СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс Учебник ( Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. "Вентана-Граф»).

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 8 класс. Учебник "Вентана -Граф" Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс Учебник ( Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. "Вентана-Граф»).»


ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 36 ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

Принято на заседании

педагогического совета

«__» августа 2017 г.

Протокол №


Утверждено

приказом директора Лицея № 36 ОАО «РЖД»

от «__» августа 2017 г. №_____











Рабочая программа по биологии для 8г класса

учебный предмет


(базовый уровень)


Программа составлена на основе примерной программы А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Человек и его здоровье. 8 класс», сборник авторских программ по биологии Вентана-Граф 2012 г.

Учебник – Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Авторы: Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. – М.: "Вентана-Граф»), 2015г.

Количество часов в неделю/в год: 2/68

Количество контролирующих мероприятий: контрольные работы – ; лабораторные работы – .

Составитель: Цесарская Н. Ю., учитель биологии,

ФИО должность






г. Иркутск

2017- 2018 учебный год

Планируемые результаты освоения биологии


знать/понимать:

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;


уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах

  • основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; (в том числе с использованием информационных технологий);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.


Содержание учебного предмета

Раздел 1: Организм человека. Общий обзор - 9 ч

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных. Структура тела. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

Лабораторная работа

«Микроскопическое строение тканей»

Раздел 2: Опорно-двигательная система - 6 ч

Компоненты опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия), их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей. Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночник, их функции. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений. Утомление, его причины. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия.

Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Распределение физической нагрузки в течение дня. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Спортивный календарь Сибири для детей и взрослых: сезонные виды спорта.

Контрольная работа

«Строение организма», «Опорно-двигательная система»



Раздел 3: Кровь. Кровообращение - 9 ч

Внутренняя среда. Компоненты внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), их кругооборот и взаимосвязь. Состав крови, функции плазмы и форменных элементов. Артериальная и венозная кровь. Значение работ И.И. Мечникова для изучения процессов воспаления. Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет. Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Типы иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье. Способы их нейтрализации. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды, их типы, особенности строения.

Лабораторная работа

«Сравнение крови человека с кровью лягушки».

"Подсчет пульса до и после дозированной физической нагрузки"

Раздел 4: Дыхание - 6 ч

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхательных движений. Защитные рефлексы. Гуморальная регуляция дыхания.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Флюорография как средство ранней диагностики лёгочных заболеваний.

Гигиена дыхания. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Защита воздуха от загрязнений. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе. Курение как фактор риска. Борьба с пылью. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды. Укрепление органов дыхания. Жизненная ёмкость лёгких, её измерение и зависимость от уровня тренированности человека. Дыхательная гимнастика. Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Лабораторная работа

«Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

Контрольная работа

«Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы», «Дыхание»


Раздел 5: Пищеварение - 4 ч

Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов. Значение пищеварения. Система пищеварительных органов: пищеварительный тракт, пищеварительные железы.

Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание, его рефлекторная основа. Пищеварение в желудке, состав желудочного сока. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке, роль желчи и сока поджелудочной железы. Конечные продукты переваривания питательных веществ. Всасывание. Строение и функции ворсинок. Роль толстого кишечника в пищеварении. Наиболее опасные болезни органов пищеварительной системы. Регуляция пищеварения. Безусловные и условные рефлексы в процессе пищеварения, их торможение. Питание и здоровье. Инфекционные болезни органов пищеварения, их возбудители и переносчики, меры профилактики. Пищевые отравления. Меры первой помощи.


Раздел 6: Обмен веществ и энергии - 5 ч

Обменные процессы в организме. Стадии обмена: подготовительная, клеточная и заключительная. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания, их связь с энергетическими тратами организма. Энергоёмкость питательных веществ. Определение норм питания. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа.

Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, их признаки. Сохранение витаминов в пище. Водо- и жирорастворимые витамины.

Лабораторная работа

«Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»

«Определение изменения веса тела за день в зависимости от пищевого рациона и энергозатрат»

Раздел 7: Мочевыделительная система - 2 ч

Значение выделения. Пути удаления продуктов обмена из организма. Органы мочевыделения. Строение почки. Нефроны, их функции. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды. Регуляция работы почек. Предупреждение заболеваний почек. Нарушения диеты и экологическая загрязнённость и пищевых продуктов как причина заболеваний почек. Вред спиртных напитков. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья.

Раздел 8: Кожа - 3 ч

Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи. Уход за кожей.

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Причины кожных болезней. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний кожи. Травмы кожи. Первая помощь при травмах кожи. Роль кожи в терморегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Теплообразование и теплопередача, их регуляция. Гигиена одежды.

Контрольная работа

«Пищеварительная система. Мочевыделительная система. Обмен веществ»


Раздел 9: Эндокринная система - 2 ч

Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов на разных этапах возрастного развития. Взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Роль гормона поджелудочной железы инсулина в регуляции постоянства глюкозы в крови.

Раздел 10: Нервная система - 4 ч

Значение нервной системы, её строение и функции. Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Нервы и нервные узлы. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции. Головной мозг. Серое и белое вещество, кора и ядра головного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры.

Раздел 11: Органы чувств. Анализаторы - 6 ч

Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь. Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов. Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Экология ландшафта и зрительный комфорт. Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье, способы их нейтрализации. Органы равновесия: вестибулярный аппарат, его строение и функции. Органы осязания, вкуса, обоняния и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

Контрольная работа

« Органы чувств. Анализаторы. Нервная система»

Раздел 12: Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика – (5 ч)

Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова, по изучению закономерностей работы головного мозга. Безусловное и условное торможение. Явление доминанты. Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Деятельность человека – глобальный экологический фактор. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле. Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление. Волевые процессы. Качества воли. Внушаемость и негативизм. Основные виды зависимостей. Ценность свободы от любого вида зависимостей. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Их зарождение, развитие, угасание и переключение. Работоспособность. Режим дня. Стресс и его воздействие на здоровье человека. Способы выхода из стрессовой ситуации. Адаптация и акклиматизация к новым климатическим условиям. Личность и её особенности. Выбор профессии. Человек и его место в биосфере. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

Раздел 13: Индивидуальное развитие организма – (6 ч +2 ч. резервное время)

Половые и возрастные особенности человека. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.

Женская половая система. Мужская половая система. Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Особенности полового созревания мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Физиологическое и психологическое регулирование процессов, сопровождающих процессы полового созревания. Планирование семьи. Охрана материнства и детства. Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого развития. Формирование плода. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины его нарушения. Созревание плода. Роды. Уход за новорожденным. Развитие после рождения. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст. Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Основные характеристики и нормы здорового образа жизни и эффективные способы его сохранения.


Тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Количество часов

Форма организации учебного занятия

Планируемые предметные результаты при изучении темы/раздела/главы

Примечание


Раздел 1: Организм человека. Общий обзор - 9 ч

1

Введение. Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.

1

Вводный урок

Знать: место и роль человека в природе; присущие человеку закономерности жизни; основные анатомические и физиологические термины; биологические и социальные факторы антропогенеза; основные этапы эволюции человека; науки о человеке, великих анатомов и физиологов.

Уметь: объяснять роль биологии в практической деятельности людей; объяснять родство человека с млекопитающими; объяснять место и роль человека в природе объяснять совершенствование человека в ходе эволюции; объяснять единство происхождения рас; распознавать на таблицах особенности разных рас.


2

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


3

Стартовая диагностика

1

Стартовая диагностика

4

Клеточное строение организма.

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


5

Клеточное строение организма.

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


6

Ткани. Лабораторная работа № 1 «Микроскопическое строение тканей».

1

Комбинированный урок


7

Органы. Системы органов. Организм.

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


8

Нервная регуляция. Гуморальная регуляция.

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


9

Контрольная работа № 1 «Организм человека»

1

Урок проверки и оценки знаний





Раздел 2: Опорно-двигательная система - 6 ч



1

Значение опорно-двигательной системы. Строение костей

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


Знать: основные отделы скелета, состав, свойства костей и значение опорно-двигательного аппарата, меры предупреждения заболеваний опорно- двигательной системы.

Уметь: распознавать части опорно-двигательного аппарата, характеризовать черты приспособленности человека к прямохождению, характеризовать особенности строения костей, типы их соединений и работу мышц, оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах, распознавать на схемах и таблицах части опорно - двигательной системы.

2

Скелет человека. Осевой скелет. Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей.

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


3

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

1

Комбинированный урок


4

Строение мышц.

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


5

Работа скелетных мышц. Нарушение осанки и плоскостопие.


Урок усвоения знаний, умений, навыков


6

Контрольная работа №1 по темам «Строение организма», «Опорно-двигательная система»

1

Урок проверки и оценки знаний



Раздел 3: Кровь. Кровообращение - 8 ч

1

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав.

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


Знать: строение органов кровообращения, сущность понятия пульс и кровяное давление, влияние вредных привычек на состояние кровеносной системы.

Уметь: распознавать на таблицах органы кровообращения, оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях, находить и просчитывать пульс, измерять артериальное давление.


2

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Лабораторная работа № 2 «Сравнение крови человека с кровью лягушки».

1

Комбинированный урок


3

Иммунитет

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


4

Строение и работа сердца

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


5

Круги кровообращения. Движение лимфы

1

Комбинированный урок


6

Движение крови по сосудам. Лабораторная работа № 3 "Подсчет пульса до и после дозированной физической нагрузки"

1

Комбинированный урок


7

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


8

Приемы оказания первой помощи при кровотечениях

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков



Раздел 4: Дыхание - 6 ч

1

Строение органов дыхания

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


Знать: строение и функции органов дыхания, профилактику заболеваний органов дыхания.

Уметь: обосновывать основные гигиенические правила дыхания и влияния вредных привычек на систему дыхания, раскрывать сущность понятий газообмен и дыхание, распознавать на таблицах органы дыхания, оказывать первую помощь при остановке дыхания.


2

Легкие. Легочное и тканевое дыхание. Лабораторная работа № 4 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

1

Комбинированный урок


3

Механизм вдоха и выдоха.

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


4

Регуляция дыхания

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


5

Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


6

Контрольная работа №2 по теме «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы», «Дыхание»

1

Урок проверки и оценки знаний



Раздел 5: Пищеварение - 4 ч

1

Состав, значение пищи. Пищеварение в ротовой полости

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


Знать: состав пищи и роль её компонентов для жизнедеятельности, сущность и значение питания, роль пищеварительных органов, желёз и ферментов, роль нервно-гуморальной регуляции в пищеварении, гигиенические требования к составу пищи.

Уметь: распознавать на муляжах органы пищеварительной системы, обосновывать гигиенические правила питания, профилактические меры желудочно-кишечных заболеваний. Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях


2

Пищеварение в желудке и кишечнике

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


3

Регуляция пищеварения

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


4

Заболевания органов пищеварения.

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков



Раздел 6: Обмен веществ и энергии - 5 ч


1

Обмен веществ и превращение энергии

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


Знать: суть и значение обмена веществ, анатомо-физиологические основы метаболизма.

Уметь: объяснять биологическую роль обмена веществ, на конкретных фактах приводить примеры вредного влияния алкоголя и курения на обмен веществ.


2

Витамины

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


3

Энергозатраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа № 5 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»

1

Комбинированный урок


4

Лабораторная работа № 6 «Определение изменения веса тела за день в зависимости от пищевого рациона и энергозатрат»

1

Комбинированный урок


5

Обобщение знаний по теме «Пищеварение». «Анализаторы»

1

Урок проверки и оценки знаний



Раздел 7: Мочевыделительная система - 2

1

Строение и функции почек

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


Знать: роль мочевыделительной системы.

Уметь: распознавать на таблицах и моделях органы выделительной системы, пояснять, как заболевание почек сказывается на общем здоровье человека.


2

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков




Раздел 8: Кожа - 3 ч

1

Кожа – наружный покровный орган. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


Знать: строение и функции кожи, относительное постоянство температуры тела, гигиенические требования к одежде и обуви.

Уметь: оказывать первую помощь при ожогах и обморожениях, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи, пояснять механизмы закаливания.


2

Терморегуляция организма. Закаливание. Подготовка к контрольной работе

1

Урок систематизации и обобщения знаний


3

Контрольная работа № 3 по теме «Пищеварительная система. Мочевыделительная система. Обмен веществ»

1

Урок проверки и оценки знаний



Раздел 9: Эндокринная система - 2 ч

1

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


Знать: строение и роль эндокринного аппарата,

основные функции желёз внутренней секреции,

Уметь: распознавать основные железы внутренней секреции, осуществлять самоконтроль, проводить наблюдения, самостоятельно работать с различными источниками информации.


2

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков



Раздел 10: Нервная система - 4 ч

1

Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


Знать: строение и функции нервной системы,

роль нервной системы в регуляции работы организма

Уметь: сравнивать строение нервной системы человека и животных, распознавать основные её части, осуществлять самоконтроль, проводить наблюдения, самостоятельно работать с различными источниками информации.


2

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


3

Спинной мозг

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков

4

Головной мозг

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков


Раздел 11: Органы чувств. Анализаторы - 6 ч

1

Орган зрения и зрительный анализатор

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков

Знать: органы чувств, их строение, функции,

роль анализаторов при взаимодействии человека и среды, их взаимосвязь с нервной системой.

Уметь: осуществлять самоконтроль, проводить наблюдения, самостоятельно работать с различными источниками информации. Характеризовать гигиену органов чувств объяснять свойства рецепторов


2

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков

3

Слуховой анализатор

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков

4

Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков

5

Обобщение знаний по теме «Органы чувств. Анализаторы»

1

Урок систематизации и обобщения знаний


6

Контрольная работа № 4 по теме « Органы чувств. Анализаторы. Нервная система»

1

Урок проверки и оценки знаний




Раздел 12: Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика - 5 ч

1

Врождённые и приобретённые формы поведения

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков

Знать: особенности высшей нервной деятельности человека и её значение при взаимодействии с окружающей средой, значение профилактики утомления и влияния вредных привычек на нервную систему.

Уметь: уметь пояснять роль рефлексов для жизнедеятельности, пояснять психическую деятельность как функцию мозга, характеризовать поведение, условное торможение и рефлекторную теорию поведения.


2

Закономерности работы головного мозга

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков

3

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков

4

Воля, эмоции, внимание. Работоспособность. Режим дня

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков

5

Обобщение знаний по теме «ВНД. Поведение и психика»

1

Урок систематизации и обобщения знаний



Раздел 13: Индивидуальное развитие организма - 6 ч

1

Половая система человека

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков

Знать: сущность оплодотворения, роль половых желёз, преимущества полового размножения, гигиену вынашивания плода и особенности онтогенеза.

Уметь: использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека, находить черты сходства и различия онтогенеза человека и млекопитающих


2

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путем

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков

3

Внутриутробное развитие организма.

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков

4

Развитие после рождения


Урок усвоения знаний, умений, навыков

5

О вреде наркогенных веществ

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков

6

Психологические особенности личности

1

Урок усвоения знаний, умений, навыков

Резерв

2




Итого

68









Литература

Литература для учителя:

1) Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.; ил.;

2) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Козловой Т.А., Сивоглазова В.И., Бровкиной Е.Т. и др. издательства Дрофа;

3) Никишов А.И.. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с.: ил.;

4) Рохлов В.С.. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 240 с.: ил;

5) Семенцова, В.Н. Ссвоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». – М.: Дрофа, 2006. – 144 с.;

6) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. – М.:Дрофа, 2004. – 224 с.;


Литература для обучающихся:

1) Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2 – М.:Вентана-Граф, 2011

2) Тарасов В.В. Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий. – М.:Дрофа, 2005. – 96 с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

3) Биология. Тестовые задания / И. М. Прищепа, Г. А. Захарова, М. А. Щербакова и др.- стер. Мн. : Новое знание, 2006.-760 с.

4) Биология в вопросах и ответах школьникам и поступающим в ВУЗЫ 6-11 классы/ под ред. В.В. Малахова.- Москва-Харьков, 1997.- 213

3