СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по биологии в 9 классе расситана на 68 часов к учебнику Каменского

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс»









Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. Биология. 5 – 11 классы - М., Дрофа, 2010, полностью отражающих содержание  программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

·          освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;

·          овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;

·          развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

·          воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

·          формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

При разработке  программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Система уроков ориентирована как на передачу «готовых знаний», так и на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Данная программа реализована в учебнике: А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника  «Биология. Введение в общую биологию и экологию»  (Учебник для общеобразовательных учреждений), Москва «Дрофа» 2010г.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии учащиеся должны:

знать/понимать:

  признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

  строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

  сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;

  использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);

  современную биологическую терминологию и символику.

Уметь:

находить:

·           в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;

·           в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;

·           в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

объяснять:

·           роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

·           родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

·           взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

·           родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

проводить простые биологические исследования:

·           ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

·           по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;

·           сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

·           анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и



повседневной жизни для:

·           соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

·           оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

·           рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

·           выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

·           проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Учебно-тематический план по биологии-9 класс



№п.п

Разделы

Количество часов

Лабораторные и практические работы

1

Введение

2

-

2

Молекулярный уровень

7

-

3

Клеточный уровень

15

2

4

Организменный уровень

13

2

5

Популяционно-видовой уровень

3

1

6

Экосистемный уровень

5

2

7

Биосферный уровень

5

1

8

Эволюция

7

1

9

Возникновение и развитие жизни

8

-

10

Обобщение по курсу 9 класса

2

-

11

Резервное время

1



Всего

68

9



Лабораторных работ – 1

Практических работ – 8

Уроков контроля- 4

Содержание тем учебного курса биологии в 9 классе

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (2 часа)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные пред­ставления о сущности жизни. Значение биологиче­ской науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ 1

Уровни организации живой природы (49 часов)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (7 часов)

Общая характеристика. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Тема 1.2. Клеточный уровень (15часов)

Основные положения клеточной теории. Клет­ка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические воз­можности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моде­лей-аппликаций, иллюстрирующих деление кле­ток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Практическая работа

Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Практическая работа

Строение прокариот

Урок контроля - зачет

Тема 1.3.Организменный уровень (13 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономернос­ти передачи наследственной информации. Генети­ческая непрерывность жизни. Закономерности из­менчивости. Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.

Демонстрация микропрепарата яйце­клетки и сперматозоида животных.

Практическая работа

Решение генетических задач

■   Практическая работа

Выявление изменчивости организмов.

Урок контроля - зачет

Тема 1.4.

Популяционно-видовой уровень (3 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Биологическая классификация.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

■   Лабораторная работа

Изучение морфологического критерия вида.

Тема 1.5.

Экосистемный уровень (5 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Потоки веществ и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистем.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моде­лей экосистем.

Практическая работа

Составление схем передачи веществ и энергии.

Практическая работа

Изучение и описание экосистем своей местности.

Тема 1.6.

Биосферный уровень (5 часов)

Биосфера. Эволюция биосферы. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального использования.

Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».

Практическая работа

Экологические проблемы. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

Урок контроля – зачет.

РАЗДЕЛ 2

Эволюция (6 часов)

Основные положения теории эволюции. Движу­щие силы эволюции: наследственность, изменчи­вость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусст­венный отбор. Видообразование. Макроэволюция. Направления эволюции. Общие закономерности эволюции.

Демонстрация живых растений и животных, гер­бариев и коллекций, иллюстрирующих изменчи­вость, наследственность, приспособленность, ре­зультаты искусственного отбора.

Практическая работа

Выявление приспособленности к среде обитания

РАЗДЕЛ 3

Возникновение и развитие жизни (8 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скеле­тов позвоночных животных, моделей. Обобщение по курсу 9 класса – 2 часа. Резервное время – 1 час

Формы и средства контроля

1. Осуществление контроля за выполнением домашних заданий.

2. Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление контроля за ходом их выполнения.

3. Вводный, рубежный, итоговый контроль: проведение тестовых работ по темам курса. Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:

1.       Готовимся к единому государственному экзамену: Биология / Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.

2.       А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 1996.

3.       А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.

4.       Тесты. Биология 9 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования – М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007. -78с.

Учебно-методические средства обучения

1.       Федеральный Государственный стандарт.

2.       Примерная программа основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

3.       Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

4.       Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.  Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

5.       В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.

Дополнительная литература:

1.       Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.

2.       А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 1996.

3.       А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.

4.       Тесты. Биология 9 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования – М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007. -78с.

5.       Щелчкова Е. Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт-сост. Е. Ю. Щелчкова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 293с.


 



Календарно-тематическое планирование

Биология – 9 класс

Автор В.В.Пасечник

68 часов (2 часа в неделю)



№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Вводимые понятия.


Практическая

часть

Домашнее задание


Дата


ВВЕДЕНИЕ (3ч)


1.

Биология – наука о живой природе

1

Урок изучения нового материала

Основные понятия: Биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, биотехнология, биофизика, биохимия, радиобиология. Факты: Биология как наука.


П.1



2.

Методы исследования в биологии

1

Комбинированный урок

Наука, Научный факт. Гипотеза. Теория. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание.

Вопросы к п.2

П.2



3

Сущность жизни и свойства живого.

1

Комбинированный урок

Жизнь. Открытая система. Наследственность. Изменчивость.

Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, размножение, развитие.

Вопрос 1 с.13

П.3



1.УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (49ч)


1.1 МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ(8ч)


4/1

Общая характеристика. Молекулярный уровень.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество планеты.

Вопрос 3 с.18

Вопросы к п.1.1

П.1.1



5/2

Углеводы. Липиды.

1

Комбинированный урок

Углеводы. Липиды. Гормоны.

Классификация углеводов. Классификация липидов.


Вопросы к п.1.2, 1.3

П.1.2- 1.3



6/3

Состав и строение белков

1

Комбинированный урок

Белки (протеины, полипептиды) Глобула. Денатурация.

Уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная, четверт

ичная.

Вопрос 5 с.27 вопросы к п,1.4

П.1.4



7/4

Функции белков

1

Комбинированный урок

Функции белков: строительная. Каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая.

Учебно-познавательная задача проблемного содержания. Вопросы к п. 1.5

П.1.5



8/5

Нуклеиновые кислоты

1

Комбинированный урок

Нуклеиновые кислоты- биополимеры. ДНК-дезоксирибонуклеиновая кислота; РНК-рибонуклеиновая кислота. Нуклеотид- мономер нуклеиновых кислот. Строение нуклеотида: азотистое основание, углевод ( дезоксирибоза, рибоза, остаток фосфорной кислоты).

Вопросы 4-5 в конце п.1.6

П.1.6



9/6

АТФ и другие органические вещества

1

Комбинированный урок

АТФ - универсальный источник энергии

Вопросы 1-3 с.18, вопрос 4 с. 35

П.1.7



10/7

Биологические катализаторы.

1

Комбинированный урок

Вещества, обладающие каталитической способностью: РНК, ферменты. Структура молекулы белка-фермента: белок и кофермент. Свойства ферментов: специфичность. Условия катализа: концентрация фермента и вещества, температура, давление, реакция среды.

Вопросы 1-3 с.37.

П.1.8



11/8

Вирусы

1

Комбинированный урок

Вирусы - внутриклеточные паразиты. Признаки живого: размножение, наследственность и изменчивость.

Описание по рис.17 с.39 Вопросы к п.1.9

П.1.9



1.2 КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ (14ч)


12/1

Основные положения клеточной теории.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цитология.

Клетка – основная структурная и функциональная единица организмов. Прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы, отличия в строении.

Основные положения клеточной теории.

Вопрос 3 в конце п.2.1

П.2.1



13/2

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

1

Комбинированный урок

Строение мембраны. Избирательный транспорт клеток. Фагоцитоз, пиноцитоз.

Вопросы 2,4 с.45 Описание рис.18 с.44

П.2.2



14/3

Органоиды цитоплазмы

1

Комбинированный урок

Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы: эндоплазматическая сеть, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, их структура и функции.

Вопросы 2,3,6 в конце п.2.4

П.2.4 – 2.5.

( лизосомы)



15/4

Органоиды цитоплазмы (продолжение)

1

Комбинированный урок

Органеллы цитоплазмы: митохондрии, пластиды. Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения, их значение в метаболизме клеток. Особенности строения растительных клеток.

Вопрос 5 с.55 Вопросы 1.3,4,5, с.58 описание рис. 26 с. 53, описание рис.27 с.54, описание рис.28 с. 56

П.2.5 до конца.

П. 2.6



16/5

Ядро.


1

Комбинированный урок

Диплоидный набор. Гаметы. Гаплоидный набор. Кариотип. Прокариоты. Соматические клетки. Эукариоты. Хромосомы.

Вопросы к п.2.3

П.2.3



17/6

П.Р.№1 Изучение клеток растений и животных.

1

Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа

Особенности строения растительной и животной клеток.

Выполнение практической работы «Изучение клеток растений и животных» и выводы к ней.

повторить по учеб. 6 кл. материал о бактериях



18/7

П.Р.№ 2 Строение прокариот.

1

Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа №2

Прокариоты. Анаэробы.

Описание рис.30 на с.59 учебника. Выполнение практич работы «Изучение клеток прокариот» и выводы к ней

П.2.7



19/8

Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция.

1

Комбинированный урок

Особенности обмена веществ и превращение энергии в клетке. Ассимиляция и диссимиляция. Фермент.

Вопросы к п..2.3 на с.61 после п.2.8

П.2.8.



20/9

Энергетический обмен

1

Комбинированный урок

Гликолиз. Брожение. Дыхание.

Вопросы 2-3 в конце п.2.9

П.2.9



21/10

Типы питания клетки. Хемосинтез.

1

Комбинированный урок

Особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов. Фотосинтез и хемосинтез.

Работа по схеме, карточки.

П.2.10; 2.12



22/11

Фотосинтез

1

Комбинированный урок

Питание. Фотосинтез, Фотолиз.

Питание. Различие организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Значение фотосинтеза. Космическая роль зелёных растений.

Вопрос 1 с.65 перед п.2.11 и вопросы 2,3 с. 69

П.2.11



23/12

Биосинтез белков в клетке.

1

Комбинированный урок

Ген. Триплет. Генетический код. Кодон. Транскрипция. Антикодон. Трансляция. Затраты энергии – условие для синтеза белков. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность.

Механизм транскрипции, трансляции.

Вопросы к п.2.13. Описание рис.35 на с.74 по плану. Описание рис. 37 с. 75

П.2.13



24/13

Деление клетки. Митоз.

1

Комбинированный урок

Жизненный цикл клетки. Интерфаза, Митоз. Фазы митоза. Редупликация. Хроматиды.

Деление клетки эукариот. Биологическое значение митоза.

Вопросы 1,2 с.77 перед 2.14

Описание рис.39 с.80 Вопрос 1 с.81

П.2.14



25/14

Зачет по темам Молекулярный уровень, Клеточный уровень.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида

Задания с выбором ответов.

Задание на соответствие. Задание на установление взаимосвязей.

Повторить материал о размн. по учеб. 6 кл.



1.3 ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ (14ч)


26/1

Размножение организмов. Бесполое размножение.

1

Комбинированный урок

Размножение, Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Гаметы. Гермафродиты.

Сущность и формы размножения. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения.

Вопросы 1,2 с.84 перед п. 3.1.Вопросы к п.3.2

П.3.1 П.3.2 с.87 до слов

Половые клетки-гаметы форм.



27/2

Половое размножение, Развитие половых клеток. Мейоз.

Оплодотворение.

1

Комбинированный урок

Гаметогенез. Мейоз. Конъюгация. Перекрёст хромосом.

Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Оплодотворение, его биологическое значение.

Описание схемы в учебнике. Описание рис.47 с.90

П.3.2-3.3



28/3

Онтогенез. Эмбриональный и постэмбриональный периоды

1

Комбинированный урок

Онтогенез, Оплодотворение. Эмбриогенез.

Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональный период развития.

Дробление, Гаструляция. Органогенез.

Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра).

Вопрос 1,3 после п.3.3

П.3.4



29/4

Закономерности наследования, установленные

Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Аллельные гены. Генетика. Ген. Гомозигота. Гетерозигота. Доминантный признак. Изменчивость. Наследственность. Моногибридное скрещивание. Рецессивный признак. Чистые линии.

Использование Г. Менделем гибридологического метода. Цитологические основы закономерностей

Правило единообразия, расщепления. Гипотеза чистоты гамет

Вопросы 1,2 с.104 после п.3.5

П.3.5



30/5

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

1

Урок комплексного применения ЗУН

Генотип. Фенотип. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы.

Соотношение генотипов и фенотипов при неполном доминировании 1:2:1

Соотношение фенотипов при анализирующем скрещивании: 1:1

Вопросы 3,4 с.107

П.3.6



31/6

Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков.




1

Урок комплексного применения ЗУН

Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание.

Условия проявления закона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования 9:3:3:1.

Закон независимого наследования

Вопрос1.2 с.110 Вопрос с.107 перед п.3.7

П.3.7



32/7

Сцепленное наследование признаков.

1

Комбинированный урок

Перекрест. Конъюгация. Сцепленные гены.

Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Условие выполнения закона Т. Моргана. Перекрёст хромосом – источник генетической изменчивости.

Вопрос 1 с.112 после п.3.8

П.3.8



33/8

Взаимодействие генов

1

Комбинированный урок

Генотип – система взаимодействующих генов (целостная система). Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков.

Вопросы 2.3 с.114

П.3.9

сообщ. о наследств. заболеваниях.



34/9

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

П.Р. № 3 «Решение генетических задач»


1

Урок комплексного применения ЗУН.

Практическая работа

Гетерогаметный пол. Гомогаметный пол.

Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследственные заболевания сцепленные с полом.

Вопрос 2 с.117

П.Р. № 3 «Решение генетических задач»

П. 3.10



35/10

Модификационная изменчивость.




1

Комбинированный урок

Вариационная кривая. Модификация. Норма реакции.

Изменчивость - свойство организмов.






П.3.11



36/11

Мутационная изменчивость

1

Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа

Геном. Мутации, Мутаген. Полиплоидия. Изменчивость – свойство организмов. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные. Комбинативная изменчивость.

П.Р.№ 4 «Выявление изменчивости организмов»




П.3.12



37/12

Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова

1

Комбинированный урок

Гомологический ряд. Селекция. Закон гомологических рядов.

Вопросы с. 122 перед п.3.12

П.3.13



38/13

Основные методы селекции


Комбинированный урок

Гетерозис. Гибридизация. Депрессия. Мутагенез. Чистая линия.

Основные методы селекции: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Вопросы к п. 3.13, вопрос 2 с.130 после п.3.14

П.3.14



39/14

Зачет по теме: Организменный уровень

1

Урок контроля и оценки знаний

Тестовая письменная работа из заданий разного вида





1.4 ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ (3ч)


40/1

Вид. Критерии вида. Л.Р. «Изучение морфологического критерия вида»

1

Комбинированный урок

Лабораторная работа

Вид. Виды-двойники. Ареал

Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический. Географический, исторический. Совокупность критериев – условие обеспечения целостности и единства вида.

Вопрос 2 с.134 перед п. 4.1

Л.Р. «Изучение морфологического критерия вида»

П.4.1



41/2

Популяции




1

Комбинированный урок

Популяция.

Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Популяция – элементарная эволюционная единица.

Вопрос 3,4 с. 141 вопрос 1 с.138

П.4.2



42/3

Биологическая классификация

1

Комбинированный урок

Основные систематические единицы, признаки царств живой природы. Принадлежность организмов к разным таксонам.

История систематики

П.4.3




1.5 ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ (5ч)


43/1

Сообщество, экосистема. Биогеоценоз.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Экосистема. Биогеоценоз.

Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Естественные и искусственные экосистемы. Свойства экосистемы: обмен веществ, круговорот веществ.

Вопросы 1,3 после п. 5.1

П.5.1



.с.265-266




44/2

Состав и структура сообщества

1

Комбинированный урок

Видовое разнообразие. Жизненная форма. Морфологическая структура. Пространственная структура. Трофическая структура.

Вопросы к п.5.2

П.5.2



45/3

Потоки веществ и энергии в экосистеме. П.Р.№ 5 Составление схем передачи веществ и энергии.

1

Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа

Трофический уровень. Автотрофы. Гетеротрофы. Пищевая сеть. Поток энергии. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, производители, редуценты.

Вопросы 1,2 с.161

Выполнение практической работы № 5 «Составление схем передачи веществ и энергии» и выводы к ней.

П.5.3



46/4

Саморазвитие экосистемы.

1

Комбинированный урок

Экологическая сукцессия. Факторы существования равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцессии. Продолжительность и значение экологической сукцессии.

Вопросы 2.3,4 с.167 после п.5.5

П.5.5



47/5

П.Р.№ 6 Изучение и описание экосистем своей местности.

1

Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа

Видовое разнообразие. Плотность популяций. Биомасса. Взаимоотношение организмов.

П.Р.№ 6 Изучение и описание экосистем своей местности».

Подготовить сообщение о В.И.Вернадском, его учении о биосфере



1.6 БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ (5ч)


48/1

Биосфера. Эволюция биосферы.


1

Комбинированный урок

Биосфера – глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Условия жизни. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Вопрос 1,2,4 с.177 после п.6.1 Описание рисунков учебника.

П.6.1



49/2

Круговорот веществ в биосфере


1

Комбинированный урок

Микроэлементы. Гумус. Фильтрация. Биогеохимические циклы. Биогенные элементы.

Вопрос 1.с.180 Вопрос 2 с.185 Вопросы 1,2,3 с.178 перед п.6.2 Описание рисунков учебника.

П.6.2-6.3



50/3

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

1

Комбинированный урок


Вопрос 4 на с.299 перед п.10.2 Вопрос.3 на с.299 после п.10.3

П.10.2-10.3 подг. сообщ. об экологических проблемах, связанных с загрязнением окруж. среды.



51/4

П.Р.№ 7 Экологические проблемы. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

1

Урок комплексного применения ЗУН

Практическая работа.

Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды.

П.Р.№ 7 «Экологические проблемы. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» и выводы к ней.

подготовка к зачету



52/5

Зачет по теме:

« Уровни организации живой природы»

1

Урок контроля и оценки знаний

Письменная тестовая работа из заданий разного вида




2. ЭВОЛЮЦИЯ (6ч)


53/1

Развитие эволюционного учения.

Работы Ч.Дарвина


1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Предпосылки учения Ч.Дарвина : достижения в области естественных наук. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе для объяснения эволюции живых организмов. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции.

Конспект: Основные положения теории Ч.Дарвина

П.7.1



54/2

Борьба за существование и естественный отбор

1

Комбинированный урок

Наследственная изменчивость и борьба за существование – движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями. Естественный отбор – движущая сила эволюции.

Положения учения Ч.Дарвина.

Вопрос с.206 Описание рисунка учебника

П.7.4



55/3

Формы естественного отбора

1

Комбинированный урок

Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий. Условия проявления форм естественного отбора – изменения условий среды.

Вопросы 1.2 перед п.7.5 с.206 в.1,2 с.209 Описание рисунков учеб.

П.7.5;

п.7.2-7.3



56/4

Результат эволюции – приспособленность организмов к среде обитания. Выявление приспособленности к среде обитания.

1

Комбинированный урок

Адаптация (приспособленность к условиям окружающей среды). Приспособительные особенности растений и животных.

П.Р.№ 8 «Выявление приспособленности к среде обитания» Вывод к работе

Завершить оформление практической работы



57/5

Видообразование


1

Комбинированный урок

Микроэволюция. Географическое и экологическое видообразование. Виды изоляций: географическая, поведенческая, репродуктивная.

Вопрос 1 с.210 Вопросы 2,3 с.217, описание рисунка учебника

П.7.7



58/6

Направления эволюции. Общие закономерности эволюции.


1

Комбинированный урок

Макроэволюции. Ароморфоз. Идиоадаптация. Дегенерация. Главные направления эволюции.

Вопрос 2 с.217 перед п. 7.8 Описание рис. учебника. Вопрос 1 с.220

П.7.8-7.9



3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (5ч)


59/1

Современные гипотезы происхождения жизни.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Гипотезы возникновения жизни

(креационизм, гипотеза самозарождения, панспермии, биохимической эволюции).

Вопрос 1,3 с.236 Вопрос 3 с. 238. Описание рисунка учебника



П.8.1



60/2

Основные этапы развития жизни на земле. Эра древнейшей жизни.

1

Урок комплексного применения ЗУН

Автотрофы. Гетеротрофы. Палеонтология. Эволюция. Эукариоты . Прокариоты.

Описание рисунка учебника

П.8.3



61/3

Развитие жизни в протерозое и палеозое

1

Урок комплексного применения ЗУН

Ароморфоз. Растения и животные протерозоя и палеозоя. Выход растений на сушу.

Описание рисунка учебника, репродукций.

П.8.6



62/4

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

1

Урок комплексного применения ЗУН

Растения и животные мезозоя. Появление в триасе теплокровных животных. Господство голосеменных растений. Появление покрытосеменных растений. Господство динозавров и причины их вымирания. Изменение животного и растительного

Вопросы 2,3 с.257 вопросы 3,4 с.260. Описание рисунков учебника, репродукции.

П.8.7-8.8



63/5

Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.

1

Урок комплексного применения ЗУН

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Биологическая природа и социальная сущность человека

Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся.

Повторить п.2.1-2.14



4. Повторение (5ч)


64/1

Клетка – структурная и функциональная единица живого.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Химическая организация клетки. Строение и функции клеток. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

Тесты

Повторить п.3.5-3.13



65/2

Закономерности наследственности, изменчивости.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Закономерности наследования признаков, открытые Г.Менделем. Закономерности изменчивости. Прикладное значение генетики.

Тесты

Повторить п.7.1-7.8



66/3

Взаимодействие организма и среды обитания

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Биосфера, её структура и функции. Биосфера и человек.

Тесты

Подготовка к итоговой к./р.



67/4

Итоговый урок

1

Урок контроля и оценки знаний






68/5

Резервное время

1