Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Леонтьевская средняя общеобразовательная школа»
городского округа Ступино Московской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ.
на ШМО протокол № 1 Зам. директора по УВР Директор МБОУ
от «___»_______2018 г. «Леонтьевская СОШ»
Руководитель ШМО _________/Карасёва О. В. ______/Алексеев Д. А.
________/Карасёва О. В. «___»____________2018 г. «___»________2018 г.
Рабочая программа
основного общего образования
по биологии в 8 классе
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
Составила: учитель биологии Карасёва Оксана Владимировна
(первая категория)
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Леонтьевская СОШ» на основе авторской программы В.В. Пасечника по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни».
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов за учебный год.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК серии «Линия жизни» под редакцией В.В Пасечника с 5-9 классы:
Учебник: 8 класс. Биология. В.В Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов; под ред. В. В. Пасечника, Просвещение, 2018 г.;
В.В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь 8 класс, Просвещение, 2018 г.;
В.В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. Пособие для учителя 8 класс.
Содержание учебного предмета
Введение.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Методы изучения организма человека.
Глава 1. Общий обзор организма человека.
Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов.
Лабораторная работа № 1 «Строения клеток и тканей организма человека». «Мигательный, коленный и надбровный рефлексы».
Глава 2. Опора и движение.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Лабораторная работа №2 «Изучение микроскопического строения кости».
Лабораторная работа №3 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия».
Глава 3. Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Состав и функции крови. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Аллергические реакции. Прививки. Лечебные сыворотки.
Лабораторная работа № 4 «Изучение микроскопического строения крови».
Глава 4. Кровообращение и лимфообращение.
Транспорт веществ. Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях
Лабораторная работа № 5 «Подсчет пульса в разных условиях и измерение кровяного давления».
Глава 5. Дыхание.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Заболевания и гигиена органов дыхания. Вред табакокурения. Приемы оказание первой помощи.
Лабораторная работа № 6 «Определение частоты дыхания. Измерение жизненной емкости легких».
Глава 6. Питание
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушение работы пищеварительной системы и их профилактика.
Лабораторная работа № 7 «изучение действия слюны на крахмал».
Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии
Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания
Глава 8. Выделение продуктов обмена
Выделение. Строение и функции мочевыделительной системы. Органы выделения. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Глава 9. Покровы тела
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Лабораторная работа № 8 «Определение типа кожи».
Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Лабораторная работа № 9 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функцией мозжечка».
Глава 11. Органы чувств и анализаторы
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушение зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство. Обоняние. Вкус.
Лабораторная работа № 10 «Строение зрительного анализатора».
Глава 12.Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Речь и мышление. Внимание и память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Роль обучения в воспитания в развитии поведения и психики человека.
Глава 13. Размножение и развитие человека
Размножение и развитие. Половые железы и клетки. Половое созревание. Инфекции передаваемые половым путем, их профилактика. ВИЧ и его профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Глава 14. Человек и окружающая среда
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека и ее защита. Здоровый образ жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки. Соблюдение правил ЗОЖ. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
| Введение. Наука о человеке. | 3 |
| Общий обзор организма. | 4 |
| Опора и движение. | 8 |
| Внутренняя среда организма. | 5 |
| Кровообращение и лимфообращение. | 4 |
| Дыхание. | 5 |
| Питание. | 6 |
| Обмен веществ и превращение энергии. | 4 |
| Выделение продуктов обмена. | 2 |
| Покровы тела. | 3 |
| Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. | 8 |
| Органы чувств. Анализаторы. | 5 |
| Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. | 5 |
| Размножение и развитие человека . | 4 |
| Человек и окружающая среда. | 4 |
| Всего: | 70 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата план. | Дата факт. |
1 | Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Науки о человеке и их методы. | | |
2 | Биологическая природа человека. Расы человека. | | |
3 | Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. Тестовый контроль №1 по теме «Наука о человеке». | | |
4 | Строение организма человека. | | |
5 | Лабораторная работа №1 «Изучение строения тканей организма человека». | | |
6 | Строение организма человека. | | |
7 | Регуляция процессов жизнедеятельности. Тестовый контроль № 2 по теме «Общий обзор организма человека». | | |
8 | Опорно – двигательная система. Состав, строение и рост кости. | | |
9 | Лабораторная работа № 2 «Изучение микроскопического строения кости». | | |
10 | Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. | | |
11 | Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. | | |
12 | Строение и функции скелетных мышц. | | |
13 | Работа мышц и её регуляция. | | |
14 | Лабораторная работа № 3 «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц» | | |
15 | Нарушения опорно – двигательной системы. Травматизм Тестовый контроль № 3 по теме «Опора и движение». | | |
16 | Состав внутренней среды организма и ее функции. | | |
17 | Состав крови. Постоянство внутренней среды. | | |
18 | Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови. | | |
19 | Лабораторная работа № 4 «Микроскопическое строение крови». | | |
20 | Иммунитет. Вакцинация. Тестовый контроль № 4 по теме «Внутренняя среда организма». | | |
21 | Органы кровообращения. Строение и работа сердца. | | |
22 | Сосудистая система. Лимфообращение. | | |
23 | Лабораторная работа № 5 «Измерение кровяного давления. Подсчет пульса в разных условиях». | | |
24 | Сердечно – сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечениях Тестовый контроль № 5 по теме «Кровообращение и лимфообращение». | | |
25 | Дыхание и его значение. Органы дыхания. | | |
26 | Механизм дыхания. | | |
27 | Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | | |
28 | Лабораторная работа № 6 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Дыхательные движения». | | |
29 | Заболевания органов дыхания. Профилактика. Реанимация Тестовый контроль № 6 по теме «Дыхание». | | |
30 | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функция. | | |
31 | Пищеварение в ротовой полости. | | |
32 | Лабораторная работа №7 «Изучение действия ферментов слюны на крахмал». | | |
33 | Пищеварение в желудке и кишечнике. | | |
34 | Всасывание питательных веществ в кровь. | | |
35 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Тестовый контроль № 7 по теме «Питание». | | |
36 | Пластический и энергетический обмен. | | |
37 | Ферменты и их роль в организме человека. | | |
38 | Витамины и их роль в организме человека. | | |
39 | Нормы питания. Нарушения обмена веществ. Тестовый контроль № 8 по теме «Обмен веществ и превращение энергии». | | |
40 | Выделение и его значение. Органы мочевыделения. | | |
41 | Заболевания органов мочевыделения. Тестовый контроль № 9 по теме «Выделение продуктов обмена». | | |
42 | Строение и функции кожи. Лабораторная работа № 8 «Определение типа кожи». | | |
43 | Болезни и травмы кожи. | | |
44 | Гигиена кожных покровов. Тестовый контроль №.10 «Покровы тела человека». | | |
45 | Железы внутренней секреции и их функции. | | |
46 | Работа эндокринной системы и ее нарушение. | | |
47 | Строение нервной системы и ее значение. | | |
48 | Спинной мозг. | | |
49 | Головной мозг. | | |
50 | Лабораторная работа №.9 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функцией мозжечка». | | |
51 | Вегетативная нервная система. Лабораторная работа № 10 «Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга. Штриховое раздражение кожи» | | |
52 | Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение Тестовый контроль № 11 по теме «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности». | | |
53 | Понятие об анализаторах. | | |
54 | Лабораторная работа «Строение зрительного анализатора». | | |
55 | Слуховой анализатор. | | |
56 | Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. | | |
57 | Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль. Тестовый контроль № 12 по теме «Органы чувств. Анализаторы». | | |
58 | Высшая нервная деятельность. Рефлексы. | | |
59 | Память и обучение. | | |
60 | Врожденное и приобретенное поведение. | | |
61 | Сон и бодрствование. | | |
62 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Тестовый контроль № 13 по теме «Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность». | | |
63 | Особенности размножения человека. | | |
64 | Органы размножения. Оплодотворение. | | |
65 | Беременность и роды. | | |
66 | Рост и развитие ребенка после рождения. Тестовый контроль № 14 по теме «Размножение и развитие человека». | | |
67 | Социальная и природная среда человека. | | |
68 | Окружающая среда и здоровье человека. | | |
69 | Тестовый контроль №15 по теме «Человек и окружающая среда». | | |
70 | Обобщение и систематизация материала за курс 8 класса. Итоговый урок. | | |
| Всего: | 70 | |
В программу внесены изменения: за счет резервных часов добавлены 5 часов на проведение лабораторных работ, обобщение и повторение знаний.
Планируемые результаты
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Предметными результатами обучения биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организма человека; процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, азвитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
приведение доказательств родства человека с млекопитающими; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушение осанки, зрения, слуха, различных заболеваний;
различение на таблицах частей органов и систем органов человека; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах; рациональная организация труда и отдыха
5. В эстетической сфере: