СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочапя программа по биологии 8 класс линейный курс УМК Н. И. Сонин, В. Б. Захаров "Биология. Многообразие живых организмов. Животные"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Булгаковская основная школа















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Биология»



8 класс





Разработана учителем биологии

Федоненковой Еленой Ивановной













Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена для обучающихся 8 класса основной общеобразовательной школы в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения. Рабочая программа составлена в соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2014. – Стандарты второго поколения. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования «Биология. 5-9 классы. Линейный курс» Авторы Н.И. Сонина, А.А. Плешаков. – М.: «Дрофа», 2014.

Предмет «Биология» входит в образовательную область «Естественно-научные предметы».

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение биологии на этапе основного общего образования в объёме: в 8 классе — 70 ч.

В соответствии с учебным планом школы на 2018-2019 учебный год рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).

При работе по данной программе используется учебно-методический комплект под редакцией А. А. Плешакова, Н. И. Сонина



Актуальность:

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Изучение курса биологии обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном виде. Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.



Цели и задачи курса:



Целями курса «Биология» на ступени основного общего образования на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях являются:

  • социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

  • развитие познавательных мотивов обучающихся, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • создание условий для овладения обучающимися ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.



Задачи:

Биология как учебная дисциплина обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, проводить эксперименты и оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.





Общая характеристика учебного предмета:

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования.

В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.



Планируемые результаты освоения учебного предмета:


Предметные результаты:

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;

  • осуществлять элементарные биологические исследования;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

  • пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и перечислять свойства живого;

  • выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;

  • описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;

  • различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);

  • сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

  • определять роль в природе различных групп организмов;

  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

  • составлять элементарные пищевые цепи;

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

  • различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

  • описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;

  • формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;

  • демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

  • демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;

  • уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Метапредметные результаты:


  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • вычитывать все уровни текстовой информации.

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Личностные результаты:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.);

  • оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;

  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;

  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

  • эстетическое отношение к живым объектам.



Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:



Учащийся научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов;

  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов, животных, аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

  • классифицировать биологические объекты на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.



Учащийся получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно - популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет - ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;

  • использовать приемы оказания первой помощи при укусах животных;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях и грибах, на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнения окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.



Содержание тем учебного предмета

Часть 1. Царство Животные (49 часов)


Введение (2 часа)

Организм животных как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных: нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Практическая работа №1 "Анализ структуры биомов суши и Мирового океана".


Подцарство Одноклеточные (4 часа)

Общая характеристика простейших. Клетка одно клеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики. Споровики - паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Лабораторная работа №1 "Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки".


Подцарство Многоклеточные (47 часов)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных.


1.2.1.Тип Губки (2 часа)

Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.


1.2.2. Тип Кишечнополостные (2 часа)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных. Классы: Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Лабораторная работа №2 "Изучение таблиц, отражающих ход регенерации у гидры".


1.2.3. Тип Плоские черви (2 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей - паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний.

Лабораторная работа №3 "Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня".


1.2.4. Тип Круглые черви (2 часа)

Особенности организации круглых червей (на приме ре человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза.

Лабораторная работа №4 "Жизненный цикл человеческой аскариды".


1.2.5. Тип Кольчатые черви (2 часа)

Особенности организации кольчатых червей (на при мере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Лабораторная работа №5 "Внешнее строение дождевого червя".


1.2.6. Тип Моллюски (2часа)

Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Многообразие моллюсков. Классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Лабораторная работа №6 "Внешнее строение Моллюсков".


1.2.7. Тип Членистоногие (6 часов)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса. Отряды насекомых с полным и неполным превращением (метаморфозом). Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Лабораторная работа №7 "Изучение внешнего строения и многообразие Членистоногих".


1.2.8. Тип Иглокожие (1 час)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.


1.2.9. Тип Хордовые (28 часов)

Подтип Бесчерепные (1 час)

Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения.


Подтип Черепные (27 часов)

1). Надкласс Рыбы (4 часа)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Лабораторная работа №8 "Особенности внешнего строения рыб, связанный с их образом жизни".


2). Класс Земноводные (4 часа)

Первые земноводные. Общая характеристика земно водных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обита ния и экологические особенности. Структурно - функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Лабораторная работа №9 "Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни".


3). Класс Пресмыкающиеся (4 часа)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первично наземных животных. Структурно - функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Лабораторная работа №10 "Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы, змеи".


4). Класс Птицы (4 часа)

Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, Пингвины, или Плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воз душных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Лабораторная работа №11 "Особенности внешнего строения птиц, связанных с их образом жизни".


5). Класс Млекопитающие (7 часов)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные).

Лабораторная работа №12 "Изучение внутреннего строения Млекопитающих".

Лабораторная работа №13 "Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека".


Основные этапы развития животных (4 часа)

Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных и плоских червей. Направления развития древ них плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. Основные направления эволюции животных.

Лабораторная работа №14 "Анализ родословного древа царства Животные".


Часть 2. Вирусы (2 часа)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.


Часть 3. Экосистема. Среда обитания (9 часов)

Понятие о среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения.

Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.

Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы.

Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы. Возникновение осадочных пород и почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд.

Лабораторная работа №15 "Анализ цепей и сетей питания".


Резервное время – 6 ч












































Календарно – тематическое планирование


п/п

Название темы урока

Дата

Коррект. даты

Раздел 1. Царство Животные (49 ч)


1

Общая характеристика животных. Организм животных как целостная система.

06.09.


2

Взаимоотношения животных в биогеоценозах.

Практическая работа №1 "Анализ структуры биомов суши и Мирового океана".

07.09.


3

Общая характеристика Простейших.

13.09.


4

Особенности организации клеток Простейших.

Лабораторная работа №1 "Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки".

14.09.


5

Разнообразие Простейших.

20.09.


6

Роль Простейших в биогеоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

21.09.


7

Общая характеристика Многоклеточных животных.

27.09.


8

Простейшие многоклеточные - губки, их распространение и экология, значение.

28.09.


9

Тип Кишечнополостные.

Лабораторная работа №2 "Изучение таблиц, отражающих ход регенерации у гидры".

04.10.


10

Многообразие и распространение Кишечнополостных.

05.10.


11

Тип Плоские черви. Особенности организации плоских червей.

11.10.


12

Многообразие ресничных червей и их роль в биогеоценозах.

Лабораторная работа №3 "Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня".

12.10.


13

Тип Круглые черви.

Лабораторная работа №4 "Жизненный цикл человеческой аскариды".

18.10.


14

Особенности круглых червей.

19.10.


15

Тип Кольчатые черви.

Лабораторная работа №5 "Внешнее строение дождевого червя".

25.10.


16

Особенности кольчатых червей.

26.10.


17

Тип Моллюски. Общая характеристика типа Моллюски.

08.11.


18

Особенности моллюсков.

Лабораторная работа №6 "Внешнее строение Моллюсков".

09.11.


19

Тип Членистоногие. Происхождение и особенности членистоногих.

15.11.


20

Многообразие Членистоногих

Лабораторная работа №7 "Изучение внешнего строения и многообразие Членистоногих".

16.11.


21

Класс Ракообразные.

22.11.


22

Класс Паукообразные.

23.11.


23

Общая характеристика Класса Насекомых.

29.11.


24

Многообразие Насекомых. Размножение и развитие.

30.11.


25

Тип Иглокожие. Общая характеристика

06.12.


26

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Общая характеристика

07.12.


27

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы. Происхождение рыб. Хрящевые рыбы.

13.12.


28

Особенности строения Рыб.

Лабораторная работа №8 "Особенности внешнего строения рыб, связанный с их образом жизни".

14.12.


29

Костные рыбы.

20.12.


30

Многообразие и значение рыб.

21.12.


31

Класс Земноводные. Происхождение земноводных.

27.12.


32

Общая характеристика класса Земноводные.

Лабораторная работа №9 "Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни".

28.12.


33

Размножение, среда обитания и экологические особенности Земноводных.

17.01.


34

Многообразие и роль Земноводных в природе и жизни человека.

18.01.


35

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика Пресмыкающихся. Особенности строения.

24.01.


36

Многообразие Пресмыкающихся.

25.01.


37

Внутреннее строение Пресмыкающихся.

Лабораторная работа №10 "Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы, змеи".

31.01.


38

Роль Пресмыкающихся в природе и жизни человека.

01.02.


39

Класс Птицы. Общая характеристика птиц.

07.02.


40

Особенности строения Птиц.

Лабораторная работа №11 "Особенности внешнего строения птиц, связанных с их образом жизни".

08.02.


41

Экологические группы Птиц.

14.02.


42

Роль птиц в природе и жизни человека.

15.02.


43

Класс Млекопитающие. Общая характеристика Класса Млекопитающие.

21.02.


44

Особенности внутреннего строения Млекопитающих.

22.02.


45

Особенности внутреннего строения Млекопитающих.

Лабораторная работа №12 "Изучение внутреннего строения Млекопитающих".

28.02.


46

Размножение и развитие Млекопитающих.

01.03.


47

Многообразие Млекопитающих.

07.03.


48

Многообразие Млекопитающих.

Лабораторная работа №13 "Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека".


49

Роль Млекопитающих в природе и жизни человека.

14.03.


Основные этапы развития животных (4 часа)

50

Основные этапы развития животных.

Лабораторная работа №14 "Анализ родословного древа царства Животные".

15.03.


51

Основные этапы развития животных.

21.03.


52

Животные и человек. История взаимоотношений человека и животных. Значение с/х производства.

22.03.


53

Значение животных в природе и жизни человека. Домашние животные.

04.04.


Часть 2. Вирусы (2 часа)


54

Вирусы. Общая характеристика Вирусов.

05.04.


55

Значение Вирусов.

11.04.


Часть 3. Экосистема. Среда обитания (9 часов)


56

Экосистема. Среда обитания.

12.04.


57

Экологические факторы

18.04.


58

Экосистема. Структура экосистемы.

19.04.


59

Пищевые связи в экосистемах.

Лабораторная работа №15 "Анализ цепей и сетей питания".

25.04.


60

Биосфера. Структура биосферы.

26.04.


61

Учение В.И. Вернадского о биосфере.

16.05.


62

Биосфера - глобальная экосистема.

17.05.


63

Круговорот веществ в биосфере. Значение круговоротов для существования жизни.

23.05.


64

Роль живых организмов в биосфере.

24.05.


Резервное время

(6 ч)


65

Обобщение и повторение изученного

30.05.


66

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

31.05.


67




68




69




70


























































































Биология:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.