 | Разведение норки на зверофермах. | 15.02 | | | С.168-171 |
43 | Домашние хищные звери (кошка, собака). | 16.02 | | | С.172-176 |
44 | Ластоногие | 01.03 | | | С.176-178 |
45 | Китообразные | 02.03 | | | С.178-180 |
46 | Парнокопытные. | 08.03 | | | С.181-186 |
47 | Непарнокопытные | 09.03 | | | С.186-189 |
48 | Приматы. | 15.03 | | | С.190-193 |
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (16 ЧАСОВ) | | | |
49 | Корова | 16.03 | | | С.194-197 |
50 | Содержание коров на фермах. | 22.03 | | | С.197-200 |
51 | Выращивание телят. | 23.03 | | | С.200-202 |
52 | Овцы | 05.04 | | | С.202-205 |
53 | Содержание овец и выращивание ягнят. | 06.04 | | | С.206-207 |
54 | Верблюды. | 12.04 | | | С.207-209 |
55 | Северные олени. | 13.04 | | | С.209-211 |
56 | Домашние свиньи | 19.04 | | | С.211-213 |
57 | Содержание свиней на свиноводческих фермах. | 20.04 | | | С.213-215 |
58 | Выращивание поросят. | 26.04 | | | С.215-216 |
59 | Домашние лошади. | 27.04 | | | С.217-218 |
60 | Содержание лошадей и выращивание жеребят. | 03.05 | | | С.219-220 |
61 | Обобщение по теме « Млекопитающие» | 04.05 | | | |
6263 | Редкие и исчезающие виды млекопитающих. Красная книга. | 10.0511.05 | | | Доклады |
64 | Повторение за год | 17.05 | | | |
65 | Контрольная работа | 18.05 | | | |
66-67-68 | Экскурсия на МТФ. Уход за домашними животным | 26,2731.05 | | | |
ЛИТЕРАТУРА:
1.Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, биология 9 класс «Человек» под редакцией А.И.Никишов, А.В.Теремов Москва.: Просвещение, 20 13г
2. Рабочая тетрадь к учебнику
3. Таблицы.
Рабочая программа 9 класс
Человек
66 часов, 2ч в неделю
Пояснительная записка
В курсе биологии предусматривается изучение элементарных сведений о строении и развитии человека. Через содержание учебного материала проходят идеи здоровьесберегающего и экологического воспитания подрастающего поколения. Такой подход способствует коррекционному воздействию изучаемого материала на личность ученика, развитию наблюдательности и умению устанавливать связь между явлениями живой и неживой природы и их влияние на жизнь, здоровье и самочувствие человека.
Тематический план соответствует психофизическим особенностям учащихся и учебной нагрузке, которая определена учебным планом МКОУ «Школа №7 для детей с ОВЗ» на изучение биологии в 9 классе- 2 часа в неделю.
Тематический план определяет порядок и последовательность изучения предмета: тему, минимальные требования к ЗУНам, сопутствующее повторение, коррекционную работу, валеологический аспект.
В программе предусмотрено проведение лабораторных работ и демонстрации опытов.
Цель программы:
изучение элементарных знаний о строении и функциях человеческого организма, его взаимосвязи с окружающей средой.
Задачи программы:
1.Сообщить обучающимся элементарные сведения о строении и жизнедеятельности основных органов и всего организма человека в целом.
2.Познакомить учащихся со строением организма человека и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности.
3.Формировать и закреплять основы экологического воспитания обучающихся (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни людей), формирование ответственного и бережного отношения к своему здоровью.
4.Привить навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека.
Межпредметные связи.
При изучении тем в 9 классе по курсу «Естествознание (биология). Человек» межпредметная связь прослеживается со следующими изучаемыми образовательными курсами в МКОУ:
биология - социально-бытовая ориентировка (разделы «Питание», «Гигиена»)
биология — физкультура (влияние двигательной активности на состояние всех систем организма человека)
биология — география (влияние особенностей образа жизни, питания, климатических особенностей на развитие и функционирование организма человека в целом)
биология — русский язык (правописание сложных слов и терминологии)
биология – чтение
биология — математика (выполнение вычислительных операций при выполнении лабораторных работ, например, подсчёт пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений)
биология — профессионально-трудовое обучение (гигиена физического труда, охрана зрения производственная гимнастика и т.п.)
биология — основы безопасности жизнедеятельности
Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы
Разбивка содержания программы на отдельные представленные темы соответствует Программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сборник 1, «Естествознание (биология). Человек», коллектив авторов В.И. Сивоглазов, Т.В. Шевырёва, Л.В. Кмытюк, В.В. Воронкова.
Содержание программы разделено на отдельные блоки. Каждый раздел предусматривает изучение одной системы органов человека: «Опорно- двигательная система», «»Кровь и кровообращение. Сердечно – сосудистая система», «Дыхательная система», «Пищеварительная система», «Выделительная система», «Кожа», «Нервная система», «Органы чувств», «Охрана здоровья человека в РФ».
В каждом разделе наблюдается закономерность и логика изучения темы:
- Значение системы органов
-Из каких органов система состоит
-Строение и функции каждого органа
-Предупреждение заболеваний системы органов
-Оказание доврачебной помощи
-Обобщение материала по изученной теме
Согласно Программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сборник 1, «Естествознание (биология). Человек», коллектив авторов В.И. Сивоглазов, Т.В. Шевырёва, Л.В. Кмытюк, В.В. Воронкова предусмотрено 2 часа в неделю. В связи с тем, что учебный год в МКОУ № 7 - 32 недели, общее количество часов в год составляет - 64 ч.
Коррекционно-развивающие задачи
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений, ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти.
Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Развитие речи, овладение техникой устной речи.
Развитие и коррекция мелкой моторики.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Содержание программы
Общий обзор организма человека
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Демонстрация торса человека.
Опора тела и движение.
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединение костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.Демонстрация скелета человека, позвоночников. Опыты, демонстрирующие статистическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему - на весь организм).Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
Лабораторные работы
1. Микроскопическое строение крови.
2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение. Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательныхвеществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений. Демонстрация опытов:
1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
2. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
3. Действие слюны на крахмал.
4. Действие желудочного сока на белки.
Почки. Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа. Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система. Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств. Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации. Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Планируемые результаты к знаниям обучающихся.
Учащиеся должны знать:
названия, строение и расположение основных органов организма человека;
элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
влияние физических нагрузок на организм;
вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе В.И. Сивоглазова под редакцией В. В. Воронковой «Биология 6-9 классы» с учётом праздничных дней и дополнительных каникул.
Учебно – тематическое планирование
№ | Тема раздела | Итого: |
1 | Введение | 1ч. |
2 | Общий обзор | 2ч. |
3 | Опорно-двигательная система | 14ч. |
4 | Кровеносная система | 7ч. |
5 | Дыхательная система | 4ч. |
6 | Пищеварительная система | 13ч. |
7 | Выделительная система | 2ч. |
8 | Кожа | 6ч. |
9 | Нервная система | 6ч. |
10 | Органы чувств | 5ч. |
11 | Охрана здоровья | 1ч. |
| Итого: | 63ч. |
Учебный комплект:
Учебно – методические пособия для учителя:
1.Соломина Е.Н., ШевыреваТ.В.Биология. Человек. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. М., Просвещение, 2011.
2.И.Б.Романов, Агафонова И.Б .Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 9 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2010
Перечень учебно-демонстрационного оборудования по биологии.
№ п/п | Название |
| Модель «Головной мозг» |
| Микроскоп. |
Перечень таблиц по биологии.
№ п/п | Название таблицы | |
| Клетка. | |
| Внутренние органы. |
| Скелет. |
| Скелетные мышцы. |
| Сердце. |
| Схема кровообращения. |
| Система органов дыхания. |
| Органы пищеварения. |
| Кожа. |
Двусторонние таблицы, информационно-справочные таблицы. | |
| Глаз. Органы чувств | |
| Ухо. Кожа. |
Календарно – тематическое планирование по биологии 9 класс
« Человек» (2 часа в неделю – 66 часов)
№ урок | Тема урока | Дата по план | Дата по факт | Корректировка | Домаш. задание |
| Введение (1час) | | | | |
1 | Место человека среди млекопитающих | 02.09 | | | С.3-9 |
| Общий обзор организма человека (2часа) | | | | |
2 | Строение клеток и тканей организма | 08.09 | | | С.9-13 |
3 | Органы и системы органов человека | 09.09 | | | С.13-16 |
| Опорно- двигательная система(14 часов) | | | | |
4 | Скелет человека. Его значение. Основные части скелета | 15.09 | | | С.17-21 |
5 | Состав и строение костей | 16.09 | | | С.22-25 |
6 | Соединение костей. | 22.09 | | | С.25-28 |
7 | Скелет головы. Череп. | 23.09 | | | С.29-31 |
8 | Скелет туловища | 29.09 | | | С.31-35 |
9 | Скелет верхних конечностей | 30.09 | | | С.36-39 |
10 | Скелет нижних конечностей. | 06.10 | | | С.39-41 |
11 | Первая помощь при растяжении связок, при переломах костей, вывихах суставов и ушибах. | 07.10 | | | С.42-45 |
12 | Значение и строение мышц. | 13.10 | | | С.46-50 |
13 | Основные группы мышц человека | 14.10 | | | С.51-53 |
14 | Работа мышц. Физическое утомление. Гигиена физического труда. | 20.10 | | | С.53-56 |
15 | Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие. | 21.10 | | | С.57-61 |
16 | Значение опорно- двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании. | 04.11 | | | С.62-64 |
17 | Повторение по теме «Опорно – двигательная система» | 10.11 | | | С.64-66 |
| Кровь и кровообращение. Сердечно – сосудистая система (7 часов). | | | | |
18 | Значение крови и органы кровообращения. | 11.11 | | | С.66-68 |
19 | Состав крови. Лабораторная работа | 17.11 | | | С.69-72 |
20 | Органы кровообращения. Сосуды. | 18.11 | | | С.73-76 |
21 | Органы кровообращения. Сердце и его работа. «Определение частоты пульса». Лаб.работа | 24.11 | | | С.77-81 |
22 | Большой и малый круги кровообращения. | 25.11 | | | С.82-85 |
23 | Сердечно – сосудистые заболевания и их предупреждение. | 01.12 | | | С.85-88 |
24 | Первая помощь при кровотечениях. | 02.12 | | | С.89-94 |
25 | Обобщающий урок по теме «Органы кровообращения». | 08.12 | | | |
| Дыхательная система (4 часа) | | | | |
26 | Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции. | 09.12 | | | С.94-98 |
27 | Газообмен в лёгких и тканях | 15.12 | | | С.99-101 |
28 | Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. | 16.12 | | | С.102-106 |
29 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания. Повторение по теме. | 22.12 | | | С.106-113 |
| Пищеварительная система (13 часов) | | | | |
30 | Значение питания. Пищевые продукты. | 23.12 | | | С.113-115 |
31 | Питательные вещества. | 29.12 | | | С.115-119 |
32 | Витамины. | 12.01 | | | С.119-123 |
33 | Органы пищеварения | 13.01 | | | С.124-127 |
34 | Ротовая полость. Зубы. | 19.01 | | | С.128-131 |
35 | Изменение пищи в желудке. | 20.01 | | | С.131-133 |
36 | Изменение пищи в кишечнике. Печень. | 26.01 | | | С.134-136 |
37 | Гигиена питания. | 27.01 | | | С.137-141 |
38 | Уход за зубами и ротовой полостью. | 02.02 | | | С.141-144 |
39 | Предупреждение желудочно – кишечных заболеваний. | 03.02 | | | С.145-147 |
40 | Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений. | 09.02 | | | С.148-151 |
41 | Пищевые отравления. | 10.02 | | | С.151-155 |
42 | Обобщение материала по теме «Органы пищеварения» | 24.02 | | | С.156-157 |
| Мочевыделительная система (2 часа) | | | | |
43 | Почки – органы выделения. | 02.03 | | | С.158-161 |
44 | Предупреждение почечных заболеваний. | 03.03 | | | С.162-164 |
| Кожа(6 часов) | | | | |
45 | Кожа и её роль в жизни человека. | 09.03 | | | С.165-169 |
46 | Уход за кожей. | 10.03 | | | С.169-171 |
47 | Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями. | 16.03 | | | С.171-174 |
48 | Закаливание организма | 17.03 | | | С.176-179 |
49 | Первая помощь при тепловых и солнечных ударах | 06.04 | | | С.179-181 |
50 | Первая помощь при ожогах и обморожениях. | 07.04 | | | С.181-184 |
51 | Обобщающий урок по теме «Выделительная система» | 13.04 | | | С.185-186 |
| Нервная система (6 часов) | | | | |
52 | Головной и спинной мозг. | 14.04 | | | С.186-190 |
53 | Нервы. | 20.04 | | | С.191-193 |
54 | Значение нервной системы. | 21.04 | | | С.193-194 |
55 | Режим дня. Гигиена труда. | 27.04 | | | С.195-197 |
56 | Сон и его значение. | 28.04 | | | С.198-200 |
57 | Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему. Повторение | 05.05 | | | С.200-205 |
| Органы чувств (6 часов) | | | | |
58 | Орган зрения. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | 11.05 | | | С.205-212 |
59 | Орган слуха. Гигиена слуха. | 12.05 | | | С.213-218 |
60 | Орган обоняния.Орган вкуса. | 18.05 | | | С.219-225 |
| Охрана здоровья человека в Российской Федерации (2 часа) | | | | |
61 | Охрана здоровья человека.Система учреждений здравоохранения в РФ. | 19.05 | | | С.225-231 |