МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГРОМЫКСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
| | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _________________ З.В.Кукшинова Приказ №___ от «____» ________ 20___ г. |
Рабочая программа
по биологии
8 класс
на 2018 – 2019 учебный год
Разработала учитель биологии
Говорунова Ольга Евсеевна
РАССМОТРЕНО на заседании МО Рук. МО _____________________ Протокол №__ от «___» _________ 20___ г. | |
Почеп 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Биология» в 8 классе разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 года, 31 декабря 2015);
приказ департамента образования и науки №4118 от 27.04.2018г. «О примерном учебном плане образовательных учреждений Брянской области на 2018-2019 уч. г.»
примерная основная общеобразовательная программа по биологии;
учебник Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко. — М.: Вентана-Граф, 2018.
Биология. 8 класс (линейная структура)
Согласно учебному плану школы на изучение предмета отводится 70 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Планируемые результаты обучения
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии на уровне основного общего образования даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
•формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:
•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
•формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами программы освоения биологии являются:
•усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
•формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
•формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
•объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
•овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
•формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
•освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Учащийся научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов животных) и процессов, характерных для живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов животных;
• аргументировать, приводить доказательства различий животных;
• осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп животных на примерах сопоставления биологических объектов;
• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты (животные), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Учащийся получит возможность научиться:
• находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
• использовать приемы оказания первой помощи при укусах животных, уходом за домашними животными;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о животных на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности животных, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного предмета
Общие сведения о мире животных (5 ч) |
Зоология — наука о животных. |
Животные и окружающая среда. Классификация животных и основные систематические группы. |
Влияние человека на животных. |
Краткая история развития зоологии. |
Экскурсия «Разнообразие животных в природе» |
Строение тела животных (3ч.)
Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Животная клетка. Растительная клетка. Ткани организмов.
Подцарство «Простейшие» (4ч.)
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Тип Кишечнополостные (2ч.)
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение и значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Типы: плоские черви, круглые черви и кольчатые черви (7ч.)
Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые. Свободноживущие и паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Борьба с червями-паразитами. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Тип Моллюски (4ч.)
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие (7ч.)
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Инстинкты. Происхождение членистоногих. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Охрана ракообразных. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи — переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые — вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые — переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Тип Хордовые (6ч.)
Общая характеристика типа Хордовые.
Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика рыб. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные (4ч.)
Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся (4ч.)
Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы (7ч.)
Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сальмонеллез — опасное заболевание, передающееся через яйца птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.
Класс Млекопитающие (10ч.)
Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие — переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Профилактика бешенства. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Их охрана. Виды и важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
Развитие животного мира на Земле (3ч.)
Резерв (4ч.)
Практическая часть
Примерный список практических работ по разделу «Живые организмы»:
Изучение строения и передвижения одноклеточных животных.
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.
Изучение строения раковин моллюсков.
Изучение внешнего строения насекомого.
Изучение типов развития насекомых.
Изучение внешнего строения и передвижения рыб.
Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц.
Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.
Примерный список экскурсий по разделу «Живые организмы»
1. Многообразие животных.
2. Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных.
3. Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края.
4. Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей).
№ п/п | Название раздела, урока | Количество часов | в том числе |
п/р |
1 | Общие сведения о мире животных | 5 | |
2 | Строение тела животных | 3 | |
3 | Подцарство Простейшие, или Одноклеточные | 4 | 1 |
4 | Тип Кишечнополостные (Coelenterata) | 2 | |
5 | Типы Плоские черви (Plathelminthes), Круглые черви (Nemathelminthes), Кольчатые черви (Annelida) | 7 | 1 |
6 | Тип Моллюски (Mollusca) | 4 | 1 |
7 | Тип Членистоногие (Artropoda) | 7 | 1 |
8 | Тип Хордовые (Chordata): бесчерепные, рыбы | 6 | 1 |
9 | Класс Земноводные, или Амфибии (Amphibia) | 4 | |
10 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (Reptilia) | 4 | |
11 | Класс Птицы (Aves) | 7 | 1 |
12 | Класс Млекопитающие, или Звери (Mammalia) | 10 | 1 |
13 | Развитие животного мира на Земле | 3 | |
14 | Резерв | 4 | |
| Итого | 70 | 7 |
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, урока | Количество часов |
Общие сведения о мире животных (5 ч.) |
1 | Зоология — наука о животных. | 1 |
2 | Животные и окружающая среда. Классификация животных и основные систематические группы. | 1 |
3 | Влияние человека на животных. | 1 |
4 | Краткая история развития зоологии. | 1 |
5 | Экскурсия «Разнообразие животных в природе» | 1 |
Строение тела животных (3 ч.) |
6-7 | Клетка | 2 |
8 | Ткани, органы и системы органов | 1 |
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч.) |
9 | Общая характеристика подцарства простейших (Protozoa). Тип Амебовые (Amebozoa). | 1 |
10 | Тип Эвгленовые (Euglenozoa). | 1 |
11 | Тип Инфузории (Ciliophora). Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки» | 1 |
12 | Значение простейших. Защита проектов по теме «Подцарство Простейшие». | 1 |
Тип Кишечнополостные (Coelenterata) (2 ч.) |
13 | Общая характеристика многоклеточных животных (Metozoa). Строение и жизнедеятельность кишечнополостных. | 1 |
14 | Разнообразие кишечнополостных. Обобщение и систематизация знаний. Проекты по теме «Тип Кишечнополостные» | 1 |
Типы Плоские черви (Plathelminthes), Круглые черви (Nemathelminthes), Кольчатые черви (Annelida) (7 ч.) |
15 | Тип Плоские черви (Plathelminthes). | 1 |
16 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. | 1 |
17 | Тип Круглые черви (Nemathelminthes). | 1 |
18 | Тип Кольчатые черви (Annelida). Класс Многощетинковые черви (Polychaeta). | 1 |
19 | Тип Кольчатые черви (Annelida). Класс Малощетинковые черви (Oligochaeta). Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость» Лабораторная работа № 3 «Внутреннее строение дождевого червя» (по усмотрению учителя) | 1 |
20-21 | Обобщение и систематизация знаний. Защита проектов по теме «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви» | 2 |
Тип Моллюски (Mollusca) (4 ч.) |
22 | Общая характеристика моллюсков. | 1 |
23 | Класс Брюхоногие моллюски (Gastropoda). | 1 |
24 | Класс Двустворчатые моллюски (Bivalvia). Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков» | 1 |
25 | Класс Головоногие моллюски (Cephalopoda). Обобщение и систематизация знаний. Защита проектов по теме «Тип моллюски». | 1 |
Тип Членистоногие (Artropoda) (7ч.) |
26 | Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные (Crustacea). | 1 |
27 | Класс Паукообразные (Arachnida). | 1 |
28 | Класс Насекомые (Insecta). Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение насекомого» | 1 |
29 | Типы развития насекомых. | 1 |
30 | Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | 1 |
31 | Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. | 1 |
32 | Обобщение и систематизация знаний. | 1 |
Тип Хордовые (Chordata): бесчерепные, рыбы (6 ч.) |
33 | Общая характеристика хордовых. Бесчерепные (Arcrania). | 1 |
34 | Позвоночные, или Черепные. Внешнее строение рыб. Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» | 1 |
35 | Внутреннее строение рыб. Лабораторная работа № 7 «Внутреннее строение рыбы» (по усмотрению учителя) | 1 |
36 | Особенности размножения рыб. | 1 |
37 | Основные систематические группы рыб. | 1 |
38 | Промысловые группы рыб. Их использование и охрана. Обобщение и систематизация знаний. | 1 |
Класс Земноводные, или Амфибии (Amphibia) (4 ч.) |
39 | Общая характеристика земноводных. Среда обитания и строение тела земноводных. | 1 |
40 | Строение и функции внутренних органов земноводных. | 1 |
41 | Размножение и происхождение земноводных. | 1 |
42 | Разнообразие и значение земноводных. Обобщение и систематизация знаний. | 1 |
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (Reptilia) (4ч.) |
43 | Общая характеристика пресмыкающихся. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. | 1 |
44 | Внутреннее строение и скелет пресмыкающихся. | 1 |
45 | Разнообразие пресмыкающихся. | 1 |
46 | Значение и происхождение пресмыкающихся. Защита проектов по теме «Класс Пресмыкающиеся». | 1 |
Класс Птицы (Aves) (7 ч.) |
47 | Общая характеристика птиц. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» | 1 |
48 | Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа № 9 «Строение скелета птицы». | 1 |
49 | Внутреннее строение птиц. | 1 |
50 | Размножение и развитие птиц. | 1 |
51 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | 1 |
52 | Разнообразие птиц. Проекты. | 1 |
53 | Значение и охрана птиц. Экскурсия «Птицы леса (парка)» | 1 |
Класс Млекопитающие, или Звери (Mammalia) (10 ч.) |
54 | Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих. | 1 |
55 | Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 10 «Строение скелета млекопитающих». | 1 |
56 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | 1 |
57 | Происхождение и разнообразие млекопитающих | 1 |
58 | Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные. | 1 |
59 | Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопыт ные, хоботные. | 1 |
60 | Высшие, или Плацентарные, звери: приматы. | 1 |
61 | Экологические группы млекопитающих. | 1 |
62 | Значение млекопитающих для человека. Обобщение и систематизация знаний. Защита проектов по теме «Класс Млекопитающие». | 1 |
63 | Экскурсия «Разнообразие млекопитающих (зоопарк, краеведческий музей)» | 1 |
Развитие животного мира на Земле (3ч.) |
64 | Развитие животного мира на Земле | 1 |
65 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. | 1 |
66 | Современный мир живых организмов. Биосфера | 1 |
67-68 | Обобщение знаний. Итоговый контроль. | 2 |
69-70 | Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной» | 2 |