СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 8 класса: пояснительная записка, календарно-тематическое и поурочное планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Леонтьевская средняя общеобразовательная школа»

городского округа Ступино Московской области



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ.

на ШМО протокол № 1 Зам. директора по УВР Директор МБОУ

от «___»_______2018 г. «Леонтьевская СОШ»

Руководитель ШМО _________/Карасёва О. В. ______/Алексеев Д. А.

________/Карасёва О. В. «___»____________2018 г. «___»________2018 г.











Рабочая программа


основного общего образования

по биологии в 8 классе

(2 часа в неделю, всего 70 часов)






Составила: учитель биологии Карасёва Оксана Владимировна

(первая категория)








2018 г.





Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Леонтьевская СОШ» на основе авторской программы В.В. Пасечника по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни».

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов за учебный год.


Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК серии «Линия жизни» под редакцией В.В Пасечника с 5-9 классы:

  • Учебник: 8 класс. Биология. В.В Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов; под ред. В. В. Пасечника, Просвещение, 2018 г.;

  • В.В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь 8 класс, Просвещение, 2018 г.;

  • В.В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. Пособие для учителя 8 класс.


Содержание учебного предмета


Введение.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Методы изучения организма человека.


Глава 1. Общий обзор организма человека.

Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов.

Лабораторная работа № 1 «Строения клеток и тканей организма человека». «Мигательный, коленный и надбровный рефлексы».


Глава 2. Опора и движение.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа №2 «Изучение микроскопического строения кости».

Лабораторная работа №3 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия».


Глава 3. Внутренняя среда организма

Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Состав и функции крови. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Аллергические реакции. Прививки. Лечебные сыворотки.

Лабораторная работа № 4 «Изучение микроскопического строения крови».


Глава 4. Кровообращение и лимфообращение.

Транспорт веществ. Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях

Лабораторная работа № 5 «Подсчет пульса в разных условиях и измерение кровяного давления».


Глава 5. Дыхание.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Заболевания и гигиена органов дыхания. Вред табакокурения. Приемы оказание первой помощи.

Лабораторная работа № 6 «Определение частоты дыхания. Измерение жизненной емкости легких».


Глава 6. Питание

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушение работы пищеварительной системы и их профилактика.

Лабораторная работа № 7 «изучение действия слюны на крахмал».


Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии

Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания


Глава 8. Выделение продуктов обмена

Выделение. Строение и функции мочевыделительной системы. Органы выделения. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.


Глава 9. Покровы тела

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Лабораторная работа № 8 «Определение типа кожи».


Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Лабораторная работа № 9 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функцией мозжечка».




Глава 11. Органы чувств и анализаторы

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушение зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство. Обоняние. Вкус.

Лабораторная работа № 10 «Строение зрительного анализатора».


Глава 12.Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Речь и мышление. Внимание и память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Роль обучения в воспитания в развитии поведения и психики человека.


Глава 13. Размножение и развитие человека

Размножение и развитие. Половые железы и клетки. Половое созревание. Инфекции передаваемые половым путем, их профилактика. ВИЧ и его профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.


Глава 14. Человек и окружающая среда

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека и ее защита. Здоровый образ жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки. Соблюдение правил ЗОЖ. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность.




Тематическое планирование


п/п

Тема

Количество

часов


Введение. Наука о человеке.

3


Общий обзор организма.

4


Опора и движение.

8


Внутренняя среда организма.

5


Кровообращение и лимфообращение.

4


Дыхание.

5


Питание.

6


Обмен веществ и превращение энергии.

4


Выделение продуктов обмена.

2


Покровы тела.

3


Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.

8


Органы чувств. Анализаторы.

5


Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность.

5


Размножение и развитие человека .

4


Человек и окружающая среда.

4


Всего:

70






Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Дата

план.

Дата

факт.

1

Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Науки о человеке и их методы.



2

Биологическая природа человека. Расы человека.



3

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. Тестовый контроль №1 по теме «Наука о человеке».



4

Строение организма человека.



5

Лабораторная работа №1 «Изучение строения тканей организма человека».



6

Строение организма человека.



7

Регуляция процессов жизнедеятельности. Тестовый контроль № 2 по теме «Общий обзор организма человека».



8

Опорно – двигательная система. Состав, строение и рост кости.



9

Лабораторная работа № 2 «Изучение микроскопического строения кости».



10

Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы.



11

Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов.



12

Строение и функции скелетных мышц.



13

Работа мышц и её регуляция.



14

Лабораторная работа № 3 «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц»



15

Нарушения опорно – двигательной системы. Травматизм Тестовый контроль № 3 по теме «Опора и движение».



16

Состав внутренней среды организма и ее функции.



17

Состав крови. Постоянство внутренней среды.



18

Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови.



19

Лабораторная работа № 4 «Микроскопическое строение крови».



20

Иммунитет. Вакцинация. Тестовый контроль № 4 по теме «Внутренняя среда организма».



21

Органы кровообращения. Строение и работа сердца.



22

Сосудистая система. Лимфообращение.



23

Лабораторная работа № 5 «Измерение кровяного давления. Подсчет пульса в разных условиях».



24

Сердечно – сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечениях Тестовый контроль № 5 по теме «Кровообращение и лимфообращение».



25

Дыхание и его значение. Органы дыхания.



26

Механизм дыхания.



27

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.



28

Лабораторная работа № 6 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Дыхательные движения».



29

Заболевания органов дыхания. Профилактика. Реанимация Тестовый контроль № 6 по теме «Дыхание».



30

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функция.



31

Пищеварение в ротовой полости.



32

Лабораторная работа №7 «Изучение действия ферментов слюны на крахмал».



33

Пищеварение в желудке и кишечнике.



34

Всасывание питательных веществ в кровь.



35

Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Тестовый контроль № 7 по теме «Питание».



36

Пластический и энергетический обмен.



37

Ферменты и их роль в организме человека.



38

Витамины и их роль в организме человека.



39

Нормы питания. Нарушения обмена веществ. Тестовый контроль № 8 по теме «Обмен веществ и превращение энергии».



40

Выделение и его значение. Органы мочевыделения.



41

Заболевания органов мочевыделения. Тестовый контроль № 9 по теме «Выделение продуктов обмена».



42

Строение и функции кожи. Лабораторная работа № 8 «Определение типа кожи».



43

Болезни и травмы кожи.



44

Гигиена кожных покровов. Тестовый контроль №.10 «Покровы тела человека».



45

Железы внутренней секреции и их функции.



46

Работа эндокринной системы и ее нарушение.



47

Строение нервной системы и ее значение.



48

Спинной мозг.



49

Головной мозг.



50

Лабораторная работа №.9 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функцией мозжечка».



51

Вегетативная нервная система. Лабораторная работа № 10 «Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга. Штриховое раздражение кожи»




52

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение Тестовый контроль № 11 по теме «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности».



53

Понятие об анализаторах.



54

Лабораторная работа «Строение зрительного анализатора».



55

Слуховой анализатор.



56

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.



57

Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль. Тестовый контроль № 12 по теме «Органы чувств. Анализаторы».



58

Высшая нервная деятельность. Рефлексы.



59

Память и обучение.



60

Врожденное и приобретенное поведение.



61

Сон и бодрствование.



62

Особенности высшей нервной деятельности человека. Тестовый контроль № 13 по теме «Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность».



63

Особенности размножения человека.



64

Органы размножения. Оплодотворение.



65

Беременность и роды.



66

Рост и развитие ребенка после рождения. Тестовый контроль № 14 по теме «Размножение и развитие человека».



67

Социальная и природная среда человека.



68

Окружающая среда и здоровье человека.



69

Тестовый контроль №15 по теме «Человек и окружающая среда».



70

Обобщение и систематизация материала за курс 8 класса. Итоговый урок.




Всего:

70



В программу внесены изменения: за счет резервных часов добавлены 5 часов на проведение лабораторных работ, обобщение и повторение знаний.




Планируемые результаты


Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.


Личностные результаты обучения биологии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о целостности природы,

  • формирование толерантности и миролюбия;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.


Метапредметные результаты обучения биологии:

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Предметными результатами обучения биологии являются:


1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организма человека; процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, азвитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

  • приведение доказательств родства человека с млекопитающими; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушение осанки, зрения, слуха, различных заболеваний;

  • различение на таблицах частей органов и систем органов человека; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы препаровальные иглы и т.д.).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах; рациональная организация труда и отдыха

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.