СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по биологии на ступени основного общего образования .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«БИОЛОГИЯ 9 КЛАСС »
Рабочая программа составлена в соответствии с:
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации», с изменениями и дополнениями;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями и дополнениями;
Основная общеобразовательная программа основного общего образования (5-9 классы) МБОУ «ООШ №1»;
Учебный план МБОУ «ООШ №1» на 2019-2020 учебный год;
Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2015.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Изучение биологии в 9 классах, согласно требованиям, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, направлено на достижение следующих целей : овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты; развитие познавательных интересов, формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
Задачи курса
- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по биологии в соответствии со стандартом биологического образования (через систему уроков)
- добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
- продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме (через систему заданий)
- выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы (через лабораторные работы)
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).
Место учебного предмета в учебном плане
По программе на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Из них на выполнение контрольных работ – 5 часов, проверочных работ – 10, лабораторных работ – 4. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 час в неделю в течение 1 учебного года.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов на изучение раздела | лабор. работы | провероч.работы | контр. раб. |
1. | Общие закономерности жизни | 5 |
| 1 |
|
2. | Закономерности жизни на клеточном уровне | 10 | 2 | 1 | 1 |
3 | Закономерности жизни на организменном уровне | 17 | 1 | 3 | 1 |
4 | Закономерности происхождения и развития жизни на Земле | 20 |
| 3 | 1 |
5 | Закономерности взаимоотношений организмов и среды | 15 | 1 | 2 | 1 |
6 | Заключение Итоговый урок | 1 |
|
| 1 |
7 | Итого | 68 | 4 | 10 | 5 |
Формы организации учебной деятельности
Выбор организационной формы на уроках биологии обусловлен взаимодействием нескольких объективных факторов: целями, задачами, учебной программой по биологии, оснащенностью учебного процесса, спецификой учеников, используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Для обучения детей с ОВЗ проведена адаптация учебной программы по биологии при сохранении общего объёма содержания обучения. Изменения внесены в структуру организации урока, содержание учебного материала (уменьшение объёма теоретических сведений, перенесение отдельных тем для обзорного, ознакомительного изучения) и способы контроля знаний. Количество лабораторных, тестовых и контрольных работ остаётся без изменений.
При организации учебных занятий с учащимися с ОВЗ необходимо:
Осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т.д.).
Использовать методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.
Соблюдать повторность обучения на всех этапах урока
Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности
Формы работы для детей с ОВЗ:
индивидуальная
групповая
по образцу по алгоритму
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения содержания курса
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
· Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
· Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
· Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметамматериал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
· Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
· Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
· Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих.
· Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
· Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
· Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией
· Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
· Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Метапредметные:
· Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
· Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
· Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
· Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
· Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
· Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
· Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
· В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
· Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
· Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
· Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
· Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объемом к понятию с большим объемом.
· Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
· Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
· Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
· Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
· Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
· Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
· Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
· Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
· В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
· Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
· Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
· Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные:
· Объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.
· Характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных.
· Приводить примеры приспособлений у растений и животных.
· Использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.
· Пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.).
· Соблюдать профилактику наследственных болезней.
· Использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.
· Находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их.
· Характеризовать основные уровни организации живого.
· Перечислять основные положения клеточной теории.
· Характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов.
· Характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение.
· Характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток.
· Уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты.
· Объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов.
· Пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме, биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях.
· Характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении.
· Классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности | Планируемые результаты | Дата проведения | |||||
План. |
Факт. | |||||||||
Личностные | Предметные | Метапредметные | ||||||||
| Тема I. Общие закономерности жизни (5 часов) |
|
| |||||||
1 | Биология — наука о живом мире | 1 | Фронтальная беседа, парная, работа с текстом | Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования. | Называть и характеризовать различные научные области биологии. Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности людей.
Объяснять назначение методов исследования в биологии. Характеризовать и сравнивать методы между собой. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием Называть и характеризовать признаки живых существ. Сравнивать свойства живых организмов и тел неживой природы, делать выводы
Различать четыре среды жизни в биосфере. Характеризовать отличительные особенности представителей разных царств живой природы. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Определять понятие «биосистема». Характеризовать структурные уровни организации жизни | Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль по результату; выполнять учебные действия в устной и письменной речи. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания. Владеть монологической и диалоговой формами речи; формулировать собственное мнение, учитывать другое мнение, позицию; договариваться, приходить к общему мнению; задавать вопросы. |
|
| ||
2 | Методы биологических исследований | 1 | Индивидуальная, групповая, самостоятельная работа «Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами» |
|
| |||||
3 | Общие свойства живых организмов | 1 | Индивидуальная, коллективная, смысловое чтение |
|
| |||||
4 | Многообразие форм жизни | 1 | Индивидуальная, коллективная, работа с источниками информации |
|
| |||||
5 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни» |
| Индивидуальная, групповая (создание учебного практико-ориентированного проекта), приём «Перекрёстная дискуссия» | •Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. •Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. | Объяснять роль биологии в жизни человека. Характеризовать свойства живого. Овладевать умением аргументировать свою точку зрения при обсуждении проблемных вопросов темы, выполняя итоговые задания. Находить в Интернете дополнительную информацию об учёных-биологах | В ходе представления проекта давать оценку его результатам. •Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. |
|
| ||
| Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч) |
|
| |||||||
6 | Многообразие клеток
| 1 | Парная, Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток» | Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
| Определять отличительные признаки клеток прокариот и эукариот. Приводить примеры организмов прокариот и эукариот. Характеризовать существенные признаки жизнедеятельности свободноживущей клетки и клетки, входящей в состав ткани. Называть имена учёных, положивших начало изучению клетки. Сравнивать строение растительных и животных клеток. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его |
|
| ||
7 | Химические вещества в клетке |
| Индивидуальная,прием развития критического мышления «Таблица» | Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
| Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки. Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке. Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы | Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами |
|
| ||
8 | Строение клетки | 1 | прием развития критического мышления «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», индивидуальная, парная самостоятельная работа | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
| Различать основные части клетки. Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки. Сравнивать особенности клеток растений и животных | Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. выполнять учебные действия в устной и письменной речи. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала. Самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Владеть монологической и диалоговой формами речи; задавать вопросы. |
|
| ||
9 | Органоиды клетки и их функции | 1 | прием развития критического мышления «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», индивидуальная, парная самостоятельная работа | Характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов |
|
| ||||
10 | Обмен веществ — основа существования клетки | 1 | Индивидуальная, фронтальная, проверочная работа | Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения | Определять понятие «обмен веществ». Характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение. |
|
| |||
11 | Биосинтез белка в живой клетке | 1 | Фронтальная, индивидуальная, смысловое чтение | Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке. Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке |
|
| ||||
12 | Биосинтез углеводов — фотосинтез | 1 | Фронтальная, индивидуальная
| Формирование убеждённости в важности биологических знаний для понимания естественнонаучной картины мира. Развитие творческого отношения к учению и готовности к самообразованию.
Оценка значимости биологических наук в изучении механизма энергетического обмена.
| Понимание различия между механизмами процессов биосинтеза углеводов и биосинтеза белка. Характеристика двух фаз фотосинтеза. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. |
|
| ||
13 | Обеспечение клеток энергией | 1 | Индивидуальная, самостоятельная работа | Расширение знаний об обмене веществ и превращении энергии в клетке. Формирование представления о клеточном дыхании как процессе биологического окисления. Характеристика трёх стадий процесса энергетического обмена |
|
| ||||
14 | Размножение клетки и её жизненный цикл. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» | 1 | Парная, Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» | Характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток. Уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты |
|
| ||||
15 | Контроль знаний по теме «Основы учения о клетке». | 1 | Контрольная работа, создание учебного практико-ориентированного проекта | Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам | Характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности клетки. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы | Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия |
|
| ||
| Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (18 ч) |
|
| |||||||
16 | Организм — открытая живая система (биосистема) | 1 | Фронтальная, смысловое чтение | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: – осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире; – учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования. | Находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их. Объяснять целостность и открытость биосистемы. Характеризовать способность биосистемы к регуляции процессов жизнедеятельности | Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
|
| ||
17 | Примитивные организмы | 1 | прием развития критического мышления «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», индивидуальная, фронтальная | Выделять существенные признаки бактерий, цианобактерий и вирусов. Объяснять (на конкретных примерах) строение и значение бактерий, цианобактерий и вирусов. Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс проникновения вируса в клетку и его размножения. Приводить примеры заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами |
|
| ||||
18 | Растительный организм и его особенности | 1 | Индивидуальная, самостоятельная работа, сообщения учащихся | Выделять и обобщать существенные признаки растений и растительной клетки. Характеризовать особенности процессов жизнедеятельности растений: питания, дыхания, фотосинтеза, размножения. Сравнивать значение полового и бесполого способов размножения растений, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль различных растений в жизни человека. Приводить примеры использования человеком разных способов размножения растений в хозяйстве и в природе |
|
| ||||
19 | Многообразие растений и значение в природе | 1 | прием развития критического мышления «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», индивидуальная, фронтальная, проверочная работа | Выделять и обобщать существенные признаки растений разных групп, приводить примеры этих растений. Выделять и обобщать особенности строения споровых и семенных растений. Различать и называть органы растений на натуральных объектах и таблицах. Сравнивать значение семени и спор в жизни растений |
|
| ||||
20 | Организмы царства грибов и лишайников | 1 | прием развития критического мышления «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», индивидуальная, фронтальная | Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности грибов и лишайников на конкретных примерах. Сравнивать строение грибов со строением растений, животных и лишайников, делать выводы. Характеризовать значение грибов и лишайников для природы и человека. Отмечать опасность ядовитых грибов и необходимость знания правил сбора грибов в природе |
|
| ||||
21 | Животный организм и его особенности | 1 | Приемы развития критического мышления «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», «Таблица», индивидуальная, фронтальная, | Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных. Наблюдать и описывать поведение животных. Называть конкретные примеры различных диких животных и наиболее распространённых домашних животных. Объяснять роль различных животных в жизни человека. Характеризовать способы питания, расселения, переживания неблагоприятных условий и постройки жилищ животными |
|
| ||||
22 | Разнообразие животных | 1 | Приемы развития критического мышления «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», «Кластер», индивидуальная, фронтальная | Выявлять принадлежность животных к определённой систематической группе (классификации). Различать на натуральных объектах и таблицах органы и системы органов животных разных типов и классов. Объяснять роль различных животных в жизни человека. Характеризовать рост и развитие животных (на примере класса Насекомые, типа Хордовые) |
|
| ||||
23 | Сравнение свойств организма человека и животных | 1 | Приемы развития критического мышления «Таблица», индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа | Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными. Выявлять и называть клетки, ткани, органы и системы органов человека на рисунках учебника и таблицах. Сравнивать клетки, ткани организма человека и животных, делать выводы. Выделять особенности биологической природы человека и его социальной сущности, делать выводы |
|
| ||||
24 | Размножение живых организмов | 1 | Приём «Составление синквейнов», индивидуальная, коллективная, фронтальная | Объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов |
|
| ||||
25 | Индивидуальное развитие организмов | 1 | Индивидуальная, фронтальная, смысловое чтение | Характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных.
|
|
| ||||
26 | Образование половых клеток. Мейоз | 1 | Фронтальные, индивидуальные, парная работа | Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов. Определять понятие «мейоз». Характеризовать и сравнивать первое и второе деление мейоза, делать выводы. Различать понятия «сперматогенез» и «оогенез». Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза |
|
| ||||
27 | Изучение механизма наследственности | 1 | Контрольная работа, фронтальные | Характеризовать этапы изучения наследственности организмов. Объяснять существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г. Менделя. Выявлять и характеризовать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости |
|
| ||||
28 | Основные закономерности наследственности организмов
| 1 | Парные, Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» | Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость». Объяснять механизмы наследственности и изменчивости организмов. Определять понятия «ген», «генотип», «фенотип». Приводить примеры проявления наследственности и изменчивости организмов |
|
| ||||
29 | Механизмы наследования признаков | 1 | Парные, Лабораторная работа № 4 «Решение генетических задач» | Решать генетические задачи |
|
| ||||
30 | Закономерности изменчивости | 1 | Фронтальные, парные, индивидуальные | Выделять существенные признаки изменчивости. Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости организмов. Объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости. Определять понятие «мутаген». |
|
| ||||
31 | Ненаследственная изменчивость
| 1 | Парные, индивидуальные, Лабораторная работа № 5 «Изучение изменчивости у организмов» | Выявлять признаки ненаследственной изменчивости. Называть и объяснять причины ненаследственной изменчивости. Сравнивать проявление ненаследственной изменчивости у разных организмов, делать выводы. Выявлять, наблюдать, описывать признаки изменчивости организмов на примере листьев клёна и раковин моллюсков. |
|
| ||||
32 | Основы селекции организмов | 1 | Индивидуальные, фронтальные | Пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.). |
|
| ||||
33 | Контроль знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости» | 1 | Индивидуальные, контрольная работа, создание учебного практико-ориентированного проекта |
| Характеризовать отличительные признаки живых организмов. Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам живой природы. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций проектов и сообщений по материалам темы | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. В ходе представления проекта давать оценку его результатам. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. |
|
| ||
| Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч) |
|
| |||||||
34 | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания | 1 | Фронтальные | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: – осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире; – с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт; – учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. | Выделять и пояснять основные идеи гипотез о происхождении жизни. Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. В ходе представления проекта давать оценку его результатам. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; – осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; – обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. |
|
| ||
35 | Современные представления о возникновении жизни на Земле | 1 | Фронтальные, «Кластер» | Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез Опарина и Холдейна о происхождении жизни, делать выводы на основе сравнения. Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов |
|
| ||||
36 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | 1 | Приемы развития критического мышления «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», «Таблица», индивидуальная, фронтальная | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности первичных организмов. Отмечать изменения условий существования жизни на Земле. Аргументировать процесс возникновения биосферы. Объяснять роль биологического круговорота веществ |
|
| ||||
37 | Этапы развития жизни на Земле | 1 | Групповые, самостоятельная работа | Выделять существенные признаки эволюции жизни. Отмечать изменения условий существования живых организмов на Земле. Различать эры в истории Земли. Характеризовать причины выхода организмов на сушу. Описывать изменения, происходившие в связи с этим на Земле и в свойствах организмов |
|
| ||||
38 | Идеи развития органического мира в биологии | 1 | Индивидуальные, фронтальные, работа с текстом | Выделять существенные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка. Аргументировать несостоятельность законов, выдвинутых Ламарком, как путей эволюции видов. Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии
|
|
| ||||
39 | Чарлз Дарвин об эволюции органического мира | 1 |
| Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Ч. Дарвина. Характеризовать движущие силы эволюции. Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина |
|
| ||||
39 | Чарлз Дарвин об эволюции органического мира | 1 | Приём «Да – нет», индивидуальные, фронтальные | Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Ч. Дарвина. Характеризовать движущие силы эволюции. Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина |
|
| ||||
40 | Современные представления об эволюции органического мира | 1 | Фронтальные, самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе | Выделять и объяснять основные положения эволюционного учения. Объяснять роль популяции в процессах эволюции видов. Называть факторы эволюции, её явления, материал, элементарную единицу |
|
| ||||
41 | Вид, его критерии и структура | 1 | Приемы развития критического мышления «Таблица», индивидуальная, фронтальная | Выявлять существенные признаки вида. Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде обитания. Сравнивать популяции одного вида, делать выводы. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах) |
|
| ||||
42 | Процессы образования видов | 1 | Приём «Взаимоопрос», парные, групповые | Объяснять причины многообразия видов. Приводить конкретные примеры формирова-ния новых видов. Объяснять причины двух типов видообразования. Анализировать и сравнивать примеры видообразования (на конкретных примерах) |
|
| ||||
43 | Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов | 1 | Проверочная работа, фронтальные, работа с различными источниками информации | Выделять существенные процессы дифференциации вида. Объяснять возникновение надвидовых групп. Приводить примеры, служащие доказательством процесса эволюции жизни на Земле. Использовать и пояснять иллюстративный материал учебника, извлекать из него нужную информацию |
|
| ||||
44 | Основные направления эволюции | 1 | Приемы развития критического мышления «Таблица», индивидуальная, фронтальная | Определять понятия «биологический прогресс», «биологический регресс». Характеризовать направления биологического прогресса. Объяснять роль основных направлений эволюции. Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции. Называть и пояснять примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации
|
|
| ||||
45 | Примеры эволюционных преобразований живых организмов | 1 | Приемы развития критического мышления «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», «Интеллектуальная разминка», индивидуальная, фронтальная | Характеризовать эволюционные преобразования у животных на примере нервной, пищеварительной, репродуктивной систем. Характеризовать эволюционные преобразования репродуктивной системы у растений. Сравнивать типы размножения у растительных организмов. Объяснять причины формирования биологического разнообразия видов на Земле
|
|
| ||||
46 | Основные закономерности эволюции
| 1 | Фронтальные, парные, Лабораторная работа № 6 «Приспособленность организмов к среде обитания» | Называть и характеризовать основные закономерности эволюции. Анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства существования закономерностей процесса эволюции, характеризующих её общую направленность. Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки наследственных свойств организмов и наличия их изменчивости. Записывать выводы и наблюдения в таблицах. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
|
| ||||
47 | Человек — представитель животного мира | 1 | Индивидуальные, проверочная работа, работа с различными источниками информации (включая Интернет), сравнение | Различать и характеризовать основные особенности предков приматов и гоминид. Сравнивать и анализировать признаки ранних гоминид и человекообразных обезьян на рисунках учебника. Находить в Интернете дополнительную информацию о приматах и гоминидах |
|
| ||||
48 | Эволюционное происхождение человека | 1 | Приём «Перекрёстная дискуссия», фронтальные, индивидуальные | Характеризовать основные особенности организма человека. Сравнивать признаки сходства строения организма человека и человекообразных обезьян. Доказывать на конкретных примерах единство биологической и социальной сущности человека |
|
| ||||
49 | Ранние этапы эволюции человека | 1 | Индивидуальные, метод контрольных вопросов, работа с различными источниками информации | Различать и характеризовать стадии антропогенеза. Находить в Интернете дополнительную информацию о предшественниках и ранних предках человека |
|
| ||||
50 | Поздние этапы эволюции человека | 1 | Индивидуальные, метод контрольных вопросов, работа с различными источниками информации | Характеризовать неоантропа — кроманьонца как человека современного типа. Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного. Обосновывать влияние социальных факторов на формирование современного человека |
|
| ||||
51 | Человеческие расы, их родство и происхождение | 1 | Индивидуальные, фронтальные, смысловое чтение | Называть существенные признаки вида Человек разумный. Объяснять приспособленность организма человека к среде обитания. Выявлять причины многообразия рас человека. Характеризовать родство рас на конкретных примерах. Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида Человек разумный |
|
| ||||
52 | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | 1 | Индивидуальные, парные, приём «Корзина идей» | Выявлять причины влияния человека на биосферу. Характеризовать результаты влияния человеческой деятельности на биосферу. Приводить конкретные примеры полезной и губительной деятельности человека в природе. Аргументировать необходимость бережного отношения к природе |
|
| ||||
53 | Контроль знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» | 1 | Выделять существенные признаки вида. Характеризовать основные направления и движущие силы эволюции. Объяснять причины многообразия видов. Выявлять и обосновывать место человека в системе органического мира. Находить в Интернете дополнительную информацию о происхождении жизни и эволюции человеческого организма. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения об эволюции человека |
|
| |||||
| Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч) |
|
| |||||||
54 | Условия жизни на Земле | 1 | Фронтальные | Сформировать внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к школе; сформировать познавательный интерес и мотив,. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования. Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования. Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок | Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле. Называть характерные признаки организмов — обитателей этих сред жизни. Характеризовать черты приспособленности организмов к среде их обитания. Распознавать и характеризовать экологические факторы среды | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. В ходе представления проекта давать оценку его результатам. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; – осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; – обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. |
|
| ||
55 | Общие законы действия факторов среды на организмы | 1 | Фронтальные, парные, работа с текстом и тетрадями на печатной основе | Выделять и характеризовать основные закономерности действия факторов среды на организмы. Называть примеры факторов среды. Анализировать действие факторов на организмы по рисункам учебника. Выделять экологические группы организмов. Приводить примеры сезонных перестроек жизнедеятельности у животных и растений |
|
| ||||
56 | Приспособленность организмов к действию факторов среды
| 1 | Парные, Лабораторная работа № 7 «Оценка качества окружающей среды» | Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов. Называть необходимые условия возникновения и поддержания адаптаций. Различать значение понятий «жизненная форма» и «экологическая группа» Выявлять и оценивать степень загрязнения помещений. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
|
| ||||
57 | Биотические связи в природе | 1 | Фронтальные, самостоятельная работа | Выделять и характеризовать типы биотических связей. Объяснять многообразие трофических связей. Характеризовать типы взаимодействия видов организмов: мутуализм, симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция; приводить их примеры. Объяснять значение биотических связей |
|
| ||||
58 | Взаимосвязи организмов в популяции | 1 | Индивидуальные, фронтальные | Выделять существенные свойства популяции как группы особей одного вида. Объяснять территориальное поведение особей популяции. Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и половых отношений между особями в популяции. Анализировать содержание рисунка учебника, иллюстрирующего свойства популяций |
|
| ||||
59 | Функционирование популяций в природе | 1 | Индивидуальные, фронтальные, анализ содержания рисунков учебника | Выявлять проявление демографических свойств популяции в природе. Характеризовать причины колебания численности и плотности популяции. Сравнивать понятия «численность популяции» и «плотность популяции», делать выводы. Анализировать содержание рисунков учебника |
|
| ||||
60 | Природное сообщество — биогеоценоз | 1 | Индивидуальные, фронтальные, приём «Найди ошибки» | Выделять существенные признаки природного сообщества. Характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши. Понимать сущность понятия «биотоп». Сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз». Объяснять на конкретных примерах средообразующую роль видов в биоценозе |
|
| ||||
61 | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера | 1 | Индивидуальные, фронтальные, работа с учебником и тетрадями на печатной основе | Выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества как экосистемы или биогеоценоза. Характеризовать биосферу как глобальную экосистему. Объяснять роль различных видов в процессе круговорота веществ и потоке энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Характеризовать роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере. Анализировать и пояснять содержание рисунков учебника |
|
| ||||
62 | Развитие и смена природных сообществ | 1 | Индивидуальные, фронтальные, работа с учебником и тетрадями на печатной основе | Объяснять и характеризовать процесс смены биогеоценозов. Называть существенные признаки первичных и вторичных сукцессий, сравнивать их между собой, делать выводы. Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы. Объяснять процессы смены экосистем на примерах природы родного края |
|
| ||||
63 | Основные законы устойчивости живой природы | 1 | Индивидуальные, фронтальные, работа с учебником и тетрадями на печатной основе | Выделять и характеризовать существенные причины устойчивости экосистем. Объяснять на конкретных примерах значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости экосистемы. Приводить примеры видов — участников круговорота веществ в экосистемах. Объяснять на конкретных примерах понятия «сопряжённая численность видов в экосистеме» и «цикличность» |
|
| ||||
64 | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы | 1 | Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», индивидуальные, фронтальные, составление кластера | Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере. Прогнозировать последствия истощения природных ресурсов и сокращения биологического разнообразия. Обсуждать на конкретных примерах экологические проблемы своего региона и биосферы в целом. Аргументировать необходимость защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой и неживой природе. |
|
| ||||
65 | Изучение и описание экосистемы своей местности | 1 | Фронтальные, групповые | Описывать особенности экосистемы своей местности. Наблюдать за природными явлениями, фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе |
|
| ||||
66 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» | 1 | Выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять роль круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах. Характеризовать биосферу как глобальную экосистему. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Находить в Интернете дополнительную информацию о работе учёных по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений. |
|
| |||||
67 | Итоговый контроль знаний курса биологии 9 класса | 1 | Систематизировать знания по темам раздела «Общие биологические закономерности». Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов к итоговым заданиям |
|
| |||||
68 | Повторение |
| Систематизировать знания по темам раздела «Общие биологические закономерности». Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов к итоговым заданиям |
|
|
Приложение к рабочей программе.
Оценочные средства
№ п\п | Тема контрольных работы | Автор, название пособия, издательство |
| Контрольная работа по теме «Основы учения о клетке» | Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014 |
| Контрольная работа по теме «Основы учения наследственности и изменчивости» | Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014 |
| Контрольная работа «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» | Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014 |
| Итоговая контрольная работа | Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014 |
| Темы проверочных работ |
|
| Проверочная работа «Свойства живых организмов» | Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014 |
| Проверочная работа «Биосинтез белков в живой клетке. Фотосинтез» | Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014 |
| Проверочная работы «Вирусы.Бактерии» | Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014 |
| Проверочная работа «Классификация живых организмов» | Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014 |
| Проверочная работа «Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)» | Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014 |
| Проверочная работа « Основные положения теории Ч.Дарвина» | Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014 |
| Проверочная работа «Вид.Критерии вида» | Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014 |
| Проверочная работа «Основные направления эволюции» | Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014 |
| Проверочная работа «Биотические связи в природе» | Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014 |