СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Биология» в 8 классе разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 года, 31 декабря 2015);
  • приказ департамента образования и науки №4118 от 27.04.2018г. «О примерном учебном плане образовательных учреждений Брянской области на 2018-2019 уч. г.»
  • примерная основная общеобразовательная программа по биологии;
  • учебник Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко. — М.: Вентана-Граф, 2018.

Биология. 8 класс (линейная структура)

Согласно учебному плану школы на изучение предмета отводится 70 часов из расчёта 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГРОМЫКСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»





УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_________________ З.В.Кукшинова


Приказ №___ от «____» ________ 20___ г.


Рабочая программа

по биологии

8 класс

на 2018 – 2019 учебный год





Разработала учитель биологии

Говорунова Ольга Евсеевна



РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Рук. МО _____________________


Протокол №__ от «___» _________ 20___ г.









Почеп 2018 г.




Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Биология» в 8 классе разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 года, 31 декабря 2015);

  • приказ департамента образования и науки №4118 от 27.04.2018г. «О примерном учебном плане образовательных учреждений Брянской области на 2018-2019 уч. г.»

  • примерная основная общеобразовательная программа по биологии;

  • учебник Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко. — М.: Вентана-Граф, 2018.

Биология. 8 класс (линейная структура)


Согласно учебному плану школы на изучение предмета отводится 70 часов из расчёта 2 часа в неделю.


Планируемые результаты обучения

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии на уровне основного общего образования даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

•формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:

•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами программы освоения биологии являются:

•усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

•формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

•формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

•объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

•овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

•формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

•освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Учащийся научится:

• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов животных) и процессов, характерных для живых организмов;

• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов животных;

• аргументировать, приводить доказательства различий животных;

• осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп животных на примерах сопоставления биологических объектов;

• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

• сравнивать биологические объекты (животные), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

• описывать и использовать приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;

• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Учащийся получит возможность научиться:

• находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;

• использовать приемы оказания первой помощи при укусах животных, уходом за домашними животными;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

• создавать собственные письменные и устные сообщения о животных на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

• работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности животных, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


Содержание учебного предмета


Общие сведения о мире животных (5 ч)

Зоология — наука о животных.

Животные и окружающая среда. Классификация животных и основные систематические группы.

Влияние человека на животных.

Краткая история развития зоологии.

Экскурсия «Разнообразие животных в природе»


Строение тела животных (3ч.)

Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Животная клетка. Растительная клетка. Ткани организмов.


Подцарство «Простейшие» (4ч.)

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.


Тип Кишечнополостные (2ч.)

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение и значение кишечнополостных в природе и жизни человека.


Типы: плоские черви, круглые черви и кольчатые черви (7ч.)

Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые. Свободноживущие и паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Борьба с червями-паразитами. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.


Тип Моллюски (4ч.)

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.


Тип Членистоногие (7ч.)

Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Инстинкты. Происхождение членистоногих. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Охрана ракообразных. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи — переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые — вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые — переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.


Тип Хордовые (6ч.)

Общая характеристика типа Хордовые.

Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика рыб. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов.


Класс Земноводные (4ч.)

Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

Класс Пресмыкающиеся (4ч.)

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Класс Птицы (7ч.)

Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сальмонеллез — опасное заболевание, передающееся через яйца птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

Класс Млекопитающие (10ч.)

Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие — переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Профилактика бешенства. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Их охрана. Виды и важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.

Развитие животного мира на Земле (3ч.)

Резерв (4ч.)


Практическая часть

Примерный список практических работ по разделу «Живые организмы»:

  1. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных.

  2. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.

  3. Изучение строения раковин моллюсков.

  4. Изучение внешнего строения насекомого.

  5. Изучение типов развития насекомых.

  6. Изучение внешнего строения и передвижения рыб.

  7. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц.

  8. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.

Примерный список экскурсий по разделу «Живые организмы»

1. Многообразие животных.

2. Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных.

3. Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края.

4. Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей).


№ п/п

Название раздела, урока

Количество часов

в том числе

п/р

1

Общие сведения о мире животных

5


2

Строение тела животных

3


3

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

4

1

4

Тип Кишечнополостные (Coelenterata)

2


5

Типы Плоские черви (Plathelminthes), Круглые черви (Nemathelminthes), Кольчатые черви (Annelida)

7

1

6

Тип Моллюски (Mollusca)

4

1

7

Тип Членистоногие (Artropoda)

7

1

8

Тип Хордовые (Chordata): бесчерепные, рыбы

6

1

9

Класс Земноводные, или Амфибии (Amphibia)

4


10

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (Reptilia)

4


11

Класс Птицы (Aves)

7

1

12

Класс Млекопитающие, или Звери (Mammalia)

10

1

13

Развитие животного мира на Земле

3


14

Резерв

4



Итого

70

7



Тематическое планирование


№ п/п

Название раздела, урока

Количество часов

Общие сведения о мире животных (5 ч.)

1

Зоология — наука о животных.

1

2

Животные и окружающая среда. Классификация животных и основные систематические группы.

1

3

Влияние человека на животных.

1

4

Краткая история развития зоологии.

1

5

Экскурсия «Разнообразие животных в природе»

1

Строение тела животных (3 ч.)

6-7

Клетка

2

8

Ткани, органы и системы органов

1

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч.)

9

Общая характеристика подцарства простейших (Protozoa). Тип Амебовые (Amebozoa).

1

10

Тип Эвгленовые (Euglenozoa).

1

11

Тип Инфузории (Ciliophora).

Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки»

1

12

Значение простейших. Защита проектов по теме «Подцарство Простейшие».

1

Тип Кишечнополостные (Coelenterata) (2 ч.)

13

Общая характеристика многоклеточных животных (Metozoa). Строение и жизнедеятельность кишечнополостных.

1

14

Разнообразие кишечнополостных. Обобщение и систематизация знаний. Проекты по теме «Тип Кишечнополостные»

1

Типы Плоские черви (Plathelminthes), Круглые черви (Nemathelminthes), Кольчатые черви (Annelida) (7 ч.)

15

Тип Плоские черви (Plathelminthes).

1

16

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

1

17

Тип Круглые черви (Nemathelminthes).

1

18

Тип Кольчатые черви (Annelida). Класс Многощетинковые черви (Polychaeta).

1

19

Тип Кольчатые черви (Annelida). Класс Малощетинковые черви (Oligochaeta).

Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость»

Лабораторная работа № 3 «Внутреннее строение дождевого червя» (по усмотрению учителя)

1

20-21

Обобщение и систематизация знаний. Защита проектов по теме «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви»

2

Тип Моллюски (Mollusca) (4 ч.)

22

Общая характеристика моллюсков.

1

23

Класс Брюхоногие моллюски (Gastropoda).

1

24

Класс Двустворчатые моллюски (Bivalvia).

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

1

25

Класс Головоногие моллюски (Cephalopoda). Обобщение и систематизация знаний. Защита проектов по теме «Тип моллюски».

1

Тип Членистоногие (Artropoda) (.)

26

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные (Crustacea).

1

27

Класс Паукообразные (Arachnida).

1

28

Класс Насекомые (Insecta).

Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение насекомого»

1

29

Типы развития насекомых.

1

30

Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

1

31

Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

1

32

Обобщение и систематизация знаний.

1

Тип Хордовые (Chordata): бесчерепные, рыбы (6 ч.)

33

Общая характеристика хордовых. Бесчерепные (Arcrania).

1

34

Позвоночные, или Черепные. Внешнее строение рыб.

Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

1

35

Внутреннее строение рыб.

Лабораторная работа № 7 «Внутреннее строение рыбы» (по усмотрению учителя)

1

36

Особенности размножения рыб.

1

37

Основные систематические группы рыб.

1

38

Промысловые группы рыб. Их использование и охрана. Обобщение и систематизация знаний.

1

Класс Земноводные, или Амфибии (Amphibia) (4 ч.)

39

Общая характеристика земноводных. Среда обитания и строение тела земноводных.

1

40

Строение и функции внутренних органов земноводных.

1

41

Размножение и происхождение земноводных.

1

42

Разнообразие и значение земноводных. Обобщение и систематизация знаний.

1

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (Reptilia) (4ч.)

43

Общая характеристика пресмыкающихся. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.

1

44

Внутреннее строение и скелет пресмыкающихся.

1

45

Разнообразие пресмыкающихся.

1

46

Значение и происхождение пресмыкающихся. Защита проектов по теме «Класс Пресмыкающиеся».

1

Класс Птицы (Aves) (7 ч.)

47

Общая характеристика птиц. Внешнее строение птиц.

Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

1

48

Опорно-двигательная система птиц.

Лабораторная работа № 9 «Строение скелета птицы».

1

49

Внутреннее строение птиц.

1

50

Размножение и развитие птиц.

1

51

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

1

52

Разнообразие птиц. Проекты.

1

53

Значение и охрана птиц. Экскурсия «Птицы леса (парка)»

1

Класс Млекопитающие, или Звери (Mammalia) (10 ч.)

54

Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих.

1

55

Внутреннее строение млекопитающих.

Лабораторная работа № 10 «Строение скелета млекопитающих».

1

56

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.

1

57

Происхождение и разнообразие млекопитающих

1

58

Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные.

1

59

Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопыт ные, хоботные.

1

60

Высшие, или Плацентарные, звери: приматы.

1

61

Экологические группы млекопитающих.

1

62

Значение млекопитающих для человека. Обобщение и систематизация знаний. Защита проектов по теме «Класс Млекопитающие».

1

63

Экскурсия «Разнообразие млекопитающих (зоопарк, краеведческий музей)»

1

Развитие животного мира на Земле (3ч.)

64

Развитие животного мира на Земле

1

65

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции.

1

66

Современный мир живых организмов. Биосфера



1

67-68

Обобщение знаний. Итоговый контроль.

2

69-70

Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной»

2