Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004г. об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования с изм. на 23.06.2015г.; За основу взята «Программа по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника», М.: «Дрофа», 2011г. Программы соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Учебник: Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2010.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов, 2 часов в неделю.
Цели и задачи программы:
освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Распределение учебных часов по разделам курса
№ | Разделы учебной программы | Количество часов (всего) | Лабораторные работы | Практические работы | Контроль знаний |
1. | Введение | 3 | | | |
2. | Молекулярный уровень | 10 | | | 1 |
3. | Клеточный уровень | 12 | 1 | | 1 |
4. | Организменный уровень | 15 | 1 | | 1 |
5. | Популяционно – видовой уровень | 3 | 1 | 1 | |
6. | Экосистемный уровень | 5 | | 2 | 1 |
7. | Биосферный уровень | 4 | | 1 | |
8. | Основы учения об эволюции | 6 | | | 1 |
9. | Возникновение и развитие жизни на Земле | 4 | | | |
10. | Организм и среда | 3 | | | |
11. | Биосфера и человек | 3 | | | |
| ИТОГО: | 68 | 3 | 4 | 5 |
Национально-региональный компонент
Раздел учебной программы | № урока | Тема НРК |
1. Молекулярный уровень | 12 | Профилактика вирусных заболеваний в ОУ |
2. Организменный уровень | 39 | Основные сорта культурных растений выращиваемых в УР |
3. Популяционно – видовой уровень | 42 | Многочисленные и малочисленные популяции животных с. Мазунино. |
4. Экосистемный уровень | 47 | Особенности агроэкосистем села Мазунино. |
5. Основы учения об эволюции | 56 | Многообразие растений и животных на территории ОУ |
6. Организм и среда | 64 | Адаптация организмов на примере видов с. Мазунино |
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Общеучебные умения, навыки и способы деятельности |
1 | Введение Биология – наука о жизни | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. | Знать систему биологических наук и методы исследования, которые они применяют. Выделять основные свойства и признаки живых организмов. Знать понятие биосистемы и характеризовать уровни организации живой материи. | Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. |
2 | Методы исследования в биологии | Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов |
3 | Сущность жизни и свойства живого | Признаки живых организмов. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. |
4 | Глава 1 «Молекулярный уровень» Молекулярный уровень: общая характеристика | Химическая организация клетки Элементы, преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение. Процессы и механизмы, происходящие в живом организме на молекулярном уровне. | Выделять особенности химического состава живого вещества (органические вещества клетки, биополимеры и мономеры) | Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого |
5 | Углеводы. | Основные функции углеводов в организме. Классификация углеводов: примеры моно-, ди- и полисахаридов, особенности их строения.. | Выяснять особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов |
6 | Липиды. | Составе и строении липидов, их функции. | Выяснять особенности строения и биологическое значение жиров и других липидов |
7 8 | Состав и строение белков. Функции белков. | Состав и строение, уровни организации белковой молекулы; свойства белковых молекул; функции белков в организме. | Определять строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке. |
9 | Нуклеиновые кислоты. | Гены и хромосомы. | Выявлять особенности строения молекул ДНК, РНК, их биологическое значение, схематически изображать нуклеотиды, процесс удвоения ДНК. | Поиск информации на основе анализа рисунка учебника Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого |
10 | АТФ и другие органические соединения клетки. | Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. ПРОЯВЛЕНИЕ АВИТАМИНОЗОВ И МЕРЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ. | Выделять особенности строения молекул АТФ, их биологическое значение, схематически изображать структуру АТФ. |
11 | Биологические катализаторы | Роль ферментов в пищеварении. | Знать особенности строения катализаторов их свойств и функции. |
12 | Вирусы. НРК Профилактика вирусных заболеваний в ОУ | Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. | Выявлять особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их значение в природе и жизни человека. | Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации |
13 | Обобщающий урок «Молекулярный уровень организации живой природы» | | | Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. |
14 | Глава 2 «Клеточный уровень» Основные положения клеточной теории. Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом» | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Обмен веществ и превращения энергии. ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ - ОСНОВА РАЗМНОЖЕНИЯ, РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМОВ Проведение простых биологических исследований: рассматривание клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; ПРИГОТОВЛЕНИЕ МИКРОПРЕПАРАТОВ РАСТИТЕЛЬНЫХ КЛЕТОК И РАССМАТРИВАНИЕ ИХ ПОД МИКРОСКОПОМ; СРАВНЕНИЕ СТРОЕНИЯ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ И БАКТЕРИЙ. Строение и функции основных органоидов клетки Сущность пластического и энергетического обмена веществ фотосинтез, его значение Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом. | Объяснять основные положения клеточной теории | Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации |
15 | Клеточная мембрана. Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. | Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки. Различать на таблицах основные части и органоиды клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток. Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах | Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого Поиск информации на основе анализа рисунка учебника |
16 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. |
17 | Митохондрии. Пластиды |
18 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. |
19 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. | Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме, деления клетки | Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов |
20 | Типы питания клетки. |
21 | Синтез белков в клетке. Транскрипция | Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий Поиск информации на основе анализа рисунка учебника |
22 | Синтез белков в клетке. Трансляция |
23 | Деление клетки. Митоз. |
24 | Обобщение знаний по теме «Клеточный уровень» | Обосновывать материальное единство живой природы, основываясь на знаниях химического состава и клеточного строения организмов. | Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. |
25 | Обобщающий урок «Клеточный уровень организации живой природы» |
26 | Глава 3 « Организменный уровень» Размножение организмов. | Размножение и развитие. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Одноклеточные и многоклеточные организмы. ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ - ОСНОВА РАЗМНОЖЕНИЯ, РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМОВ Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение; Биологическое значение митоза и мейоза | Выделять существенные признаки процессов рос- та, развития, размножения. Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост и развитие организмов. | Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу. |
27 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. |
28 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | Поиск информации на основе анализа рисунка учебника |
29 | Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. | Наследственность и изменчивость - свойства организмов. ГЕНЕТИКА - НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ. Гены и хромосомы. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ РОЛЬ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПЛАНИРОВАНИИ СЕМЬИ. НАСЛЕДСТВЕННАЯ И НЕНАСЛЕДСТВЕННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ Значение генетики для медицины и здравоохранения Проведение простых биологических исследований: выявление изменчивости организмов. | Объяснять механизмы наследственности и изменчивости. Выяснять основные закономерности наследственности и изменчивости организмов. Решать простейшие задачи на основные закономерности наследственности. | Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов Поиск информации на основе анализа рисунка учебника Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений |
30 | Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. |
31 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. |
32 | Анализирующее скрещивание. |
33 | Дигибридное скрещивание. |
34 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. |
35 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. |
36 | Модификационная изменчивость Лабораторная работа № 2 «Выявление изменчивости организмов» | Сравнивать изменчивость и наследственность. | Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. |
37 | Мутационная изменчивость. | Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений |
38 | Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова | | | Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу. |
39 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. НРК Основные сорта культурных растений выращиваемых в УР | ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ, ИСКУССТВЕННОМ ОТБОРЕ ПРИ ВЫВЕДЕНИИ НОВЫХ ПОРОД И СОРТОВ. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. Проведение простых биологических исследований: рассматривание важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных | | Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. |
40 | Обобщающий урок «Организменный уровень организации живой природы» | | | Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. |
41 | Глава 4 «Популяционно – видовой уровень» Вид. Критерии вида. Лабораторная работа №3 «Изучение морфологического критерия вида» | Система органического мира. ОСНОВНЫЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ, ИХ СОПОДЧИНЕННОСТЬ. Царства бактерий, грибов, растений и животных Популяция. Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация). | Выделять существенные признаки вида. Характеризовать критерии вида и приводить примеры. | Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. |
42 | Популяция – форма существования вида и единица эволюции. Экология популяций: структура и динамика численности. НРК Многочисленные и малочисленные популяции животных с. Мазунино Практическая работа «Типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме». | Использование практических работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. |
43 | Биологическая классификация | Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу. |
44 | Глава 5 «Экосистемный уровень» Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. | Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращении энергии в экосистемах. Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Наблюдать и описывать экосистемы своей местности. Объяснять причины устойчивости и смены экосистем. Сравнивать искусственные и естественные сообщества | Поиск информации на основе анализа рисунка учебника Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу. |
45 | Состав и структура сообщества. | Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ. Взаимодействие разных видов (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз) |
46 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Практическая работа «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). | Пищевые связи в экосистеме. | Использование практических работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. |
47 | Саморазвитие экосистемы. НРК Особенности агроэкосистем села Мазунино. Практическая работа «Анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы» | Особенности агроэкосистем Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). | Использование практических работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни. |
48 | Обобщающий урок «Популяционно-видовой и экосистемный уровни» | | | Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. |
49 | Глава 6 «Биосферный уровень» Биосфера. Среды жизни. Практическая работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» | Биосфера-глобальная экосистема. В.И.Вернадский основоположник учения о биосфере. СРЕДА – ИСТОЧНИК ВЕЩЕСТВ, ЭНЕРГИИ И ИНФОРМАЦИИ. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. | Объяснять границы биосферы, понятие живого вещества и биомассы. Выяснять геохимические функции живого вещества в биосфере, свойства и функции живого вещества в биосфере. Характеризовать биологический круговорот, как необходимое условие существования и функционирования биосферы. | Использование практических работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. |
50 | Средообразующая деятельность организмов | Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. | Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. |
51 | Круговорот веществ в биосфере |
52 | Обобщение знаний по теме «Биосферный уровень организации живого» | | Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. |
53 | Глава 7 «Основы учения об эволюции» Развитие эволюционного учения. | Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин-основоположник учения об эволюции. | Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах) и причины многообразия видов. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида. | Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу. |
54 | Изменчивость организмов. | ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭВОЛЮЦИИ И РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ | Поиск информации на основе анализа рисунка учебника |
55 | Борьба за существование и естественный отбор. | ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭВОЛЮЦИИ И РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ | Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу. |
56 | Видообразование. НРК Многообразие растений и животных на территории ОУ | Усложнение растений и животных в процессе эволюции | Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. |
57 | Макроэволюция. Основные закономерности эволюции. | Усложнение растений и животных в процессе эволюции Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции | Приводить основные доказательства эволюции органического мира. Выяснять и объяснять (на конкретных примерах), основные направления эволюции и пути достижения биологического прогресса. | Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу. |
58 | Обобщающий урок «Основы учения об эволюции» | | Повторение и обобщение знаний о теории эволюции. | Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. |
59 | Глава 8 «Возникновение и развитие жизни на Земле» Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о возникновении жизни. | Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. | Характеризовать теории происхождения жизни: биогенез, абиогенез, панспермия, религиозные. Объяснять основные положения гипотезы А.Опарина-Холдейна. Характеризовать начальные этапы эволюции жизни. | Поиск информации на основе анализа рисунка учебника Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу. |
60 | Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. | Выяснять основные этапы развития жизни на Земле. Характеризовать особенности развития органического мира по эрам |
61 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. |
62 | Обобщение знаний по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле | Объяснять возможные способы возникновения и развития жизни на Земле. | Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. |
63 | Глава 9 «Организм и среда» Экологические факторы. Общие закономерности. | ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Проведение простых биологических исследований: анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье; выявление типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме. | Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды Наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе Распознавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных | Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу. |
64 | Экологические ресурсы. НРК Адаптация организмов на примере видов с. Мазунино | Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. |
65 | Межвидовые отношения организмов. Экологическая регуляция. | Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу. |
66 | Глава 10 «Биосфера и человек» Эволюция биосферы | Биосфера-глобальная экосистема. В.И.ВЕРНАДСКИЙ ОСНОВОПОЛОЖНИК УЧЕНИЯ О БИОСФЕРЕ. | Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы | Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов |
67 | Антропогенное воздействие на биосферу. | Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. | Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни. |
68 | Основы рационального природопользования. | Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Проведение простых биологических исследований: анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Список литературы
Список для обучающихся:
Каменский А.А., Криксунов, Пасечник В.В Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений /А.А.Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник . – М.: Дрофа, 2012.
1.Биология: словарь – справочник школьника в вопросах и ответах: 6-11 кл/Авт.-сост. Г.И. Лернер- М.: «5 за знания», 2006.
2.Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: Учеб. Пособие для 9 -10 кл. сред. Шк. – М.: Просвещение, 1991.
3.Дубинин Н.П. Горизонты генетики.- М.: Просвещение, 2005.
4.Тимолянова Е.К. Медицинская генетика /Серия «Медицина для вас».- Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Список для учителя:
1.Дудкина О.П. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания /авт.-сост. О.П. Дудкина. – Волгоград: Учитель, 2010.
2.Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А.каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Введение в общую биологию и экологию» пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2006.
1.Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. –М.: Академия, 2001
2.Медников Б.М. Биология. Формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006
Перечень используемых средств обучения (мультимедийные презентации, обучающие программы, электронные учебные пособия, видеофильмы и др.).
E-mail: festival@1 september.ru.
Электронная версия энциклопедии Кирилл и Мефодий. - http://www.km.ru/pc/
Большая советская энциклопедия. – http://www.rubrikon.com
http://school-collection.edu.ru/
http://www.fcior.edu.ru/
[email protected]
Контрольно-измерительные материалы
Тема «Молекулярный уровень организации живой природы»
Задание №1. Выберите один правильный ответ
Цепь, состоящая из многочисленных звеньев – мономеров это:
А) Органическое вещество Б) Неорганическое вещество В) Полимер Г) Полярное соединение
2. К моносахаридам не относится: А) Глюкоза Б) Крахмал В) Рибоза Г) Дезоксирибоза
3. Целлюлоза является важнейшим компонентом клеточных оболочек растений. Эта функция углеводов называется:
А) Каталитическая Б) Энергетическая В) Строительная Г) Регуляторная
4. Липиды состоят из остатков высших жирных кислот и:
А) Глицерина Б) Глюкозы В) Лактозы Г) Мальтозы
5. Какие функции не выполняют липиды?
А) Энергетическую Б) Защитную В) Регуляторную Г) Каталитическую
6. Белки состоят из: А) Аминокислот Б) Глюкозы В) Аминов Г) Витаминов
7. Потеря белками природных свойств это: А) Катализ Б) Гидролиз В) Денатурация Г) Ренатурация
8. Белком, выполняющим транспортную функцию является:
А) Антитело В) Гемоглобин Г) Амилаза Д) Лизоцим
9. В какой части клетки впервые были обнаружены нуклеиновые кислоты?
А) В цитоплазме Б) В ядре В) В митохондриях Г) В клеточной оболочке
10. Связь между остатками фосфорных кислот в молекуле АТФ называется:
А) Ионная Б) Водородная В) Пептидная Г) Макроэргическая
Задание № 2. Выберите три правильных ответа.
Липиды выполняют следующие функции:
А) Каталитическую
Б) Строительную
В) Энергетическую
Г) Регуляторную
Д) Транспортную
Е) Двигательную
2. АТФ состоит из следующих компонентов:
А) Дезоксирибозы
Б) Рибозы
В) Азотной кислоты
Г) Фосфорной кислоты
Д) Аденина
Е) Гуанина
3. Установите соответствие между углеводами и их группой:
Углеводы А) Глюкоза Б) Крахмал В) Целлюлоза Г) Рибоза Д) Дезоксирибоза Е) Хитин | Группа углеводов Моносахариды Полисахариды |
Задание № 3
Найдите ошибки в приведенных ниже предложениях, выпишите номер предложения и предложение в исправленной форме:
Нарушение природной структуры белка называется ренатурацией
Молекулы белков имеют большие размеры, поэтому их называют макромолекулами
Различают два типа нуклеиновых кислот: ДНК, РНК
Связь, между остатками аминокислот в белках называется водородной
Пары нуклеотидов аденин и тимин, а также гуанин и цитозин строго соответствуют друг другу и называются комплементарными
Скорость ферментативных реакций не зависит от температуры, концентрации, давления
Ответы:
1-в, 2-б, 3-в, 4-а, 5-г, 6-а, 7-в, 8-в, 9-б, 10-г
1) б, в, г; 2) б, г, д; 3) 1- а, г, д 2- б, в, е
1. Денатурация; 4. Пептидная; 6. Скорость ферментативных реакций зависит от температуры, концентрации, давления
Тема «Клеточный уровень»
1. Дайте пояснение следующим понятиям: диссимиляция, хемосинтез, фотосинтез, транскрипция, трансляция.
2. Выполните тест (выбор одного правильного ответа):
1. Какую из перечисленных функций плазматическая мембрана не выполняет?
а) транспорт веществ; б) защиту клетки; в) синтез белка.
2. Из перечисленных органоидов только в растительных клетках присутствуют:
а) митохондрии; б) лизосомы; в) хлоропласты; г) рибосомы.
3. Какие из перечисленных клеток содержат больше митохондрий?
а) клетки мякоти листа; б) клетки волос млекопитающих;
в) клетки мозга человека; г) клетки коры дерева.
4. В каком из органоидов клетки синтезируются гормоны?
а) в лизосомах; б) в ядре; в) в аппарате Гольджи; г) в вакуолях.
5. Какие из органоидов клетки относятся к немембранным органоидам?
а) ядро и лизосомы; б) аппарат Гольджи; в) ЭПС; г) рибосомы.
6. Хромосомы - это: а) структуры, состоящие из белка; б) структуры, состоящие из ДНК; в) структуры, состоящие из РНК;
г) структуры, состоящие из белка и ДНК.
3.Задачи: 1)На участке левой (условно) цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности: АЦААТААААГТТ. Какую первичную структуру имеет полипептид, синтезируемый при участии правой цепи ДНК?
2). Какую длину имеет участок молекулы ДНК, в которой закодирована первичная структура инсулина, если молекула инсулина содержит 51 аминокислоту, а один нуклеотид занимает 0,34 нм в цепи ДНК? Сколько тРНК будет участвовать в переносе этого количества аминокислот к месту синтеза?
4. Вопрос. В чём отличия энергетического обмена у анаэробов и аэробов?
Ответы:
2.1-в, 2-в, 3-в, 4-в, 5-г, 6-г
3. 1. ДНК: АЦААТААААГТТ
ТГТТАТТТТЦАА амк:
51 × 3=153 нуклеотида; 153×0,34=52,02 нм. Длина участка молекулы ДНК; тРНК будет 51, т.к. каждая тРНК переносит одну амк.
4.Энергетический обмен у анаэробов идёт в две стадии, т.е. без участия кислорода, а у аэробов – в три стадии, с участием кислорода и поэтому образуется во много раз больше энергии.
Тема «Организменный уровень»
Задание №1. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.
Объект | Процесс |
ядро | Хранение информации |
…… | Деление клетки |
Какой объект следует вписать на место пропуска в этой таблице?
а) митохондрия б) клеточный центр в) рибосома г) вакуоль
Задание №2.
Выберите три верных ответа из шести.
Мутации в отличие от модификаций:
а) наследуются б) не наследуются
в) возникают случайно г) соответствуют воздействию внешней среды
д) возникают под воздействием радиации е) всегда являются доминантными
Здание №3.
Установите соответствие: Между видами изменчивости и их характеристикой.
Характеристика: Вид изменчивости:
Носит групповой характер. А) модификационная;
Носит индивидуальный характер. Б) мутационная.
Наследуется.
Не наследуется.
Обусловлена нормой реакции организма.
Неадекватна изменениям условий среды.
Задание № 4.
1. Поясните следующие понятия: генетика, ген, генотип, фенотип, 1 закон Менделя.
2. Решить задачу. У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребёнок. Определить генотипы всех членов семьи.
Ответы:
1.б
2. а, в, д
3. А -1, 4, 5; Б – 2,3,6
4. Генетика – наука о наследственности и изменчивости; ген – участок ДНК несущий информацию о первичной структуре белка; генотип – совокупность генов одного организма; фенотип – совокупность внешних и внутренних признаков характерных для организма; 1 закон Менделя – полное единообразие первого поколения.
Задача: жен. аа × муж. Аа; ребёнок - аа
Обобщающий урок по темам: «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень»
Задание 1. Выберите один правильный ответ:
1. Критерий вида, характеризующий процессы жизнедеятельности организма:
1. Морфологический 2. Генетический 3. Физиологический 4. Географический
2. Наименьшая систематическая единица из перечисленных:
1. Семейство 2. Класс 3. Царство 4. Вид
3. К.Линней первый создал:
1. Эволюционную теорию 2. Систематику 3. Учение о биосфере 4. Учение о клетке
4. Экологический критерий вида – это сходство:
1. Условий обитания особей одного вида 2. Генотипов особей вида
3. Всех процессов жизнедеятельности 4. Внешнего и внутреннего строения
5. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида относят к критерию:
1. Генетическому 2. Экологическому 3. Биохимическому 4. Морфологическому
6. Характерный для каждого вида набор хромосом - это
1. Морфологический критерий вида 2. Генетический критерий вида
3. Физиологический критерий вида 4. Географический критерий вида
7. Наиболее точный критерий вида:
1.Физиологического 2. Экологического 3. Морфологического 4. Генетического
8. Популяция – это:
1. Основная структурная единица вида 2. Основная структурная единица рода
3. Основная структурная единица типа 4. Основная структурная единица класса
9. Территория, занимаемая видом называется:
1. Биоценозом 2. Биотопом 3. Ареалом 4. Экологической нише
10. Увеличение численности популяции связано с:
1. Уменьшением ареала обитания 2. Увеличением пищевых ресурсов
3. Увеличением паразитов 4. Уменьшением рождаемости
11.Жизнь популяции изучает наука:
1. Физика 2. Биохимия 3. Экология 4. Цитология
12. Берёзы в одном лесу образуют:
1. Популяцию 2. Класс 3. Сообщество 4. Вид
13. Раздел биологии, занимающийся описанием и классификацией организмов:
1. Морфология 2. Экология 3. Эволюция 4. Систематика
14. Наиболее крупная систематическая категория из перечисленных – это:
1. Класс 2. Тип 3. Вид 4. Царство
Задание 2.
Выберите три верных ответа из шести.
1. В экосистеме широколиственного леса консументами 2 порядка являются:
А) дуб черешчатый;
Б) дятел;
В) почвенные бактерии;
Г) паук;
Д) куница
Е) белка.
2.Среди перечисленных типов взаимоотношений выберите симбиотические взаимоотношения:
А) бычий цепень и человек;
Б) клубеньковые бактерии и бобовые растения;
В) лишайники;
Г) рысь и заяц;
Д) рак – отшельник и актиния;
Е) минога и треска.
3. Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа?
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) плавание в бассейне 4) нанесение татуировки
2) случайные половые связи 5) объятия с больным СПИДом
3) внутривенные инъекции 6) поцелуй в шейку больного СПИДом.
4. Установите соответствие между факторами среды и их характеристиками.
Характеристики: Факторы среды:
1) Отлов рыбы; А – биотические
2) Изменение толщины озонового слоя; Б – абиотические
3) Гибель растений от засухи;
4) Питание птиц плодами растений;
5) Изменение влажности воздуха;
6)Увеличение численности паразитов.
5. Установите, в какой последовательности надо расположить звенья в пищевой цепи.
А) полевой жаворонок;
Б) трава;
В) змея;
Г) кузнечик.
Ответы:
1.1)3, 2)4, 3)2, 4)1, 5)4, 6)2, 7)4, 8)1, 9)3, 10)2, 11)3, 12)1, 13)4, 14)4
2. 1) б, г, д; 2) б, в, д; 3) 2, 3, 4; 4) а-1, 4, 6; б-2, 3, 5; 5) б-г-а-в.
Обобщающий урок по темам: «Эволюция органического мира», «Возникновение жизни на Земле»
Задание 1. Объясните: а) в какую эру жили псилофиты; б) почему псилофит называют ископаемой переходной формой; в) какие группы растений произошли от псилофитов и от кого произошли сами псилофиты; г) какие движущие силы эволюции участвовали в процессе возникновения псилофитов.
Задание 2.
1) Установи соответствие приведённых примеров с типом борьбы за существование.
В тундре все деревья карликовые.
В гнездо ласточки-береговушки заползла змея.
На кислой почве получили плохой урожай.
Густые всходы растений вытягиваются.
Летучие рыбы спасаются от погони, выскакивая из воды.
А) внутривидовая б) межвидовая в) борьба с неблагоприятными условиями.
2) Установи соответствие между приведёнными примерами и главными направлениями эволюции животных и растений:
1.появление двусторонней симметрии а) ароморфоз
2.втягивающие когти у кошачьих б) идиоадаптация
3.крючковатый клюв у орла в) дегенерация
4.появление цветка у покрытосеменных
5.появление полового размножения
6.отсутствие кишечника у свиного цепня
Ответы: Задание 1. Объясните: а) в какую эру жили псилофиты (палеозойскую); б) почему псилофит называют ископаемой переходной формой (они вымерли, но сочетали признаки водорослей – не имели органов и признаки высших растений – имели ткани); в) какие группы растений произошли от псилофитов и от кого произошли сами псилофиты (от них произошли мхи и папоротникообразные, а они произошли от водорослей); г) какие движущие силы эволюции участвовали в процессе возникновения псилофитов (наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор).
Задание 2.
1)
2)