СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 6 класса: пояснительная записка, календарно-тематическое и поурочное планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»


Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, программы «Биология. Рабочие программы предметной линии учебников «Линия жизни» 5-9 класс. Авторы: В.В. Пасечник, С.В. Суматохин и др. М., «Просвещение», 2014 г. и на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Леонтьевская СОШ»

В соответствие с учебным планом МБОУ «Леонтьевская СОШ» на изучениепредмета отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.


Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

1.  Учебник - Биология 5-6 класс под редакцией В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2014 г.

2.   Рабочая тетрадь.  - Биология. 6  класс. Автор В.В. Пасечник. – М.: Прсвещение, 2017 г.

3. Электронное приложение  к учебнику   Просвещение 2014 г.

4. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений под редакцией Пасечника В.В. М.: Просвещение 2012 г.


Содержание учебного курса


ГЛАВА 3. Жизнедеятельность организмов.

Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ. Составные компоненты обмена веществ. Использование энергии организмами.

Питание. Способы питания организмов. Автотрофные и гетеротрофные организмы.

Почвенное питание растений. Корень, его строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питание растений. Удобрения минеральные и органические. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Меры охраны природной среды. Фотосинтез Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха.

Питание бактерий и грибов. Грибы сапрофиты и паразиты. Симбиоз у бактерий и грибов.

Гетеротрофное питание. Питание животных. Способы добычи пищи животными. Растительноядные животные. Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и добывания пищи. Хищные растения.

Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Значение кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных.

Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников газообмене у растений. Применение знаний о дыхании при выращивании и хранении растений.

Передвижение веществ у растений. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ. Запасание веществ. Защита растений от повреждений.

Передвижение веществ у животных. Кровь, её состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы. Роль гемолимфы и крови в транспорте веществ.

Образование конечных продуктов обмена веществ. Выделение из организма продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений. Листопад.

Удаление продуктов обмена веществ у животного через жабры, кожу. Лёгкие, почки. Особенности.

Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа № 1 «Поглощение воды корнем».

Лабораторная работа №2 «Выделение углекислого газа при дыхании».

Лабораторная работа№ 3 «Передвижение веществ по побегу растения».


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные признаки обмена веществ

— существенные признаки почвенного питания растений, объяснять роль питания в процессах обмена.

— объяснять необходимость пополнения запаса питательных веществ путем внесения удобрений, оценивать вред наносимый природе большим количеством удобрений.

— выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза, объяснять значение фотосинтеза.

Учащиеся должны уметь:

— определять особенности питания бактерий и грибов

— определять особенности питания и способы добывания пищи растительноядными животными, плотоядными и всеядными.

— определять существенные признаки дыхания, значение дыхания.

— характеризовать роль транспорта веществ у разных групп живых организмов.

— характеризовать особенности передвижения разных групп живых организмов;

— определять существенные признаки выделения, объяснять роль выделения в процессе жизнедеятельности.

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.


ГЛАВА 4. Размножение, рост и развитие организмов.

Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Способы размножения. Бесполое размножение растений и животных.

Особенности полового размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок – орган полового размножения растений. Его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития.

Рост и развитие – свойство живых организмов. Индивидуальное развитие. Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Развитие животных с превращением и без превращения.

Влияние табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ на индивидуальное развитие и здоровье человека.

Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа№ 4 «Вегетативное размножение комнатных растений»

Лабораторная работа№ 5 «Определение возраста растений по спилу дерева»


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— формы размножения и их определения;

— особенности процессов роста и развития,

— особенности развития животных с превращением и без превращения.

Учащиеся должны уметь:

— определять значение размножения в жизни организмов,

— ставить биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов.;

— определять возраст растений по годичным кольцам;

— объяснять особенности развития животных с превращением и без превращения.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.



ГЛАВА 5. Регуляция жизнедеятельности организмов.

Раздражимость – свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организмов.

Биологические вещества – гормоны. Гормональная и гуморальная регуляция. Эндокринная система, её роль в гуморальной регуляции. Общее представление о нервной системе. Нейрон. Рефлекс. Нейрогуморальная регуляция.

Поведение, двигательная активность у растений. Виды поведения животных.

Движение – свойства живых организмов. Многообразие способов движения организмов. Движение у растений. Передвижения животных.

Целостность организма. Взаимосвязь клеток. Тканей, органов в многоклеточном организме.

Подведение итогов за год. Летние задания.

Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа№ 6 «Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов».


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— Раздражимость – свойство живых организмов.

— Эндокринная система, её роль в гуморальной регуляции.

— Нейрон – структурная единица нервной системы.

— Движение – свойства живых организмов.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма.

— объяснять согласованность всех процессов жизнедеятельности организма.

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

— объяснять особенности гуморальной регуляции

— объяснять особенности нервной регуляции

— объяснять роль нервной системы.

— объяснять особенности причины врожденного поведения.

Учащиеся должны уметь:

— наблюдать и описывать поведение животных.

— описывать способы передвижения.

— устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения.

— выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп животных и растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.


Обобщение и закрепление знаний.

Систематизировать и обобщить материал. Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ. Составные компоненты обмена веществ. Использование энергии организмами. Питание. Способы питания организмов. Фотосинтез. Дыхание растений, его сущность Выделение. Способы размножения. Рост и развитие – свойство живых организмов. Раздражимость – свойство живых организмов. Эндокринная система, её роль Рефлекс. Поведение. Движение. Организм как единое целое.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.




Тематическое планирование



п/п

Тема

Количество

часов

1

Жизнедеятельность организмов

17

2

Размножение, рост и развитие организмов

7

3

Регуляция жизнедеятельности организмов

10

4

Часы по выбору учителя

2


Всего:

35



Календарно-тематическое планирование


Тема

Дата

план

факт

1

Обмен веществ – главный признак жизни.



2

Почвенное питание растений.



3

Удобрения.



4

Фотосинтез.



5

Значение фотосинтеза.



6

Питание бактерий, грибов.



7

Гетеротрофное питание. Растительноядные животные.



8

Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения



9

Дыхание животных, его роль в жизни организмов



10

Дыхание растений.



11

Передвижение веществ в организмах.



12

Передвижение веществ у растений.



13

Передвижение веществ у животных.



14

Выделение у растений.



15

Выделение у животных.



16

Обобщающий урок по теме: «Жизнедеятельность организмов».



17

Контрольная работа № 1 по теме «Жизнедеятельность организмов»



18

Анализ контрольной работы. Размножение организмов, его значение.



19

Бесполое размножение.



20

Половое размножение.



21

Рост и развитие – свойства живых организмов. Индивидуальное развитие.



22

Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека.



23

Обобщающий урок по теме: «Размножение, рост и развитие организмов».



24

Контрольное тестирование по теме «Размножение, рост и развитие организмов».



25

Раздражимость - свойство живых организмов.



26

Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов.



27

Нейрогуморальная регуляция.



29

Поведение организмов.



30

Движение организмов.



31

Движение организмов.



32

Организм – единое целое.



33

Обобщающий урок по теме: «Регуляция жизнедеятельности организмов».



34

Контрольное тестирование за курс 6 класса.



35

Анализ контрольного тестирования. Работа над ошибкими. Обобщение знаний за курс 6 класса.




Всего:

35




Планируемые результаты


Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • формирование личностных представлений о целостности природы,

  • формирование толерантности и миролюбия;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;


Метапредметные результаты:


  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности

  • формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметными результатами обучения биологии являются:


1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.


2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.