Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, программы «Биология. Рабочие программы предметной линии учебников «Линия жизни» 5-9 класс. Авторы: В.В. Пасечник, С.В. Суматохин и др. М., «Просвещение», 2014 г. и на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Леонтьевская СОШ»
В соответствие с учебным планом МБОУ «Леонтьевская СОШ» на изучениепредмета отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1. Учебник - Биология 5-6 класс под редакцией В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2014 г.
2. Рабочая тетрадь. - Биология. 6 класс. Автор В.В. Пасечник. – М.: Прсвещение, 2017 г.
3. Электронное приложение к учебнику Просвещение 2014 г.
4. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений под редакцией Пасечника В.В. М.: Просвещение 2012 г.
Содержание учебного курса
ГЛАВА 3. Жизнедеятельность организмов.
Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ. Составные компоненты обмена веществ. Использование энергии организмами.
Питание. Способы питания организмов. Автотрофные и гетеротрофные организмы.
Почвенное питание растений. Корень, его строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питание растений. Удобрения минеральные и органические. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Меры охраны природной среды. Фотосинтез Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха.
Питание бактерий и грибов. Грибы сапрофиты и паразиты. Симбиоз у бактерий и грибов.
Гетеротрофное питание. Питание животных. Способы добычи пищи животными. Растительноядные животные. Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и добывания пищи. Хищные растения.
Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Значение кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных.
Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников газообмене у растений. Применение знаний о дыхании при выращивании и хранении растений.
Передвижение веществ у растений. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ. Запасание веществ. Защита растений от повреждений.
Передвижение веществ у животных. Кровь, её состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы. Роль гемолимфы и крови в транспорте веществ.
Образование конечных продуктов обмена веществ. Выделение из организма продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений. Листопад.
Удаление продуктов обмена веществ у животного через жабры, кожу. Лёгкие, почки. Особенности.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа № 1 «Поглощение воды корнем».
Лабораторная работа №2 «Выделение углекислого газа при дыхании».
Лабораторная работа№ 3 «Передвижение веществ по побегу растения».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные признаки обмена веществ
— существенные признаки почвенного питания растений, объяснять роль питания в процессах обмена.
— объяснять необходимость пополнения запаса питательных веществ путем внесения удобрений, оценивать вред наносимый природе большим количеством удобрений.
— выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза, объяснять значение фотосинтеза.
Учащиеся должны уметь:
— определять особенности питания бактерий и грибов
— определять особенности питания и способы добывания пищи растительноядными животными, плотоядными и всеядными.
— определять существенные признаки дыхания, значение дыхания.
— характеризовать роль транспорта веществ у разных групп живых организмов.
— характеризовать особенности передвижения разных групп живых организмов;
— определять существенные признаки выделения, объяснять роль выделения в процессе жизнедеятельности.
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
ГЛАВА 4. Размножение, рост и развитие организмов.
Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Способы размножения. Бесполое размножение растений и животных.
Особенности полового размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок – орган полового размножения растений. Его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития.
Рост и развитие – свойство живых организмов. Индивидуальное развитие. Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Развитие животных с превращением и без превращения.
Влияние табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ на индивидуальное развитие и здоровье человека.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа№ 4 «Вегетативное размножение комнатных растений»
Лабораторная работа№ 5 «Определение возраста растений по спилу дерева»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— формы размножения и их определения;
— особенности процессов роста и развития,
— особенности развития животных с превращением и без превращения.
Учащиеся должны уметь:
— определять значение размножения в жизни организмов,
— ставить биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов.;
— определять возраст растений по годичным кольцам;
— объяснять особенности развития животных с превращением и без превращения.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
ГЛАВА 5. Регуляция жизнедеятельности организмов.
Раздражимость – свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организмов.
Биологические вещества – гормоны. Гормональная и гуморальная регуляция. Эндокринная система, её роль в гуморальной регуляции. Общее представление о нервной системе. Нейрон. Рефлекс. Нейрогуморальная регуляция.
Поведение, двигательная активность у растений. Виды поведения животных.
Движение – свойства живых организмов. Многообразие способов движения организмов. Движение у растений. Передвижения животных.
Целостность организма. Взаимосвязь клеток. Тканей, органов в многоклеточном организме.
Подведение итогов за год. Летние задания.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа№ 6 «Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— Раздражимость – свойство живых организмов.
— Эндокринная система, её роль в гуморальной регуляции.
— Нейрон – структурная единица нервной системы.
— Движение – свойства живых организмов.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма.
— объяснять согласованность всех процессов жизнедеятельности организма.
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
— объяснять особенности гуморальной регуляции
— объяснять особенности нервной регуляции
— объяснять роль нервной системы.
— объяснять особенности причины врожденного поведения.
Учащиеся должны уметь:
— наблюдать и описывать поведение животных.
— описывать способы передвижения.
— устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения.
— выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп животных и растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Обобщение и закрепление знаний.
Систематизировать и обобщить материал. Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ. Составные компоненты обмена веществ. Использование энергии организмами. Питание. Способы питания организмов. Фотосинтез. Дыхание растений, его сущность Выделение. Способы размножения. Рост и развитие – свойство живых организмов. Раздражимость – свойство живых организмов. Эндокринная система, её роль Рефлекс. Поведение. Движение. Организм как единое целое.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество |
часов |
1 | Жизнедеятельность организмов | 17 |
2 | Размножение, рост и развитие организмов | 7 |
3 | Регуляция жизнедеятельности организмов | 10 |
4 | Часы по выбору учителя | 2 |
| Всего: | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
план | факт |
1 | Обмен веществ – главный признак жизни. | | |
2 | Почвенное питание растений. | | |
3 | Удобрения. | | |
4 | Фотосинтез. | | |
5 | Значение фотосинтеза. | | |
6 | Питание бактерий, грибов. | | |
7 | Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. | | |
8 | Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения | | |
9 | Дыхание животных, его роль в жизни организмов | | |
10 | Дыхание растений. | | |
11 | Передвижение веществ в организмах. | | |
12 | Передвижение веществ у растений. | | |
13 | Передвижение веществ у животных. | | |
14 | Выделение у растений. | | |
15 | Выделение у животных. | | |
16 | Обобщающий урок по теме: «Жизнедеятельность организмов». | | |
17 | Контрольная работа № 1 по теме «Жизнедеятельность организмов» | | |
18 | Анализ контрольной работы. Размножение организмов, его значение. | | |
19 | Бесполое размножение. | | |
20 | Половое размножение. | | |
21 | Рост и развитие – свойства живых организмов. Индивидуальное развитие. | | |
22 | Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека. | | |
23 | Обобщающий урок по теме: «Размножение, рост и развитие организмов». | | |
24 | Контрольное тестирование по теме «Размножение, рост и развитие организмов». | | |
25 | Раздражимость - свойство живых организмов. | | |
26 | Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов. | | |
27 | Нейрогуморальная регуляция. | | |
29 | Поведение организмов. | | |
30 | Движение организмов. | | |
31 | Движение организмов. | | |
32 | Организм – единое целое. | | |
33 | Обобщающий урок по теме: «Регуляция жизнедеятельности организмов». | | |
34 | Контрольное тестирование за курс 6 класса. | | |
35 | Анализ контрольного тестирования. Работа над ошибкими. Обобщение знаний за курс 6 класса. | | |
| Всего: | 35 | |
Планируемые результаты
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты:
знакомство с составляющими исследовательской деятельности
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере: