МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛИКИНО-ДУЛЁВО
Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования,
утвержденное приказом МБОУ «Горская ООШ»
№ 42/4-19 от «02» сентября 2019г.
Рабочая программа
Предмет: биология
Уровень: базовый
Класс: 8
Количество часов: 68
Учитель: Воропаева Инна Сергеевна
Категория: первая
2019-2020 учебный год
Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана на основе авторской программы по биологии 5-9 класс В.В.Пасечника, С.В. Суматохина, Г.С.Калиновой, З.Г. Гапонюк, серия «Линия жизни», 2018 год.
Согласно учебному плану МБОУ «Горская основная общеобразовательная школа» для 5-9 классов на 2019-2020 учебный год на изучение биологии в 8 классе отведено 68 часа в год, из расчёта 2 часа в неделю.
Планируемые результаты
Личностные результаты обучения биологии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Обучающийся научится:
основным принципам и правилам отношения к живой природе, основам здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
ценности здорового и безопасного образа жизни;
правилам индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
Обучающийся получит возможность научится:
толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Метапредметные результаты обучения биологии:
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Обучающийся научится:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Обучающийся получит возможность научится:
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Ученик научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Ученик получит возможность научиться:
объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательныхзадач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного предмета
Введение. Знакомство с науками, составляющими основу учебника «Биологии человека» 8класса. Происхождение человека. Место человека в животном мире. Эволюция человека с исторической точки зрения. Усложнение строения организма человека. Расы. Отличительные признаки трех основных рас человека и двух побочных рас.
Общий обзор организма человека.
Строение и функции основных систем организма человека. Клетка как структурная единица организма. Особенности клеток и тканей. Органы и системы органов человека. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма. Клетка человека. Клеточное строение организма человека. Ткани их строение и функции. Особенность строения клеток, тканей, органов человека. Работа с микроскопом.
Опора и движение. Кости человека их строение и функции. Химический состав костей. Мышцы их строение и разнообразие мышц человека. Оказание первой помощи при переломах, вывихах и растяжениях. Предупреждение осанки и плоскостопия. Гигиена опорно-двигательной системы
Внутренняя среда организма. Строение крови. Функции и строение клеток крови. Иммунитет. Борьба с заболеванием. Группы крови, резус-фактор. Вакцинация.
Кровообращение и лимфообращение. Первая помощь при кровотечении. Гигиена органов кровеносной системы. Сердце, его строение и работа. Сердечнососудистое заболевание, причины и предупреждения. Лимфа и лимфообращение, лимфатическая система.
Дыхание. Общая характеристика дыхательной системы человека. Строение органов дыхания их функции. Механизмы вдоха и выдоха. Предупреждение болезней дыхательной системы человека. Первая помощь при потере дыхания, если человек подавился.
Питание. Общая характеристика пищеварительной системы человека. Строение и работа органов пищеварительной системы. Железы их строение и функции, которые они выполняют. Первая помощь при отравлениях , инфекциях, и других заболеваниях. Железы смешанной секреции. Регуляция пищеварения.
Обмен веществ и превращение энергии. Общая характеристика Веществ и химических элементов. Пластический и энергетический, солевой обмен. Витамины их роль в организме человека. Меню. Нормы и режим питания. Нарушение обмена веществ. Составление меню для взрослых, детей, юношей и девушек.
Выделения продуктов обмена. Общая характеристика выделительной системы человека. Кожа, ее строение и функции. Закаливание. Гигиена и сохранение здоровья. Вредные привычки. Терморегуляция. Оказание первой помощи при травмах выделительной системы человека.
Покровы тела человека. Кожа, ее строение и функции. Закаливание. Гигиена и сохранение здоровья. Вредные привычки. Терморегуляция. Оказание первой помощи при травмах выделительной системы человека
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.
Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Нервная и гуморальная регуляция. Заболевание и их предупреждение. Нервная система человека. Общая характеристика нервной системы человека. Значение нервной системы. Рефлекторная система. Рефлекс. Строение головного мозга. Строение спинного мозга. Предупреждение заболеваний нервной системы. Гигиена нервной системы.
Органы чувств. Анализаторы. Общая характеристика всех анализаторов. Строение и функции анализаторов. Гигиена и сохранение здоровья.
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Память и обучение. Условные и безусловные рефлексы. Сон и бодрствование. Особенности высшей нервной деятельности человека.
Размножение и развитие человека. Половая система человека. Репродуктивная система. Общая характеристика половой системы человека. Строение и функции половой системы человека. Строение репродуктивных органов. Их защита, гигиена и профилактика венерических заболеваний. Планирование семьи. Зачатие, развитие плода, роды, развитие ребенка. Гигиена беременности. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем. Наследственные заболевания. Семья, ведущая здоровый образ жизни.
Человек и окружающая среда. Биологическая природа и социальная сущность человека. Человек как личность. Индивидуальные особенности личности человека. С их определение и развитие. Темперамент. Характер и его проявление. Сон и бодрствование. Гигиена сна. Организация труда и отдыха. Спорт. Человек и природа. Человек и окружающая среда. Зависимость здоровья человека от окружающей среды. Адаптация организма
человека к окружающей среде и ее изменениям.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Введение. Наука о человеке | 5 |
2 | Общий обзор организма человека. | 3 |
3 | Опора и движение. | 8 |
4 | Внутренняя среда организма. | 4 |
5 | Кровообращение и лимфообращение. | 4 |
6 | Дыхание. | 4 |
7 | Питание. | 6 |
8 | Обмен веществ и превращение энергии. | 4 |
9 | Выделение продуктов обмена. | 2 |
10 | Покровы тела человека. | 3 |
11 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. | 8 |
12 | Органы чувств. Анализаторы. | 4 |
13 | Психика и поведение человека Высшая нервная деятельность | 6 |
14 | Размножение и развитие человека. | 4 |
15 | Человек и окружающая среда. | 3 |
| Итого: | 68 |
«Согласовано»
зам. директора по УВР
________/И.В. Наметкина/
«___»_____________20__г.
9