Учебник авторов Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева Н.Н. «Биология. Человек» 8 класс Дрофа 2014.
Изучение биологии в 8 классе должно быть направлено на достижение следующих целей:
При освоении программы особое внимание с уделено формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для учебного предмета «Биология» приоритетными являются распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
В процессе обучения используется деятельности, практико - ориентированный и личностно ориентированный подход: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Реализация компетентностного подхода в обучении биологии предусматривает:
Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, медицина, психология. Становление наук о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Историческое прошлое людей. Расы человека. Критика расизма.
Сходство человека и животных.
Расы человека. Видовое единство человеческих рас
Общий обзор организма. Клеточное строение организма. Физиология клеток. Ткани. Особенности строения тканей. Рефлекторная регуляция функций организма человека.
Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма.
Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.
Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работы Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.
Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической системы.
Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждения распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха, как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего.
Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.
Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Появление авитаминозов и меры их предупреждения.
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждения. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и регуляции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушение зрения и слуха, их профилактика.
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в содержании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколения информации.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личностей: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и регуляции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
№ | Разделы, темы уроков | Оборудование | Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь | Д/З | Дата по плану | Дата по факту |
| Введение (1ч.) | | | | | | |
1 | ТБ на уроках биологии. Науки о человеке. Здоровье и его охрана. Становление наук о человеке. | Интерактивные модели и таблицы. | Что изучают науки: анатомия, физиология, психология, гигиена. Инструкцию по ТБ на уроках биологии. | Использовать приемы по ТБ на уроках биологии. | П. 1, 2. | | |
| Происхождение человека (2ч.) | | | | | | |
2 | Систематическое положение человека. | Интерактивные модели и таблицы. | Систематическое положение человека. Что такое рудименты и атавизмы. | Приводить примеры. | П.3 | | |
3 | Историческое прошлое людей. Расы человека. Среда обитания. | Интерактивные модели и таблицы. | Предшественников людей. Как экологические условия повлияли на формирование вида Человек разумный. Основные расы людей. | Приводить примеры; давать характеристику древнейшим, древним, современным людям и расам человека. | П. 4, 5 | | |
| Строение организма (4 ч.) | | | | | | |
4 | Общий обзор организма. | Интерактивные модели и таблицы. | Уровни организации, структуру, органы, системы органов человека. | Самостоятельно работать с учебником, заполнять таблицу. | П. 6 | | |
5 | Клеточное строение организма. | Интерактивные модели и таблицы. | Строение животной клетки, строение и функции всех органелл клетки. Механизм деления клетки. | Уметь работать с таблицей «Фазы деления клетки» | П.7 | | |
6 | Ткани. Л.р. ««Виды тканей». | Микроскопы, микропрепараты «Ткани человека» | Строение и функции основных видов тканей человека. Строение нейрона. | Уметь пользоваться микроскопом, наблюдать, зарисовывать, делать выводы. | П.8, повт.п7 | | |
7 | Рефлекторная регуляция. ТУЗ «Общий обзор организма». | Интерактивные модели и таблицы по биологии. | Что такое рефлекс и рефлекторная дуга, ее строение. | Уметь по таблице объяснять работу мигательного рефлекса. Приводить примеры. | П. 9 | | |
| Опорно-двигательный аппарат (8) | | | | | | |
8 | Значение опорно- двигательного аппарата, его состав. Строение костей. | Интерактивные модели и таблицы. | Строение опорно-двигательной системы, ее функции. Химический состав костей. | Уметь давать характеристику различным типам костей. | П. 10 | | |
9 | Скелет человека. Осевой скелет. | Интерактивные модели и таблицы. | Строение скелета человека, его функции. Осевой скелет, череп, скелет туловища. | Уметь на таблице показывать и называть различные части скелета. | П. 11 | | |
10 | Скелет поясов свободных конечностей. Соединения костей. | Интерактивные модели и таблицы. | Скелет верхней конечности, руки, нижней конечности. Типы соединения костей. | Приводить примеры. | П. 12 | | |
11 | Строение мышц. | Интерактивные модели и таблицы. Микроскопы и микропрепараты | Микро – и макроскопическое строение мышц, их функции, названия мышц. | Работать с таблицей, показывать и называть мышцы человека. | П. 13 | | |
12 | Работа скелетных мышц и их регуляция. | Интерактивные модели и таблицы. | Что называется, двигательной единицей. Как изменяются мышцы при тренировках. Статическая и динамическая работа мышц. Гиподинамия. | Приводить примеры, использовать полученные знания. | П.14 | | |
13 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | Интерактивные модели и таблицы. | Что такое осанка и каковы причины ее нарушения. Как можно определить искривление позвоночника. Первая помощь при переломах и вывихах. | Использовать полученные знания в быту. Уметь оказывать доврачебную помощь при вывихах и переломах. | П.15 – 16 | | |
14 | Обобщение по теме «Опорно-двигательный аппарат» | Интерактивные модели и таблицы. | Строение и функцию опорно – двигательной системы. | | П. 10, 11, 12, 13, 15, 16 | | |
15 | Контрольная работа по теме «Опорно-двигательный аппарат». | | | | | | |
| Внутренняя среда организма (3 ч.) | | | | | | |
16 | Анализ контрольной работы. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. | Интерактивные модели и таблицы. | Компоненты внутренней среды организма, состав и функции крови. Защитные механизмы крови. | Работать с таблицей и микроскопом, делать выводы. | П. 17 | | |
17 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | Интерактивные модели и таблицы. | Как организм человека защищается от микроорганизмов. Что такое иммунная система, инфекционные болезни. | Применять полученные знания в быту. Приводить примеры. | П. 18 | | |
18 | Иммунология на службе здоровья. | Интерактивные модели и таблицы. | Чем занимается иммунология. Чем искусственный иммунитет отличается от естественного. От чего бывает аллергия. Группы крови. | Различать разные виды иммунитета, давать им характеристику. Приводить примеры. Использовать полученные знания в повседневной жизни. | П. 19, повт. П.18 | | |
| Кровеносная и лимфатическая системы (7) | | | | | | |
19 | Транспортные системы организма. ТУЗ «Внутренняя среда организма». | Интерактивные модели и таблицы. | Из каких частей состоит кровеносная система, из каких – лимфатическая. Как они связаны между собой. Транспортные системы организма. | Приводить примеры. | П.20 | | |
20 | Круги кровообращения. | Интерактивные модели и таблицы. | Функции малого и большого кругов кровообращения. Функции лимфатических капилляров и узлов. | Показывать на схеме движение крови по сосудам, малый и большой круги кровообращения. Проводить самостоятельно лаб.работу, предложенную в учебнике. | П. 21 | | |
21 | Строение и работа сердца. | Интерактивные модели и таблицы. | Размеры сердца. Функции сердечной сумки. Как работают клапаны сердца. Сердечный цикл. | Самостоятельно работать с учебником, заполнять таблицу. | П. 22 | | |
22 | Движение крови по сосудам. Гигиена сердечно – сосудистой системы. Л.р .«Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке». | Интерактивные модели и таблицы. | Движение крови по сосудам. Как изменяется артериальное давление крови и как оно измеряется. Пульс. Как распределяется кровь в организме. Инсульт, инфаркт. | Измерять артериальное давление, пользоваться тонометром. Использовать полученные знания в повседневной жизни. Уметь измерять скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа. Делать подсчеты пульса в минуту. | П. 23-24 | | |
23 | Первая помощь при кровотечениях. | Интерактивные модели и таблицы. | Как изменяется работа сердца при нагрузках. Влияние большой массы тела на сердце. Влияние алкоголя и курения на сердце. Как оказать первую помощь при стенокардии, гипертоническом кризе, кровотечениях. | Применять полученные знания в повседневной жизни. Оказывать первую помощь при стенокардии и гипертоническом кризе. Оказывать первую помощь при кровотечениях. | П 25 | | |
24 | Обобщение по теме «Кровеносная и лимфатическая системы организма». | Интерактивные модели и таблицы. | | | П. 20 - 25 | | |
25 | Контрольная работа по теме «Кровеносная и лимфатическая системы организма». | | | | | | |
| Дыхание (3ч.) | | | | | | |
26 | Анализ контрольной работы. Значение дыхания. Органы дыхательной системы. | Интерактивные модели и таблицы. | Как распределяется функция дыхания между дыхательной и кровеносной системами. Каковы функции носовой полости, гортани, трахеи и главных бронхов. Как происходит голосообразование, и формируются звуки речи. Что такое гайморит, фронтит и тонзилит. | Применять полученные знания в быту. Делать выводы. | П. 26 | | |
27 | Легкие. Механизм вдоха и выдоха. Газообмен в легких и тканях. | Интерактивные модели и таблицы. | Строение легких. Как происходит легочный газообмен. Что происходит в тканях. Как происходит вдох и выдох. В чет вред курения. Что происходит во время кашля и чихания. Чем мы дышим. | Делать выводы. Применять знания в быту. Заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. | П.27 – 28, повт.п.26 | | |
28 | Функциональные возможности дыхательной системы. Приемы реанимации. ТУЗ «Дыхание» | Интерактивные модели и таблицы. | О чем говорит жизненная емкость легких. Как можно обнаружить туберкулез и рак легких на ранней стадии болезни. Что надо делать, если у пострадавшего нарушено дыхание. | Делать выводы. Применять знания в быту. Заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Владеть простейшими приемами реанимации при нарушении дыхания у пострадавшего. | П. 29 | | |
| Пищеварение (4 ч.) | | | | | | |
29 | Питание и пищеварение. Пищеварение в ротовой полости. | Интерактивные модели и таблицы. | Как организм использует питательные вещества. Почему необходимо расщепление белков, жиров и углеводов. Как происходит пищеварение. Каково строение органов пищеварения. | Самостоятельно работать с учебником, делать выводы. | П. 30-31 | | |
30 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. | Интерактивные модели и таблицы. | Как распознается качество пищи. Какое значение имеет механическая и химическая обработка пищи. Каковы строение и формы зубов. Как предупредить заболевания зубов. Что происходит с пищей в желудке и двенадцатиперстной кишке. | Использовать знания в быту. Заботиться о своем здоровье. Правильно ухаживать за зубами. | П.32 | | |
31 | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника. Регуляция пищеварения. | Интерактивные модели и таблицы. | Каково строение и функции ворсинок кишечника. Какое значение в процессе пищеварения имеет печень. Что такое аппендицит. Как возникает голод и насыщение. Как осуществляется гуморальная регуляция. Условные и безусловные рефлексы. | Приводить примеры. Заботиться о своем здоровье. | П. 33 – 34,повт. 32 | | |
32 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. ТУЗ «Пищеварение». | Интерактивные модели и таблицы. | Как сохранит аппетит. Чем и как питаться. Как правильно соблюдать рацион. Как предупредить отравление пищевыми продуктами. Как уберечься от кишечных инфекций. | Правильно принимать пищу. Заботиться о своем здоровье. Применять полученные знания в повседневной жизни. | П. 35 | | |
| Обмен веществ и энергии (2ч.) | | | | | | |
33 | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. | Интерактивные модели и таблицы. | Что такое обмен веществ. Где происходит пластический и энергетический обмен. Какова роль белков, жиров и углеводов в обмене веществ и энергии. Почему необходима вода, макро – и микроэлементы для организма человека. | Заботиться о своем здоровье. Применять полученные знания в повседневной жизни. | П. 36 | | |
34 | Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. | Интерактивные модели и таблицы. | Почему витамины необходимы человеку. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Какова зависимость энерготрат от физической нагрузки человека. | Соблюдать режим питания. Правильно питаться. Правильно выбирать продукты питания. Заботиться о своем здоровье. Применять полученные знания в повседневной жизни. | П.37 -38 | | |
| Покровные органы. Терморегуляция. Выделение ( 6 ч.) | | | | | | |
35 | Покровы тела. Строение и функции кожи. | Интерактивные модели и таблицы. | Строение и функции кожи. Строение волос и ногтей. | Делать выводы. | П.39 | | |
36 | Уход за кожей. Болезни кожи. | Интерактивные модели и таблицы. | Особенности кожи подростка. Гигиенические требования к одежде и обуви. Грибковые заболевания кожи. Как питание влияет на состояние кожи. | Правильно использовать полученные данные. Заботиться о состоянии кожи, волос и ногтей. Правильно питаться. | П. 40 | | |
| Терморегуляция организма. Закаливание. | Интерактивные модели и таблицы. | Что такое закаливание. Что надо делать при солнечном и тепловом ударе. | Уметь оказывать помощь пострадавшему при тепловом и солнечном ударе. | П.41 | | |
37 | Выделение. | Интерактивные модели и таблицы. | Органы выделительной системы человека, их строение и функции. Как определить мочекаменную болезнь и почечную инфекцию. | Заботиться о своем здоровье. Делать выводы. Предупреждать почечные заболевания. | П.42 | | |
38 | Обобщение по теме «Покровные органы». | Интерактивные модели и таблицы. | Строение и функции органов пищеварения и покровных органов. | | П. 32,33,35, 39,40 | | |
39 | Контрольная работа по теме «Покровные органы». | | | | | | |
| Нервная система (5 ч.) | | | | | | |
40 | Анализ контрольной работы. Значение нервной системы. | Интерактивные модели и таблицы. | Что такое психика. Что относится к центральной и периферической нервной системе. | Уметь называть функции серого и белого вещества . | П.43 | | |
41 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | Интерактивные модели и таблицы. | Строение и функции спинного мозга. | Чертить схему рефлекторной дуги. | П. 44 | | |
42 | Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг. | Интерактивные модели и таблицы. | Почему повреждение продолговатого мозга смертельно. Как обеспечивается точность и плавность произвольных движений. Почему человек реагирует на новизну. | Самостоятельно проводить лаб.работу, позволяющую выявить функции мозжечка. | п. 45 | | |
43 | Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария. | Интерактивные модели и таблицы. | Где распознаются воспринятые образы. Одинаковые ли функции выполняют левое и правое полушарие. | Показывать по таблице и называть отделы головного мозга. | П.46 | | |
44 | Соматический и вегетативный отделы нервной системы. | Интерактивные модели и таблицы. | Почему скелетные мышцы подвластны нашей воле, а сердце, сосуды и другие внутренние органы – нет. Соматическая, автономная нервная система. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. | Уметь называть функции разных отделов н.с. Приводить примеры, делать выводы. | П.47 Повт.п.44-46 | | |
45 | ТУЗ «Нервная система» | | | | | | |
| Анализаторы. Органы чувств (6 ч.) | | | | | | |
46 | Анализаторы. | Интерактивные модели и таблицы. | Чем анализатор отличается от органа чувств. В чем заключаются специфичность анализатора. | Приводить примеры. | П.48 | | |
47 | Зрительный анализатор. | Интерактивные модели и таблицы. | В чем уникальность зрения. Какую функцию выполняет зрительный анализатор в целом, его строение. | Самостоятельно проводить лаб.работу «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением», делать выводы. | П.49 | | |
| Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | | Как уберечься от конъюнктивита. Близорукость и дальнозоркость. | Беречь свое зрение. | П.50 | | |
48 | Слуховой анализатор. | Интерактивные модели и таблицы. | Каково строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Что происходит в слуховых рецепторах. Как сохранить хороший слух. | Беречь свое здоровье. Применять в быту полученные знания. | П.51 | | |
49 | Орган равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы. | Интерактивные модели и таблицы. | Как функционируют органы равновесия. Как действуют анализаторы вкуса и обоняния. | Приводить примеры, делать выводы. | П.52 | | |
50 | Обобщение по теме «Анализаторы. Органы чувств». | Интерактивные модели и таблицы. | Строение и функции анализаторов. | Делать выводы, приводить примеры, использовать дополнительные источники информации. | П.48 -52 | | |
51 | Контрольная работа по теме «Анализаторы. Органы чувств». | Интерактивные модели и таблицы. | | | | | |
| Высшая нервная деятельность (6 ч.) | | | | | | |
52 | Анализ контрольной работы. Вклад отечественных ученых в разработку учения о в.н.д. | Интерактивные модели и таблицы. | В чем состояло открытие И.М.Сеченова и И.П.Павлова. Отчего мы не замечаем ошибки в деталях при восприятии хорошо знакомых объектов. | Приводить примеры. Наблюдать. Делать выводы. | П.53 | | |
53 | Врожденные и приобретенные программы поведения. | Интерактивные модели и таблицы. | Чем рассудочная деятельность отличается от условно – рефлекторной. Почему в детстве люди легко овладевают языком. | Приводить примеры. Самостоятельно выполнять лаб.работу «Выработка навыка зеркального письма» | П.54 | | |
54 | Сон и сновидения. | Интерактивные модели и таблицы. | Почему бодрствование сменяется сном. Быстрый и медленный сон. | Делать выводы, приводить примеры. | П.55 | | |
55 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | | Функции внешней и внутренней речи. Что относится к познавательным процессам. Память, воображение, мышление. | | П.56 | | |
56 | Воля, эмоции, внимание. | Интерактивные модели и таблицы. | Что такое волевые действия. Внушаемость и негативизм. Эмоции. Эмоциональные реакции и состояния. Стресс. Основные свойства внимания. Рассеянность. | Самостоятельно работать с учебником. Делать выводы. Выполнять лаб. Работу «Измерение колебаний внимания при разных условиях» | П. 57 Повт. п.53,54,56 | | |
57 | ТУЗ «Высшая нервная деятельность». | | | | | | |
| Эндокринная система (2ч.) | | | | | | |
58 | Роль эндокринной регуляции. | Интерактивные модели и таблицы. | Железы внутренней и смешанной секреции. Функции гормонов. Нервная и гуморальная регуляция. | Уметь называть железы внутренней секреции, показывать их расположение по таблице. Называть функции и свойство гормонов. | П. 58 | |
59 | Функции желез внутренней секреции. | Интерактивные модели и таблицы. | Какие железы регулируют рост и развитие организма. Как они влияют на обмен веществ, поддерживают постоянство внутренней среды. | Уметь называть гормоны и их действие на организм. Приводить примеры. | П.59 | |
| Индивидуальное развитие организма (7 ч.) | | | | | |
60 | Размножение. Половая система. Развитие зародыша и плода. | Интерактивные модели и таблицы. | Как созревают сперматозоиды и яйцеклетки. От чего зависит пол ребенка. Какие факты говорят о том, что программа развития определена историческим прошлым человека. Как протекают беременность и роды. | Уметь делать выводы, самостоятельно работать с учебником. Бережно относиться к своему здоровью. | П.60-61 | |
61 | Наследственные и врожденные заболевания. | Интерактивные модели и таблицы. | Чем наследственные болезни отличаются от врожденных. Какие болезни относятся к венерическим. В чем опасность СПИДа, сифилиса. | Бережно относиться к своему здоровью, делать выводы, приводить примеры. | П.62 | |
62 | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. | Интерактивные модели и таблицы. | Уход за новорожденным ребенком. От чего зависит темперамент и характер. Как человек вписывается в общество. | Называть виды темперамента и давать ему характеристику. | П.63 | |
63 | Интересы, склонности, способности. | Интерактивные модели и таблицы. | Чем интерес отличается от склонности. Как найти свое призвание. | Уметь различать склонности от способностей. Приводить примеры. | П.64 | |
64 | Обобщение по теме «Индивидуальное развитие организма». | Интерактивные модели и таблицы. | | | Повт.п62-64 | |
65 | Контрольная работа по теме «Индивидуальное развитие организма». | Интерактивные модели и таблицы. | | | | |
66 | Анализ контрольной работы. | | | | | |
67-70 | Повторение. | | | | | |