© 2020, id55714266 577 13
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24 имени Бориса Рукавицына
городского округа г. Рыбинск Ярославской области
Согласовано Протокол МС № ___ от «___» ___________ 20 г. Руководитель МС _________
| Утверждаю Директор школы _________ И.И. Дедкина Приказ по школе № от «___» ___________ 20 г. |
Рабочая программа предмета
основного общего образования (базовый уровень)
биология
9 общеобразовательный класс
Составитель:
учитель биологии
Коновал Екатерина Владимировна
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по предмету « Биология » для 9 классов составлена на основе следующих нормативных актов и учебно-методических документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Минобрнауки РФ 29.12.2014года № 1644, от 31.12.2015 года;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31 марта 2014 года № 253 с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2015 № 1529, от 08.06.2015 № 576
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ №24 г. Рыбинска.
Программа общеобразовательных учреждений : Биология. 5-9 классы. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов.
УМК: Пасечник В.В. Биология: Введение в общую биологию. 9 кл.:учебник/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, Г.Г. Швецов.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2019. – 288.:ил.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех уровнях обучения. Как один из важнейших компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирования научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Данная рабочая программа по биологии – 9 класс. «Биология. Введение в общую биологию» построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с рабочей программой - Биология. 5 – 9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2016 к УМК под редакцией профессора, доктора педагогических наук В.В.Пасечника
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:
социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса биологии согласно УМК под редакцией В.В.Пасечника осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Данная деятельность связана с внеурочной деятельностью учащихся.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Пасечник В.В. Биология: Введение в общую биологию. 9 кл.: учебник/ В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2019. -288с.:ил.
Цель программы:
Формирование у учащихся определенного минимума знаний по общей биологии, подготовка и воспитание личности, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, усвоившей теории, законы, закономерности, понятия, научные и логические методы биологического познания, обладающей умениями эффективно применять знания о здоровом образе жизни, сохранении, охране многообразия экосистем и видов.
Задачи программы:
изучение строения и закономерностей функционирования организмов, многообразия жизни, процессов индивидуального и исторического развития, характера взаимодействия организмов и среды обитания, наследственности и изменчивости,
развитие умения аналитически подходить к изучению явлений природы и общественной жизни,
воспитание принципиально новых подходов к решению разнообразных теоретических и практических проблем во всех областях человеческой жизни,
применение полученных знаний и умений для решения проблемных биологических задач исследовательского характера.
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Курс биологии на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке, как биосоциальном существе. Материал подобран с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, необходимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В 9 классе учащиеся обобщают и систематизируют знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой для знакомства с доступными восприятию школьников общебиологическими закономерностями при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями; для повседневной жизни и практической деятельности.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Каждый раздел завершают обобщающие уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а так же применять умения, приобретенные при изучении биологии.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьников. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные, практические работы, экскурсии.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
На освоение программы в 9 классе отводится 2 часа в неделю, в год – 68 часов, так как учащиеся 9 классов заканчивают обучение 25 мая.
Содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
1.Планируемые результаты
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
4) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
6) реализация установок здорового образа жизни;
7) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
2.содержание учебного предмета
Введение (3 часа)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Демонстрации
Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— свойства живого;
— методы исследования биологии;
— значение биологических знаний в современной жизни.
Учащиеся должны иметь представление:
— о биологии, как науке о живой природе;
— о профессиях, связанных с биологией;
— об уровневой организации живой природы.
Раздел 1. Молекулярный уровень (10 часов)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.
Демонстрация
Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.
Лабораторные и практические работы
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой
Предметные результаты:
Учащиеся должны:
— знать состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;
— иметь первоначальные систематизированные представления о молекулярном уровне организации живого, о вирусах как неклеточных формах жизни;
— получить опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.
Раздел 2. Клеточный уровень (16 часов)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.
Демонстрация
Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растений.
Решение биологических задач на определение числа хромосом в гаплоидном и диплоидном наборе.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения клетки;
— особенности строения клетки эукариот и прокариот;
— функции органоидов клетки;
— основные положения клеточной теории;
— химический состав клетки.
Учащиеся должны иметь представление:
— о клеточном уровне организации живого;
— о клетке как структурной и функциональной единице жизни;
— об обмене веществ и превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки;
— о росте, развитии и жизненном цикле клеток;
— об особенностях митотического деления клетки.
Учащиеся должны получить опыт:
— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения клеток живых организмов.
Раздел 3. Организменный уровень (13 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрация
Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы
Выявление изменчивости организмов. На примере растений и животных обитающих в Ульяновской области.
Решение генетических задач на моногибридное скрещивание.
Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании.
Решение генетических задач на дигибридное скрещивание.
Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— сущность биогенетического закона;
— основные закономерности передачи наследственной информации;
— закономерности изменчивости;
— основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
— особенности развития половых клеток.
Учащиеся должны иметь представление:
— организменном уровне организации живого;
— о мейозе;
— об особенностях индивидуального развития организмов;
— об особенностях бесполого и полового размножения организмов;
— об оплодотворении и его биологической роли.
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов)
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция — элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация
Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторные и практические работы
Изучение морфологического критерия вида. На примере растений и животных обитающих в Ульяновской области.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— критерии вида и его популяционную структуру;
— экологические факторы и условия среды;
— основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;
— движущие силы эволюции;
— пути достижения биологического прогресса.
Учащиеся должны иметь представление:
— о популяционно-видовом уровне организации живого;
— о виде и его структуре;
— о влиянии экологических условий на организмы;
— о происхождении видов;
— о развитии эволюционных представлений;
— о синтетической теории эволюции;
— о популяции как элементарной единице эволюции;
— о микроэволюции;
— о механизмах видообразования;
— о макроэволюции и ее направлениях.
Учащиеся должны получить опыт:
— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения морфологического критерия видов.
Раздел 5. Экосистемный уровень (6 часов)
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем. Фотографии экосистем Курской области.
Экскурсии
Биогеоценоз парка Победы.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— критерии вида и его популяционную структуру;
— экологические факторы и условия среды;
— основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;
— движущие силы эволюции;
— пути достижения биологического прогресса.
Учащиеся должны иметь представление:
— о популяционно-видовом уровне организации живого;
— о виде и его структуре;
— о влиянии экологических условий на организмы;
— о происхождении видов;
— о развитии эволюционных представлений;
— о синтетической теории эволюции;
— о популяции как элементарной единице эволюции;
— о микроэволюции;
— о механизмах видообразования;
— о макроэволюции и ее направлениях.
Учащиеся должны получить опыт:
— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения морфологического критерия видов.
Раздел 6.Биосферный уровень (12 часов)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования.
Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация
Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.
Лабораторные и практические работы
Оценка качества окружающей среды.
Экскурсии
В краеведческий музей «Развитие жизни на земле»
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— основные гипотезы возникновения жизни на Земле;
— особенности антропогенного воздействие на биосферу;
— основы рационального природопользования;
— основные этапы развития жизни на Земле.
Учащиеся должны иметь представление:
— о биосферном уровне организации живого;
— о средообразующей деятельности организмов;
— о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
— о круговороте веществ в биосфере;
— об эволюции биосферы;
— об экологических кризисах;
— о развитии представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;
— о доказательствах эволюции;
— о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Учащиеся должны демонстрировать:
— знание основ экологической грамотности — оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.
Метапредметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
— классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
— самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;
— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
— формулировать выводы;
— устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;
— применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— владеть приемами смыслового чтения, составлять тезисы и план-конспекты по результатам чтения;
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
— использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;
— демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— осознавать, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;
— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия.
Учебно-тематический план
№ | Раздел
| Количество | |||
Количество часов
| Лабораторных работ | Практических работ
| Экскурсий | ||
1 | Введение | 3 | 0 | 0 | 0 |
2 | Молекулярный уровень | 10 | 1 | 0 | 0 |
3 | Клеточный уровень | 16 | 2 | 1 | 0 |
4 | Организменный уровень | 13 | 1 | 4 | 0 |
5 | Популяционно-видовой уровень | 8 | 1 | 0 | 0 |
6 | Экосистемный уровень | 6 | 0 | 0 | 1 |
7 | Биосферный уровень | 12 | 1 | 0 | 1 |
| Итого за год | 68 | 6 | 5 | 2 |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методического комплекса) по биологии для 9 класса:.
Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Учебник / Пасечник В. В., Каменский А. А. Криксунов Е. А., Швецов Г. Г. – 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2019.
Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Пасечника В. В., Каменского А. А. Криксунова Е. А., Швецова Г. Г. «Биология. Введение в общую биологию. 9 класс»/ В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов – 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2019.
Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2016
Дидактическое обеспечение учебного процесса:
Учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
Учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся).
Инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования).
Варианты разноуровневых и творческих домашних заданий.
Материалы внеклассной и учебно-исследовательской работы по предмету (перечень тем проектной и исследовательской работы по учебной дисциплине, требования к УИР, рекомендуемая литература).
Список литературы:
Биология (Весь школьный курс в схемах и таблицах) / А.Ю.Ионцева. – М.: Эксмо, 2015.
Биология в вопросах и ответах. Выпуск 2. Методическое пособие. – М., Товарищество научных изданий КМК, 2013.
Биология. 6-11 классы. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций / авт. – сост. И.Н.Фасевич и др. – Волгоград: Учитель, 2009. Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока/ авт. – сост. Н.В.Ляшенко (и др.). – Волгоград: Учитель, 2014.
Биология. 6-11 классы. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций / авт. – сост. И.Н.Фасевич и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока/ авт. – сост. Н.В.Ляшенко (и др.). – Волгоград: Учитель, 2014. – 189с.
Воронина Г.А., Иванова Т.В., Калинова Г.С. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы. –М., Просвещение, 2015.
Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах (исследование, интегрирование, моделирование). – Волгоград: Учитель, 2008.
Галева Н.Л. 100 способов формирования учебного успеха каждого ученика на уроках биологии. Методическое пособие по реализации требований ФГОС к образовательным результатам. – 5 за знания, 2016.
Кириленко А.А. Биологическое лото: от знания к результату. Общая биология. 9-11 классы. Дидактическая игра/ А.А.Кириленко. – Ростов на Дону: Легион, 2014.
Кириленко А.А., Даденко Е.В., Колесников С.И. Биология. Подготовка к ГИА – 2016. – Ростов на Дону, Легион, 2015.
Контрольно – измерительные материалы. Биология. 9 класс/ составитель Богданов Н.А. – М., ВАКО, 2015.
Левитин В. Удивительная генетика. – Эксмо, 2012.
Леонтьев Д.В. Общая биология: система органического мира. Конспект лекций. – Харьков: ХГЗВА, 2015.
Лернер Г.И. ОГЭ – 2016. Биология: сборник заданий: 9 класс. – Эксмо, 2015.
Мошкина И.В. Справочник школьника по биологии 6-11 классы. – Литера, 2016.
Пасечник В.В. Биология: методика индивидуально – групповой деятельности: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М., Просвещение, 2015.
Пономарёва И.Н. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И.Н.Пономарёва,О.А.Корнилова, Н.М.Чернова: под ред. Профессора И.Н.Пономарёвой. – 5 –е издание, испр. – М., Вентана – Граф, 2013.
Рабочие программы - Биология. 5 – 9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2016 к УМК под редакцией профессора, доктора педагогических наук В.В.Пасечника.
Солодова Е.А. Биология. 9 класс. Тестовые задания. Дидактические материалы. – Волгоград: Учитель, 2013.
Справочник в таблицах. Биология 7-11 класс. – Айрис – Пресс, 2015.
Шустанова Т.А. Репетитор по биологии. Готовимся к ЕГЭ и ОГЭ. – Феникс, 2016
Интернет ресурсы:
http://chem.rusolymp.ru/ - портал Всероссийской олимпиады школьников.
http://egu.lseptember.ru/index.php?course=18005 – портал педагогического университета издательского дома « Первое сентября»
http://www.edu.ru./ - информация о федеральных нормативных документах по ЕГЭ.
http://www.ed.gov.ru/ - образовательный портал
http://www.ipkps.bsu.edu.ru – перечень оборудования по биологии характеризующий образовательную среду школы.
http://www.ipkps.bsu.edu.ru – рекомендации по составлению рабочих программ по биологии
Поурочное планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Тип урока | Основные вопросы содержания | Вид учебной деятельности | Формы контроля | Д/з | |||||||
1 | Биология — наука о живой природе
| 1 | УИНМ | Биология — наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией
| Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биология», «микология», «бриология», «альгология», «палеоботаника», «генетика», «биофизика», «биохимия», «радиобиология», «космическая биология». Характеризуют биологию как науку о живой природе. Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Приводят примеры профессий, связанных с биологией. Беседуют с окружающими (родственниками, знакомыми, сверстниками) о профессиях, связанных с биологией. Готовят презентации о профессиях, связанных с биологией, используя компьютерные технологии | Колективная, индиви-дуальная; Фронтальный опрос.
| § 1, подготовить презентацию об интересующей учащихся профессии | |||||||
2 | Методы исследования в биологии
| 1 | КБ | Понятие о науке. Методы научного познания. Этапы научного исследования
| Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «наука», «научное исследование», «научный метод», «научный факт», «наблюдение», «эксперимент», «гипотеза», «закон», «теория». Характеризуют основные методы научного познания, этапы научного исследования. Самостоятельно формулируют проблемы исследования. Составляют поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования | Колективная, индиви-дуальная, работа в парах. Текущий. | § 2, составить схему научного исследо-вания по предложенной тематике. | |||||||
3 | Сущность жизни и свойства живого. Входной контроль | 1 | УИНМ | Сущность понятия «жизнь». Свойства живого. Уровни организации живой природы
| Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «жизнь», «жизненные свойства», «биологические системы», «обмен веществ», «процессы биосинтеза и распада», «раздражимость», «размножение», «наследственность», «изменчивость», «развитие», «уровни организации живого». Дают характеристику основных свойств живого. Объясняют причины затруднений, связанных с определением понятия «жизнь». Приводят примеры биологических систем разного уровня организации. Сравнивают свойства, проявляющиеся у объектов живой и неживой природы | Текущий | § 3 | |||||||
4 | Молекуляр-ный уровень: общая характерис-тика | 1 | КБ | Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Органические вещества: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры (липиды). Биополимеры. Мономеры | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «органические вещества», «белки», «нуклеиновые кислоты», «углеводы», «жиры (липиды)», «биополимеры», «мономеры». Характеризуют молекулярный уровень организации живого. Описывают особенности строения органических веществ как биополимеров. Объясняют причины изучения свойств органических веществ именно в составе клетки; разнообразия свойств биополимеров, входящих в состав живых организмов. Анализируют текст учебника с целью самостоятельного выявления биологических закономерностей | Тестовый контроль по вводному разделу | § 4, задание стр.28 | |||||||
5 | Углеводы | 1 | УИ | Углеводы. Углеводы, или сахариды. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «углеводы, или сахариды», «моносахариды», «дисахариды», «полисахариды», «рибоза», «дезоксирибоза», «глюкоза», «фруктоза», «галактоза», «сахароза», «мальтоза», «лактоза», «крахмал», «гликоген», «хитин». Характеризуют состав и строение молекул углеводов. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры углеводов, входящих в состав организмов, места их локализации и биологическую роль | текущий | § 5 | |||||||
6 | Липиды | 1 | УИНМ | Липиды. Жиры. Гормоны. Функции липидов: энергетическая, запасающая, защитная, строительная, регуляторная | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «липиды», «жиры», «гормоны», «энергетическая функция липидов», «запасающая функция липидов», «защитная функция липидов», «строительная функция липидов», «регуляторная функция липидов». Дают характеристику состава и строения молекул липидов. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры липидов, входящих в состав организмов, места их локализации и биологическую роль. Обсуждают в классе проблемы накопления жиров организмами в целях установления причинно-следственных связей в природе | текущий | § 6, задание стр.33 | |||||||
7 | Состав и строение белков | 1 | УИНМ | Состав и строение белков. Белки, или протеины. Простые и сложные белки. Аминокислоты. Полипептид. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Денатурация белка | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «белки, или протеины», «простые и сложные белки», «аминокислоты», «полипептид», «первичная структура белков», «вторичная структура белков», «третичная структура белков», «четвертичная структура белков». Характеризуют состав и строение молекул белков, причины возможного нарушения природной структуры (денатурации) белков. Приводят примеры денатурации белков | текущий | § 7, в тетради заполнить таблицу «Струк-туры белковой молеку-лы». | |||||||
8 | Функции белков. Лабораторная работа №1 №1 Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой | 1 | УИ | Функции белков: строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая, каталитическая | Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры белков, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли | текущий | § 8, , ответить на вопросы в конце параграфа. | |||||||
9 | Нуклеиновые кислоты | 1 | УИ | Нуклеиновые кислоты. Дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК. Рибонуклеиновая кислота, или РНК. Азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил. Комплементарность. Транспортная РНК (тРНК). Рибосомная РНК (рРНК). Информационная РНК (иРНК). Нуклеотид. Двойная спираль | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нуклеиновая кислота», «дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК», «рибонуклеиновая кислота, или РНК», «азотистые основания», «аденин», «гуанин», «цитозин», «тимин», «урацил», «комплементарность», «транспортная РНК (тРНК)», «рибосомная РНК (рРНК)», «информационная РНК (иРНК)», «нуклеотид», «двойная спираль ДНК». Дают характеристику состава и строения молекул нуклеиновых кислот. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями нуклеиновых кислот на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры нуклеиновых кислот, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли. Составляют план параграфа учебника. Решают биологические задачи (на математический расчет; на применение принципа комплементарности) | текущий | § 9, изгото-вить модель молекулы ДНК | |||||||
10 | АТФ и другие органические соединения клетки | 1 | УИНМ | Аденозинтрифос-фат (АТФ). Аденозиндифос-фат (АДФ). Аденозинмоно-фосфат (АМФ). Макроэргическая связь. Витамины жирорастворимые и водорастворимые | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аденозинтрифос-фат (АТФ)», «аденозиндифос-фат (АДФ)», «аденозинмонофос-фат (АМФ)», «макроэргическая связь», «жирорастворимые витамины», «водорастворимые витамины». Характеризуют состав и строение молекулы АТФ. Приводят примеры витаминов, входящих в состав организмов, и их биологической роли. Готовят выступление с сообщением о роли витаминов в функционировании организма человека (в том числе с использованием компьютерных технологий). Обсуждают результаты работы с одноклассниками | текущий | § 10, подготовить сообщения о роли витаминов | |||||||
11 | Биологические катализаторы | 1 | УП | Понятие о катализаторах. Биологические катализаторы. Фермент. Кофермент. Активный центр фермента. Лабораторная работа Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой | Определяют понятия формируемые в ходе изучения темы: «катализатор», «фермент», «кофермент», «активный центр фермента». Характеризуют роль биологических катализаторов в клетке. Описывают механизм работы ферментов. Приводят примеры ферментов, их локализации в организме и их биологической роли. Устанавливают причинно-следственные связи между белковой природой ферментов и оптимальными условиями их функционирования. Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты на основе содержания лабораторной работы | Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой» | § 11 | |||||||
12 | Вирусы | 1 | УИНМ | Вирусы. Капсид. самосборка вирусных частиц. Цикл развития вируса. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вирусы», «капсид», «самосборка». Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни, описывают цикл развития вируса. Описывают общий план строения вирусов. Приводят примеры вирусов и заболеваний, вызываемых ими. Обсуждают проблемы происхождения вирусов | текущий | § 12, подгото-виться к контрольно-обобща-ющему уроку по разделу «Молекулярный уровень». | |||||||
13 | Обобщающий урок. Контрольная работа № 1 по теме: "Молекулярный уровень"
| 1 | ОКК |
| Определяют понятия, сформированные в ходе изучения темы. Дают оценку возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянному процессу эволюции научного знания. Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты | Тематический. Самостоятельная работа по теме, состоящаяиз 3-х уровней: репродуктивного, продуктивного и творческого. | Текст «Краткое содержание главы», стр.51 | |||||||
14 | Клеточный уровень: общая характеристика | 1 | УИНМ | Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Химический состав клетки. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «клетка», «методы изучения клетки», «световая микроскопия», «электронная микроскопия», «клеточная теория». Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, ее химический состав, методы изучения. Объясняют основные положения клеточной теории. Сравнивают принципы работы и возможности световой и электронной микроскопической техники | Устный опрос. | § 13, ответить на вопросы в конце параграфа. | |||||||
15 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана | 1 | УИНМ | Общие сведения о строении клеток. Цитоплазма. Ядро. Органоиды. Мембрана. Клеточная мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз.
| Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «цитоплазма», «ядро», «органоиды», «мембрана», «клеточная мембрана», «фагоцитоз», «пиноцитоз». Характеризуют и сравнивают процессы фагоцитоза и пиноцитоза. Описывают особенности строения частей и органоидов клетки. Устанавливают причинно-следственные связи между строением клетки и осуществлением ею процессов фагоцитоза, строением и функциями клеточной мембраны. Составляют план параграфа | текущий | §14, используя текст учебника дополнить и закончить кластер начатый на уроке | |||||||
16 | Ядро | 1 | УП | Ядро, его строение и функции в клетке. Прокариоты. Эукариоты. Хромосомный набор клетки | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «хроматин», «хромосомы», «кариотип», «соматические клетки», «диплоидный набор», «гомологичные хромосомы», «гаплоидный набор хромосом», «гаметы», «ядрышко». Характеризуют строение ядра клетки и его связи с эндоплазматической сетью. Решают биологические задачи на определение числа хромосом в гаплоидном и диплоидном наборе | Практичекая работа «Решение биологи-ческих задач на определение числа хромосом в гапло-идном и дипло-идном наборе» | §15, по желанию подготовить устное или с поддерж-кой элек-тронной презента-ции выступле-ние на 2 минуты о расшиф-ровке генома человека и животных. | |||||||
17 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы | 1 | УИ | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы
| Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эндоплазматическая сеть», «рибосомы», «комплекс Гольджи», «лизосомы». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение) | текущий | §16, составить электрон-ную визитку одного из органоидов, используя микрофотографии, текстовые фрагменты рисунки. | |||||||
18 | Митохондрии Пластиды. Клеточный центр.
| 1 | УИ | Митохондрии. Кристы. Пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Граны. Клеточный центр. Цитоскелет. Микротрубочки. Центриоли. Веретено деления. Реснички. Жгутики. Клеточные включения | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митохондрии», «кристы», «пластиды», «лейкопласты», «хлоропласты», «хромопласты», «граны», «клеточный центр», «цитоскелет», «микротрубочки», «центриоли», «веретено деления», «реснички», «жгутики», «клеточные включения». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение) | текущий | §17, составить электрон-ную визитку одного из органоидов, используя микрофотографии, текстовые фрагменты рисунки. | |||||||
19 | Особенности строения клеток эукариот и прокариот. Лабораторная работа №2 Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом | 1 | УП | Прокариоты. Эукариоты. Анаэробы. Споры. Черты сходства и различия клеток прокариот и эукариот. Лабораторная работа «Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроскопом» | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «анаэробы», «споры». Характеризуют особенности строения клеток прокариот и эукариот. Сравнивают особенности строения клеток с целью выявления сходства и различия | Лабораторная работа «Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроскопом» | § 18, задание стр.76 | |||||||
20 | Обобщающий урок по теме строение клеток прокариот и эукариот | 1 | ОКК |
| Определяют понятия, сформированные в ходе изучения темы. Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты | Тематический. Задания в форме ОГЭ | Задание на стр. 76 | |||||||
21 - 22 | Метаболизм. Энергетический обмен в клетке
| 2 | УИНМ
ОКК | Ассимиляция. Диссимиляция. Метаболизм Неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы. Гликолиз. Полное кислородное расщепление глюкозы. Клеточное дыхание | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ассимиляция», «диссимиляция», «метаболизм». Обсуждают в классе проблемные вопросы, связанные с процессами обмена веществ в биологических системах. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы», «гликолиз», «полное кислородное расщепление глюкозы», «клеточное дыхание». Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов. Сравнивают энергетическую эффективность гликолиза и клеточного дыхания | текущий | §19,20, таблица | |||||||
23 -24 | Фотосинтез и хемосинтез
| 2 | УИНМ
ОКК | Значение фотосинтеза. Световая фаза фотосинтеза. Темновая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Хемосинтез. Хемотрофы. Нитрифицирующие бактерии
| Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «световая фаза фотосинтеза», «темновая фаза фотосинтеза», «фотолиз воды», «хемосинтез», «хемотрофы», «нитрифицирующие бактерии». Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют темновую и световую фазы фотосинтеза по схеме, приведенной в учебнике. Сравнивают процессы фотосинтеза и хемосинтеза. Решают расчетные математические задачи, основанные на фактическом биологическом материале | текущий | §21, задания стр.85 | |||||||
25 | Автотрофы и гетеротрофы | 1 | УИНМ | Автотрофы. Гетеротрофы. Фототрофы. Хемотрофы. Сапрофиты. Паразиты. Голозойное питание | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «автотрофы», «гетеротрофы», «фототрофы», «хемотрофы», «сапрофиты», «паразиты», «голозойное питание». Сравнивают организмы по способу получения питательных веществ. Составляют схему «Классификация организмов по способу питания» с приведением конкретных примеров (смысловое чтение) | текущий | §22 | |||||||
26 | Синтез белков в клетке
| 1 | УИНМ | Синтез белков в клетке. Ген. Генетический код. Триплет. Кодон. Транскрипция. Антикодон. Трансляция. Полисома
| Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ген», «генетический код», «триплет», «кодон», «транскрипция», «антикодон», «трансляция», «полисома». Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы транскрипции и трансляции применяя принцип комплементарности и генетического кода | текущий | §23, решение биологических задач на принцип компле-ментарности | |||||||
27-28 | Деление клетки. Митоз
| 2 | УИНМ УП | Жизненный цикл клетки. Митоз. Интерфаза. Профаза. Метафаза. Анафаза. Телофаза. Редупликация. Хроматиды. Центромера. Веретено деления. Лабораторная работа «Рассмотрение микропрепара-тов с делящимися клетками растения» | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митоз», «интерфаза», «профаза», «метафаза», «анафаза», «телофаза», «редупликация», «хроматиды», «центромера», «веретено деления». Характеризуют биологическое значение митоза. Описывают основные фазы митоза. Устанавливают причинно-следственные связи между продолжитель-ностью деления клетки и продолжитель-ностью остального периода жизненного цикла клетки | Лабораторная работа «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения» | §24 | |||||||
29 | Обобщающий урок по разделу. Контрольная работа № 2 по теме: "Клеточный уровень". Полугодовая контрольная работа. | 1 | ОКК |
|
| Тематический. Задания в форме ОГЭ | Краткое содержание главы | |||||||
30 | Размножение организмов
| 1 | УИ | Общая характеристика организменного уровня. Размножение организмов. Бесполое размножение. Почкование. Деление тела надвое. Споры. Вегетативное размножение. Половое размножение. Гаметы. Гермафродиты. Семенники. Яичники. Сперматозоиды. Яйцеклетки | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «размножение организмов», «бесполое размножение», «почкование», «деление тела», «споры», «вегетативное размножение», «половое размножение», «гаметы», «гермафродиты», «семенники», «яичники», «сперматозоиды», «яйцеклетки». Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их. Описывают способы вегетативного размножения растений. Приводят примеры организмов, размножающихся половым и бесполым путем | текущий | §25, подготовить сообщения о способах бесполого размно-жения организмов | |||||||
31 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотво-рение
| 1 | УИНМ | Стадии развития половых клеток. Гаметогенез. Период размножения. Период роста. Период созревания. Мейоз: мейоз I и мейоз II. Конъюгация. Кроссинговер. Направительные тельца. Оплодотворение. Зигота. Наружное оплодотворение. Внутреннее оплодотворение. Двойное оплодотворение у покрыто-семенных. Эндосперм | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гаметогенез», «период размножения», «период роста», «период созревания», «мейоз I», «мейоз II», «конъюгация», «кроссинговер», «направительные тельца», «оплодотворение», «зигота», «наружное оплодотворение», «внутреннее оплодотворение», «двойное оплодотворение у покрытосеменных», «эндосперм». Характеризуют стадии развития половых клеток и стадий мейоза по схемам. Сравнивают митоз и мейоз. Объясняют биологическую сущность митоза и оплодотворения | текущий | §26, составить сравни-тельную характе-ристику митоза и мейоза | |||||||
32 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенети-ческий закон
| 1 | УИНМ | Онтогенез. Эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез). Постэмбриональный период онтогенеза. Прямое развитие. Непрямое развитие. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства. Биогенетический закон. Филогенез | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «онтогенез», «эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез)», «постэмбриональный период онтогенеза», «прямое развитие», «непрямое развитие», «закон зародышевого сходства», «биогенетический закон», «филогенез». Характеризуют периоды онтогенеза. Описывают особенности онтогенеза на примере различных групп организмов. Объясняют биологическую сущность биогенетического закона. Устанавливают причинно-следственные связи на примере животных с прямым и непрямым развитием | текущий | §27, вопросы в конце параграфа | |||||||
33 | Обобщающий урок по теме: "Размножение и развитие" | 1 | ОКК |
| Определяют понятия, сформированные в ходе изучения темы. Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты | Биологический диктант, решение биологических задач | Задания стр.118 | |||||||
34 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Пр. Р № 1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание»
| 1 | КБ | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Гибридологический метод. Чистые линии. Моногибридные скрещивания. Аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Доминантные и рецессивные признаки. Расщепление. Закон чистоты гамет. Практическая работа Решение генетических задач на моногибридное скрещивание | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гибридологический метод», «чистые линии», «моногибридные скрещивания», «аллельные гены», «гомозиготные и гетерозиготные организмы», «доминантные и рецессивные признаки», «расщепление», «закон чистоты гамет». Характеризуют сущность гибридологического метода. Описывают опыты, проводимые Г.Менделем по моногибридному скрещиванию. Составляют схемы скрещивания. Объясняют цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании. Решают задачи на моногибридное скрещивание | Практическая работа «Решение генетических задач на моногиб-ридное скрещивание» | §28, задачи на моногибридное скрещивание | |||||||
35 | Неполное доминирова-ние. Генотип и фенотип. Анализи-рующее скрещивание. Пр. Р. № 2 "Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании" | 1 | КБ | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. Практическая работа Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное доминирование», «генотип», «фенотип», «анализирующее скрещивание». Характеризуют сущность анализирующего скрещивания. Составляют схемы скрещивания. Решают задачи на наследование признаков при неполном доминировании | Практическая работа «Решение генетичес-ких задач на насле-дование признаков при неполном доминировании» | §29, задачи на наследование призна-ков при неполном доминировании | |||||||
36 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Пр. Р № 3 "Решение генетических задач на дигибридное скрещивание" | 1 | КБ | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Полигибридное скрещивание. Решетка Пеннета. Практическая работа Решение генетических задач на дигибридное скрещивание
| Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «дигибридное скрещивание», «закон независимого наследования признаков», «полигибридное скрещивание», «решетка Пеннета». Дают характеристику и объясняют сущность закона независимого наследования признаков. Составляют схемы скрещивания и решетки Пеннета. Решают задачи на дигибридное скрещивание | Практическая работа «Решение генетичес-ких задач на дигибридное скрещивание»
| §30, задачи на дигибридное скрещивание | |||||||
37 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.Пр. Р. № 4. Решение генетических задач на наследование признаков сцепленных с полом"
| 1 | КБ | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Аутосомы. Половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Сцепление гена с полом. Практическая работа «Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом» | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «сцепление гена с полом». Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Составляют схемы скрещивания. Устанавливают причинно-следственные связи на примере зависимости развития пола особи от ее хромосомного набора. Решают задачи на наследование признаков, сцепленных с полом | Практическая работа «Решение генетичес-ких задач на наследо-вание признаков, сцепленных с полом» | §31, задачи на сцепленное с полом наследование | |||||||
38 | Обобщающий урок по теме:"Решение генетических задач" | 1 | ОКК |
| Определяют понятия, сформированные в ходе изучения темы. Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты | Решение биологических задач | нет д.з. | |||||||
39 | Закономер-ности изменчивос-ти: модифи-кационная изменчивостьНорма реакции. Лабораторная работа №3 Выявление изменчивости организмов. На примере растений и животных обитающих в Рыбинском районе. | 1 | УП | Закономерности изменчивости: модификацион-ная изменчивость. Модификации. Норма реакции. Лабораторная работа «Выявление изменчивости организмов» | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «изменчивость», «модификации», «модификационная изменчивость», «норма реакции». Характеризуют закономерности модификационной изменчивости организмов. Приводят примеры модификационной изменчивости и проявлений нормы реакции. Устанавливают причинно-следственные связи на примере организмов с широкой и узкой нормой реакции. Выполняют лабораторную работу по выявлению изменчивости у организмов | Лабораторная работа «Выявление изменчивости организмов» | §32 | |||||||
40 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость
| 1 | УИНМ | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Причины мутаций. Генные, хромосомные и геномные мутации. Утрата. Делеция. Дупликация. Инверсия. Синдром Дауна. Полиплоидия. Колхицин. Мутагенные вещества. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «генные мутации», «хромосомные мутации», «геномные мутации», «утрата», «делеция», «дупликация», «инверсия», «синдром Дауна», «полиплоидия», «колхицин», «мутагенные вещества». Характеризуют закономерности мутационной изменчивости организмов. Приводят примеры мутаций у организмов. Сравнивают модификации и мутации. Обсуждают проблемы изменчивости организмов. | текущий | §33, по желанию подготовить рефераты на тему: «Мутации, вызывающие заболевания чело-века» | |||||||
41 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов
| 1 | УИНМ | Селекция. Гибридизация. Массовый отбор. Индивидуальный отбор. Чистые линии. Близкородственное скрещивание. Гетерозис. Межвидовая гибридизация. Искусственный мутагенез. Биотехнология. Антибиотики | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «селекция», «гибридизация», «массовый отбор», «индивидуальный отбор», «чистые линии», «близкородственное скрещивание», «гетерозис», «межвидовая гибридизация», «искусственный мутагенез», «биотехнология», «антибиотики». Характеризуют методы селекционной работы. Сравнивают массовый и индивидуальный отбор. Готовят сообщения к уроку-семинару «Селекция на службе человека» | текущий | §34, подготовить сообще-ния к уроку-семинару «Селекция на службе человека» | |||||||
42 | Обобщающий урок-семинар По теме «Селекция». Контрольная работа № 3 по теме: "Организменный уровень". | 1 | ОКК | Селекция на службе человека | Выступают с сообщениями, обсуждают сообщения с одноклассниками и учителем. Решение генетических задач на тему: "Моногибридное и дигибридное скрещивание". | тематический | Краткое содержание главы | |||||||
43 | Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Лабораторная работа №4 Изучение морфологического критерия вида. На примере растений и животных обитающих в Рыбинском районе. | 1 | УП | Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Ареал. Популяция. Свойства популяций. Биотические сообщества. Лабораторная работа «Изучение морфологичес-кого критерия вида»
| Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вид», «морфологический критерий вида», «физиологический критерий вида», «генетический критерий вида», «экологический критерий вида», «географический критерий вида», «исторический критерий вида», «ареал», «популяция», «свойства популяций», «биотические сообщества». Дают характеристику критериев вида, популяционной структуры вида. Описывают свойства популяций. Объясняют роль репродуктивной изоляции в поддержании целостности вида. Выполняют лабораторную работу по изучению морфологического критерия вида. | Лабораторная работа «Изучение морфоло-гического критерия вида»
| §35, задание стр.163 | |||||||
44 | Экологические факторы и условия среды.
| 1 | УИНМ | Понятие об экологических факторах. Условия среды. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Экологические условия: температура, влажность, свет. Вторичные климатические факторы. Влияние экологических условий на организмы. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «абиотические экологические факторы», «биотические экологические факторы», «антропогенные экологические факторы», «экологические условия», «вторичные климатические факторы». Дают характеристику основных экологических факторов и условий среды. Устанавливают причинно-следственные связи на примере влияния экологических условий на организмы. Смысловое чтение | текущий | §36 | |||||||
45 | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений
| 1 | УИ | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Основные положения теории Ч. Дарвина. Эволюция. Теория Дарвина. Движущие силы эволюции: изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Синтетическая теория эволюции. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эволюция», «теория Дарвина», «движущие силы эволюции», «изменчивость», «борьба за существование», «естественный отбор», «синтетическая теория эволюции». Дают характеристику и сравнивают эволюционные представления Ж.Б.Ламарка и основные положения учения Ч.Дарвина. Объясняют закономерности эволюционных процессов с позиций учения Ч.Дарвина. Готовят сообщения или презентации о Ч.Дарвине в том числе с использованием компьютерных технологий. Работают с Интернетом как с источником информации | текущий | §37, подготовить сообщения о Ч.Дарвине и Ж.Б.Ла-марке | |||||||
46 | Популяция как элементарная единица эволюции
| 1 | УИНМ | Популяционная генетика. Изменчивость генофонда | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «популяционная генетика», «генофонд». Называют причины изменчивости генофонда. Приводят примеры, доказывающие приспособительный (адаптивный) харак-тер изменений генофонда. Обсуждают проблемы движущих сил эволюции с позиций современной биологии. Смысловое чтение. | текущий | §38 | |||||||
47 | Борьба за существование и естественный отбор
| 1 | УИНМ | Борьба за существование. Формы борьбы за существование. Формы естественного отбора | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «внутривидовая борьба за существование», «межвидовая борьба за существование», «борьба за существование с неблагоприятными условиями среды», «стабилизирующий естественный отбор», «движущий естественный отбор». Характеризуют формы борьбы за существование и естественного отбора. Приводят примеры их проявления в природе. Разрабатывают эксперименты по изучению действий отбора, которые станут основой будущего учебно-исследовательского проекта. Смысловое чтение | текущий | §39, выполне-ние учебно – исследо-вательских проектов по изучению дей-ствий естественного отбора. | |||||||
48 | Видообразование
| 1 | КБ | Понятие о микроэволюции. Изоляция. Географическое видообразование. Микроэволюция. Изоляция. Репродуктивная изоляция. Видообразование. Географическое видообразование | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «микроэволюция», «изоляция», «репродуктивная изоляция», «видообразование», «географическое видообразование». Характеризуют механизмы географического видообразования с использованием рисунка учебника. Смысловое чтение с последующим выдвижение гипотез о других возможных механизмах видообразования | текущий | §40, задание стр.191 | |||||||
49 | Макроэволюция
| 1 | УИНМ | Понятие о макроэволюции. Направления макроэволюции. Пути достижения биологического прогресса | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «макроэволюция», «направления эволюции», «биологический прогресс», «биологический регресс», «ароморфоз», «идиоадаптация», «дегенерация». Характеризуют главные направления эволюции. Сравнивают микро- и макроэволюцию. Обсуждают проблемы макроэволюции с одноклассниками и учителем. Работают с дополнительными информационными источниками с целью подготовки сообщения или мультимедиа презентации о фактах, доказывающих эволюцию | текущий | §41, подготовить сообщеия или мульти-медиа презентации о фактах, доказы-вающих эволюцию | |||||||
50 | Обобщающий урок-семинар. Контрольная работа № 4 по теме: "Популяционно - видовой уровень" | 1 | ОКК |
| Выступают с сообщениями, обсуждают сообщения с одноклассниками и учителями | тематический | Краткое содержание главы | |||||||
51 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз
| 1 | УИНМ | Биотическое сообщество, или биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биотическое сообщество», «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз». Описывают и сравнивают экосистемы различного уровня. Приводят примеры экосистем разного уровня. Характеризуют аквариум как искусственную экосистему | текущий | §42, задание стр.203 | |||||||
52 | Состав и структура сообщества
| 1 | КБ | Видовое разнообразие. Морфологичес-кая и пространствен-ная структура сообществ. Трофическая структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Жизненные формы. Трофический уровень | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «видовое разнообразие», «видовой состав», «автотрофы», «гетеротрофы», «продуценты», «консументы», «редуценты», «ярусность», «редкие виды», «виды‑средообразователи». Характеризуют морфологическую и пространственную структуру сообществ. Анализируют структуру биотических сообществ по схеме | текущий | §43, сделать анализ биогеоценоза Ярославской области по предложенной схеме | |||||||
53 | Межвидовые отношения организмов в экосистеме
| 1 | УИ | Типы биотических взаимоотноше-ний. Нейтрализм. Аменсализм. Комменсализм Симбиоз. Протокоопера-ция. Мутуализм. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм
| Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нейтрализм», «аменсализм», «комменсализм», «симбиоз», «протокооперация», «мутуализм», «конкуренция», «хищничество», «паразитизм». Решают экологические задачи на применение экологических закономерностей. Приводят примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов в популяциях | текущий | §44, решение экологи-ческих задач | |||||||
54 | Потоки вещества и энергии в экосистеме
| 1 | УИНМ | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Пирамиды численности и биомассы.
| Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «пирамида численности и биомассы». Дают характеристику роли автотрофных и гетеротрофных организмов в экосистеме. Решают экологические задачи на применение экологических закономерностей. | текущий | §45, задания стр.216 | |||||||
55 | Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия | 1 | УИ | Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия. Равновесие. Первичная сукцессия. Вторичная сукцессия
| Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «равновесие», «первичная сукцессия», «вторичная сукцессия». Характеризуют процессы саморазвития экосистемы. Сравнивают первичную и вторичную сукцессии. Разрабатывают план урока-экскурсии | текущий | §46, разработать план экскурсии | |||||||
56 | Экскурсия № 1 на тему: «Биогеоценоз пришкольного парка». | 1 | УИ, ОКК | Экскурсия на пришкольный парк
| Готовят отчет об экскурсии | Отчёт по результатам экскурсии | Отчёт по результатам экскурсии | |||||||
| Контрольная работа № 5 по главе: "Экосистемный уровень" |
|
| Решение экологических задач
| Решение экологических задач
| тематический | Повторить П. 42 - 46 | |||||||
| ||||||||||||||
57 | Биосфера. Средообра-зующая деятельность организмов
| 1 | УИНМ | Биосфера. Средообразую-щая деятельность организмов
| Определяют понятия «биосфера», «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва», «организмы как среда обитания», «механическое воздействие», «физико‑химическое воздействие», «перемещение вещества», «гумус», «фильтрация». Характеризуют биосферу как глобальную экосистему. Приводят примеры воздействия живых организмов на различные среды жизни | текущий | §47 | |||||||
58 | Круговорот веществ в биосфере
| 1 | КБ | Круговорот веществ в биосфере. Биогеохимичес-кий цикл. Биогенные (питательные) вещества. Микротрофные и макротрофные вещества. Микроэлементы
| Определяют понятия «биогеохимический цикл», «биогенные (питательные) вещества», «микротрофные вещества», «макротрофные вещества», «микроэлементы». Характеризуют основные биогеохимические циклы на Земле, используя иллюстрации учебника. Устанавливают причинно-следственные связи между биомассой (продуктивностью) вида и его значением в поддержании функционирования сообщества. | текущий | §48 | |||||||
59 | Эволюция биосферы. Лабораторные №5 Изучение палеонтологических доказательств эволюции
| 1 | УИНМ | Эволюция биосферы. Живое вещество. Биогенное вещество. Биокосное вещество. Косное вещество. Экологический кризис.
| Определяют понятия «живое вещество», «биогенное вещество», «биокосное вещество», «косное вещество», «экологический кризис». Характеризуют процессы раннего этапа эволюции биосферы. Сравнивают особенности круговорота углерода на разных этапах эволюции биосферы Земли. Объясняют возможные причины экологических кризисов. Устанавливают причинно-следственных связи между деятельностью человека и экологическими кризисами. | текущий | §49 | |||||||
60 | Гипотезы возникновения жизни | 1 | УИНМ | Гипотезы возникновения жизни. Креационизм. Самопроизвольное зарождение. Гипотеза стационарного состояния. Гипотеза панспермии. Гипотеза биохимической эволюции | Определяют понятия «креационизм», «самопроизвольное зарождение», «гипотеза стационарного состояния», «гипотеза панспермии», «гипотеза биохимической эволюции». Характеризуют основные гипотезы возникновения жизни на Земле. Обсуждают вопрос возникновения жизни с одноклассниками и учителем. | текущий | §50, сообщения | |||||||
61 | Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы
| 1 | УИНМ | Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы
| Определяют понятия «коацерваты», «пробионты», «гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток», «гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органоидов путем впячивания клеточной мембраны», «прогенот», «эубактерии», «архебактерии». Характеризуют основные этапы возникновения и развития жизни на Земле. Описывают положения основных гипотез возникновения жизни. Сравнивют гипотезы А.И.Опарина и Дж. Холдейна. Обсуждают проблемы возникновения и развития жизни с одноклассниками и учителем | текущий | §51, составить таблицу | |||||||
62 | Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни | 1 | КБ | Основные этапы развития жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни
| Определяют понятия «эра», «период», «эпоха», «катархей», «архей», «протерозой», «палеозой», «мезозой», «кайнозой», «палеонтология», «кембрий», «ордовик», «силур», «девон», «карбон», «пермь», «трилобиты», «риниофиты», «кистеперые рыбы», «стегоцефалы», «ихтиостеги», «терапсиды». Характеризуют развитие жизни на Земле в эры древнейшей и древней жизни. Приводят примеры организмов, населявших Землю в эры древнейшей и древней жизни. Устанавливают причинно-следственные связи между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов. Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы | текущий | §52, оформление ленты времени | |||||||
63 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | 1 | КБ | Развитие жизни в мезозое и кайнозое
| Определяют понятия «триас», «юра», «мел», «динозавры», «сумчатые млекопитающие», «плацентарные млекопитающие», «палеоген», «неоген», «антропоген». Характеризуют основные периоды развития жизни на Земле в мезозое и кайнозое. Приводят примеры организмов, населявших Землю в кайнозое и мезозое. Устанавливают причинно-следственные связи между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов. Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы. Разрабатывают планаурока-экскурсии в краеведческий музей. | текущий | §53, продолжение офор-мления ленты времени | |||||||
64 | Обобщающий урок-экскурсия «Развитие жизни на Земле». Годовая к. р. | 1 | УИ, ОКК | Экскурсия в краеведческий музей | Готовят отчет об экскурсии | итоговый | Составить отчёт об экскурсии | |||||||
65- 66 | Антропогенное воздействие на биосферу
| 2 | УП | Антропогенное воздействие на биосферу. Ноосфера. Природные ресурсы. Лабораторная работа: «Оценка качества окружающей среды» | Определяют понятия «антропогенное воздействие на биосферу», «ноосфера», «природные ресурсы». Характеризуют человека как биосоциальное существо. Описывают экологическую ситуацию в г. Ульяновске и Ульяновской области. Устанавливают причинно-следственные связи между деятельностью человека и экологическими кризисами | Лабораторная работа: «Оценка качества окружаю-щей среды» | §54, отчёт о лабора-торной работе. | |||||||
67 | Основы рационального природопользования | 1 | УИНМ | Рациональное природопользование. Общество одноразового потребления | Определяют понятия «рациональное природопользование», «общество одноразового потребления». Характеризуют современное человечество как «общество одноразового потребления». Обсуждают основные принципы рационального использования природных ресурсов | текущий | §55, задания стр. 271 | |||||||
68 | Обобщающий урок-конференция. Итоговая контрольная работа по биологии за курс 9 класса | 1 | ОКК | Урок-конференция | Выступают с сообщениями по теме. Представляют результаты учебно-исследовательской, проектной деятельности | итоговый | нет д.з. |
Условные обозначения:
УИНМ – урок изучения нового материала;
УП – урок практикум;
УИ – урок исследование;
КБ – комбинированный урок;
КОО – урок обобщения, контроля и коррекции знаний.
Итого: 68 часов в год, 2 часа в неделю
Контрольных работ – 5
Лабораторных работ -5