СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 9 класс для детей с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс»


Министерство образования и науки Алтайского края


Краевое государственное бюджетное образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Рубцовская общеобразовательная школа-интернат № 2 »


Утверждено на заседании Утверждаю

Педагогического совета Директор КГБОУ

Протокол заседания № 1 от 28.08.2020 «Рубцовская общеобразовательная

школа-интернат № 2

__________________ С.А.Велиева

Приказ № ______ от 31.08.2020






Рабочая программа

учебного предмета

«Биология»

9 класс

2020-2021 учебный год









Составитель: Скрябина Е.А.

учитель первой категории









Рассмотрено на заседании МО учителей

Руководитель МО ______ О.Н. Журавлёва

Протокол заседания № 1 от 21.08.2020



Согласовано

Зам.директора по УР

________ М.В. Сенькина

28.08.2020





Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Биология»разработана основе:


  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (ред.от13.12.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 №30067);

  • приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YІІІ вида 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой: – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2017г.;

Авторская программа реализуется без изменения, с дополнениями, т.к. программа рассчитана на 33 учебные недели, так же конкретизирован материал краеведения, содержание практических работ.


  • Адаптированной образовательной программой для обучающихся с легкой умственной отсталостью на период 2018/2019 учебный год


Цель: развитие мировоззрения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и обогащение их социального опыта знаниями о природе.


Задачи преподавания биологии состоят в том, чтобы:

  • сообщить учащимся знания об основных элементах живой природы (человек);

  • проводить через весь курс экологического воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для организма человека), бережное отношение к природе;

  • ознакомить с элементарными сведениями о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека;

  • привить навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.



.













Общая характеристика учебного предмета



В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной жизнедеятельности организма. В связи с изучением организма человека учащимся сообщается сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.

При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.

Все занятия необходимо проводить в специально оборудованном кабинете биологии.




Основные направления коррекционной работы:


  • развитие у учащихся наблюдательность, речь и мышление;

  • развитие умения устанавливать простейшие причинно-

следственные отношения;

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


Обучение биологии носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

























Основные технологии:

  • игровые;

  • здоровьесберегающие;

  • дифференцированное обучение;


Основные формы:

  • урок;

  • экскурсия;

  • факультатив;

  • внеклассная работа.


Основные методы организации учебного процесса (по источнику знаний):

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

  • наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация;

  • практические – упражнения, лабораторные и практические работы, опыты, учебно - производительный труд.


При изучении тем курса используются:

  • учебники;

  • наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, натуральные объекты, муляжи, модели и др.);

  • дидактический материал;

  • зоологические и экологические игры

  • коррекционные задания и упражнения.






























Описание места учебного предмета в учебном плане:


Биология как учебный предмет в 9 классе коррекционной школе YІІІ вида включает раздел «Человек», по которому предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о человеке.


Программа рассчитана на 66 часов, по 2 часа в неделю



Рабочая программа ориентирована на учебник:

Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В. Биология. Человек 9 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений YІІІ вида.

- М.: Просвещение, 2014

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации









































Планируемые результаты освоения курса «Биология»


Учащиеся должны знать:


  • названия, строение и расположение основных органов организма человека;

  • элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

  • влияние физических нагрузок на организм;

  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

  • основные санитарно-гигиенические правила.


Сниженный уровень:

  • названия и расположение основных органов организма человека;

  • элементарное представление о функциях основных органов;

  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

  • основные санитарно-гигиенические правила.



Учащиеся должны уметь:


  • применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

  • соблюдать санитарно-гигиенические правила.


Сниженный уровень:


  • применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья с помощью взрослых;

  • соблюдать основные санитарно-гигиенические правила.


Учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (читать текст учебника, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя, отвечать на вопросы). Для самостоятельного выполнения таким учащимся даются посильные для них задания.

Перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований следует осуществляется после проведения индивидуальной работы с использованием специальных методических приёмов.


















Содержание учебного предмета

Введение. Место человека среди млекопитающих (как единственного ра­зумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании лич­ных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).

Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделитель­ная, дыхательная, нервная и органы чувств).

Демонстрация торса человека.

Опора тела и движение. Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение кос­тей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвиж­ное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Зна­чение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстри­рующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойст­ва декальцинированных и прокаленных костей.

Кровь и кровообращение. Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки крас­ные, белые), плазма крови...Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровенос­ную систему — на весь организм).

Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопи­тающего.

Лабораторные работы: 1. Микроскопическое строение крови. 2.Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физи­ческих упражнений (приседания, прыжки, бег).

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосо­вой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выды­хаемом воздухе.

Пищеварение. Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.

Демонстрация опытов: 1.Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле. 2.Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.3. Действие слюны на крахмал. 4. Действие желудочного сока на белки.

Почки. Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.

Кожа. Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, ося­зания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма.

Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обмо­рожении.

Нервная система. Строение и значение нервной системы (спинной и голов­ной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.

Органы чувств. Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.

Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитаю­щего», моделей глазного яблока и уха.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприя­тия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старос­ти, болезни и потере трудоспособности.

Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.

Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и дру­гие. Меры профилактики.


















































Тематическое планирование




1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

16 часов

15 часов

18 часов

17

66






Наименование разделов и тем









Всего часов

Из них

Виды учебной деятельности

Практи

ческие


самостоя

тельные


Экскурсии

Контроль

ные,



1

1.1

Введение.

Место человека среди млекопитающих

1

1









• работа с текстом учебника;





• работа в тетради;





• работа с натуральными образцами;





• зарисовка условных знаков, рисунков, моделирование;


• работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;


2

2.1

Общий обзор организма человека

Строение клетки. Практическая работа.

4

1

1

1

1



2.2

Ткани организма.


1





2.3

Органы. Системы органов.

1





2.4

Повторение: общий обзор.

1


1



3

3.1

Опора и движение

Значение опорно - двигательной системы. Скелет

12

1

1

1



3.2

Состав и строение и соединение костей.

1





3.4

Соединение костей

1





3.5

Скелет головы.

1





3.6

Скелет туловища.

1





3.7

Скелет конечностей.

1





3.8

Первая помощь при растяжении связок, вывихах, переломах. Практическая работа

1

1




3.9

Значение и строение мышц

1





3.10

Основные группы мышц.

Работа мышц.


1





3.11

Осанка и здоровье человека.

Физические упражнения.

1





3.12

Повторение: опорно-двигательная система.

1


1



• развёрнутые объяснения при объяснении явлений и событий, что содействует развитию речи и мышления;





• самостоятельные письменные работы по карточкам и тестам, которые способствуют развитию умения переносить полученные знания в новые учебные условия;





• работа с простейшим лабораторным оборудованием и оборудованием при работе на пришкольном участке;


индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание явлений и событий.

4

4.1

Кровообращение

Значение крови и её состав. Лабораторная работа: «Микроскопическое строение крови»

7

1

2

1

1



4.2

Органы кровообращения. Сосуды


1





4.3

Строение и работа сердца

Лабораторная работа: «Подсчет частоты пульса»

1

1




4.4

Движение крови по сосудам.

1





4.5

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

1





4.6

Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа

1





4.7

Повторение: кровеносная система. тест

1


1



5

5.1

Дыхание

Органы дыхания.


7

1

1



1

5.2

Дыхательные движения.

Практическая работа

1

1




5.3

Газообмен в легких и тканях.


1





5.4

Гигиена дыхания.

1






5.5


Болезни органов дыхания и их предупреждение. Повторение



1







фронтальная работа

вместе со всем классом (читать текст учебника, списывать с доски,

работать у доски

с помощью учителя,

отвечать на вопросы


• работа с текстом учебника;





• работа в тетради;





• работа с натуральными образцами;





• зарисовка условных знаков, рисунков, моделирование;


• работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;






• работа с текстом учебника;





• работа в тетради;





• работа с натуральными образцами;





• зарисовка условных знаков, рисунков, моделирование;


• работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;


5.6

Контрольная работа за полугодие «Клетка. Системы органов»

1




1

5.7

Повторение: «Дыхательная система».

1





6

6.1

Пищеварение

Значение и состав пищи.

12

1

2

1



6.2

Витамины.


1





6.3

Пищевые добавки.

Практическая работа

1

1




6.4

Органы пищеварения.


1





6.5

Ротовая полость. Зубы. Практическая работа


1

1




6.6

Пищеварение в желудке.


1





6.7

Пищеварение в кишечнике.


1





6.8

Гигиена питания.

1





6.9

Предупреждение желудочно – кишечных заболеваний.

1







6.10

Предупреждение инфекционных и глистных заболеваний



1





6.11

Предупреждение пищевых отравлений.


1





6.12

Повторение: «Система пищеварения». Тест

1


1



7

7.1

Выделение

Почки – орган выделения


2

1





7.2

Предупреждение почечных заболеваний


1





8

8.1

Кожа

Значение и строение кожи. Практическая работа.

5

1

1

1

1



8.2

Гигиена кожи.

1





8.3

Закаливание организма

1





8.4

Оказание первой помощи.

1





8.5

Повторение: «Кожа». Тест

1


1



9



9.1

Нервная система.


Строение нервной

системы.

7



1


1



9.2

Нервы

1





9.3

Значение нервной системы


1





9.4

Гигиена нервной системы.

1





9.5

Сон и его значение.

1





9.6

Вредное влияние спиртных напитков и курения

1





9.7


Повторение: «Нервная система». Тест

1


1



10

10.1

Органы чувств

Значение органов чувств.

8

1

1

1


1

• работа с текстом учебника;


• работа в тетради;


• работа с натуральными образцами;


• зарисовка условных знаков, рисунков, моделирование;


• работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;


10.2

Органы зрения.


1





10.3

Гигиена зрения. Практическая работа

1

1




10.4

Орган слуха.


1





10.5

Гигиена слуха.


1





10.6

Органы обоняния, вкуса.


1





10.7

Повторение «Системы органов» тест

1


1



10.8

Контрольная работа по итогам года «Организм»

1




1

11.1

11.2


Охрана здоровья человека в Российской Федерации

Охрана здоровья человека


2

2






Итого Разделов – 11 Тем - 60

66

10

7


2










































Контрольно-измерительные материалы



тема

форма

дата

всего

1 четверть





2 четверть

«Клетка. Системы органов»


23.12

1

З четверть





4 четверть

«Организм»


14.05

1

год




2



Контрольная работа по биологии 9 класс 1 полугодие



1 вариант



1. Из каких частей состоит клетка?

2. Перечислите названия органов расположенных в грудной клетке.

3. Что входит в состав опорно-двигательной системы. Ее значение.

4. Какие клетки входят в состав крови. Их значение.

План

Клетка------------значение



5. Виды кровотечения и первая помощь.

6. Строение легких. Газообмен в легких, тканях.

7. Предупреждение заболеваний органов опорно-двигательной системы.





2 вариант



1. Перечислите основные группы тканей в теле человека.

2. Какие органы расположены в мозговой полости.

3. Что входит в состав системы кровообращения. Значение системы.

4. Какие кости образуют верхние конечности. Значение.

5. Из каких отделов состоит сердце человека.

6. Органы дыхания и их значение.

7*. Влияние алкоголя и никотина на сердце и сосуды.


Контрольная работа по биологии 9 класс за 2010-2011 учебный год

3 вариант

1. Подчеркните название органов расположенных в грудной полости:

СЕРДЦЕ ЛЕГКИЕ ЖЕЛУДОК ПЕЧЕНЬ СОСУДЫ ДИАФРАГМА



2. Допишите предложения, используя слова для справки ( носовая полость, легкие, носоглотка, гортань, бронхи, трахея):

К органам дыхания относятся___________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3. Перечислите название пищевых продуктов______________________________

_____________________________________________________________________



4. Соедините название системы органов и название органов в нее входящих:

нервы

нервная сердце

головной мозг

спинной мозг

нейрон



5. Укажите, за что отвечают следующие органы чувств по образцу:

Орган обоняния – нос, различение запахов.

Орган зрения________________________________________________________

Орган слуха_________________________________________________________

Орган вкуса_________________________________________________________

Орган осязания_______________________________________________________



6. Перечислите заболевание органов дыхания и укажите их причины

7. Влияние алкоголя, наркотиков, никотина на здоровье человека:

Контрольная работа по биологии 9 класс за 2010-2011 учебный год

1 вариант

1. Напишите названия органов, расположенных в грудной полости:



2. Какие кости образуют верхние конечности:

1

2

3

4

5

Значение руки _________________________________________________.



3. Перечислите название питательных веществ__________________________

_____________________________________________________________________



4. Соедините название системы органов и название органов в нее входящих:

нервы

нервная сердце

головной мозг

кровеносная спинной мозг

вены

эритроциты

5. Укажите, за что отвечают следующие органы чувств по образцу:

Орган обоняния – нос, различение запахов.

Орган зрения________________________________________________________

Орган слуха_________________________________________________________

6. Перечислите части клетки:

7. Влияние алкоголя, наркотиков, никотина на здоровье человека:

Контрольная работа по биологии 9 класс за 2010-2011 учебный год

2 вариант

1. Подчеркните название органов расположенных в мозговой полости:

СЕРДЦЕ ЛЕГКИЕ ЖЕЛУДОК ГОЛОВНОЙ МОЗГ СОСУДЫ ДИАФРАГМА СПИННОЙ МОЗГ КИШЕЧНИК



2. Какие органы образуют выделительную систему



1

2

3

4

3. Перечислите название пищевых продуктов_________________________

_____________________________________________________________________



4. Соедините название системы органов и название органов в нее входящих:

нервы

нервная желудок

головной мозг

пищеварительная спинной мозг

кишечник

5. Укажите, за что отвечают следующие органы чувств по образцу:

Орган обоняния – нос, различение запахов.

Орган зрения________________________________________________________

Орган слуха_________________________________________________________

Орган вкуса_________________________________________________________

Орган осязания_______________________________________________________



6. Перечислите заболевание органов пищеварения и укажите их причины

7. Влияние алкоголя, наркотиков, никотина на здоровье человека:

















































Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса


Основная литература:



1.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YІІІ вида 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой: Сб.1. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2017. Биология (В.В.Сивоглазов, Т.В.Шевырёва, Л.В.Кмытюк, В.В.Воронкова)

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации


2. Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В. Биология. Человек 9 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений YІІІ вида.

- М.: Просвещение, 2014

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации


Дополнительная литература:


1. Абрамова З.В. Использование программированного обучения на уроках биологии // Биология в школе. - 1974 . - №2

2. Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии. Книга для учителя. Под ред. Л.В.Реброва, Е.В. Прохорова. - М.: Просвещение, 1997

3. Мирончик М.П.Элементы программированного обучения естествознанию во вспомогательной школе//Дефектология. -1986 - №6

4. Лифанова Т.М. Использование программированных заданий на уроках естествознания во вспомогательной школе: Обучение учащихся вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1984.

5. Худенко Е.Д. Наглядно-практические методы обучения на уроках естествознания во вспомогательной школе // Дефектология. -1993 - №1

7. Видеофильм «Органы чувств».


ТСО:

Ноутбук, телевизор