СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 9 класса по стандартам 2004 года

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс»



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004г. об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования с изм. на 23.06.2015г.; За основу взята «Программа по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника», М.: «Дрофа», 2011г. Программы соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Учебник: Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2010.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов, 2 часов в неделю.

Цели и задачи программы:

  1. освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.










Распределение учебных часов по разделам курса


Разделы учебной программы

Количество часов (всего)

Лабораторные работы

Практические работы

Контроль знаний

1.

Введение

3




2.

Молекулярный уровень

10



1

3.

Клеточный уровень

12

1


1

4.

Организменный уровень

15

1


1

5.

Популяционно – видовой уровень

3

1

1


6.

Экосистемный уровень

5


2

1

7.

Биосферный уровень

4


1


8.

Основы учения об эволюции

6



1

9.

Возникновение и развитие жизни на Земле

4





10.

Организм и среда

3




11.

Биосфера и человек

3





ИТОГО:

68

3

4

5



Национально-региональный компонент

Раздел учебной программы

урока

Тема НРК

1. Молекулярный уровень

12

Профилактика вирусных заболеваний в ОУ

2. Организменный уровень

39

Основные сорта культурных растений выращиваемых в УР

3. Популяционно – видовой уровень

42

Многочисленные и малочисленные популяции животных с. Мазунино.

4. Экосистемный уровень

47

Особенности агроэкосистем села Мазунино.

5. Основы учения об эволюции

56

Многообразие растений и животных на территории ОУ

6. Организм и среда

64

Адаптация организмов на примере видов с. Мазунино




Тематическое планирование

урока

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

1

Введение

Биология – наука о жизни

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Знать систему биологических наук и методы исследования, которые они применяют.

Выделять основные свойства и признаки живых организмов.

Знать понятие биосистемы и характеризовать уровни организации живой ма­терии.

Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.


2

Методы исследования в биологии


Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов

3

Сущность жизни и свойства живого

Признаки живых организмов. Наследственность и изменчивость - свойства организмов.

4

Глава 1 «Молекулярный уровень»

Молекулярный уровень: общая характеристика

Химическая организация клетки

Элементы, преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение.

Процессы и механизмы, происходящие в живом организме на молекулярном уровне.

Выделять особенности химического состава живого вещества (органические вещества клетки, биополимеры и мономеры)

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого


5

Углеводы.

Основные функции углеводов в организме.

Классификация углеводов: примеры моно-, ди- и полисахаридов, особенности их строения..

Выяснять особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов

6

Липиды.

Составе и строении липидов, их функции.

Выяснять особенности строения и биологическое значение жиров и других ли­пидов

7


8

Состав и строение белков.


Функции белков.

Состав и строение, уровни организации белковой молекулы; свойства белковых молекул; функции белков в организме.

Определять строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке.

9

Нуклеиновые кислоты.

Гены и хромосомы.

Выявлять особенности строения молекул ДНК, РНК, их биологическое значение, схематиче­ски изображать нуклеотиды, процесс удвоения ДНК.

Поиск информации на

основе анализа рисунка

учебника

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого

10

АТФ и другие органические соединения клетки.

Обмен веществ и превращения энергии.

Витамины. ПРОЯВЛЕНИЕ АВИТАМИНОЗОВ И МЕРЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.

Выделять особенности строения молекул АТФ, их биологическое значение, схематиче­ски изображать структуру АТФ.

11

Биологические катализаторы

Роль ферментов в пищеварении.

Знать особенности строения катализаторов их свойств и функции.

12

Вирусы.

НРК Профилактика вирусных заболеваний в ОУ

Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Выявлять особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их значение в природе и жизни человека.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации

13

Обобщающий урок «Молекулярный уровень организации живой природы»



Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

14

Глава 2 «Клеточный уровень»

Основные положения клеточной теории.


Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом»

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы

Гены и хромосомы.

Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

Обмен веществ и превращения энергии.

ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ - ОСНОВА РАЗМНОЖЕНИЯ, РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМОВ

Проведение простых биологических исследований: рассматривание клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; ПРИГОТОВЛЕНИЕ МИКРОПРЕПАРАТОВ РАСТИТЕЛЬНЫХ КЛЕТОК И РАССМАТРИВАНИЕ ИХ ПОД МИКРОСКОПОМ; СРАВНЕНИЕ СТРОЕНИЯ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ И БАКТЕРИЙ.

Строение и функции основных органоидов клетки

Сущность пластического и энергетического обмена веществ

фотосинтез, его значение

Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом.


Объяснять основные положения клеточной теории

Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации

15

Клеточная мембрана. Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки.

Различать на таблицах основные части и органоиды клетки.

Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток.

Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах


Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого

Поиск информации на

основе анализа рисунка

учебника

16

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы.

17

Митохондрии. Пластиды

18

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

19

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке.

Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме, деления клетки

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

20

Типы питания клетки.

21

Синтез белков в клетке. Транскрипция

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий

Поиск информации на

основе анализа рисунка

учебника

22

Синтез белков в клетке. Трансляция

23

Деление клетки. Митоз.

24

Обобщение знаний по теме «Клеточный уровень»

Обосновывать материальное единство живой природы, основываясь на знаниях химического состава и клеточного строения организмов.

Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

25

Обобщающий урок «Клеточный уровень организации живой природы»

26

Глава 3 « Организменный уровень»

Размножение организмов.


Размножение и развитие. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ - ОСНОВА РАЗМНОЖЕНИЯ, РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМОВ

Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение;

Биологическое значение митоза и мейоза

Выделять существенные признаки процессов рос-

та, развития, размножения.

Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост и развитие организмов.

Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу.

27

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

28

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Поиск информации на

основе анализа рисунка

учебника

29

Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов.

ГЕНЕТИКА - НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ.

Гены и хромосомы.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

РОЛЬ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПЛАНИРОВАНИИ СЕМЬИ.

НАСЛЕДСТВЕННАЯ И НЕНАСЛЕДСТВЕННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ

Значение генетики для медицины и здравоохранения

Проведение простых биологических исследований: выявление изменчивости организмов.

Объяснять механизмы наследственности и изменчивости.

Выяснять основные закономерности наследственности и изменчивости организмов.

Решать простейшие задачи на основные закономерности наследственности.


Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

Поиск информации на

основе анализа рисунка

учебника

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений

30

Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет.

31

Неполное доминирование. Генотип и фенотип.

32

Анализирующее скрещивание.

33

Дигибридное скрещивание.

34

Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана.

35

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

36

Модификационная изменчивость


Лабораторная работа № 2 «Выявление изменчивости организмов»

Сравнивать изменчивость и наследственность.

Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

37

Мутационная изменчивость.

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений

38

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова



Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу.

39

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

НРК Основные сорта культурных растений выращиваемых в УР

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ, ИСКУССТВЕННОМ ОТБОРЕ ПРИ ВЫВЕДЕНИИ НОВЫХ ПОРОД И СОРТОВ.

Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

Проведение простых биологических исследований: рассматривание важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных


Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

40

Обобщающий урок

«Организменный уровень организации живой природы»



Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

41

Глава 4 «Популяционно – видовой уровень»

Вид. Критерии вида.


Лабораторная работа №3 «Изучение морфологического критерия вида»



Система органического мира. ОСНОВНЫЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ, ИХ СОПОДЧИНЕННОСТЬ. Царства бактерий, грибов, растений и животных

Популяция.

Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

Выделять существенные признаки вида. Характеризовать критерии вида и приводить примеры.


Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

42

Популяция – форма существования вида и единица эволюции. Экология популяций: структура и динамика численности.

НРК Многочисленные и малочисленные популяции животных с. Мазунино Практическая работа «Типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме».

Использование практических работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

43

Биологическая классификация

Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу.

44

Глава 5 «Экосистемный уровень»

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы.

Выделять существенные признаки экосистемы,

процессов круговорота веществ и превращении энергии в экосистемах. Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Наблюдать и описывать экосистемы своей местности.

Объяснять причины устойчивости и смены экосистем. Сравнивать

искусственные и естественные сообщества

Поиск информации на

основе анализа рисунка

учебника

Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу.

45

Состав и структура сообщества.

Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ. Взаимодействие разных видов (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз)

46

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Практическая работа «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Пищевые связи в экосистеме.

Использование практических работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

47

Саморазвитие экосистемы.

НРК Особенности агроэкосистем села Мазунино.

Практическая работа «Анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы»

Особенности агроэкосистем

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).


Использование практических работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

48

Обобщающий урок «Популяционно-видовой и экосистемный уровни»



Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

49

Глава 6 «Биосферный уровень»

Биосфера. Среды жизни. Практическая работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

Биосфера-глобальная экосистема. В.И.Вернадский основоположник учения о биосфере.

СРЕДА – ИСТОЧНИК ВЕЩЕСТВ, ЭНЕРГИИ И ИНФОРМАЦИИ. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА. Влияние экологических факторов на организмы.

Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Объяснять границы биосферы, понятие живого вещества и биомассы.

Выяснять геохимические функции живого вещества в биосфере, свойства и функции живого вещества в биосфере. Характеризовать биологический круговорот, как необходимое условие существования и функционирования биосферы.

Использование практических работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

50

Средообразующая деятельность организмов

Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

51

Круговорот веществ в биосфере

52

Обобщение знаний по теме «Биосферный уровень организации живого»


Отражение в устной или

письменной форме результатов своей деятельности.

53

Глава 7 «Основы учения об эволюции»

Развитие эволюционного учения.


Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин-основоположник учения об эволюции.

Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах) и причины многообразия видов.

Выявлять приспособления у организмов к среде

обитания (на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида.

Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу.

54

Изменчивость организмов.

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭВОЛЮЦИИ И РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ

Поиск информации на

основе анализа рисунка

учебника

55

Борьба за существование и естественный отбор.

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭВОЛЮЦИИ И РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ

Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу.

56

Видообразование.

НРК Многообразие растений и животных на территории ОУ

Усложнение растений и животных в процессе эволюции

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

57

Макроэволюция. Основные закономерности эволюции.

Усложнение растений и животных в процессе эволюции Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции

Приводить основные доказательства эволюции органического мира. Выяснять и объяснять (на конкретных примерах), основные направления эволюции и пути достижения биологического прогресса.

Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу.

58

Обобщающий урок «Основы учения об эволюции»


Повторение и обобще­ние знаний о теории эволюции.

Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

59

Глава 8 «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Гипотезы возникновения жизни.

Развитие представлений о возникновении жизни.

Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.


Характеризовать теории происхождения жизни: биогенез, абиогенез, панспермия, религиозные. Объяснять основные положения гипотезы А.Опарина-Холдейна. Характеризовать начальные этапы эволюции жизни.

Поиск информации на

основе анализа рисунка

учебника

Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу.

60

Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.

Выяснять основные этапы развития жизни на Земле. Характеризовать особенности развития органического мира по эрам

61

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

62

Обобщение знаний по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле

Объяснять возможные способы возникновения и развития жизни на Земле.

Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

63

Глава 9 «Организм и среда»

Экологические факторы. Общие закономерности.

ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА.

Влияние экологических факторов на организмы.

Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Проведение простых биологических исследований: анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье; выявление типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме.

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды Наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе

Распознавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных

Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу.

64

Экологические ресурсы. НРК Адаптация организмов на примере видов с. Мазунино

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

65

Межвидовые отношения организмов. Экологическая регуляция.

Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу.

66

Глава 10 «Биосфера и человек»

Эволюция биосферы

Биосфера-глобальная экосистема. В.И.ВЕРНАДСКИЙ ОСНОВОПОЛОЖНИК УЧЕНИЯ О БИОСФЕРЕ.

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы

Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

67

Антропогенное воздействие на биосферу.

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.

Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.


68

Основы рационального природопользования.

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Проведение простых биологических исследований: анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

      В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать
      • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; 
      • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; 
      • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; 
      уметь: 
      
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; 
      • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; 
      • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных; 
      • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; 
      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; 
      • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); 
      • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы; 
      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); 
      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
      • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; 
      • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; 
      • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; 
      • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; 
      • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



Список литературы

Список для обучающихся:

  • Рекомендуемая литература (основная).

Каменский А.А., Криксунов, Пасечник В.В Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений /А.А.Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник . – М.: Дрофа, 2012.

  • Рекомендуемая литература (дополнительная).

1.Биология: словарь – справочник школьника в вопросах и ответах: 6-11 кл/Авт.-сост. Г.И. Лернер- М.: «5 за знания», 2006.

2.Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: Учеб. Пособие для 9 -10 кл. сред. Шк. – М.: Просвещение, 1991.

3.Дубинин Н.П. Горизонты генетики.- М.: Просвещение, 2005.

4.Тимолянова Е.К. Медицинская генетика /Серия «Медицина для вас».- Ростов н/Д: Феникс, 2003.


Список для учителя:

  • Рекомендуемая литература (основная).

1.Дудкина О.П. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания /авт.-сост. О.П. Дудкина. – Волгоград: Учитель, 2010.

2.Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А.каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Введение в общую биологию и экологию» пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2006.

  • Рекомендуемая литература (дополнительная).

1.Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. –М.: Академия, 2001

2.Медников Б.М. Биология. Формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006


Перечень используемых средств обучения (мультимедийные презентации, обучающие программы, электронные учебные пособия, видеофильмы и др.).

  • E-mail: festival@1 september.ru.

  • Электронная версия энциклопедии Кирилл и Мефодий. - http://www.km.ru/pc/

  • Большая советская энциклопедия. – http://www.rubrikon.com

  • http://school-collection.edu.ru/

  • http://www.fcior.edu.ru/

  • [email protected]






Контрольно-измерительные материалы


Тема «Молекулярный уровень организации живой природы»

Задание №1. Выберите один правильный ответ

  1. Цепь, состоящая из многочисленных звеньев – мономеров это:

А) Органическое вещество Б) Неорганическое вещество В) Полимер Г) Полярное соединение

2. К моносахаридам не относится: А) Глюкоза Б) Крахмал В) Рибоза Г) Дезоксирибоза

3. Целлюлоза является важнейшим компонентом клеточных оболочек растений. Эта функция углеводов называется:

А) Каталитическая Б) Энергетическая В) Строительная Г) Регуляторная

4. Липиды состоят из остатков высших жирных кислот и:

А) Глицерина Б) Глюкозы В) Лактозы Г) Мальтозы

5. Какие функции не выполняют липиды?

А) Энергетическую Б) Защитную В) Регуляторную Г) Каталитическую

6. Белки состоят из: А) Аминокислот Б) Глюкозы В) Аминов Г) Витаминов

7. Потеря белками природных свойств это: А) Катализ Б) Гидролиз В) Денатурация Г) Ренатурация

8. Белком, выполняющим транспортную функцию является:

А) Антитело В) Гемоглобин Г) Амилаза Д) Лизоцим

9. В какой части клетки впервые были обнаружены нуклеиновые кислоты?

А) В цитоплазме Б) В ядре В) В митохондриях Г) В клеточной оболочке

10. Связь между остатками фосфорных кислот в молекуле АТФ называется:

А) Ионная Б) Водородная В) Пептидная Г) Макроэргическая

Задание № 2. Выберите три правильных ответа.

  1. Липиды выполняют следующие функции:

А) Каталитическую

Б) Строительную

В) Энергетическую

Г) Регуляторную

Д) Транспортную

Е) Двигательную

2. АТФ состоит из следующих компонентов:

А) Дезоксирибозы

Б) Рибозы

В) Азотной кислоты

Г) Фосфорной кислоты

Д) Аденина

Е) Гуанина

3. Установите соответствие между углеводами и их группой:

Углеводы

А) Глюкоза

Б) Крахмал

В) Целлюлоза

Г) Рибоза

Д) Дезоксирибоза

Е) Хитин

Группа углеводов

  1. Моносахариды

  2. Полисахариды



Задание № 3

Найдите ошибки в приведенных ниже предложениях, выпишите номер предложения и предложение в исправленной форме:

  1. Нарушение природной структуры белка называется ренатурацией

  2. Молекулы белков имеют большие размеры, поэтому их называют макромолекулами

  3. Различают два типа нуклеиновых кислот: ДНК, РНК

  4. Связь, между остатками аминокислот в белках называется водородной

  5. Пары нуклеотидов аденин и тимин, а также гуанин и цитозин строго соответствуют друг другу и называются комплементарными

  6. Скорость ферментативных реакций не зависит от температуры, концентрации, давления

Ответы:

  1. 1-в, 2-б, 3-в, 4-а, 5-г, 6-а, 7-в, 8-в, 9-б, 10-г

  2. 1) б, в, г; 2) б, г, д; 3) 1- а, г, д 2- б, в, е

  3. 1. Денатурация; 4. Пептидная; 6. Скорость ферментативных реакций зависит от температуры, концентрации, давления



Тема «Клеточный уровень»


1. Дайте пояснение следующим понятиям: диссимиляция, хемосинтез, фотосинтез, транскрипция, трансляция.

2. Выполните тест (выбор одного правильного ответа):

1. Какую из перечисленных функций плазматическая мем­брана не выполняет?

а) транспорт веществ; б) защиту клетки; в) синтез белка.

2. Из перечисленных органоидов только в растительных клетках присутствуют:

а) митохондрии; б) лизосомы; в) хлоропласты; г) рибосомы.

3. Какие из перечисленных клеток содержат больше мито­хондрий?

а) клетки мякоти листа; б) клетки волос млекопитающих;
в) клетки мозга человека; г) клетки коры дерева.

4. В каком из органоидов клетки синтезируются гормоны?

а) в лизосомах; б) в ядре; в) в аппарате Гольджи; г) в вакуолях.

5. Какие из органоидов клетки относятся к немембранным органоидам?

а) ядро и лизосомы; б) аппарат Гольджи; в) ЭПС; г) рибосомы.

6. Хромосомы - это: а) структуры, состоящие из белка; б) структуры, состоящие из ДНК; в) структуры, состоящие из РНК;

г) структуры, состоящие из белка и ДНК.

3.Задачи: 1)На участке левой (условно) цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности: АЦААТААААГТТ. Какую первичную структуру имеет полипептид, синтезируемый при участии правой цепи ДНК?

2). Какую длину имеет участок молекулы ДНК, в которой закодирована первичная структура инсулина, если молекула инсулина содержит 51 аминокислоту, а один нуклеотид занимает 0,34 нм в цепи ДНК? Сколько тРНК будет участвовать в переносе этого количества аминокислот к месту синтеза?

4. Вопрос. В чём отличия энергетического обмена у анаэробов и аэробов?

Ответы:

2.1-в, 2-в, 3-в, 4-в, 5-г, 6-г

3. 1. ДНК: АЦААТААААГТТ

ТГТТАТТТТЦАА амк:

  1. 51 × 3=153 нуклеотида; 153×0,34=52,02 нм. Длина участка молекулы ДНК; тРНК будет 51, т.к. каждая тРНК переносит одну амк.

4.Энергетический обмен у анаэробов идёт в две стадии, т.е. без участия кислорода, а у аэробов – в три стадии, с участием кислорода и поэтому образуется во много раз больше энергии.

Тема «Организменный уровень»


Задание №1. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.

Объект

Процесс

ядро

Хранение информации

……

Деление клетки

Какой объект следует вписать на место пропуска в этой таблице?

а) митохондрия б) клеточный центр в) рибосома г) вакуоль

Задание №2.

Выберите три верных ответа из шести.


Мутации в отличие от модификаций:

а) наследуются б) не наследуются

в) возникают случайно г) соответствуют воздействию внешней среды

д) возникают под воздействием радиации е) всегда являются доминантными

Здание №3.

Установите соответствие: Между видами изменчивости и их характеристикой.

Характеристика: Вид изменчивости:

  1. Носит групповой характер. А) модификационная;

  2. Носит индивидуальный характер. Б) мутационная.

  3. Наследуется.

  4. Не наследуется.

  5. Обусловлена нормой реакции организма.

  6. Неадекватна изменениям условий среды.

Задание № 4.

1. Поясните следующие понятия: генетика, ген, генотип, фенотип, 1 закон Менделя.

2. Решить задачу. У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребёнок. Определить генотипы всех членов семьи.

Ответы:

1.б

2. а, в, д

3. А -1, 4, 5; Б – 2,3,6

4. Генетика – наука о наследственности и изменчивости; ген – участок ДНК несущий информацию о первичной структуре белка; генотип – совокупность генов одного организма; фенотип – совокупность внешних и внутренних признаков характерных для организма; 1 закон Менделя – полное единообразие первого поколения.

Задача: жен. аа × муж. Аа; ребёнок - аа


Обобщающий урок по темам: «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень»

Задание 1. Выберите один правильный ответ:

1. Критерий вида, характеризующий процессы жизнедеятельности организма:

1. Морфологический 2. Генетический 3. Физиологический 4. Географический

2.  Наименьшая систематическая единица из перечисленных:

1. Семейство 2. Класс 3. Царство 4. Вид                                                           

3.  К.Линней первый создал:

1. Эволюционную теорию 2. Систематику 3. Учение о биосфере 4. Учение о клетке

4. Экологический критерий вида – это сходство:

1. Условий обитания особей одного вида 2. Генотипов особей вида

3. Всех процессов жизнедеятельности 4. Внешнего и внутреннего строения

5. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида относят к критерию:

1. Генетическому 2. Экологическому 3. Биохимическому 4. Морфологическому

 6. Характерный для каждого вида набор хромосом - это

1. Морфологический критерий вида 2. Генетический критерий вида

3. Физиологический критерий вида 4. Географический критерий вида

7. Наиболее точный критерий вида:

1.Физиологического 2. Экологического 3. Морфологического 4. Генетического

8. Популяция – это:

1.  Основная структурная единица вида 2.  Основная структурная единица рода

3.  Основная структурная единица типа 4.  Основная структурная единица класса

9. Территория, занимаемая видом называется:

1. Биоценозом 2. Биотопом 3. Ареалом 4. Экологической нише

10. Увеличение численности популяции связано с:

1. Уменьшением ареала обитания 2. Увеличением пищевых ресурсов

3. Увеличением паразитов 4. Уменьшением рождаемости

11.Жизнь популяции изучает наука:

1. Физика 2. Биохимия 3. Экология 4. Цитология

12.  Берёзы в одном лесу образуют:

1. Популяцию 2. Класс 3. Сообщество 4. Вид

13.  Раздел биологии, занимающийся описанием и классификацией организмов:

1. Морфология 2. Экология 3. Эволюция 4. Систематика

14.  Наиболее крупная систематическая категория из перечисленных – это:

1. Класс 2. Тип 3. Вид 4. Царство 

Задание 2.

Выберите три верных ответа из шести.

1. В экосистеме широколиственного леса консументами 2 порядка являются:

А) дуб черешчатый;

Б) дятел;

В) почвенные бактерии;

Г) паук;

Д) куница

Е) белка.

2.Среди перечисленных типов взаимоотношений выберите симбиотические взаимоотношения:

А) бычий цепень и человек;

Б) клубеньковые бактерии и бобовые растения;

В) лишайники;

Г) рысь и заяц;

Д) рак – отшельник и актиния;

Е) минога и треска.

3. Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа?

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) плавание в бассейне 4) нанесение татуировки

2) случайные половые связи 5) объятия с больным СПИДом

3) внутривенные инъекции 6) поцелуй в шейку больного СПИДом.

4. Установите соответствие между факторами среды и их характеристиками.

Характеристики: Факторы среды:

1) Отлов рыбы; А – биотические

2) Изменение толщины озонового слоя; Б – абиотические

3) Гибель растений от засухи;

4) Питание птиц плодами растений;

5) Изменение влажности воздуха;

6)Увеличение численности паразитов.

5. Установите, в какой последовательности надо расположить звенья в пищевой цепи.

А) полевой жаворонок;

Б) трава;

В) змея;

Г) кузнечик.

Ответы:

1.1)3, 2)4, 3)2, 4)1, 5)4, 6)2, 7)4, 8)1, 9)3, 10)2, 11)3, 12)1, 13)4, 14)4

2. 1) б, г, д; 2) б, в, д; 3) 2, 3, 4; 4) а-1, 4, 6; б-2, 3, 5; 5) б-г-а-в.


Обобщающий урок по темам: «Эволюция органического мира», «Возникновение жизни на Земле»

Задание 1. Объясните: а) в какую эру жили псилофиты; б) почему псилофит называют ископаемой переходной формой; в) какие группы растений произошли от псилофитов и от кого произошли сами псилофиты; г) какие движущие силы эволюции участвовали в процессе возникновения псилофитов.

Задание 2.

1) Установи соответствие приведённых примеров с типом борьбы за существование.

  1. В тундре все деревья карликовые.

  2. В гнездо ласточки-береговушки заползла змея.

  3. На кислой почве получили плохой урожай.

  4. Густые всходы растений вытягиваются.

  5. Летучие рыбы спасаются от погони, выскакивая из воды.

А) внутривидовая б) межвидовая в) борьба с неблагоприятными условиями.

1

2

3

4

5







2) Установи соответствие между приведёнными примерами и главными направлениями эволюции животных и растений:

1.появление двусторонней симметрии а) ароморфоз

2.втягивающие когти у кошачьих б) идиоадаптация

3.крючковатый клюв у орла в) дегенерация

4.появление цветка у покрытосеменных

5.появление полового размножения

6.отсутствие кишечника у свиного цепня


1

2

3

4

5

6








Ответы: Задание 1. Объясните: а) в какую эру жили псилофиты (палеозойскую); б) почему псилофит называют ископаемой переходной формой (они вымерли, но сочетали признаки водорослей – не имели органов и признаки высших растений – имели ткани); в) какие группы растений произошли от псилофитов и от кого произошли сами псилофиты (от них произошли мхи и папоротникообразные, а они произошли от водорослей); г) какие движущие силы эволюции участвовали в процессе возникновения псилофитов (наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор).

Задание 2.

1)

1

2

3

4

5

в

б

в

а

б

2)

1

2

3

4

5

6

а

б

б

а

а

в